Евреи-мормоны гордятся своим происхождением
Самодельный значок на лацкане блейзера Троя Моллинга свидетельствует о том, что сегодняшний вечер будет особенным. Значок представляет собой звезду Давида, в центр которой помещена фигура ангела Морония, венчающая шпили большинства мормонских храмов. Корзины у входа в главный зал здания мормонского кола в Солт-Лейк Сити наполнены кипами (ермолками) — круглыми шапочками, которые обычно носят мужчины-иудеи. Объявление предлагает «всем братьям» надеть кипу.
«Скорее, дорогой», — зовет какая-то женщина своего отставшего мужа. «Подожди, дай мне надеть шапочку», — отвечает тот. — «Я не знаю, как ее носят».
Около 350 человек в четверг вечером пришли на собрание, устроенное организацией «Б'ней Шалом» (евр. «Дети мира»). На веб-странице этой организации говорится, что она включает в себя мормонов, которые «объединены еврейским происхождением или испытывают интерес и любовь к еврейскому народу и еврейской культуре». Организация, созданная 40 лет назад — отчасти для того, чтобы оживить генеалогические исследования и храмовую работу среди евреев, — собирается в четверг накануне каждой Генеральной конференции церкви СПД.
Сегодня вечером собрание ведет один из основателей «Б'ней Шалом» Даниэль Рона, житель Солт-Лейк Сити, который часто восклицает «Ой» и приветствует вновь прибывших традиционным «Шалом». Уроженец британского анклава в Палестине (ныне государство Израиль), Рона вырос в США и был крещен в церкви мормонов, когда ему еще не было девяти лет. Он числится единственным гидом по Израилю с лицензией о церкви СПД и любит говорить, что он наводит «мосты между древней Святой Землей и современной Землей Обетованной», о которой говорится в Книге Мормона.
Даниэль Рона |
Одно время он вывозил в Израиль по тысяче туристов в год, но после террористических актов 11 сентября количество желающих сократилось до нескольких сотен, говорит ассистентка Роны, Дениза Меткалф. Однако сокращение числа поездок означает, что у него остается больше времени на мероприятия, подобные сегодняшнему. Рона говорит, что он «пробегает по верхам» пасхального седера — праздничной трапезы, которую иудеи совершают в память о своем исходе из Египта. Этим объясняется присутствие на столе символических продуктов: хрена или горьких трав, символизирующих горечь рабства, и смеси из яблок, орехов и меда, символизирующей известковый раствор, с помощью которого рабы строили пирамиды. Праздник Пасхи начинается в понедельник утром, однако Рона устраивает свои наглядные презентации круглый год — иногда по три раза в неделю.
Гости входят в комнату, проходят мимо израильского флага, висящего на стене, и рассаживаются. Марвин Гольдштейн, мормон из Флориды, играет на пианино традиционные еврейские мелодии и вариации на тему «Хатиквы», национального гимна Израиля.
63-летний Джон Янси предполагает, что 99,9 % собравшихся, включая его самого в равной мере являются евреями и мормонами. Но когда чуть позже Рона спрашивает у сидящих, кто из них родился в еврейской семье, поднимают руки не более двух десятков человек. Другая небольшая группа ссылается на то, что кто-то из их предков был евреем. Президент «Б'ней Шалом» Давид Берт говорит, что его еврейская родословная пресеклась в 1760 году. 75-летняя Гэй Паркинсон — с серьгами в виде звезды Давида и соответствующим колье — говорит: «У нас в семье были Розенбаумы… много лет назад».
Похоже, большинство собравшихся составляют обыкновенные мормоны, вроде 43-леней Де-Анны Флинн, которую привело на собрание любопытство: «Меня завораживает еврейская культура. К тому же, интересно видеть здесь иудеев».
Иудеи, о которых она говорит, — это два молодых человека, одетых как классические иудейские ортодоксы — в накрахмаленные белые рубашки, черные вельветовые кипы. Белая бахрома, которую они носят в соответствие с заповедью, свисает вдоль черных брюк, бросаясь всем в глаза. Однако вскоре становится понятно, что обычно молодые люди так не одеваются — один из них, по имени Джейсон, здоровается с женщиной за руку, чего ортодокс никогда бы не сделал.
Слово « Comeuntochrist » («Придикохристу») является частью электронного адреса Марлены Тани Мучник, и это очень идет женщине, которая говорит: «Будущее Израиля — во Христе». 66-летняя жительница Сиэтла, Мучник также говорит, что «Книга Мормона — более еврейское писание, чем Талмуд». Талмуд, по ее словам, содержит лишь слова раввинов, а «Книга Мормона была написана еврейскими пророками и потомками еврейских пророков».
20-летний Джереми Уигингтон из Северной Каролины рассказывает собравшимся, что 15 лет назад, когда он впервые встретил мормонов, он учился на раввина. Два месяца спустя он принял крещение и в мае этого года уезжает на миссию.
Еврейские мормоны или мормоны-евреи, как некоторые из них себя называют, не видят в этом названии никакого противоречия. С точки зрения культуры, они евреи — ведь происхождение не потеряешь, говорят они. «Как можно изменить свою кровь?» — сказал один из них.
Однако не все евреи, обращены в мормонизм, относятся к своему происхождению таким образом. 80-летний Норман Ротман, с которым мы встретились у него дома в Солт-Лейк Сити, говорит, что не посещает мероприятия «Б'ней Шалом» и больше не устраивает пасхальные седеры. Он не думает, что можно совмещать две разные традиции. Он сказал, что в тот момент, когда в 37 лет он открыл для себя Книгу Мормона и крестился в церкви СПД, для него началась новая жизнь. «Я вовсе не закрываю глаза на свое происхождение», — говорит он. — «Я еврей и очень горжусь этим. Но я выбрал церковь, и она стоит на первом месте».