Мормонский кодекс здоровья
Чтобы согласиться с разумностью отказа от табака — с его явными канцерогенными и вызывающими зависимость компонентами — не нужно быть семи пядей во лбу. С отказом от спиртного все несколько сложнее, но и у алкоголя есть свои негативные стороны. Но попробуйте предложить бельгийцам и бразильцам отказаться от кофе, или японцам, французам и англичанам — жить без чая. Многие сказали бы, что это лишено всякого смысла — с точки зрения здоровья и уж во всяком случае с точки зрения праведности. Однако именно это должны делать мормонские миссионеры, рыщущие по планете в поисках потенциальных новых членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней из штата Юта. Человек, желающий принять мормонское крещение или получить доступ в храм СПД должен соблюдать «Слово мудрости» — кодекс здоровья, который запрещает употребление перечисленных веществ.
Первая временная рекомендация на этот счет была провозглашена как откровение свыше в 1830-х года основателем мормонов Джозефом Смитом — не как «заповедь или запрет», а как «слово мудрости». Однако к началу XX века руководители СПД сделали эти ограничения обязательными, и воздержание от некоторых веществ стало визитной карточкой мормонов. Перевернутые вверх дном кофейные чашки (иногда это называют «мормонским флипом» [англ. mormon flip]) и «Спрайт» в бокалах для вина является свидетельством верности заветам СПД для всех присутствующих и для потенциальных критиков. Эти напитки остаются под запретом, несмотря на растущее количество свидетельств полезности умеренного употребления вина и тот факт, что в кофе и чае содержатся антиоксиданты, помогающие бороться с болезнями.
Хотя некоторые называют «Слово мудрости» причиной в целом хорошего здоровья и долголетия Святых последних дней, мормонское руководство признает, что здоровье в этом вопросе — не главное. «Это символ готовности жить в послушании требованиям, которые Бог открыл членам церкви через Своих пророков», — говорит представитель СПД Эрик Хоукинс, добавляя, что следование правилам позволяет мормонам участвовать в священных обрядах.
Иными словами,согласно учению мормонов, отказ от некоторых веществ представляет собой важный акт подчинения авторитету, то есть необходимый шаг к спасению. Но разве теперь, когда мормонизм охватывает весь мир, эти правила не утратили свое значение в качестве эталона нравственного достоинства?
Средство самоидентификации
После того, как в конце XIX века церковь СПД официально отказалась от многоженства и теократии, «Слово мудрости» стало «поразительно эффективным средством обозначения границ», — говорит Патрик Мэйсон, глава кафедры мормоноведния в южнокалифорнийском Клермонтском университете последипломного образования. «Оно позволило мормонам бесконфликтным образом оставаться видимо отличными и отдельными от окружающих. Это не оскорбляло чувства [традиционной Америки] так, как их оскорбляло многоженство».
У мусульман, иудеев и некоторых христиан (например, адвентистов седьмого дня) есть правила относительно того, что следует и чего не следует есть и пить верующим, говорит Мэйсон, и эти правила могут казаться окружающим надуманными и необъяснимыми. С мормонами дело обстоит так же, и это нормально. «Отказ от кофе или чая не повредит вашему здоровью, — говорит ученый. — Ведь, в конце концов, церковь запрещает не фрукты и не овощи».
Употребление запрещенных веществ может стоить в остальном верному человеку полноценной жизни в церкви СПД, говорит Мэйсон, но не небес. Учение мормонов предлагает множество «посмертных» возможностей войти в рай.
Однако соблюдение «Слова мудрости» имеет свои социальные последствия. «Это всегда означало, что некоторые люди, в остальном верующие, не могли полноценно участвовать в жизни церкви, — говорит Мэйсон, — только потому, что не могли отказаться от каких-то своих привычек». По его словам, среде СПД к таким людям иногда относятся как к «гражданам второго сорта», они не могут получить доступ в храм или «призвание» (должность) в церкви, сотрудники которой работают на добровольных началах.
