Мормоны и христиане
Лаки Северсон |
ЛАКИ СЕВЕРСОН, журналист: Это мормонский храм в Солт-Лейк-Сити, эпицентр Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В адрес мормонов звучало немало критики, особенно со стороны евангелических христиан, таких как Стивен Дэвис. Он религиовед из Колледжа Клермонт Мак -Кенна .
ПРОФЕССОР СТИВЕН ДЭВИС (преподаватель философии и религиоведения, Колледж Клермонт Мак-Кенна): Если вопрос в том, является ли мормонизм полноправным направлением христианства, я честно должен сказать: «Нет». Я думаю, что полноправными направлениями христианства являются римокатолицизм, православие и протестантизм, практически все протестантские деноминации, но не мормонизм, посколько слишком многие их учения и верования носят нехристианский характер.
ПРОФЕССОР ПАТРИК МЭЙСОН (декан кафедры мормоноведения, Университет Клермонт Градуейт):
Мормонов сильно обижает, когда люди называют их нехристианами.
СЕВЕРСОН: Патрик Мэйсон — декан кафедры мормоноведения Университета Клермонт Градуейт и сам исповедует мормонизм.
МЭЙСОН: Если христианин определят, каковы ваши взаимоотношения с Иисусом — верите ли вы, что спасение дается через Иисуса, поклоняетесь ли вы Иисусу Христу, — тогда мормоны, без сомнения являются христианами. Я хочу сказать, они первыми укажут вам на название церкви: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.
СЕВЕРСОН: Мэйсон утверждает, что враждебность по отношению к мормонам уходит корнями к началу истории этой церкви. Их называли культом, бесовской, ложной религией во главе с лжепророком.
МЭЙСОН: Давняя история неверных сведений, представленных в описаниях, которые мормоны считают ложными, и несправедливого отношения к нашей церкви, оставила на теле мормонизма много шрамов, и это тянется еще с 1830-х годов.
Стивен Дэвис |
СЕВЕРСОН: Именно тогда Джозеф Смит объявил, что получил откровение, в котором Иисус сказал ему, что все религии того времени — мерзость в Его глазах. С того момента мормоны, которых некоторые считали неотесанными суеверными простофилями, стали объектом насмешек и гонений, которые, в конечном итоге, привели к убийству Джозефа Смита. В 1860-х года правительство направила в Юту армию, чтобы держать мормонов под присмотром. Армия соорудила форт, господствующий над Солт-Лейк-Сити. Пушки форта были нацелены на мормонов.
Однако наиболее громогласными критиками мормонизма издавна были евангелические христиане. Ричард Мау, президент и профессор христианской философии Фуллеровской богословской школы, говорит, что одной из причиной тому были успехи мормонов в прозелитизме.
ПРОФЕССОР РИЧАРД МАУ (Фуллеровская богословская семинария): Мормонизм возник как евангелизационная программа, имеющая своей целью привлечение новообращенных, и зачастую новообращенных из традиционных деноминаций. Таким образом, евангелические христиане и мормоны много лет находились во враждебных отношениях, поскольку их программы прозелитизма, так сказать, конкурировали одна с другой, и обменивались репликами в довольно враждебном тоне.
МЭЙСОН: Ощущение противоборства среди рядовых членов церкви некоторым образом преувеличено. Однако нет сомнения, что многие видят в евангелических христианах своих врагов, и таких людей нужно образумить.
СЕВЕРСОН: С точки зрения ученых, важным различием между мормонизмом и большинством традиционных христианских церквей является богословие.
МЭЙСОН: Представления мормонов о Божестве таковы, что Бог, Иисус Христос и Святой Дух — это три отдельных существа, так что мормоны отвергают тринитарный догмат о том, что Они триедины. Мормоны рассматривают их как три различимых и отдельных существа.
ДЭВИС: Евангелические христиане, как и все традиционные христиане, утверждают, что Отец, Сын и Святой Дух едины в очень конкретном онтологическом смысле.
МЭЙСОН: А мормоны также полагают, что они… что Бог онтологически ничем не отличается от людей том смысле, что Бог и человек — по существу, один и тот же биологический вид, что человек может развиваться и в конечном итоге стать как Бог. Бог не является совершенно «иным», в определенном смысле Он доступен, понятен и познаваем.
Патрик Мэйсон |
ДЭВИС: Мысль о том, что Бог, Которому мы поклоняемся, некогда был человеком, а потом развился и стал Богом, достиг Божества, для большинства евангелических христиан прозвучит как богохульство.
СЕВЕРСОН: Еще одно принципиальное различие заключается в том, что мормоны считают словом Бога не только Библию.
МЭЙСОН: Конечно, мормоны не верят, что Библия — единственное слово Бога. Они верят в открытый канон, в то, что Бог и сегодня говорит с пророками.
ДЭВИС: Они верят в продолжающееся откровение. У них есть еще три книги, «Книга Мормона», «Драгоценная Жемчужина» и книга под названием «Учение и Заветы», и евангелические христиане никогда не признают эти книги богодухновенными, или словом Бога, или пророческими.
МАУ: Как я часто говорю, плохо в мормонах то, что они верят в продолжающееся откровение. Хорошо в мормонах то, что они верят в продолжающееся откровением, и, кстати, в рамках продолжающегося откровения они могут начать исправлять и изменять некоторые вещи, которые, как они сами считают, были получены в прежних откровениях.
