«Дэн Браун оправдан. Майкл Байджент и Ричард Лей, обвинившие писателя в плагиате, надолго запомнят судебный процесс»
У авторов исследования «Священная кровь и Священный Грааль» появились вполне реальные перспективы обанкротиться. В качестве ответчика на суде они выбрали самого высокооплачиваемого автора в мире и теперь, возможно, будут вынуждены расстаться с собственными домами. Суд оправдал Дэна Брауна, обвиненного ими в нарушении авторских прав.
57-летний Майкл Байджент, уроженец Новой Зеландии, проживающий в Уинчестере, и 62-летний американец Ричард Лей, проживающий в Лондоне, не присутствовали в зале суда, когда судья Питер Смит зачитывал вердикт. Он признал безосновательными обвинения истцов в том, что Браун «полностью скопировал» структуру их книги, вышедшей в 1982 году, на написание которой у них ушло пять лет.
По решению суда истцам придется выплатить 1,1 млн. фунтов издательскому дому Random House, который опубликовал книгу Брауна и, по иронии, их собственную. Первый платеж в сумме 350 тыс. фунтов должен быть сделан не позднее 5 мая, что означает, что, по крайней мере, одному из истцов придется продать свой дом.
Хотя представитель Random House на суде заявил, что не желает оставлять Байджента и Лея бездомными или банкротами, судья отметил, что после трехнедельного слушания дела он «крайне удивлен» тем, что в момент, когда он зачитывает приговор, истцы не сочли должным присутствовать в зале. Он отказал адвокатам истцов в праве направить апелляцию на решение суда.
В настоящее время Байджент находится в Канаде со своей женой. Он недавно завершил проведение рекламной кампании своей новой книги «Документы Христа», а Лей решил остаться в приемной Королевского дворца правосудия.
Лей - загадочная фигура. Из-за своей коричневой кожаной безрукавки, темных очков и свисающих усов он сильно смахивает на участника рок-группы. Он покинул здание суда, не демонстрируя особых эмоций, и лишь закурил сигарету, поскольку явно нуждался в том, чтобы привести нервы в порядок, ведь ему и его коллеге теперь придется заплатить своим юристам 800 тысяч фунтов, не считая покрытия судебных издержек в 1,1 млн. фунтов.
Явно расстроенный вердиктом, он попытался спасти свое лицо. «По своей природе это судебное разбирательство подразумевает конфликт между духом и буквой закона, - сказал он. - Я думаю, по отношению к букве закона мы потерпели поражение. Но мы выиграли по духу и в этом отношении считаем себя отомщенными».
Судебное разбирательство привело к резкому скачку в объемах продаж обеих книг, хотя Байдженту и Лею это вряд ли сможет помочь. «Чтобы покрыть судебные издержки, нам придется продать неслыханное количество книг», - заявил Байджент.
За неделю до начала суда было продано 357 экземпляров «Священной крови и Священного Грааля». Во время разбирательства продажи в среднем доходили до 5000 тысяч экземпляров в неделю - огромный скачок, однако, по данным экспертов, авторские гонорары за неделю не превышали 70 тысяч фунтов.
За неделю до начала судебного разбирательства было продано 14562 экземпляра «Кода да Винчи». Книга и без скандала разошлась в Великобритании тиражом более 4 млн. экземпляров, а уж после начала суда еженедельные продажи ее выросли до 19 тысяч штук.
Дэн Браун явно испытал облегчение, когда с него официально сняли обвинения в плагиате. Он сказал, что все еще не верит, что его кто-то мог обвинить в краже идей для книги. «Сегодня хороший день для тех, кто пишет, и тех, кто любит читать, - сказал он. - Я все еще удивлен, что двое истцов все-таки решились обратиться в суд. Но вынесенное судом решение также затрагивает более широкую проблему. Литератор должен иметь возможность заимствовать из исторических произведений без опасений того, что его привлекут к суду и заставят появиться в зале заседаний, а также заставят выслушать ряд обвинений, которые могут поставить под вопрос его личностные ценности. Я доволен исходом дела не только как ответчик в суде, но и как писатель. Ведь книги - важная часть нашей культуры».
Вновь обращаясь к своим показаниям в суде, во время которых он заявил, что прочел «Священную кровь и Священный Грааль» гораздо позже того, как нашел сюжет для «Кода да Винчи», писатель намекнул, что может использовать свой исследовательский опыт, чтобы описать еще одно приключение символиста Роберта Лэнгдона.
По словам Брауна, здание Высокого суда «являет собой роскошный образец неоготической архитектуры», и он надеется, что скоро получит «возможность насладиться им уже не из будки для свидетелей».
Похоже, что судья был несколько удручен тем обстоятельством, что судебное разбирательство началось за месяц до того, как Columbia Pictures выпустила в прокат версию фильма «Код да Винчи» с Томом Хэнксом и Одри Тату.
«В наши циничные времена прозвучали версии о том, что данный судебный процесс - не более чем совместное действие истцов и ответчика в целях привлечь максимум внимания к обеим книгам. За время судебного разбирательства продажи их, бесспорно, резко возросли. Я не могу комментировать, насколько близок к истине этот циничный взгляд, но могу лишь заметить, что если подобное совместное действие и имело место, то господин Байджент и господин Браун оба прошли через процедуру перекрестного допроса, и об этом, я уверен, они еще некоторое время будут помнить», - отметил судья.