Мормоны в Америке: твердые в своих убеждениях, неуверенные в своих отношениях с обществом
Сейчас, когда кандидат-мормон вышел в число наиболее вероятных кандидатов на пост президента США от Республиканской партии, мюзикл о мормонах идет на Бродвее, а Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) крутит на телевидении рекламные ролики о рядовых мормонах, Америка переживает момент, который некоторые журналисты уже назвали «мормонским часом». Но как сами мормоны относятся к этому вниманию прессы, к избирательной кампании и своей роли в американском обществе? Результаты обширного нового опроса дают неоднозначную картину: по мнению многих мормонов, другие американцы их не понимают, притесняют и не признают частью традиционного общества. Но в том же время большинство мормонов полагает, что отношение к ним меняется к лучшему. В большинстве своем они довольны своей жизнью, их устраивает окружение. И большинство уверено, что страна готова избрать президентом мормона.
Таковы результаты обширного исследования, проведенного Иследовательским центром Пью среди более чем 1000 мормонов по всей стране, — первого исследования такого рода, опубликованного немормонской организацией. Предыдущие опросы, в том числе опрос Центра Пью, направленный на изучение религиозного ландшафта Америки, показали, что мормоны составляют чуть менее чем 2% населения США.
Шесть из десяти мормонов (62%) утверждают, что американский народ в целом ничего не знает о мормонизме. Почти половина опрошенных (46%) говорят, что мормоны в США сегодня сталкиваются с многочисленными проявлениями дискриминации, — гораздо меньше людей говорит о проявлениях дискриминации в отношении чернокожих (31%) и атеистов (13%). Две трети опрошенных (68%) заявили, что американский народ в целом не считает мормонизм частью традиционной американской культуры. А когда их попросили описать собственными словами наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня живущие в США мормоны, 56% опрошенных сослались на ложные стереотипы о мормонизме, дискриминацию, недостаточное признание со стороны американского общества и тому подобное.
Тем не менее, большинство американских мормонов полагает, что отношение к ним меняется к лучшему. 63% заявили, что американцы постепенно приходят к тому, чтобы воспринять мормонизм как часть традиционной культуры. А 56% опрошенных сказали, что американский народ готов избрать президентом мормоны.
Общенациональный опрос, проведенный среди 1019 мормонов с 25 октября по 16 ноября 2011 года, показал, что мормоны разделяют многие традиционные христианские принципы и убеждения. Три четверти мормонов (77%) говорят, что посещают церковь хотя бы раз в неделю, 79% утверждают, что отдают церкви 10% своего дохода, 83% ежедневно молятся, и целых 98% верят в воскресение Иисуса.
Мормоны почти единодушно называют свою религию христианской — эту точку зрения выразили 97% опрошенных. Когда участников опроса просили назвать любое слово, которое наилучшим образом описывает мормонов, самым распространенным ответом было «христианство» или «вера во Христа» (17%), а еще 5% предложили вариант «Иисус».
Напротив, многие немормоны не считают мормонизм христианским учением. Исследование, проведенное Центром Пью в ноябре 2011 года показало, что треть (32%) взрослых американцев, не причисляющих себя к мормонской церкви, считают мормонизм нехристианской религией, и еще 17% не уверены, является ли он христианством. Тот же опрос показал, что в ответ на предложение назвать любое слово, которое лучше всего описывает мормонизм, чаще всего предлагали вариант «культ».
Целый ряд догматов, играющих главную роль в вероучении церкви СПД и исповедуемых большинством мормонов, не находят признания в других христианских традициях. Девять из десяти мормонов верят, что президент церкви СПД является Божьим пророком (94%), и что Книга Мормона была написана древними пророками (91%). Столь же много мормонов верят, что семью можно связать вечными узами посредством храмового обряда (95%), и что Бог Отец и Иисус Христос — это два разных существа, обладающих физическими телами (94%).
Исследование показало, что мормоны уделяют большое внимание семейной жизни. Огромное большинство опрошенных назвало в числе своих главных жизненных целей быть хорошим родителем (81%) и состоять в успешном браке (73%). Эти показатели намного превосходят аналогичные по стране в целом .
Географически большинство мормонов сосредоточено в западной части Соединенных Штатов. Согласно данными исследования, 71% опрошенных живут на Западе, в том числе 53% в Горных Штатах (Аризона, Колорадо, Айдахо, Монтана, Невада, Нью-Мексико, Юта и Вайоминг) и 34% в штате Юта. С точки зрения расового и этнического состава, абсолютное большинство мормонов составляют европеоиды: 88% нынешней выборки составили белые, 7% — латиноамериканцы, 1% — чернокожие, и 4% — представители прочих групп населения.