«Слово мудрости» уже создавало проблемы в семьях, среди соседей и между друзьями. И модель, принятая в иудаизме, не работает в церкви, насчитывающей 15,6 млн. человек.
«Конечно, в рядах мормонов присутствуют разные точки зрения, но они не связаны с какими-то формальными подгруппами, вроде ортодоксального, консервативного или реформистского иудаизма, — поясняет Брайан Берч, глава кафедры религиоведения в Университете Вэлли (Орем, штат Юта). — Человеку непросто идентифицировать себя как „мормона-реформиста“ в отношении того, как он соблюдает „Слово мудрости“ и прочие вероучительные положения». Однако появление таких групп, возможно, уже не за горами.
Новое поколение
Мормонка Яна Рисс отказалась от запретных напитков за шесть месяцев до того, как ее погрузили в воды крещения. Рисс, писатель и редактор, живущая в Цинциннати, видела, какие страдания принес ее семье алкоголизм, поэтому отказаться от вина ей было нетрудно. «Если у тебя такое семейное прошлое, ты, скорее всего, попытаешься понять, в чем проблема, — говорит она, — и построить свою жизнь по-другому». Отказавшись от кофе, вспоминает Рисс, она стала лучше спать. «Я получила то, что обещало мне „Слово мудрости“, — говорит она, — и решила, что это правило принесет мне какую-нибудь пользу».
Рисс продолжает следовать требованиям СПД по этому поводу, но не осуждает тех, кто поступает иначе. Непослушание в этом вопросе — «совсем не грех», роняет она мимоходом.
Рисс рассказывает об одной мормонке, которая не бросила курить после крещение. Во время воскресной школы она ездила с подругой вокруг церкви и курила. Ей понадобилось много лет, чтобы порвать с привычкой, но все это время она оставалась верной мормонкой. Впоследствии она возглавляла в своей местности мормонское женское Общество милосердия. «Ей позволили принять крещение, хотя она все еще курила, — говорит Рисс. — Ее служение должно побудить нас задуматься о том, чтобы быть гибче».
Нужда в такого рода снисходительности, возможно, будет возникать все чаще — если церковь СПД надеется, что подрастающее поколение мормонов останется в ее лоне. Опросив более тысячи мормонов, Рисс выяснила, что поколение Y (миллениалы, эхо-бумеры) придерживается иных взглядов на «Слово мудрости», нежели его родители. Более 75% беби-бумеров (появившихся на свет в 1945-1964 годах) и предыдущее, т. н. «тихое» поколение рассматривали отказ от употребления алкоголя как существенное требование к «хорошему мормону», тогда как среди миллениалов (Рисс относит к ним родившихся в 1980-1998 годах) с ними согласны лишь 40%. Относительно того, можно ли быть хорошим мормонам и пить чай или кофе, показатели были ниже, а разрыв между ними — меньше: утвердительно ответили 51% беби-бумеров и «тихих» и 31% миллениалов. Поколение X (родившиеся в 1965-1979 годах) занимают промежуточное положение между вышеупомянутыми поколениями в вопросе об отказе от спиртного — 51%. В отношении к кофе и чаю они близки к миллениалам — 31,8%. «Среди мормонов есть явные различия в отношении к употреблению алкоголя, — говорит Рисс, — в отличие от чая и кофе».
Некоторые полагают, что запреты СПД уже приводили к почти смехотворным крайностям. Например, основное учебное заведение мормонов, Университет им. Бригама Яга в Прово, недавно попало в заголовки национальных новостей, когда начальник школы подготовки офицеров запаса (не мормон) отказался подписать университетский Кодекс чести, потому что в нем содержалось требование не пить ни чашки кофе и ни бокала вина — даже у себя дома.
Толкование заповеди
89 раздел Учения и Заветов излагает предписания церкви относительно питания. Помимо предостережений против вина, «крепких напитков» и табака, эта глава из мормонских писаний предписывает есть мясо «умеренно» и употреблять траву и плоды «в свое время». Здесь также сказано, хотя и довольно общими словами, что «горячие напитки ни для тела, ни для живота».
