Закат мунистов
Мэдисон-сквер-гарден, 1982 |
В жизни члена Церкви Объединения есть два главных события: бракосочетание, именуемое «Святым благословением», и погребение, именуемое «Вознесением». Это лето стало переломным моментом для церкви, членов которой в просторечии называют «мунистами», хотя сама церковь этот термин не признает.
Прежде всего, церковь отпраздновала 30-ю годовщину своей самой известной церемонии бракосочетания — крупнейшей в истории Северной Америки. 1 июля 1982 года более 2000 пар мунистов сочетались браком в спорткомплексе «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью-Йорке.
15 сентября этого года тысячи людей вновь собрались во Всемирном центре мира в Чхонсиме (Южная Корея) на похороны главы и основателя церкви, преподобного Сан Мен Муна.
Церковь Объединения пригласила своих членов со всех концов света воздать почести покойному, но было заметно, что еще больше бывших мунистов остались дома, не пожелав участвовать в церемонии. Некогда растущее новое религиозное движение постоянно сокращается в размерах — в Ванкувере остается около сотни его членов. А со смертью основателя церкви, преподобного Муна, ее судьба находится в руках наследников, конфликтующих друг с другом.
В другое время К. Гордон Нойфельд присоединился бы к числу оплакивающих уход Муна, но сегодня он описывает свои чувства как смесь отвращения к церкви и облегчения от того, что ее вождь более не может все контролировать. «Как-то я сказал, что открою бутылку шампанского, когда Мун умрет», — говорит Нойфельд, — «но не сделал этого. Я действительно ощутил некоторую радость, потому что его влияние было ужасным. Он был мошенником и оставил после себя ложь».
Другие, например, Хизер Тальхаймер, служитель Церкви Объединения, говорят, что для них это печальное, но очень значительное событие. «Мы твердо верим в вечный мир, а потому не ощущаем большого отделения», — говорит Тальхаймер. — «Это радостный день, мы восхищаемся невероятной жизнью этого человека и тем, что он сделал для человечества».
Восход Муна
Мун, появившийся на свет на территории нынешней Северной Кореи, создал свою религию, основанную на христианских ценностях в 1954 году. Вероучение Муна содержало два ключевых положения: уничтожение коммунизма и пропаганду целомудренного христианского брака. Церковь Объединения считает Муна и его супругу Хак Джа Хан «Истинными Родителями», а Муна — мессией.
Эта религия распространилась в Южной Корее и Японии, а в 1972 году Мун перенес свою штаб-квартиру в Нью-Йорк, откуда начал вербовать последователей по всей территории США. Его церковь добилась признания в Америке, занимаясь миссионерской деятельностью в штатах Калифорния и Нью-Йорк и в Вашингтоне. Социологи отмечали особенный успех, которым миссионеры-мунисты пользовались в районе Сан-Франциско, объясняя это обстоятельство тем, что в тех местах еще сохранялась культура хиппи.
Исследователь Айлин Баркер в своей книге «Портрет муниста» (The Making of a Moonie), что многие новообращенные выросли в строгих религиозных семьях, потом увлеклись философией Новой Эры, но их оттолкнула сомнительная нравственность окружающих. Церковь Объединения предложила им как альтернативный образ жизни, так и строгий нравственный кодекс.
В 1970-х и 1980-х мунисты попадали в заголовки новостей в связи с множеством новообращенных, массовыми бракосочетаниями и обвинениями в «промывке мозгов», но постепенно интерес к этим скандалам сошел на нет. В 2004 году Мун короновал себя «Царем мира» в присутствии 12 американских конгрессменов в одном из зданий Сената США. Хотя его называли разными именами, последователи, в основном, запомнят его как своего мессию и «Истинного Отца».
