Семья Шуллеров: повесть о двух церквях
Бобби Шуллер |
Внутрисемейные разногласия и финансовые проблемы в последнее время преследуют роскошный, но обанкротившийся «Хрустальный собор» — предприятие, которое, по мнению некоторых, отжило свой век. Бобби Шуллер, внук основателя «Хрустального собора», стремясь идти в ногу со временем, создал собственную, более скромную церковь. Новая община, названная «Собранием» (The Gathering), отличается более спокойными формами поклонения. Воскресные собрания проходят не в роскошном церковном здании. Собрание начинают молодые участники музыкальной группы, и атмосфера на нем семейная — люди не носят карточки с именами и не приветствуют друг друга официальным рукопожатием.
Все это характерно для стиля поклонения, популярного среди верующих в возрасте от 20 до 40 лет, говорит Ричард Флори с факультета социологии религии Университета Южной Калифорнии. Напротив, «Хрустальный собор» известен своей великолепной продукцией, облачениями пасторов и традиционными гимнами. Средний возраст его прихожан — 53 года. «Они полностью изжили себя», — говорит Флори. — «Они привязаны к участку земли и зданию, и это стало проблемой».
Хрустальный собор |
Представители «Хрустального собора» говорят, что в их финансовых бедах повинна рецессия. Согласно оформленным в прошлом месяце документам о банкротстве, община задолжала более 550 кредиторам суммы от 50 до 100 млн. долларов. Однако внутренние наблюдатели и эксперты говорят, что ситуация еще сложнее, и суть проблемы — в том, как наилучшим образом сохранить наследие Роберта Шуллера.
В последние годы «Хрустальный собор» переживал не лучшие времена — количество прихожан таяло вместе с пожертвованиями. Это привело к сокращению бюджета, что, по мнению некоторых, негативно сказалось на программах и продукции, выпускаемых церковью.
Одновременно церковь лихорадило из-за семейных неурядиц, в числе которых было очень громкое увольнение Роберта Энтони Шуллера, которого издавна считали наследником отца, и назначение на ключевую должность старшей дочери Роберта Шуллера Шейлы Шуллер-Коулмэн.
Бобби, который также возглавлял собственное служение под крышей собора и время от времени появляется в телепрограмме «Час силы», в прошлом году переместился со своей церковью в город Орэндж. Его община с тех пор удвоилась в размерах. «Нет какого-то одного правильного способа организации церкви», — говорит Бобби, сын Роберта Энтони. — «Я посмотрел на культуру и создал церковь, которая подходит моему поколению».
[...]
Собрание в новой церкви |
Бобби Шуллер так же любит все новое, как и его дед, но проповедует свое понимание христианства совершенно иначе. По его словам, стереотип церкви — это идеальное здание с идеальными людьми, идеальной музыкой и идеальным проповедником. «Иными словами, он не имеет ничего общего с жизнью», — говорит Бобби. О своем видении он размышляет в кабинете, который обустроил в гараже. Вдоль одной стены вытянулась книжная полка, а в углу стоит большой бочонок домашнего пива (вдохновленного идеей «сливочного пива» из книг о Гарри Поттере). На улице припаркована золотистая Тойота-Камри, на спидометре которой уже более 200 тыс. миль.
Бобби хочет, чтобы его церковь была общиной, в которой смогут найти свое место «замороченные люди с заморочками по жизни».
Добровольцы каждое воскресенье готовят помещение к собранию, а днем снова убирают столы и стулья. Когда все сделано, все идут есть пиццу. Более 90% церковного бюджета идет на помощь бездомным и жертвам домашнего насилия. «Наша цель — большие христиане, а не большие церкви», — говорит Бобби.
Роберт Шуллер старший в свое время был пионером христианства, "ориентированного на потребителя" — именно ему принадлежала идея создания церкви, в которой люди присутствовали, не выходя из своих автомобилей (наподобие популярных в Америке кинотеатров-автостоянок). Однако потребитель со временем меняется, а способность адаптироваться со временем идет на убыль. Именно поэтому Шуллер-старший пережил свою эпоху. Судя по некоторым замечаниям Шуллера-внука, он идет той же дорогой, только выбрал другой отправной пункт, поближе к нынешнему поколению. Порок сокрыт не в стиле поклонения, а в самой идее создания церкви, которая постоянно приспосабливается к меняющейся культуре. Кроме того, статья, к сожалению, не отвечает на вопрос, насколько Шуллер-внук разделяет прискорбные богословские возррения Шуллера-деда, одного из пионеров позитивного "антропоцентричного евангелия". — Дмитрий Розет |