Свами Бхактипада, бывший лидер кришнаитов, скончался в возрасте 74 лет
Г-н Бхактипада в 2004 году |
Свами Бхактипада, бывший лидер американского движения кришнаитов, построивший для своих последователей в горах Аппалачи цветущий золотой рай, но впоследствии признавший себе виновным в ряде федеральных преступлений, в том числе в сговоре с целью убийства двух верующих, скончался в понедельник в госпитале близ г. Мумбаи, Индия. Ему было 74 года.
Причиной смерти стала почечная недостаточность, рассказал его брат Джеральд Хэм.
Г-н Бхактипада, вышел из тюрьмы в 2004 году, отсидев 8 из 12 лет своего тюремного срока, и в 2008 году переехал в Индию.
Сын баптистского проповедника, г-н Бхактипада был одним из первых кришнаитов в Соединенных Штатах. В 1968 году он создал общину, которая стала крупнейшей в стране, и возглавлял ее в 1994 году, несмотря на то, что был отлучен руководством движения.
Созданная им община, Новый Вриндаван, находится в холмах близ г. Маундсвилл, Западная Виргиния, примерно в 100 км. к юго-западу от Питтсбурга. Главной ее жемчужиной является Золотой Дворец, построенный в восточном стиле комплекс зданий, покрытых золотыми листами, с витражными окнами, хрустальными светильниками, зеркальными потолками, мраморными полами, огромными фресками на стенах, шелковыми и парчовыми занавесами, резными тиковыми колоннами и многочисленными статуями. В конечном итоге, Новый Вриндаван занял территорию более 1600 га. Руководство общины часто называли его «духовным Диснейлендом» — там можно было увидеть живого слона, висячие сады, лодку в виде лебедя и фонтаны. Будучи известным туристическим объектом, на пике своей славы, в начале 1980-х годов, община привлекала сотни тысяч посетителей, получая ежегодно огромную прибыль от продажи входных билетов.
Новый Вриндаван |
Барочная роскошь Нового Вриндавана резко контрастирует с жизненными ценностями основателей движения кришнаитов. Основанное на древних индуистских писаниях, это движение было создано в Нью-Йорке в середине 1960-х годов эмигрантом из Индии А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Оно проповедует духовную жизнь, в центре которой — истина, простота и воздержание от наркотиков, алкоголя и внебрачного секса.
Однако к середине 1980-х годов Новый Вриндаван стал объектом расследований со стороны правоохранительных органов всех уровней, связанных, помимо прочего, с сексуальным развращением детей, обучающихся в школе при общине, и убийством двух членов общины. В результате расследований г-ну Бхактипаде, старшему из духовных лидеров движения, были предъявлены обвинения, и поднятая газетами шумиха положила конец сложившемуся имиджу тихих, одетых в шафрановые одежды верующих, ставших привычным зрелищем в американских аэропортах.
Г-н Бхактипада стал главным героем книги Monkey on a Stick: Murder, Madness and the Hare Krishnas («Обезьяна на палке: убийства, сумасшествие и кришнаиты»), написанной Джоном Хюбнером и бывшим репортером газеты «Нью-Йорк Таймс» Линдсеем Грусоном, а также документального фильма Holy Cow Swami, снятого Джейкобом Янгом.
Кейт Хэм в детстве |
Г-н Бхактипада, также известный как Киртананда Свами, родился под именем Кейт Городон Хэм 6 сентября 1937 года в г. Пикскил, штат Нью-Йорк, и был младшим из пяти детей преп. Фрэнсиса Гордона Хэма и его супруги Марджори, в девичестве Кларк.
По словам Джеральда Хэма, г-н Хэм-старший был баптистским служителем, приверженцем старых традиций: «Мой отец отлично вписался бы в круг некоторых евангелических верующих, которые сегодня поднимают такой шум. Библия для него безошибочна . Все мы были наставлены и крещены и т. п. Кейт тоже».
Кейт Хэм получил степень бакалавра истории в колледже г. Мэривилл, штат Теннеси, в 1959 году, где он был лучшим из 118 сокурсников. На последнем курсе он получил престижную стипендию Вудро Вильсона для продолжения учебы. Он поступил в Университет Северной Каролины в г. Чапел-Хилл, чтобы получить докторскую степень в области американской религиозной истории. Однако в начале 1960-х годов, по словам брата, стали известны подробности его любовной связи с другим студентом мужского пола, и его попросили покинуть университет. Кейт осел в Нью-Йорке, где продолжил изучать историю в Колумбийском университете.
Киртананда Свами и Шрила Прабхупада |
Как и многие молодые люди в то время, рассказывает Джеральд, Кейт Хэм экспериментировал и искал себя, пробовал ЛСД, но прежде всего нуждался в духовном пристанище. В 1966 году, не доучившись и бросив университет, он познакомился со Свами Прабхупадой, который открыл свою миссию в Нижнем Истсайде на острове Манхэттен. Кейт присоединился к кришнаитам и в 1967 году стал свами.