После себя Мун оставил основанную им консервативную газету «Вашингтон Таймс», бизнес-империю, а также религиозную организацию, которая с его смертью выглядит как никогда шаткой
Разочарование и гнев
К. Гордон Нойфельд |
В 1976 году Нойфельд только что окончил Университет Британской Колумбии и вернулся домой в Калгари. Мучаясь от бесцельности существования после учебы, он купил билет до Сан-Франциско и присоединился к этой новой религии, которая стремительно охватывала Западное побережье США. Десять лет спустя Нойфельд покинул Церковь Объединения. Он рассказывает об этом в автобиографической книге «Разочарование и гнев» (Heartbreak and Rage), и образ церкви, который он рисует, как следует из названия, довольно мрачен.
Впервые присоединившись к мунистам, Нойфельд даже не знал, что они из этой церкви. Люди, с которыми он познакомился в Сан-Франциско, называли себя «Проект „Творческое сообщество“», и вместе с другими новообращенными Нойфельд отправился в лагерь на севере Калифорнии. Нойфельд вспоминает, что поначалу собирался пробыть там несколько дней, но его уговорили остаться почти на месяц и в конце концов рассказали об учении преподобного Муна. Нойфельд спорил с членами церкви о религии, но их идеализм был заразителен, и он постепенно принял религиозные аспекты учения.
«Они преподносили это как некий научный эксперимент — я могу испытать учение и проверить, работает ли оно, а если нет, я всегда могу уехать», — вспоминает Нойфельд. — «Не чем сильнее ты подсаживаешься, тем чаще соглашаешься, даже если у тебя есть сомнения. И чем ближе ты подходишь к тому моменту, когда принимается решение отбросить все сомнения, тем больше ты поступаешь так, словно веришь. Ты находишься в состоянии когнитивного диссонанса, а потом в какой-то момент просто говоришь: «Ладно, я верю!»
В то время церковь ожидала от последователей постоянного вклада в общее дело. Нойфельд со временем начал продавать на улицах цветы и безделушки, отдавая выручку церкви. Это была обычная практика инициации — верующие, объединенные в группы, которые называли «мобильными фандрэйзинговыми командами», трудились, собирая пожертвования.
Поначалу по прибытии в лагерь церковь отрезала Нойфельда от каких-либо контактов с внешним миром, и он редко был предоставлен самому себе. День был постоянно занят какой-то деятельностью. Со временем фанатизм ослабел, но жизнь оставалась тяжелой. Нойфельд поступил в семинарию в Нью-Йорке, где требования к слушателям были помягче, но по-прежнему посвящал все свое время церкви.
Когда новая религия укоренилась в Северной Америке, на нее обрушились обвинения в промывке мозгов. В некоторых случаях озабоченные родны похищали верующих и подвергали их «депрограммированию» — своего рода повторному обращению, в ходе которого их лишали свободы и принуждали согласиться с тем, что Церковь Объединения — зло.
Социолог Айлин Баркер, которая тесно общалась с мунистами на протяжении семи лет, в своей книге отвергает теорию о промывке мозгов. Она пишет, что эта теория, выдвинутая такими психологами, как Маргарет Сингер, не объясняет большого количества отступников и того, что многие люди, побывавшие на вербовочных ужинах или в лагерях для новичков, больше туда не возвращались. 90% людей, посещавших семинары выходного дня так и не присоединились к мунистам, и Баркер выяснила, что оставшимися можно было манипулировать лишь в течение какого-то времени. Скорее всего, оставшиеся в церкви последовали своему собственному пониманию религиозной свободы.
Хизер Тальхаймер, возглавляющая церковный отдел развития служения в США, является членом церкви уже 35 лет. Она говорит, что ее похищали и депрограммировали, и считает, что это было самое травматичное переживание за всю ее жизнь в вере. «Я боялась за свою жизнь», — говорит Тальхаймер. — «Травматичное — это еще мягко сказано».
Покинув церковь, Нойфельд вернулся в университет осенью 1990 года и поступил на курс сочинительства. Он решил написать книгу о члене Церкви объединения, который подвергается «депрограммированию», однако, начав изучать вопрос о контроле над разумом, понял, какие приемы применяли по отношению к нему самому: церковь принуждала его работать до изнеможения, члены церкви редко оставались наедине сами с собой, их регулярно ограничиали в сне, даже призывали расталкивать тех, кто засыпал во время особенно длинных проповедей.
