Вы видели на этих выходных саентологическую рекламу?
Саентологическая церковь на этих выходных закупила большой объем рекламного времени у телевизионных сетей. Сначала в субботу мы обратили внимание на жалобы пользователей Твиттера, что они натыкаются на рекламу Саентологии в сети Hulu, где в прошлом саентологическая реклама встречалась довольно часто. Но потом тем же вечером длинный рекламный ролик показали во время церемонии выбора «Мисс Америки», что вызвало новый всплеск издевательских твитов. Но в воскресенье события приняли совсем интересный оборот.
Пользователи Твиттера, похоже, были шокированы, когда длинные рекламные ролики появились во время трансляции матча по американскому футболу между командами Балтимор Рэйвенс и Хьюстон Тексанс. (Я сам не видел эту рекламу, но, судя по описаниям в Твиттере, это было нечто вроде двухминутного фильма, который появляется при первом заходе на официальный сайт Саентологии.)
Но самая оживленная реакция в Твиттере последовала воскресным вечером, когда трансляция с церемонии вручения «Золотого глобуса» началась с того же рекламного ролика Саентологии.
Саентологическая реклама — обычное дело в Интернете, но не на телевидении. Но вдруг в эти выходные саентологи неожиданно закупают рекламное время на самых дорогих телевизионных программах — «Мисс Америка», чемпионат по американскому футболу и «Золотой глобус».
Что же происходит?
Нам показалось, что саентологи решили отреагировать на сокрушительный удар, нанесенный их репутации печально знаменитым электронным сообщением с призывом к бунту внутри организации, которое разослала под Новый год Дэбби Кук. Но как они умудрились столь быстро организовать обширную рекламную кампанию?
Вчера я отправил сообщение официальному представителю церкви Карин Пау с просьбой прокомментировать, был ли рекламный залп, пришедшийся на прошлые выходные, давно запланирован или организован на лету. Но, как и прочие мои просьбы о комментариях в последние месяцы, это сообщение осталось без ответа.
Но ничего страшного. Я знаю, к кому обратиться за реальным ответом по поводу Саентологии и рекламы. Сейчас Саентология, возможно, и сокращается в размерах, но в 1980-х годах она достигла своего наивысшего расцвета в значительной мере благодаря одному человеку: Джефферсону Хоукинсу.
Именно Хоукинс тогда занимался в организации вопросами маркетинга, именно он придумал телевизионную рекламу, которая крутилась много лет, и благодаря которой были проданы миллионы книг. Я отыскал запись его знаменитого «вулканного» ролика о книге «Дианетика», только качество записи сильно хромает…
Так или иначе, я вчера позвонил Хоукинсу и рассказал ему о неожиданной рекламной атаке, проведенной организацией на выходных. Разве нечто подобное не нуждается в заблаговременном планировании? Он объяснил, что, как подсказывает его опыт, есть возможность купить столь большой объем рекламного времени, перекупив его у кого-то, кто сделал покупку раньше. «Не думаю, что есть какие-то сомнения в том, что они реагируют на сообщение Дебби Кук, потому что это был тяжелый удар», — говорит Хоукинс.
Судя по тому, как организация действовала в прошлом, Хоукинс полагает, что деньги на срочную рекламную кампанию были получены от основных спонсоров: «Международная ассоциация саентологов связывается со всеми крупными спонсорами и говорит им: „Церковь атакуют, нужно закупить много рекламного времени“. Тогда тяжеловесы выстраиваются в очередь и собирают пару миллионов долларов».
[…]
« Вполне возможно , что после этих выходных они снимут рекламу . Это была немедленная реакция, найти для нее деньги они могут. Кроме того, они могут ссылаться на этот факт в будущем: „Мы все сплотились, наша реклама была на ‘Мисс Америка’, и нас видели миллиарды людей“».
Я ответил, что зрители, судя по всему, отреагировали на рекламу недоброжелательно — во всяком случае, если судить по первой реакции в Твиттере. Но Хоукинс объяснил, что привлечение новых членов не было целью кампании. Учитывая сокращение числа активных саентологов и постоянный отток из организации новых членов, потребность получить как можно больше денег от оставшихся становится насущной.
«Никакой реальной пользы это им не принесет. Возможно, количество посетителей официальной страницы немного возрастет, но на самом деле они просто пытаются всколыхнуть нынешних своих членов», — говорит Хоукинс.