6 действительно плохих харизматических учений, которые должны уйти в прошлое
Дж. Ли Грэйди |
Я никогда не стану извиняться за то, что я харизмат. Много лет назад у меня было яркое переживание, связанное со Святым Духом, и никто меня в этом не переубедит. Мне нравится постоянное присутствие Святого Духа в моей жизни и Его сверхъестественные дары. Мне нравится пророчествовать, говорить на языках, молиться за больных и видеть, как люди меняются силой Духа.
В то же время я понимаю, что с тех пор, как харизматическое движение возникло в 1960-х годах, люди злоупотребляли дарами Духа и искажали Божье Слово, чтобы продвигать странные учения и практики. Видя эти ошибки, я никогда не ставил под сомнение подлинность того, что Святой Дух сделал в моей жизни. Но я знал, что должен хранить верность Божьему Слову и отвергать любые встречающиеся мне на пути лжеучения.
Мое простое правило основано на 1 Фессалоникийцам 5:21-22: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла». Иными словами, мясо съедайте, а кости выплевывайте.
В последние годы, путешествуя по телу Христову, я видел всяких людей — и хороших, и плохих, и злых. Я люблю народ Божий и знаю, что здоровый остаток исполненных Духом церквей, которые изо всех сил стараются держаться библейской истины, существует. Но я также знаю, что мы стоим на распутье. Мы должны очиститься. Мы должны отбросить любые странные учения, которых мы придерживались, которые воплощали в жизнь, и которые мешают нам сегодня расти.
Вот лишь несколько наихудших ошибок, укоренившихся в нашем движении в прошедшую эпоху. Возможно, вам известны и другие заблуждения, которые стоило бы включить в этот список. Я убежден, что мы огорчим Святого Духа, если и далее будем придерживаться этих вещей.
1. «Не прикасайтеся к помазанным Моим». Вероятно, вы уже сталкивались с этим странным учением, основанным на тексте 1 Паралипоменон 16:22. Пытаясь пресечь любые разногласия в общине, неуверенные в себе лидеры объявляют последователям, что, если те ставят под сомнение авторитет церкви, они «прикасаются к Божьим помазанникам» и навлекают на себя Божье осуждение. Давайте называть вещи своими именами: это манипуляция. Она порождает еще худшие проблемы тем, что подрывает здоровый обмен мнениями и взаимное уважение. В конечном итоге, члены церкви начинают испытывать на себе насильственный и жесткий контроль, или даже попадают в немилость у лидеров потому, что осмеливаются задавать вопросы.
2. Двойной завет. Мы, харизматы, любим и уважаем Израиль. Некоторые из нас используют в поклонении иудейские обычаи — такие как молитвенные покрывала и трубы-шофары — и отмечают иудейские праздники. Подобные вещи могут обогатить наш христианский опыт, однако некоторые лидеры заходят слишком далеко и утверждают, будто евреям не нужно верить в Иисуса Христа, чтобы испытать спасение. Они исходят из того, что у евреев есть особый доступ на небеса в силу этнического наследия. Это откровенно противоречит всему, о чем говорится в Новом Завете.
3. Недоступные лидеры. В 1980-х некоторые харизматические служения начали говорить, что пасторы и проповедники должны держаться на некотором отдалении от людей, чтобы «хранить помазание». Служителей убеждали не заводить друзей среди членов общины. Проповедники взяли за странное обыкновение по воскресеньям не присутствовать на поклонении и выходить на сцену лишь перед самой проповедью, чтобы добавить своему появлению драматизма. Этим людям должно быть стыдно за такую попытку оправдать собственное чванство. Иисус любил людей и был доступен для них. Такими должны быть и мы.
4. Оруженосцы. Те же парни, которые придумали пункт 3, положили начало и этой моде. Проповедники взяли за обыкновение окружать себя свитой: один человек несет портфель, другой — Библию, третий — носовой платок. Некоторые стали нанимать телохранителей… и даже дегустаторов! Всем этим оруженосцам обещали особые благословения, если они будут верно служить проповедникам, которые вели себя, словно рабовладельцы. Хочу напомнить: истинные лидеры — слуги, а не господа, вокруг которых все должно вертеться!
5. Стократное воздаяние. Перед своей кончиной в 2003 году Кеннет Хейгин-старший, отец Движения Веры, осудил собственных последователей за то, что они довели учение о преуспевании до безумной крайности. В своей книге «Прикосновение царя Мидаса» он умолял пасторов прекратить ссылаться на отрывок Марка 10:28-30 в обоснование утверждения, будто Бог обещает стократ воздать за каждое наше пожертвование. Хейгин пишет: «В таком случае математические подсчеты показывают, что христиане обладали бы состояниями в биллионы долларов!» Хейгин писал, что слова о стократных благословениях относятся к награде, которая ожидает тех, кто оставил все, чтобы посвятить все свое время и все силы служению Богу.
6. Деньги приходят. Иисус упрекал фарисеев за то, что они жертвовали деньги прилюдно — на глазах у всех. Однако в 1990-х годах некоторым харизматам в голову пришла дикая мысль, что Бог изольет на них волшебное благословение, если они вывалят к ногам проповедника прямо посреди проповеди кипу денег. В 1996 году начало этой экстравагантной практике положил в одной печально известной проповеди Лерой Томпсон из Луизианы. В тот день он кричал слушателям: «Деньги! Придите ко мне сейчас!» И люди из зала выбегали вперед, чтобы высыпать деньги в его сундуки. Конечно, деньги пришли к нему — и другие жадные до наживы проповедники решили последовать его примеру. Пожертвования стали превращаться в своего рода эксгибиционизм, а христиане стали относиться к ним как лотерейным скретч-картам.
Бог требует от нас святости не только в поведении, но и в учении. Давайте оставим эти и прочие безумные учения, которые смущают людей и навлекают поношение на тело Христово.
Автор этой статьи, Дж. Ли Грэйди, в бытность свою редактором журнала Charisma немало способствовал популяризации богословия Веры. То, что в последние годы он начал энергично выступать против наиболее явных злоупотреблений этого движения, не может не радовать. Жаль, однако, что он, похоже, по-прежнему не понимает, что проблемы присущи Движению Веры изначально, а не являются лишь результатом «злоупотреблений» со стороны некоторых последователей Хейгина. |