Мормонизм и патриотизм Ромни
Когда речь заходит об исключительной роли Америки, Митт Ромни голосует «за» обеими руками.
Его книга No Apology: The Case for American Greatness воспевает идею о том, что Соединенные Штаты достойны «защиты Провидения» и имеют уникальное «призвание» — быть маяком свободы. Главная тема этой президентской кампании для него формулируется как божественное предназначение его страны.
Однако Ромни умалчивает о том, что для последователей его имеющей американское происхождение религии, мормонизма, исключительная роль Америки — не метафора, а богословский догмат.
Священный текст этой религии, Книга Мормона, описывает Соединенные Штаты как «землю обетованную… землю, избранную из всех прочих земель». Она описывает, как Иисус сошел с небес в Америку и проповедовал местным жителям. Джозеф Смит, основатель и пророк мормонизма, цитирует слова Бога о том, что Он дал Американскую Конституцию. Эдемский сад мормонов находится в штате Миссури. Их версия хаджа начинается на севере штата Нью-Йорк и заканчивается в штате Иллинойс.
Возможно, другие кандидаты в президенты со времен Рейгана и высказывали убеждения, подобные убеждениям Ромни, но только он может сказать, что уникальная роль Америки — это его религия.
Вот только этого он как раз и не говорит.
Ромни, бывший епископ церкви СПД и верный мормон, говорит о своей вере лишь поверхностно — возможно, оберегая свою личную жизнь, возможно, оберегая свое политическое реноме в нынешние времена, когда многие американцы ничего не знают о мормонизме, но относятся к нему с неприязнью. Как утверждает его религия, Бог избрал Америку, чтобы восстановить утраченное христианство. Но Ромни ничего не говорит о том, что эта религиозная вера в исключительную роль страны означает для него лично.
Мормонские эксперты, пристально наблюдающие за карьерой Ромни, не могут назвать ни единого случая, когда бы он высказался о том, как эта сторона его религии повлияла на его политические взгляды. В своей книге он об этом умалчивает, а его официальные представители отказываются комментировать данный вопрос.
…
Скрытность Ромни в том, что касается Бога и страны, характеризует его как типичного мормона. В результате преследований, которым они подвергались со стороны властей в XIX веке, мормоны научились сочетать свою религию с любовью к стране, которая этой религией благословлена.
На пике споров относительно многоженства, когда Конгресс США, по сути, объявил эту практику вне закона, мормоны обратились в Верховный Суд, пытаясь доказать, что их право заниматься многоженством охраняется Первой Поправкой. Если многоженство будет запрещено, говорили они, страна отвернется от Бога и от угодной Ему религиозной свободы. Когда же церковь СПД решила в 1890 году официально отказаться от многоженства, чтобы Юта стала штатом, мормоны сравнительно легко восприняли идеи патриотизма — во многом благодаря тому, что этому способствовали их священные писания. Вожди церкви стали делать акцент на исключительной роли страны; в начале XX столетия племянник Смита Джозеф Ф. Смит добился покупки земель, сыгравших важную роль в истории мормонизма, и мормоны создали популярный маршрут, своего рода паломничество, который сегодня называется «Туром церковной истории».
«Это попытка вернуть церкви ее самоидентичность, перешагнуть через неприятную историю многоженства и вновь оживить историю основания церкви. Отвлечь мормонов от представлении о себе как о гонимой религии», — говорит Мэтью Боумэн, специалист по истории американской религии и мормонизма в частности.
Далее мормоны, по большей части, усвоили из Книги Мормона точку зрения, что Соединенные Штаты — это земля обетованная, и что на мормонах лежит обязанность слушаться Бога и помогать стране идти правильным путем.
«Если вы ненавидите Америку, вам будет трудно находиться в церкви СПД», — говорит Дэвид Кэмбелл, политолог из Университета Нотр-Дам.
Недавние руководители мормонов подтвердили истинность предсказания Смита, что «Новый Иерусалим» будет построен на «Американском континенте». Традиционно считается, что речь идет о конкретном месте в штате Миссури. Эзра Тафт Бенсон, министр сельского хозяйства в правительстве Дуайта Эйзенхауэра и впоследствии президент церкви СПД, называл Америку «операционной базой Господа». Дж. Рюбен Кларк, один из руководителей мормонской церкви и заместитель госсекретаря США в 1920-х годах, говорил, что американская Конституция «и институты свободы, которые она устанавливает и охраняет, даны Богом».