Первым, через несколько лет после откровения полученного в 1833 году, последним словам добавил конкретики старший брат Джозефа Смита, Хайрум. В 1842 году он сказал: «Многие не понимают, что бы это значило; идет ли речь о чае или кофе, или нет. Я говорю, что это относится к чаю и кофе. Почему мы столь часто вялы и ленивы? Потому, что мы нарушаем „Слово мудрости“, болезнь питается нашим организмом, наш ум помрачается, и мы не понимаем того, что от Бога; сатана обманывает нас, и мы впадаем в искушение».
Далее он сказал, что эти напитки «не только вредны своими наклонностями и пагубны своими последствиями, но и импорт иностранных продуктов может стать причиной того, что тысячи наших людей могут оказаться отравлены в будущем, когда враг использует это против нас».
Некоторые истолковали этот абзац в том смысле, что церковь должна растить собственный виноград, табак, собственные чайные листья и ягоды коки, чтобы не зависеть от врагов в поставках этих продуктов, но другие историки усматривают в нем предостережение, что упомянутые вещества могут причинить вред мормонам. Очевидно одно: на протяжении большей части XIX столетия руководство СПД вкушало от всех запретных «плодов». Не забывайте: изначально „Слово мудрости“ однозначно не считалось «заповедью». Некоторые курили или жевали табак. Вино использовалось для церковного таинства, причастия, до начала XX столетия. Руководители церкви постоянно пили его, торговали им и угощали им других. Употребление кофе и чая было распространено. Новообращенные из-за рубежа привозили с собой новые сорта пива.
Апостолы СПД Джон Генри Смит и Бригам Янг-младший «оба считали, что церкви не следует запрещать пиво или, по крайней мере, датское пиво», — пишет в своей книге об истории «Слова мудрости» историк Томас Дж. Александер: «Другие апостолы, такие как Энтон Лунд и Маттиас Каули также любили датское пиво и смородиновое вино».
Эммелина Уэллс, ставшая генеральным президентом Общества милосердия «время от времени выпивала чашку кофе, а [будущий президент церкви] Джордж Альберт Смит пил бренди из медицинских соображений», — пишет Александер. «Апостол Джордж Тисдейл, соглашаясь с президентом [Уилфордом Вудраффом], полагал, что никого не следует отстранять от работы в воскресной школе за то, что он пил чай, и что употребление в пищу мяса — более серьезное нарушение, чем употребление чая или кофе».
Руководство мормонов колебалось, решая, как следует добиваться выполнения правил — путем увещевания или с помощью более жестких мер. «В июне 1902 года Первое Президентство и Двенадцать договорились не принимать в общение никого, кто владеет трактирами или часто их посещает, — пишет Александер. — В том же году [президент] Джозеф Ф. Смит призвал президентов колье и прочих отказывать в [храмовых] рекомендациях тем, кто откровенно нарушает правила, но проявлять некоторую снисходительность к старикам, жующим табак, и пожилым женщинам, пьющим чай. Однако пьяницам в храмовой рекомендации следовало отказывать».
В 1906 году начались разговоры о сухом законе, инициированные поборниками трезвости из числа евангелических протестантов. В течение десяти лет это движение охватило всю страну. Президент церкви СПД радостно приветствовал такую инициативу. Почти три десятилетия спустя, когда США аннулировали сухой закон, мормонские правила начали постепенно ужесточаться.
Потенциальная опасность алкоголя общеизвестна, но при чем тут кофе и чай?
Борьба с кофеином
В 1920-х годах руководители компании Coca-Cola встретились с президентом церкви СПД, чтобы убедить его не запрещать их продукт, причем преуменьшили содержание в нем кофеина. Хотя некоторые апостолы просили Гранта о том же, мормонский пророк отказал бизнесменам.