Г-н Бхактипада быстро приобретал влияние в зарождающемся движении. Увидев заметку в какой-то газете из штата Западная Виргиния о том, что некий человек готов выделить землю любому желающему построить там ашрам, он приобрел участок земли для постройки Нового Вриндавана, названного в честь индийского святилища. Строительные работы начались в 1968 году.
Первоначальные затраты на Новый Вриндаван превысили полмиллиона долларов. Деньги собрали, по большей части, последователи г-на Бхактипады, которые продавали в торговых центрах и на спортивных мероприятиях бейсболки и наклейки с поддельными эмблемами спортивных команд и изображениями мультипликационных героев, в т. ч. Снупи. Согласно документам суда, выручка, полученная общиной от торговли этими товарами, в конечном итоге, превысила 10 млн. долларов.
Новый Вриндаван открылся в 1979 году, и к началу 1980-х община насчитывала уже 500 членов.
Поначалу казалось, что г-н Бхактипада создал земной рай.
«Думаю, большинство членов общины считали его очень харизматичным человеком, чем-то вроде любящего отца», — говорит Генри Докторски, который пробыл в общине с 1978 по 1994 год и сейчас пишет книгу о Новом Вриндаване. — «Именно так к нему относился я — во всяком случае, пока не покинул общину. К тому моменту я уже пришел к выводу, что он не тот, за кого себя выдавал».
В середине 80-х бывшие члены общины начали обвинять г-на Бхактипаду в том, что он устроил в Новом Вриндаване культ собственной личности. Руководство кришнаитского движения в 1987 году изгнало из своих рядов сначала его самого, а на следующий год и Новый Вриндаван как таковой. Однако он не подчинился и объявил свою общину независимой от движения в целом.
В мае 1990 года федеральный суд присяжных признал г-на Бхактипаду виновным в шести эпизодах мошенничества (в т. ч. в использовании почты для рассылки поддельных сувениров, которые его последователи должны были продавать) и в пяти эпизодах вымогательства. Наиболее серьезные обвинения были связаны с убийством двух кришнаитов: Чарльза Сент-Дениса, убитого в 1983 году, и Стива Брайанта, убитого в 1986 году.
Согласно судебным документам, г-н Сент-Деннис якобы изнасиловал жену одного из членов общины Нового Вриндавана и был убит в отместку. Г-н Брайан, один из самых активных критиков общины из числа ее бывших членов, публично обвинил г-на Бхактипаду в том, что тот закрывает глаза на развращение детей в школе Нового Вриндавана, и сам занимается развратными действиями в отношении несовершеннолетних мальчиков.
Член общины Нового Вринавана Томас Дрешер был признан виновным в убийстве г-на Сент-Дениса. (Другой член общины, Дэниел Рейд, признал себя виновным в преднамеренном убийстве в обмен на показания против г-на Дрешера.) В ходе отдельного судебного разбирательства г-н Дрешер был признан виновным в убийстве г-на Брайанта.
Г-на Бхактипаду обвинили в том, что он подстрекал своих последователей к совершению этих убийств. На суде прокуроры утверждали, что он видел в обоих убитых угрозу своему многомиллионному состоянию. В 1991 году г-на Бхактипаду признали виновным во всех шести эпизодах мошенничества и в трех из пяти эпизодов вымогательства. Его приговорили к 30- летнему тюремному заключению .
Г-н Бхактипада покидает здание суда после окончательного приговора |
В 1993 году апелляционный суд отменил вынесенный приговор и потребовал провести новое разбирательство в связи с тем, что свидетельские показания о развращении малолетних, гомосексуализме г-на Бхактипады и его дурном обращении с женщинами-членами общины были признаны недостоверными.
В 1996 году, на третий день нового судебного разбирательства, г-н Бхактипада согласился на сделку с правосудием и признал себя виновны в одном эпизоде вымогательства и мошенничества, а также в сговоре с целью совершения обоих убийств, но при этом не признал свое личное участие в убийствах. Его приговорили к 20 годам тюремного заключения, а впоследствии сократили срок до 12 лет.
Выйдя на свободу, г-н Бхактипада какое-то время жил в Манхэттене в штаб-квартире основанного им движения, Межрелигиозной лиги преданных, а потом переехал в Индию.
Кроме брата Джеральда, вышедшего на пенсию архивиста из штата Висконсин, в живых остаются и две сестры г-на Бхактипады, Джоан Одинбо и Ширли Роджерс.
Новый Вриндаван снова стал частью кришнаитского движения в 1998 году. Сегодня община все еще существует, хотя и насчитывает менее 250 членов. Слона уже давно нет. Члены общины всегда рады посетителям, если верить веб-странице Золотого Дворца, входной билет стоит 8 долларов для взрослых и 6 для детей. В кафе на территории ашрама можно перекусить индийскими кушаньями, пиццей и картошкой фри.