Старые убеждения мормонов все еще влияют на жизнь в штате Юта
Ронни Ли Гарднер |
Когда убийца Ронни Ли Гарднер в апреле объявил о своем желании быть казненным через расстрел, кое-кто подумал, что это пережиток времен Древнего Запада. Однако у некоторых жителей штата Юта есть собственное объяснение того, почему в XXI веке столь архаичная казнь все еще возможна, — «искупление кровью».
За этим выражением скрывается тайное мормонское поверье, что убийца должен пролить собственную кровь — в буквальном смысле, — чтобы получить Божье прощение. С того момента, когда первые мормоны пришли на эти земли и до недавнего времени большинство смертных приговоров приводилось в исполнение не через повешение или смертельную инъекцию, а через расстрел, который предполагает пролитие крови.
Когда в конце 1990-х годов конгрессвумэн от штата Юта Шерил Аллен предложила упразднить возможность выбора казни через расстрел, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не возражала. Однако разговоры об искуплении кровью продолжились в форме «тихих кухонных бесед», — вспоминает она. — «Несколько человек, занимавших высокие посты, сказали мне: „Нам нужно искупление кровью“».
Расстрельная камера, в которой был казнен Ронни Ли Гарднер |
К 2004 году, говорит Аллен, упоминания об это мормонском поверье «просто прекратились», и законопроект был принят. Теперь церковь СПД отрицает всякое отношение к искуплению кровью.
Гарднер имел возможность потребовать себе казнь через расстрел, потому что приговор ему был вынесен до внесения изменений в законодательство. В 1996 году он сказал, что будет через суд отстаивать свое право на такую смерть. « Думаю , это мое мормонское наследие », — сказал он .
Юрист Мартин Р. Гарднер, преподаватель уголовного права из Университета Небраски, вырос в Солт-Лейк-Сити и слышал, как мормоны старшего поколения связывали свое одобрение смертной казни с идеей искупления кровью. Когда он в 1960-х годах служил миссионером в Англии, у него была брошюра, написанная будущим пророком мормонов Джозефом Филдингом Смитом, которая разъясняла и отстаивала это учение. «Эта мысль всегда присутствовала в сознании людей», — говорит он.
Ранний лидер церкви СПД Бригам Янг и другие в 1851 году сыграли ключевую роль в принятии первого в штате Юта закона о смертной казни, согласно которому убийца имел право выбора между расстрелом, повешением и обезглавливанием — еще одна возможность пролить кровь, которую законодатели территории Юта упразднили в 1888 году.
Смертельная инъекция пришла на смену повешению в 1980 году.