Нойфельда возмутило и то, что он считает лицемерием, в рядах семьи Муна. Нансук Хонг, бывшая супруга одного из сыновей Муна, написала разоблачительную книгу «В тени Мунов» (In the Shadow of the Moons), в которой подобно описала свою жизнь в их доме. В книге есть истории о незаконном употреблении наркотиков, насилии и супружеской неверности, а также многих других вещах, которые Церковь объединения категорически запрещает. Тогда, через несколько лет после формального ухода из организации, Нойфельд окончательно порвал с учением Объединения.
«Он называл себя мессией, и я в полном смысле слова поставил на эту карту свою жизнь».
После вознесения
Массимо Интровинье |
Социологи расходятся во мнениях относительно того, стала ли смерть Муна причиной ухода из церкви ухода значительного числа последователей. Сюзан Палмер, автор книги «Сестры Муна, матери Кришны, любовники Раджниша» (Moon Sisters, Krishna Mothers, Rajneesh Lovers), убеждена, что отход людей от церкви после смерти Муна имел место. Социолог Массимо Интровинье из CESNUR (Центра изучения новых религий) утверждает, что уровень отступничества был невелик.
Количество последователей Церкви объединения трудно подсчитать. Сама церковь несколько раз называла цифру от 3 до 7 миллионов последователей в 200 странах мира, однако, по словам Интровинье, реальная цифра ближе к 100 тысячам.
Церковь подсчитывает своих членов иначе, чем внешние наблюдатели, говорит Интровинье.
«ЦО (Церковь объединения) говорит о миллионах членов — о шести миллионах, иногда больше», — пишет он в электронном сообщении. — «Я бы хотел подчеркнуть, что, с точки зрения их богословия, это не ложь. Как ни парадоксально, человек может стать „членом“ ЦО, сам того не подозревая, — например, подписав на улице некий документ в полной уверенности, что просто отдает голос в защиту семейных ценностей. Бог знает, что таким образом твой брак был „благословлен“ даже без твоего ведома, а только это и имеет значение. Но, конечно, социологи так „членов“ не подсчитывают».
Согласно интервью, которое пастор Церкви объединения дал газете «Ванкувер Сан», в Ванкувере проживает около ста мунистов. Эл Вайлдинг признается, что скандальная репутация в течение многих лет затрудняла привлечение новых членов.
Ни Интровинье, ни Палмер сейчас не уверены в том, каково будущее этой религии. Палмер предполагает, что она будет существовать и далее благодаря высокому уровню внутренней организации и относительно стабильной численности, но оговаривается, что волатильность подобных групп уже преподносила ей сюрпризы.
«Я даже опубликовала статью, в которой говорилось, что последователи Раджниша в Орегоне все делают правильно, и прямо накануне ее выхода в свет этой общине пришел конец», — говорит Палмер. — «Новые религии непредсказуемы. Действует множество невидимых факторов, о которых ты узнаешь лишь впоследствии».
Сюзан Палмер |
С годами Церковь объединения постепенно ослабляла свои строгие требования, и установления переставали быть такими жесткими. Например, супругов сегодня подбирает уже не преподобный, а специальный комитет, или их собственные родители, по принципу взаимной совместимости, и уже вступившие в брак люди могут получить в церкви благословение. Выезды за город на выходные, с помощью которых проводилось активное привлечение новых членов, и «мобильные фандрейзинговые команды» остались в прошлом. Теперь церковь стала более открытой, но, наверное, и менее убедительной.
Теперь, после смерти преподобного Муна, внутрисемейные конфликты, скорее всего, разгорятся еще жарче. Супруга Муна Хак Джа Хан остается символической главой церкви после смерти мужа, а младший сын Муна должен взять на себя руководство религиозными делами.