В политическом отношении мормоны довольно консервативны и поддерживают республиканскую партию — перевес заметен даже в сравнении с другими людьми, обладающими сходными демографическими характеристиками. Две трети мормонов (66%) называют себя консерваторами, а три четверти (74%) причисляют себя к республиканцам или симпатизируют им. Для сравнения, опросы, проведенные Центром Пью в сентябре-ноябре 2011 года, показали, что 37% взрослого населения США называют себя консерваторами (в том числе 40% белого немормонского населения Горных Штатов), а 45% зарегистрированных избирателей по стране в целом (и 60% белых немормонов в Горных Штатах) идентифицируют себя с республиканской партией.
Мормоны и евангелические протестанты похожи друг на друга и выделяются из общества в целом тем, что большинство представителей обеих групп проявляют высокую степень преданности своим убеждениям. Тем не менее, мормоны чувствуют враждебность в свой адрес, исходящую от евангелических христиан. Ровно половина опрошенных (50%) заявили, что евангелические христиане, как правило, недружелюбны к мормонам, тогда как 21% полагают, что евагелические христиане нейтральны, а 18% — что они дружелюбны по отношению к мормонам. Исследования Центра Пью показывают, что примерно половина (47%) белых евангелических христиан называют мормонизм нехристианской религией, а две трети евангелических христиан (66%) говорят, что между мормонизмом и их собственными убеждениями есть различия.
Многие мормоны (54%) говорят, что их общественному имиджу вредит то, как их религия преподносится в телепрограммах и художественных фильмах. Гораздо меньшая доля опрошенных (15%) полагает, что их имиджу идет на пользу то, как мормонов изображают развлекательные средства массовой информации.
В то же время мормоны более положительно относятся к тому, как их религия освещается в новостных СМИ. Около половины опрошенных (52%) говорят, что информация о мормонах и мормонизме со стороны американских новостных агентств в целом объективна, хотя значительное меньшинство опрошенных (38%) считает точку зрения новостных СМИ необъективной.
Опрос также показал, что, хотя значительно число мормонов считает себя недопонятыми и ощущает в свой адрес дискриминацию, подавляющее большинство опрошенных довольно своей жизнью и удовлетворено своим социальным окружением. Почти девять из десяти мормонов (87%) говорят, что они довольны своей жизнью, — это больше, чем в целом по стране (75%). И 92% мормонов оценивают места своего проживания как отличные (52%) или хорошие (40%). Отношение мормонов к своим условиям жизни более положительно, чем жителей страны в целом, лишь 81% которых оценивают свое социальное окружение на «отлично» и «хорошо». Более довольны своим окружением мормоны, живущие на западе США (там 55% опрошенных дали своим местам жительства отличную оценку) и в особенности в штате Юта (71% отличных оценок).
Религиозные убеждения и принципы
Исследование подтвердило высокую религиозность мормонов. Около восьми десятых (82%) говорят, что религия играет в их жизни очень важную роль. Почти столько же (83%) говорят, что молятся каждый день. Более трех четвертей (77%) говорят, что посещают религиозные собрания не менее раза в неделю. Более двух третей мормонов (69%) подходят под все названные категории, утверждая, что религия для них очень важна, что они молятся ежедневно и посещают церковь еженедельно. С этой точки зрения мормоны проявляют большую преданность своим убеждениям, чем многие другие религиозные группы, включая белых евангелических протестантов.
Кроме того, мормоны твердо верят в учение своей церкви. В ответ на вопрос, верят ли они всем сердцем во все учения церкви СПД, или им трудно поверить в какие-то церковные учения, три четверти опрошенных мормонов (77%) сказали, что верят всем сердцем во все учения церкви.
Хорошо известно, что мормоны воздерживаются от употребления напитков, таких как чай и кофе, и фильмов с эротическим содержанием. Хотя значительное большинство опрошенных согласилось, что это важные элементы жизни добропорядочного мормона, многие считают их менее важными, чем другие убеждения и принципы. Целых 80% говорят, что добропорядочный мормон должен верить в то, что Джозеф Смит действительно видел Бога Отца и Иисуса Христа, а 73% считают признаком добропорядочного мормона помощь бедным. К примеру, воздержание от чая и кофе существенным считают 49% мормонов, а воздержание от фильмов с сомнительным содержанием — 32%. Около половины мормонов (51%) говорят, что мормонским семьям принципиально важно регулярно проводить «домашние семейные вечера» (время, выделенное для совместной молитвы и семейных мероприятий), и еще 45% говорят, что это важно, но не существенно.