СЕВЕРСОН: Богословие мормонов менялось по мере того, как пророки церкви получали новые откровения. Только в 1970-х церковь разрешила чернокожим быть носителями священства. А церковные правила, позволяющие многоженство, были упразднены в 1890 году после откровения, полученного пророком.
ДЭВИС: Многие американцы с подозрением относятся к мормонам из-за вопроса о многоженстве, которое должно было исчезнуть много лет назад. Однако проблема в том, что по-прежнему существуют секты мормонов-фундаменталистов, особенно на юге Юты и на севере Аризоны, которые по-прежнему практикуют многоженство, и я думаю, это вводит многих американцев в заблуждение относительно того, какова же действительная позиция мормонской церкви.
СЕВЕРСОН: Что касается все еще сохраняющееся сегодня враждебности, профессор Мау говорит, что отчасти она объясняется тем, что мормонская церковь стала такой большой и преуспевающей.
Ричард Мау |
МАУ: И я думаю, это имеет некоторое отношение к росту мормонизма. Помимо того, что во многих отношениях они становятся частью традиционного общества, их очень мощное влияние присутствует повсеместно — 14 млн. мормонов по всей земле. Они имеют отношение к деятельности некоторых ведущих предприятий. Есть ощущение, что это своего рода Джаггернаут, что они обладают огромной властью.
СЕВЕРСОН: Что до утверждений, что мормонизм — это культ, профессор Мау с ними не согласен.
МАУ: Одна из причин, по которым я не думаю, что называть мормонизм культом разумно, состоит в том, что им принадлежит университет мирового уровня. У них есть ученые, которые рассматривают всевозможные сложные вопросы. У Саентологии, знаете ли, нет собственного университета мирового уровня. У кришнаитов нет, и у Свидетелей Иеговы. Мормоны же в значительной степени вошли в русло традиционной интеллектуальной жизни.
СЕВЕРСОН: Мау заходит еще дальше, обвиняя некоторых критиков мормонизма в том, что они «скрывают истину».
МАУ: Я думаю, что мотивы людей, зачастую нападающих… например, нападающих на мормонов… как это делают евангелические лидеры или прочие христианские лидеры, таковы, что они хотят защитить своих приверженцев от заблуждений, не позволить, чтобы их сбили с правильного пути. Но когда дело доходит до защиты истины, если ты распространяешь ложные сведения о другой религии, ты лжесвидетельствуешь против наших ближних.
СЕВЕРСОН: Мау выразил эти чувства перед полным залом мормонов в Солт-Лейк-Сити. Многим евангелическим христианами его слова не пришлись по вкусу .
МАУ: На следующее утро газеты вышли с большими заголовками: «Президент Фуллеровской семинарии говорит, что мы согрешили против мормонов», — и после этого я до сих пор получаю возмущенные письма.
ДЭВИС: Думаю, что мы действительно бывали несправедливы. Есть много примеров антимормонской апологетики и антимормонской полемики, когда мормонам предъявляли несправедливые обвинения. Думаю, это совершенно верно.
СЕВЕРСОН: Предубеждения против мормонизма стали проблемой для президенсткой кампании Митта Ромни. Однако отношение, похоже, меняется. Недавний опрос показал, что восемь из десяти избирателей, которые знают, что Митт Ромни — мормон, положительно относятся к его убеждениям или не считают это важным.
Печально, что разговор о том, является ли мормонизм христианством, идет практически "в одни ворота". Мормон Мэйсон, естественно, настаивает на христианской сущности мормонизма, Северсон и Мау ему практически только поддакивают, а Дэвис, единственный, кто отстаивает точку зрения консервативных христиан, прискорбно пассивен. Жаль, что Северсон не пригласил в студию кого-то из христиане, которые действительно разбираются в сути и глубине разногласий. Однако самое большое удивление вызывает позиция Ричарда Мау. От президента номинально христианской богословской семинарии можно было бы ожидать менее расплывчатых и обтекаемых формулировок и более здравых суждений по существу вопроса. К сожалению, Мау уже давно взял курс на сознательное затушевывание различий между мормонами и христианством. Иногда возникает ощущение, что не совсем понятное чувство вины за "несправедливость" христианского отношения к мормонам мешает ему трезво воспринимать действительность. С другой стороны, Мау объясняет "враждебность" евангелических христиан к мормонам всемирным политическим влиянием последних и их успехами на поприще прозелитизма. И здесь он снова ставит лошадь впереди телеги. Активность мормонов беспокоит христиан именно по причине того, что мормоны проповедуют ложное учение. Более того, Мау значительно преувеличивает сам уровень пресловутой "враждебности". Когда христиане называют мормонизм "культом" и "бесовской религией", а Джозефа Смита и его преемников — "лжепророками", это не эмоциональное, а богословское суждение. Да, действительно, как признает Дэвис, в антимормонской полемике некоторые христиане используют недостоверные сведения и неэтичные приемы. Однако переносить этот упрек на всех критиков мормонизма, а тем более извиняться от из имени, по меньшей мере, неразумно и некорректно. Более подробно о проблемах учения и практики мормонов можно прочесть на сайте http://mormons.poiskotveta.info/rus/ — Дмитрий Розет |