Некогда Мун уже провозглашал своего третьего сына, Хён Джина, «четвертым Адамом», и долго считалось, что именно он станет следующим вождем церкви, однако Хён Джин Мун вместе с бывшим помощником Муна, преподобным Кваком, создал свою собственную обособленную группу. Теперь, по причине запутанных юридических тонкостей, Хён Джину по прежнему принадлежат права на название «Международная Церковь объединения» и основанный Муном бизнес по поставке сырья в рестораны суши. Ситуация еще более осложняется тем, что деловую сторону империи Муна возглавляет другой его сын.
Хотя Тальхаймер утверждает, что трения в семье Мунов ее не тревожат, Палмер считает, что под грузом отсутствия единства в руководстве и судебных тяжб церковь может расколоться на части. Однако самого преподобного Муна участь того, что останется после его смерти, не беспокоила. Однажды он заявил: «Я и дальше буду руководить церковью из духовного мира».
Святое благословение
1 июля 1982 года Нойфельд с невестой были в числе 2075 супружеских пар, обвенчанных в Мэдисон-сквер-гарден. Супружество имеет основополагающее значение для Церкви объединения; главный священный текст этой религии, «Божественный принцип», утверждает, что причиной падения человека стало «преждевременное сожительство» Адама и Евы. По словам Муна, восстановления человека можно достичь лишь посредством брака, благословленного безгрешным мессией. Супружескией пары, подобранные церковью, становятся частью потомства мессии посредством ритуального обряда бракосочетания, именуемого «святым благословением».
Вновь благословленные супруги, как правило, проводят 40 дней раздельно друг с другом, однако в прошлом некоторым парам приходилось ждать воссоединения гораздо дольше — пока они не исполнят поручения, данные им церковью. Тогдашняя жена Нойфельда покинула церковь после без малого трех лет насильственного разлучения.
«Каждый из нас должен был привлечь трех новых членов», — говорит Нойфельд. — «[Моя жена] решила, что не вынесет долгого ожидания, и покинула Церковь объединения. Это означало, что наш брак, по существу, распался».
Став холостяком, Нойфельд какое-то время еще оставался в церкви, однако через два года, истощенный исполнением обязанностей, возложенных на него церковью, ушел и он.
Хизер Тальхаймер |
Когда его книга Heartbreak and Rage вышла из печати, бывшая мунистка Мэри Джо Дауни прочла ее и связалась с Нойфельдом. Она тоже разочаровалась в учении Муна после того, как супруг, которого ей подобрала церковь, стал ее избивать. Хотя в душе Дауни и Нойфельда оставались шрамы от браков, организованных церковью, они, в конечном итоге, поженились. Нойфельд говорит, что это единственное хорошее, что принесло ему членство в церкви мунистов.
Тальхаймер все еще верна церкви через 35 лет после присоединения к ней. Она также вступила в брак в Мэдисон-сквэр-гарден в 1982 году, но ее воспоминания о том летнем дне гораздо более приятны:
«Между тобой и другими людьми, вместе с которыми ты получаешь благословение, есть такая близкая связь», — говорит она. — «Это полная противоположность одиночеству. Это прекрасное чувство любви и единства».
Этим летом Тальхаймер с супругом вместе с другими благословленными парами отпраздновали годовщину своей совместной жизни в чикагском Манхэттан-билдинг. У них трое детей, все они выросли в церкви. Одна из дочерей покинула церковь, хотя, по словам Тальхаймер, ее дочь «гордится своим происхождением».
Нойфельд и его нынешняя жена живут на севере штата Нью-Йорк, совсем рядом с семинарией, где он когда-то жил, и где теперь трудится Тальхаймер. «Божественный принцип» утверждает, что только те, у кого есть семья, пойдут на небеса. Несмотря на то, что Нойфельд и его супруга отвергли церковь, сама церковь, вероятнее всего, по-прежнему считает их своими членами. Вопреки всем усилиям, Нойфельд и его жена все равно на полпути к спасению — мунисты действуют таинственным образом.