Еще одной отличительной особенностью мормонизма является традиционное участие молодых людей в полновременной миссионерской деятельности (обычно в течение двух лет), которая называется миссией. Опрос показал, что полновременное миссионерское служение совершила примерно четверть мормонов (27%), в том числе 43% мужчин и 11% женщин. Чуть больше половины бывших миссионеров из числа опрошенных заявили, что их миссия сыграла важную роль в привлечении новообращенных. Еще большее число опрошенных заявили, что опыт миссионерства во многом обеспечил им успех в карьере (80%) и укрепил их веру (92%).
Руководство церкви СПД призывает мормонов хранить в кладовой запас продуктов на случай катастрофы, рекомендуя иметь под рукой припасы как минимум на три месяца. Восемь из десяти мормонов (82%) говорят, что запасаются едой, и 58% делают запасы как минимум на три месяца.
Идеология, партийная принадлежность и экономические предпочтения
Мормоны, как правило, довольно консервативны в своих политических предпочтениях и в своих взглядах на социальные и нравственные вопросы. Две трети (66%) называют себя консерваторами, а три четверти (74%) зарегистрированных избирателей-мормонов являются членами республиканской партии или симпатизируют ей. Эти идеологические и партийные предпочтения отражаются на их отношении к президенту Бараку Обаме, рейтинг которого среди мормонских избирателей вполовину ниже, чем в целом по стране.
Мормоны очень позитивно относятся к возможному кандидату в президенты Митту Ромни (тоже мормону). Его кандидатуру одобряют 86% всех избирателей-мормонов и 94% мормонов-республиканцев или сторонников республиканской партии. Но даже среди мормонов-демократов и симпатизирующих демократической партии 62% отдают свои предпочтения Ромни. По существу, рейтинг Ромни среди мормонов-демократов сравним с его рейтингом среди республиканцев в целом по стране (56%).
Два других мормонских политика не столь популярны, как Ромни. Половина избирателей-мормонов (50%) выражают поддержку возможному кандидату в президенты от республиканской партии (и бывшему губернатору штата Юта) Джону Хантсману-младшему, при 24% противников его кандидатуры и 26% равнодушных. Хантсман несколько более популярен среди избирателей в штате Юта, где 70% высказываются за его кандидатуру, и только 4% не сформировали собственного отношения к нему. Менее четверти (22%) избирателей-мормонов одобрительно отзываются о лидере сенатского большинства демократе Гарри Рейде; 51% избирателей мормонов его не одобряют, а 27% не имеют о нем сформулированного мнения.
Мормоны обычно проявляют консерватизм и в других политических вопросах. Три четверти мормонов (75%) говорят, что они предпочитают меньшее по размеру правительство, которое делало бы меньше работу, большему по размеру правительству, которое делало бы больше работы. По стране в целом меньшее по размеру правительство предпочитают 48% избирателей. Однако мормоны разделились по вопросу о том, идут ли на пользу США трудолюбие и таланты иммигрантов (45%), или же иммигранты обременяют США, отнимая у американцев рабочие места, жилье и медицинское обеспечение (41%). По этому вопросу взгляды мормонов практически совпадают со взглядами населения страны в целом.
Вопросы культуры и нравственности
Как правило, мормоны занимают консервативную точку зрения на социальные вопросы. Две трети (65%) считают, что общество должно противодействовать гомосексуализму, тогда как 26% считают, что общество должно принимать гомосексуалистов. В целом по стране, напротив, большинство (58%) полагает, что общество должно быть терпимо к гомосексуализму, и 33% считают, что ему следует противодействовать.
Консерватизм мормонов распространяется и на множество других вопросов нравственного свойства. Почти восемь десятых (79%) опрошенных заявили, что сексуальные отношения между взрослыми, не состоящими в браке, предосудительны, — это намного превышает число сторонников этой точки зрения по стране в целом (35%). Три четверти мормонов (74%) говорят, что аборт безнравственен (по сравнению с 52% по стране в целом). И 54% мормонов говорят, что употребление алкоголя является нравственной проблемой, — это в три раза больше, чем число взрослых американцев, отказывающихся от употребления алкоголя по нравственным причинам (15%).
Многоженство было официально запрещено церковью СПД в 1890 году, и исследование показало, что мормоны относятся к многоженству без одобрения. Почти девять десятых (86%) говорят, что многоженство безнравственно, 11% не считают это вопросом нравственности, 2% утверждают, что эта практика моральна.
Мормоны и семейная жизнь
Исследование подтвердило, что семейная жизнь очень важна для большинства мормонов. 81% мормонов верит, что быть хорошим родителем — одна из самых важных целей в жизни, а 73% относят сюда же успешный брак. Это ставит семейные вопросы в списке мормонских приоритетов выше карьерных вопросов, наличия свободного времени и даже ведения добропорядочной религиозной жизни.
