Божья жена — загадочная мать мормонов
Прог рамма, вышедшая в эфир на телеканеле Би-Би-СИ 2, наделала шуму, рассказав о теории Франчески Ставракопулу, согласно которой «у Бога есть жена». Религиозный и научный мир отреагировал на это заявление неоднозначно, но реакцию мормонов можно выразить в двух словах: «Да, мы знаем».
Элайза Сноу |
Джозеф Смит начал проповедовать учение о Небесной Матери в самом начале истории церкви СПД, и с тех пор один пророк за другим подтверждал это учение, хотя и не вдаваясь в подробности. Рассуждения о Небесной Матери по большей части сводятся к ссылкам на логику взаимоотношений: если Бог — Отец наших духов, то должна быть и Мать. Самый известный из этих аргументов можно найти в известном мормонском гимне O My Father, принадлежащем перу Элайзы Сноу:
Одиноки ли родители на небесах? Нет, эта мысль противна разуму!
Истина разумна, вечная истина говорит мне, что там у меня есть мать.
Образ Небесной Матери отлично вписывается в уникальную и сложную космологию мормонов, согласно которой семья является «кирпичиком вечности». Здесь, на земле, у нас есть семьи, которые можем сохранить и в будущей жизни — так же, как и Бог, Которому мы поклоняемся.
Однако поклонение Небесной Матери оказалось делом сомнительным. Упоминания о ней можно найти в учебниках, которыми мы пользуемся в церкви, но эти упоминания не выходят за рамки утверждений, что «она есть», а попытки известных богословов и писателей развить эту идею в некоторых случаях закончились отлучением по обвинению в отступничестве. На генеральной конференции в октябре 1991 года будущий пророк Гордон Б. Хинкли выступил с речью, которая с тех пор определяет отношение членов церкви СПД к Небесной Матери.
Эта речь, а также наделавшие шуму отлучения и прочие дисциплинарные акции, которые последовали вскоре, сыграли свою роль в том, что разговоры о Небесной Матери стихли. В подростковые годы я была несдержанна на язык и часта пыталась выяснить, почему мы так мало знаем о ней, однако в ответ получала от других членов церкви хоть и глубокомысленные, но не решающие проблему ответы. Одни высказывали предположение, что она заняты другими делами, другие — что Небесный Отец не хочет, чтобы ее имя трепали попусту, поскольку оно слишком свято, чтобы о нем говорить.
Многие женщины переживают это почитание ценой молчания болезненно. Мормонская поэтесса Кэрол Линн Пирсон сравнила отношение церкви к Небесной Матери со смертью своей собственной матери. Она говорит: «Моя мать умерла, когда мне было 15 лет, и я узнала, что значит жить в доме без матери. В своих поисках Бога я испытала такие же муки».
Честно признаться, я таких мучений не испытывала.
Как правило, учение о Небесной Матери имеет большую важность для мормонских феминистов, но меня оно никогда особенно не трогало. Своим друзьям-язычникам я хвасталась, что мы тоже верим в женское божество, но тот факт, что я о нем ничего не знаю, меня не слишком заботил.
Все изменилось, когда у меня родился сын. Мои отношения с собственной матерью были сложными, и я никогда не стремилась к близости с ней. Но по мере того, как я понимала, какую роль я играю в жизни собственного сына, и как важна я для него, мучения, о которых я столько слышала от своих подруг-феминисток, начали просыпаться во мне.
Есть много причин, почему мы так мало знаем о нашей Небесной Матери. Некоторые полагают, что современная церковь СПД просто пытается не акцентировать внимания на учениях, благодаря которым окружающие могут счесть нас «нехристианами». Другие говорят, что, поскольку подавляющее большинство наших руководителей — в том числе все, кто уполномочен получать новые откровения для церкви, — мужчины, они не испытывают такой же потребности в божественной матери, как многие женщины, а потому не ищут ее. Третьи скажут, что Бог еще просто не готов открыть нам больше знаний.
И все-таки учение о Небесной Матери дает нам надежду. Это уже существующая основа, которая может быть развита, чтобы дать женщинам более прочные позиции в руководстве церкви. Многие другие религии, расширяя возможности для женщин, устранили границы между полами. Вопросы пола определяют столь многое в учении и космологии мормонов, что полное устранение границ выльется в полный пересмотр нынешних учений. Однако Небесная Мать — это наша отдушина. Если бы Ее положение стало более значительным, и женщины приобрели бы большее влияние. Вера в непрекращающееся откровение принесла в христианскую веру женское божество. Может статься, она даст нам и большую степень полового равноправия.