В 1930-х годах Грант писал Леграну Ричардсу, в то время президенту миссии СПД в южных штатах: «Мы скажем, что, поскольку Первое Президентство несколько лет назад получила от компании Coca-Cola заверения, что они практически удалили неприемлемые ингредиенты из своего продукта, мы отозвали свои возражения против употребления его в качестве напитка».
Тем не менее, многие мормоны (включая апостола Джона Уидтсоу) по-прежнему были убеждены, что виновником запрета на «горячие напитки» был кофеин, а потому не употребляли никакие колы и осуждали тех, кто поступал иначе, полагая, что не не следуют «духу закона». Вскоре миссионеры-уроженцы штата Юта разнесли это отношение по всему миру, уча новообращенных проявлять верность истине через отказ от кофеиносодержащих напитков. Некоторые епископы во время собеседований даже задавали членам церкви неуместные вопросы об употреблении «Кока-колы», а BYU отказывался продавать любые продукты, содержащие кофеин, хотя сбитые с толку Святые последних дней с жадностью поглощали газировку в огромных количествах.
В 1960-х года президент Дэвид Мак-Кей, по словам его биографа Грегори Принса, посетил концертный зал в г. Баунтифул, где один друг угостил его каким-то напитком. Этот друг буквально окаменел, когда увидел, что на стакане, который он протянул лидеру мормонов, красовалась большая эмблема «Кока-колы». «Мне все равно, что написано снаружи, — сказал Мак-Кей своему смущенному другу, — если внутри „Кола-кола“».
Во время президентской кампании Митта Ромни в 2012 году церковь еще раз попыталась окончательно решить этот вопрос, выпустив официальное заявление о том, что «в откровении, описывающем здоровый образ жизни… не упоминается употребление кофеина» (хотя в BYU кафеиносодержащая «Кока-кола» по-прежнему не продается).
Тем временем, верным мормонам по всему миру приходилось решать, подпадают ли под запрет их собственные, национальные напитки, и не полезнее ли пить газировку, чем мутную и кишащую бактериями воду.
Местные проблемы
Кава — популярный напиток на многих тихоокеанских островах, однако перед мормонами он ставит «трудные вопросы», объясняет профессор отделения BYU на Гавайях Чун Хван Чен. «Это не алкогольный, не ферментированный и не кофеиносодержащий напиток, — говорит она. — Он не только не тонизирует, но и обладает легким успокаивающим и обезболивающим эффектом».
Каких-то единых правил относительно употребления кавы у мормонов нет — даже в районе Лайе, где живет множество мормонов, одни руководители СПД интересовались во время собеседований, пьют ли верующие каву, а другие — нет. «Запрет объясняется, — говорит она, — вероятно, не столько „Словом мудрости“... сколько социальным аспектом употребления кавы».
Некоторые настаивают, что «проблема не в самой каве, но в безответственной общественной жизни [кава-вечеринках, затягивающихся до самого утра] некоторых полинезийцев», говорит Чен. Другие «полностью поддерживают запрет, верят и учат, что само вещество непозволительно».
Для некоторых мормонов «кава является частью веры, — пишет Дэниел Хернандес,ученый из Оклендского университета в Новой Зеландии. — Для других — препятствием». По его словам, «все зависит от того, как и с какой целью ее употреблять».
Аналогичная путаница и аналогичные выводы сопровождают споры об употреблении «мате», национального аргентинского напитка, любимого многими южноамериканскими мормонами. С одной стороны, его осуждают за высокий уровень кофеина, а с другой — за сомнительные культурные традиции, с ним связанные. «Нам запрещали пить мате (как и всей Южноамериканской Южной Зоне), — пишет миссионер, служивший там в 2007-2009 годах. — Главной причиной запрета называли гигиену, поскольку мате пускают по кругу, и каждый прикасается губами к одной и той же „бомбилье“».
Не стоит забывать и о Японии. Сет Роджерс служил в Японской Фукуокской миссии СПД в середине 1990-х, и им разрешалось пить чай из ячменя и пшена. «Все остальные чаи в Японии, в том числе вездесущий зеленый чай, были строго запрещены», — рассказывает он. Учитывая, как много чая японцы «пьют при любом случае, это было настоящим испытанием для членов церкви».
