Атеисты признают, что их неверие связано с эмоциональным дискомфортом
Недавно я был в студенческом городке одного университета, и молодой атеист спросил меня, чем я могу объяснить рост числа людей — особенно молодых, — которые не отождествляют себя ни с какой конкретной религией. Я ответил, что вопрос довольно объемен, и что причины столь же многочисленны и разнообразны, как и группа, о которой он говорит. Ответ его, похоже, не удовлетворил.
Возможно, мой молодой собеседник полагал, что число нерелигиозных людей растет потому, что люди стали менее доверчивы, чем прежде, и чаще верят, что наука объясняет мир лучше, чем религия. Похоже, так думает большинство людей, с которыми я беседую в Интернете, — хотя наука и не может совсем упразднить Бога. Но даже если атеисты ошибочно полагают, что наука каким-то образом может доказать, что Бога нет, подлинное основание их безбожия не в этом.
Два новых исследования, проведенных Американской психологической ассоциацией подтверждают, что для значительной доли атеистов неверие в Бога — следствие не беспристрастных логических рассуждений, а эмоционального или социального дискомфорта, вызванного их представлениями о Боге. Как говорится в статье из журнала Psychology Today, которая подытожила результаты исследований, «54% тех, кто называет себя атеистами, указали на какие-то социальные или эмоциональные причины своего неверия. Второе исследование показало, что 72% из 429 взрослых американцев, в той или иной степени исповедующих атеизм или агностицизм, назвали аналогичные причины» {1}. Таким образом, доля сознательных атеистов, которые признают влияние эмоциональных и психологических составляющих на их неверие, довольно высока.
Как отмечается в статье, эти данные — не откровение. Предыдущие исследования также показывали, что атеисты испытывают негативные чувства к Богу, как они Его себе представляют {2}, и что эти эмоции отчасти объясняют их атеистические убеждения. Д-р Пол Витц в своей книге Faith of the Fatherless: The Psychology of Atheism («Вера безотцовщины: психология атеизма») исследовал связь «межличностной травмы с боязнью привязанности» у атеистов в истории. Помимо прочих факторов он усматривает связь между неверием в Бога и присутствием в жизни атеистов плохих отцов.
Интересной особенностью этих исследований является то, что они основаны не на умозаключениях третьей стороны, но на признаниях самих атеистов. Почти три четверти атеистов признаются, что на их атеистические убеждения повлиял эмоциональный фактор. В действительности цифры могут быть еще выше, поскольку самоидентификация обычно дает заниженные показатели. Некоторые, возможно, не осознают влияния определенных эмоциональных мотиваторов, а некоторые, возможно, не хотят его признавать. Так или иначе, два исследования, о которых идет речь, показали, что у большинства опрошенных атеистов действительно есть эмоциональные причины не хотеть, чтобы Бог, каким они Его себе представляют, существовал.
Все это важно по очень практической причине. Подобно тому, как неверие человека обычно нельзя объяснить одними лишь бесстрастными рассуждениями, бесстрастные рассуждения могут лишь до некоторой степени помочь человеку уверовать в Бога вселенной. Мы, люди, — разумные существа. Отчасти именно этим мы отражаем образ Божий. Если ты мастерски владеешь фактами и аргументами, чтобы защищать свою веру, но не доставляешь себе труда получше узнать собеседника, ты достигнешь немногого. Люди есть люди, и все они хотят ощущать свою значимость. В том числе и неверующие. Не ограничивайтесь в разговорах своими лучшими аргументами. Узнавайте друг друга. Налаживайте взаимоотношения. Проявите к собеседнику подлинную заботу и, возможно, вы обнаружите в нем желание поделиться своими настоящими проблемами. Только тогда они будут по-настоящему готовы вас выслушать.
Сноски
1. Tix, Andy, PhD. "The New Psychology of Atheism." Psychology Today. Psychology Today, 21 Mar. 2016. Web. 21 Mar. 2016.
2. Bradley, David F., Julie J. Exline, and Alex Uzdavines. "The God of Nonbelievers: Characteristics of a Hypothetical God." Science, Religion and Culture SRC 2.3 (2015): 120-30. Web.