Когда мормоны были социалистами
Джозеф Смит поразился бы нынешнему материализму созданной им религии и ее суперкапиталистического кандидата в президенты.
«Вы прокляты из-за ваших богатств!»
Таково было суровое послание, которое никто не хотел слушать. Самуил-Ламаниец стоял в одиночестве на вершине высокой стены города Зарагемля, предостерегая его жителей о надвигающейся погибели.
Вы, вероятно, никогда не слышали ни об этом Самуиле, ни об этом городе, некогда бывшем столицей нефийского народа. Но Митт Ромни, без сомнения, слышал. В 6 в. до н. э., как повествует далее Книга Мормона, жители этого мифического города, расположенного где-то на юге американского континента, погрязли в отступничестве. Среди них возникло резкое социальное расслоение. Политики были коррумпированы. Правительство не заботилось о бедных и больных.
Знакомая картина?
По сути, Бог призвал Самуила провести в этом городе акцию «Оккупируй Зарагемлю», встать и открыто выступить против жадности торговцев и накопительства. За это Ламанийца быстренько вышвырнули за городские ворота. Нимало не обескураженный, он храбро вскарабкался на внешнюю городскую стену, уклонившись от потока стрел и камней, и встал на вершине, непокоренный. Он предложил Зарагемле выбор: покаяться или быть уничтоженной Богом. Как и все, кто когда-либо слышал вопли пророков грядущего судного дня, нефийцы остались не повели и бровью. Четыреста лет спустя пророчество Самуили сбылось самым неприятным образом. После десятилетий непрерывных войн и природных катаклизмов жители Зарагемли были окончательно стерты с лица земли и со страниц истории.
Их предупреждали.
Взлет и падение нефийского народа — это повесть-предостережение, включенная в текст Книги Мормона. Эта книга претендует на роль летописи древних жителей Америки, написанной пророками, которые предвидели сегодняшний день и знали о грядущем бедствии. Джозеф Смит якобы перевел эти летописи « даром и властью от Бога». Пророческая весть этого текста однозначна: если американцы будут послушны Богу, Он благословит нас богатством. Если американцы возлюбят богатство и станут забывать о бедных, мы будем уничтожены.
Такая онтологическая дилемма стоит перед каждым миллионером-мормоном.
Спустя 182 года после своего основания Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, несомненно, преуспевает. Она диверсифицировала свои ресурсы, вложив их в коммерческие предприятия, телевизионные и радиостанции, университеты, фермы, банки и, с недавних пор, розничную торговлю. В прошлом месяце церковь СПД открыла торговый центр City Creek — впечатляющую новостройку в центре Солт-Лейк-Сити, в которой впервые в штате Юта представлены отделы фирм Tiffany Jewelry, Michael Kors и Porches Design. Этот амбициозный храм высокодоходной коммерции расположен по соседству с историческим храмом СПД, где верные мормоны ежедневно совершают священные обряды.
Джозеф Смит |
Бригам Янг |
Митт Ромни и торговый центр City Creek являют собой кульминацию огромной перемены внутри мормонизма. Ранние мормоны, будучи гонимой религией, экспериментировали с коммунальным жизненным укладом и альтернативными видами семейной жизни. Воплощением этой первоначальной разновидности мормонизма был суровый пророк и многоженец Бригам Янг. В 1848 году Янг произнес знаменитые слова: «Ни потоки, выходящие из каньонов, ни лес, растущий на холмах, не будут в частном владении. Они принадлежат народу. Всему народу».
Однако эгалитарный сепаратизм Янга остался в далеком прошлом. Живым воплощением мормонизма XXI века стал умный, болезненно моногамный, политически гибкий суперкапиталист Ромни, любящий с юморком поговорить о сокращениях штата и закрытии предприятий.
Ромни отточил свое искусство «творческого разрушения» путем поглощения компаний и скупки обесценившихся акций, что обогатило вкладчиков его фирмы Bain Capital, но периодически оставляла ни с чем рядовых работников. По словам Ромни, его критиками на 99% движет зависть.
Любопытно, что, в отличие от Ромни, который предпочитает рассуждать о материальном неравенстве в тихих кабинетах, проповеди и сочинения Джозефа Смита и Бригама Янга были в буквальном смысле проникнуты этой темой. На короткое время нефийцы в Книге Мормона отказались от любви к богатству и создали Сион — утопию, в которой не было социального расслоения, « не было богатых и бедных, рабов и свободных, но все они сделались свободными».
История нефийцев стала для Смита и Янга примером для социальных экспериментов с коммунальным общежитием. Оба они неоднократно пытались воссоздать мифический Сион. Смит снова и снова говорил своим последователям: «Если вы неравны в земном,то не можете быть равны в получении небесного». Янг также настаивал на перераспределении богатств: «У нас тут всего много. Никто не будет голодать или страдать, если мы поровну поделим все необходимое для жизни».
City Creek Mall (подцвечен черым) |
Но, как это всегда бывает с утопией, мечты разбиваются о реальность.
Когда существование церкви СПД оказалось в опасности, и федеральное правительство грозило ее распустить, мормоны в ответ начали всеми силами ассимилироваться в американское общество. В 1880-х годах они начали приватизировать свои кооперативные предприятия, а в 1890 году публично отреклись от многоженства. Курс был четко обозначен. Чтобы выжить в Америке, мормоны должны были стать патриотичными гражданами страны. На смену поискам Сиона пришла американская мечта. На смену разговорам о коммуне пришло уважение к свободному рынку. Восхождение Ромни на высшую должность страны станет для мормонов очередным подтверждением того, что их вера стала, наконец, подлинной, что они стали бесспорным Горацио Элгером американских религий.
Но как будет житься бедным при президенте Ромни? Судя по всему, не слишком хорошо. Ромни с энтузиазмом поддержал проект бюджета, предложенный Полом Райаном, который предусматривает сокращение на 3,3 триллиона долларов программ, направленных на помощь малообеспеченным слоям американцев. Более того, Ромни отказывается думать о повышении налогов на миллионеров или о небольшом повышении налога на прибыль корпораций. Он помогает богатым становиться богаче, пока нищие бедствуют. Он должен знать эту историю. Самуил-Ламаниец продолжает вопиять к Ромни в священном протесте — « И настанет день, когда они сокроют свои сокровища, поскольку сосредоточили они свои сердца на богатствах... прокляты они, а также их сокровища».
Он предупрежден.