Когда сотрудник НАСА Ли Поулсен был миссионером в Саппоро в начале 1980-х, каждый, кто приглашал мормонских старейшин к себе домой, хотел угостить их чаем. Так что разговор начинался с объяснения, что гости не могут пить ни черный, ни красный, ни зеленый, ни белый чай, но могут пить чай из обжареного ячменя, грибов или водорослей. Одна женщина, вспоминает Поулсен, «пришла в отчаяние, услышав это, потому что у нее закончились все другие виды чая, и ей нечем было нас угостить». Она вышла из ситуации, предложив молодым людям «кипяток в маленьких чайных чашках».
Между вежливостью и верностью
Для многих мормонов, особенно не уроженцев Америки, проблема заключается в том, что отказ от чая и кофе делает гостеприимство и душевную близость, с которыми сопряжено употребление этих напитков, для них недоступными. Следование диетическим предписаниям мормонов, говорит бельгиец Вильфрид Декоо, «зачастую — самый явный признак того, что ты порвал с семейными обычаями, и это разрывает социальные связи».
Помимо местных обычаев, чай и кофе превратились для людей разных национальностей в универсальный способ найти общий язык. Для того, чтобы помочь родителям-иммигрантам интегрироваться в общество, европейские школы часто устраивают «короткие встречи за кофе или чаем, после того как матери утром оставляют детей в детском саду или в школе», рассказывает Декоо. «Матери-местные уроженки и матери из других стран получают возможность посидеть 10-15 минут за чашкой кофе или чаем, которая становится для них точкой соприкосновения, и познакомиться». Мать-мормонка, которая начинает со слов «мы никогда не пьем чай и кофе», говорит он, «мешает воплощению целей встречи и разрушает атмосферу единства».
Житель штат Юта Пол Карпентер, за 30 лет объездивший бедные и богатые страны на всех пяти континентах, сделал наблюдение, что эти напитки являются «главным средством» разбить лед между незнакомцами и начать разговор. Если бы их не считали «греховными», говорит профессиональный дипломат Карпентер, «церковь могла бы даже использовать их в целях миссионерской работы и для укрепления общин». В общем и целом, по его мнению, социальные выгоды перевешивают любые соображения, связанные со здоровым питанием.
Правила питания были введены, когда церковь СПД была, главным образом, американской религией, говорит Мэйсон, ученый-мормон из Калифорнии: «В 1920-х годах мы и не задумывались обо всех этих других веществах».
Святым последних дней в разных странах приходится соизмерять явные требования культурных традиций с праведностью мормонского учения. Глобализация, по словам Мэйсона, «оказывает давление на церковь и на ее единообразие».
Со своей стороны, апостол СПД Даллин Оукс в недавнем выступлении перед выпускниками Гавайского филиала BYU заявил, что отказ от некоторых культурных, народных и семейных обычаев — небольшая цена за богатство мормонского евангелия. «Когда обычаи этих стран вступают в противоречие с культурой и заветами евангелия, мы должны сделать шаг назад и отделиться от них», — говорит Оукс.
По словам представителя церкви Хоукинса, местное руководство СПД «может дать своим членам указания относительно обычаев, характерных для той местности».
Мелисса Иноуе, мормонка и профессор Оклендского университета, поддерживает такой подход: «Местные уроженцы лучше всего способны понять, как свод диетических предписаний, составленный в 1830-х годах в Америке, следует применять для отделения от окружающего общества. Естественно, даже в общинах местных Святых последних дней и даже в их семьях всегда будут споры относительно духа и буквы закона».
С учетом того обстоятельства, что «Слово мудрости» «очень поверхностно соблюдали в отношении алкогольных напитков в Юте в XIX веке (на приходских праздниках было пиво), а сегодня почти полностью игнорируют в отношении употребления в пищу мяса („только в зимнее время или во время холода или голода“), нам следует помнить, что соблюдение „Слова мудрости“ не самоочевидно, но определяется нормами общин СПД в конкретное время и в конкретном месте», говорит Иноуе.
