Евангельские Христиане в Духе Апостольском
Община Евангельских Христиан в Духе Апостольском (Vilniaus Krikscioniu Evangeliku Apastalu Dvasioje bendruomene) образовалась в Вильнюсе в 1950 году, когда объединились верующие, приехавшие в город на работу, преимущественно из белорусских деревень (Ошмяны, Гольшаны и др.). В 1957 году Павлом Пецевичем был рукоположен первый пастор общины – Николай Степаненко. Богослужения проходили по частным квартирам, т.к. община не была зарегистрирована. Через десять лет (1967), под влиянием проповедника Крыжановского, Степаненко уклоняется в ересь и его снимают с поста пастора. Следующие 15 лет церковь посещают приезжие пасторы, пока наконец в 1982 году, после двух лет проверки служением, все тот же Павел Павлович Пецевич пастором рукополагает нынешнего руководителя общины Ивана Станкевича. В 1979 году община регистрируется, но при этом не входит ни в какие союзы. И поныне она остается самостоятельной церковью, поддерживающей с братьями по вере только неформальные отношения (фактически материнской церковью, с мнением которой считаются, является Мостовская община). Через некоторое время после регистрации община получила разрешение проводить собрания в помещении клуба нового района Балтупяй. В 70-ых годах церковь уже насчитывала порядка 50 человек, она выросла за счет естественного прироста – рождения детей у первых верующих. В 1989 году церковь получила разрешение на строительство Дома Молитвы, а в 1990 был получен пустой участок на улице Дзуку. В 1992 году началось, собственно, само строительство по проекту архитектора Вишняускаса. Уже в декабре 1992 года было готово левое крыло храма, в котором начались проводиться регулярные богослужения. Строение храма шло долго и трудно, часто не хватало денег и здание возводилось усилиями верующих. Полностью закончено оно было только в 1999 году, и богослужения были перенесены в центральный зал. Ныне число верующих остается таким же, как и 30 лет назад – около 50 человек, большая часть потомственные члены церкви. Также молитвенные общины собираются в Клайпеде и Висагинасе.
Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостольском отрицает тринитарное понимание Бога (Троицу). Основывая свою веру исключительно на Писании, они считают, что возвращаются к истинному библейскому пониманию Бога, возвращаются к единобожию (в противовес некой языческой Троице). Поэтому крещения других церквей не признают и присоединившихся перекрещивают – водным крещением "во имя Иисуса Христа". Верят, что один единый Бог в разные исторические периоды являл себя в разных ипостасях (Бога-Отца в дохристианский период, Сына Иисуса Христа в начале первого века и Святого Духа после распятия Иисуса и поныне), и не верят в наличие у Бога разных личностей. Верят, что чистая, неповрежденная вера была передана через апостолов (отсюда и название) и ими хранима. В остальном "Евангельские Христиане в Духе Апостольском" мало отличаются от других пятидесятнических церквей – верят в то, что в церкви действует святой Дух, проявляющий себя в исцелениях, просветлениях и откровениях, глоссолалиях (говорении на иных языках). Правда, в вильнюсской общине уже некоторое время говорение на иных языках не происходит. Последователей церкви называют "единственники", "единобожники", "иисусовцы" или "смородиновцы" (по имени одного из лидеров – Н. П. Смородина), сами же они называют себя, как значительная часть протестантов, просто христианами. Причастие в церкви совершается раз в два месяца (6 раз в год), для чего специально пекутся пресные хлебцы, а в качестве причастного вина обычно покупается "Кагор". Само причастие воспринимается как символ – воспоминание о Христе, его пришествии, данном им Новом Завете.
Первые последователи учения этой деноминации появились в 1913 году на территории Финляндии, откуда церковь распространилась сперва в Выборг и Петербург, а в последствии и в другие регионы России. Идеологом и главным организатором стал бывший баптистский пастор Гельсингфорса (ныне Хельсинки) Александр Иванов, принявший крещение святым Духом в 1913 году (чему предшествовали встречи с несколькими видными деятелями унитарианского пятидесятничества). Вера быстро распространилась в Европейской части России, и уже в 1914 году разъездные проповедники появились даже в Закавказье. На начальном этапе советского периода церковь действовала свободно и получала разрешение на строительство храмов. Но с 30-ых годов начались преследования. В 1947 году руководители церкви были вынуждены подписать соглашение о вхождении во "Всесоюзный совет евангельских христиан – баптистов" (советской зонтично-контрольной организации, в которую сгоняли почти всех протестантов). Часть общин подобного объединения не признали и оказались на нелегальном положении. Легализация самостоятельной церковной структуры стала возможна только с падением советской власти.
Мне довелось побывать на особенном, праздничном богослужении, посвященном 56-ой годовщине общины. На этот праздник собрались не только вильнюсские верующие, но и гости со всех концов Литвы (из Шальчининкай, Клайпеды, Висагинаса) и из соседних государств (Латвии и Беларуси). Собралось около 120 человек, включая и детей, церковь была заполнена. Не было видно и доминирования какой-нибудь возрастной группы – достаточно пропорционально представлены все, от младенцев до стариков. Внутри храма из украшений имеются только резные лампы на стенах да небольшой плакат с цитатой из Библии, которая периодически меняется. Крестов внутри церкви нет, т.к. это не предусмотрено в писании и символ креста и тем более крестное знамение в богослужении отсутствуют (хотя ничего против использования крестов церковь не имеет – один из них украшает вход в храм, в качестве символа того, что это собственно Храм, Дом Молитвы). Приятно поразила традиционность собрания – все присутствующие мужчины (за редким исключением) были в костюмах и при галстуках, а женщины в юбках и с повязанными платочками головами. Также оказалось, что и рассаживаются верующие не просто – за единичными исключениями, все женщины расположились на скамьях справа от входа, а мужчины слева. Все песни исполнялись под аккомпанемент стоящего на против хора пианино. Собрание началось с пения библейского псалма, после чего проповедовал пастор церкви, Иван Иосифович Станкевич. Лейтмотивом всех проповедей этого дня стали как Божья благодать и необходимость хранить веру в чистоте, так и история общины и возведения Храма. После пасторской проповеди последовало вознесение коленопреклонных молитв (все верующие молились на коленях, в то время как некоторые из них возносили свои молитвы-благодарности вслух). После этой молитвы трижды повторилась одна богослужебная схема – все собрание поет гимн из песенников, которые лежат в "кармашках" на спинках скамей; молодежный хор, стоя, исполняет молитву или гимн (первым исполнили "Отец наш"); происходит отдельное музыкальное восхваление (одна из гостей прочла сочиненные по данному поводу стихи и спела песню, затем молодая девушка сыграла на скрипке, а третий раз две девушки дуэтом спели песню под сопровождение пианино и саксофона); один из проповедников читает приготовленную проповедь (церковь исключительно русскоязычная, и в половине случаев явственен белорусский акцент). В конце вновь повторяются коленопреклонные молитвы, уже стоя (с опущенной головой) верующие молятся по просьбам нуждающихся в молитве, и в завершение поется гимн собственного сочинения (обычно используется баптистский песенник "Гусли" или его модификации). После двух с половиной часового богослужения верующие расходятся на небольшой перерыв (обычно вечернее собрание начинается в пять часов, но т.к. на этот раз было очень много гостей, которым еще нужно добраться до дому, намеченное молодежное служение проводят как можно скорее). Традиционализм церковной жизни виден в этой общине как в духовных (чинность и торжественность собраний, ориентация на традиционные гимны, умеренная эмоциональность молитв), так и во внешних (одежда и расположение верующих) проявлениях.