Иногда представления об исключительной роли США приобретали радикальные формы. В середине 1900-х годов в среде мормонов возникли настроения, которые Боумэн называет «крикливым гипертрофированным патриотизмом» (по его словам, эти настроения и по сей день видны в словах Гленна Бека), сходным с либертарианством. Даже те мормоны, которые не поддерживают Бека, — например, Ромни — исповедуют твердую, основанную на богословии веру в небольшое по размерам правительство.
…
74% мормонов утверждают, что считают себя республиканцами или разделяют взгляды этой партии. Эти политические симпатии объясняются не только верой в исключительную роль США, и еще несколько десятилетий назад Юта относилась к числу «колеблющихся» штатов. Однако мормонов, как и прочих нравственно консервативных американцев, всколыхнул судебный процесс «Роу против Уэйда и феминистского движения».
Современный мормонизм переплетается с современным консерватизмом в нескольких принципиальных отношениях. «Разобраться здесь трудно», — говорит Кэмпбелл о выступлениях Ромни. — «Когда он говорит об особой роли Америки в мире, это вполне согласуется с его мормонскими убеждениями, но эти же самые заявления и этот же самый язык находят отклик и у тех консерваторов, которые мормонами не являются».
Патриотические песни, такие как America the Beautiful и The Star Spangled Banner , включены в сборник мормонских гимнов и поются на День независимости США. Однако для того, чтобы разделить религию и патриотизм, мормоны — в отличие от многих других конфессий — как правило, не позволяют использовать их молитвенные дом для регистрации избирателей. В воскресенье, предшествующее федеральным и местным выборам, рядовым мормонам напоминают, что мормонская церковь не поддерживает никого их кандидатов, и что голосовать нужно по совести.
В нынешнем глобализованном мире статус американской религии, ориентированной на проповедь своего учения, неудобен с точки зрения маркетинга. Хотя Смит включил в число тринадцати «Символов Веры» положение о том, что обновление Земли предполагает «буквальное собрание» колен Израилевых на Американском континенте, понимание этой догмы изменилось, когда мормоны начали проповедовать свое учение в других странах. В 1950-х годах президент церкви СПД Дэвид О. Мак-Кей перечеркнул все, что более сотни лет говорилось новообращенным относительно обетованной земли в Америке, и заявил, что Сион — это не место, а образ жизни. После этого выступления на проходящей дважды в год Генеральной Конференции, главном мероприятии с участием руководства церкви, почти начисто лишились какой-либо явной националистической окраски.
Фил Барлоу, профессор истории религий из Университета штата Юта, говорит, что вера мормонов в исключительную роль Америки имеет сложную природу. В Книге Мормона, пишет он в своей новой статье в журнале Review of Faith and International Affairs : «Америка — это земля обетованная, пока не перестанет ею быть». Книга Мормона говорит о нескольких обетованных землях и избранных народах, которые перестали быть «избранными», когда «утратили свой нравственный стержень».
Барлоу и другие эксперты считают, что мормонская вера в исключительную роль Америки совместима как с республиканской, так и с демократической идеологией, как со свойственным Ромни акцентом на экономическом и военном господстве США, так и со свойственным Обаме акцентом на демократию и надежду. «В истории, культуре и писаниях мормонов можно найти причины поддержать представления обоих этих людей о том, что делает нашу страну особенной», — пишет Барлоу.
При всем этом, Барлоу знает, что Ромни никак не разъясняет эту связь. Некогда старший помощник Ромни в те годы, когда тот был епископом в штате Массачусетс, Барлоу говорит, что ни разу не слышал, чтобы Ромни высказывался на тему мормонских представлений об особой роли Америки.
В молчании Ромни относительно духовных истоков его веры в исключительную роль страны Боумэн видит признак типичного мормона. «Мормоны делают упор на практике, а не на учении», — говорит он. — «Я сомневаюсь, что Ромни глубоко задумывался о богословии, потому что мормонам это несвойственно».
Но возможно, причина в другом.
«Если бы он встал и сказал: „В моем писании эта страна является обетованной землей“, — думаю, большинство республиканцев восприняло бы это хорошо. Если бы он сказал: „Эдемский сад находится в штате Миссури“, — люди сочли бы это странным».