Мэйсон тоже беспокоится о будущих поколениях. Диетические предписания создали мощное мормонское самовосприятие, полное смысл, которое верой и правдой служило религии более века, говорит он, но в будущем ему, возможно, понадобится адаптация. «Мормоны не живут в монастырях, — замечает он. — Они ходят на работу, у них есть соседи, которые выпивают за обедом бокал вина без каких-либо последствий для здоровья. Они видят, что умеренное употребление этих веществ не ведет к несчастной жизни».
Стремительно расширяющееся пространство социальных сетей погружает членов церкви в мировую культуру так, как это было невозможно для прежних поколений Святых последних дней, говорит Мэйсон: «Благодаря технологии поддерживать постоянство и сплоченность в таких субкультурах, как мормонизм, становится все труднее».
По мере того, как эта религия приспосабливается к окружающей культуре, предсказывает ученый, «Слово мудрости» будут «понимать и применять по-другому». Возможно, говорит Мэйсон, «именно это не дает руководителям СПД спать по ночам».
Местные проблемы
В международной церкви, перед лицом многообразных обычай и условий, „Слово мудрости“ может доставить миссионерам, стремящимся соблюдать мормонские принципы здорового питания, самые разные неудобства. Вот несколько примеров:
Уэйн Фэгг: Когда я служил в Перу с 1980 по 1982 год, мы использовали различные виды «Фанты» (иногда с кофеином) вместо воды, когда питьевой воды было не найти. Нам советовали регулярно пить кофе, чтобы очиститься от микробов.
Шерри Гэвин: В Австралии алкоголь является важным ингредиентом рождественского пудинга, и я не знаю ни одного мормона-неамериканца, который бы делал рождественский пудинг без алкоголя.
Эндрю Холл: Многие японские мормоны считают употребление кофеиносодержащих напитков типа «колы» нарушением „Слова мудрости“ [хотя это не так]. Большинство членов церкви в курсе, что американские мормоны в общем и целом не придерживаются такого толкования, и что на собеседованиях перед посещением храма вопросы об этом в Америке не задают. Но они часто говорят: «В Японии мы делаем это так».
Эндрю Браун: Члены церкви СПД в Аргентине могут пить йерба мате, но миссионеры — нет. Однажды впоследствии мне довелось пить мате с представителем высших властей церкви, причем он рассказывал мне о других руководителях церкви, которые пробовали этот напиток, и которым он понравился.
Дженнифер Скаузен Садвикс: Чай масала в Индии. Иногда его делают из одних специй, а иногда добавляют черный чай. Сказать заранее трудно, потому что на упаковке местных сортов ингредиенты не обозначены. Можно купить развесной, тебе насыплют его в пакет. Некоторые члены церкви вовсе отказываются от чая масала, а некоторые говорят, что могут распознать наличие черного чая по запаху, что, возможно, правда. Так что некоторые считают его употребление допустимым, потому что это, по сути, травяной чай. Другие не видят разницы с черным чаем. Некоторые пьют зеленый чай, потому что он не ферментирован, а именно ферментацию они считают причиной запрета на черный чай.
Сария Торонто: В России в начале 1990-х миссионеры и члены церкви покупали квас — напиток, получаемый путем брожения из ржаного хлеба. Я не помню, чтобы я видела бутылки с квасом на собраниях мормонов. Когда мы были в гостях, если у хозяев не было под рукой травяного чая, они давали нам «детский чай» — варенье с горячей водой.
Лиза Кэй Кармак Палмер: Кумыс — это перебродившее кобылье молоко, которое составляет большую часть рациона питания в Монголии. Первому Президентству был направлен специальный запрос, противоречит ли этот напиток «Слову мудрости». Ответ был таким, что руководство не чувствует вдохновения свыше, чтобы добавить этот напиток к списку запретных веществ.