Две трети взрослых мормонов (67%) состоят в браке — среди американцев в целом этот показатель составляет 52%. 85% мормонов состоят в браке с другим мормоном. Для сравнения, по данным опроса, проведенного Центром Пью в 2007 году, в браке с другим протестантом состоит 81% женатых и замужних протестантов, а в браке с другим католиком состоят 78% женатых и замужних католиков.
Почти шесть десятых мормонов (58%) называют самым хорошим браком тот, в котором муж обеспечивает семью, а жена заботится о доме и детях, тогда как 38% предпочитают брак, в котором и муж, и жена работают и совместно заботятся о доме и детях. Среди населения страны в целом пропорция прямо противоположна — 30% предпочитают брак, в котором муж — единственный добытчик, а 62% предпочитают брак, в котором и муж, и жена работают.
Прочие результаты
Прочие ключевые результаты, полученные в ходе проведенного в 2011 году Центром Пью опроса среди мормонов, выглядят так:
-
Большинство опрошенных говорят, что большинство их друзей (53%) или все их друзья (4%) являются мормонами, в то время как 33% говорят, что среди их друзей есть некоторые мормоны, а 10% говорят, что в числе их друзей мормонов почти нет. Дружеские связи исключительно или преимущественно с мормонами особенно часты среди жителей американского Запада (особенно среди жителей Юты, где 73% опрошенных говорят, что большинство их близких друзей — мормоны).
-
Как и в случае с представителями других религиозных групп в США, существенное меньшинство мормонов заявляет о своей вере в некоторые положения восточных религий. Примерно 27% опрошенных говорят, что верят в йогу не как в физические упражнения, а как в духовную практику, а каждый десятый мормон (11%) говорит, что верит в реинкарнацию. Среди американцев в целом 23% говорят, что верят в йогу как духовную практику, и 24% говорят, что верят в реинкарнацию.
-
Три четверти мормонов (74%) были мормонами с детства, тогда как примерно четверть (26%) обратились в мормонизм впоследствии. Когда обращенным предложили описать причины, по которым они приняли мормонизм, шесть из десяти опрошенных (59%) назвали в качестве главной причины вопросы вероисповедания.
-
Почти четыре десятых мормонов (39%) говорят, что республиканская партия дружелюбна к мормонам — мормонов, которые считают, что к ним дружелюбна демократическая партия в два раза меньше (17%). Республиканцы и сторонники республиканцев склонны считать, что республиканцы более дружелюбны к мормонам, чем демократы (45% против 14%). С другой стороны, мормоны, состоящие в демократической партии или симпатизирующие ей, оценили дружелюбие республиканцев и демократов примерно одинаково (30% против 33%).
В проведенном исследовании есть множество интересных моментов. К сожалению, есть и слабые. К примеру, результаты сравнения мормонских взглядов и жизненных принципов со взглядами и жизненными принципами консервативных, евангелических церквей, я убежден, дали бы совершенно иное соотношение, нежели сравнение с некими абстрактными "протестантами", среди которых есть огромная доля либеральных верующих, давно оставивших всякую приверженность библейскому учению. Ответы мормонов производят смешанное впечатление. С одной стороны, это в некотором смысле комплимент эффективности системы церковного обучения СПД, которая настолько крепко вложила им в головы определенные догматы, что даже у мормонов, не живущих церковной жизнью, они, что называются, "от зубов отскакивают". С другой стороны, в реальной повседневной жизни это обучение дает резкий сбой, поскольку многие мормоны не соблюдают или соблюдают чисто механически, по привычке, такие важные для спасения (в понимании мормонов) правила, как целомудрие и воздержание от запрещенных напитков. Похоже, что усилия руководства мормонов отмежеваться от истории собственной церкви и сгладить первоначальный антагонизм СПД по отношению к христианству увенчался успехом, раз 97% мормонов и добрая половина американцев в целом считают мормонское учение христианством, пусть даже нетрадиционным. Но поскольку учение мормонов, в сущности, не изменилось, это всего лишь успешный "ребрендинг", достигнутый путем замалчивания неприятных фактов и активной рекламы приемлемых для обывателя сторон мормонизма. В этом свете любопытно, что 86% мормонов сегодня называет многоженство безнравственным, хотя даже официальное учение их собственной церкви утверждает, что в 1840-1890 годах многоженство среди мормонов существовало по повелению Бога и в настоящий момент не осуждено как греховная практика, а лишь административно запрещено в связи с угрозой суровых санкций со стороны государства. Более того, 132-й раздел Учения и Заветов, который объявляет многоженство Божьим повелением и делом, угодным Богу и необходимым для достижения "возвышения" (обожествления), до сих пор остается частью мормонских "образцовых трудов" (писаний). — Дмитрий Розет |