У атеистов появилась мегацерковь
Вчера «Воскресное Собрание» — расположенная в Лондоне «атеистическая церковь», которая с момента своего создания в январе 2013 года привлекала к себе внимание прессы, объявила о начале всемирного миссионерского турне. В октябре и ноябре филиалы «Воскресного Собрания» будут открыты в 22 городах Англии, Ирландии, Шотландии, Канады, США и Австралии. «Думаю, что настал момент, — написал на прошлой неделе в электронном сообщении основатель Собрания Сэндерсон Джонс, — когда Воскресное Собрание превращается из интересного феномена в поистине всемирное движение». Структурно оформленное безбожие готово для экспорта.
За восемь месяцев Собрание прошло большой путь: от небольшой общины в Восточном Лондоне (под девизом «Живи лучше, помогай чаще и удивляйся больше» и созданной по принципу «наполовину атеистическая церковь, наполовину старые добрые танцы») до организации, рассылающей пресс-релизы о планах глобального расширения. «Темп роста в 3000% может сделать это нерелигиозное Собрание самой быстрорастущей церковью в мире», — хвалятся ее создатели.
Но это еще не предел. В октябре Воскресное Собрание начнет кампанию с целью собрать 500 тыс. фунтов стерлингов в виде пожертвований. За этим последует создание новых общин. Вся идея напоминает отчасти хипстерский стартап, отчасти американскую мегацерковь.
Как и всякая попытка придать неверию организованную форму, Воскресное Собрание получит свою порцию насмешек и критики. Однако франчайзинговая модель может оттолкнуть и некоторых последователей. Ведь корпоративная империя нуждается в совете директоров; лэйбл нуждается в мэнеджменте; федерация нуждается в четко сформулированных правилах и мерах воздействия на отступников. Разве все это не прямая противоположность свободомыслию?
Это не значит, что создатели Собрания идут напролом. Не следует закрывать глаза на то, что по мере того, как эта «атеистическая церковь» начинает больше напоминать церковь, чем любая другая, она приглушает свои атеистические акценты, стремясь вобрать в себя широкое разнообразие внерелигиозных убеждений.
В настоящий момент Джонс все еще оттачивает свои лозунги. Однако в работоспособности модели он уверен.
Сэндерсон Джонс и Пиппа Эванс |
Первый раз я пришел на Воскресное Собрание в апреле. Тогда мы были просто толпой из нескольких сотен безбожников, собравшихся в ветхой заброшенной церкви в Восточном Лондоне. На Собрании царил дух безбашенности и эксцентричности. На столе возле входа женщины разложили домашние пироги и чай. Какая-то самопальная группа играла песни Кэта Стивенса. Наши «священники» были в розовых обтягивающих джинсах. Многие из собравшихся были модно одетыми 20-летними юношами и девушками, явно с бодуна.
Мне не нужно было рекламировать эту идею (которую хорошо объяснил философ Ален де Боттон). Как и основатели Воскресного Собрания комики Пиппа Эванс и Сэндерсон Джонс, я не думаю, что религия должна иметь монопольное влияние на людей. Мне нравится идея светского храма, где атеисты могут насладиться атмосферой общины в ее идеализированном, традиционном церковном смысле, послушать заставляющую задуматься проповедь, получить возможность регулярной передышки, легкий доступ к возможностям послужить обществу, поучаствовать в групповом пении, разделить стремление к самосовершенствованию и бесплатную еду без назойливого присутствия Всемогущего Бога.
Очевидно, что я был не одинок. Несколькими месяцами позже Воскресное Собрание насчитывало уже 400-600 регулярных посетителей. По мере того, как рос энтузиазм, Эванс и Джонс стали получать письма со всего мира от потенциальных основателей новых Воскресных Собраний.
Джонс признается, что с самого начала питал надежды на расширение. Со временем основатели Собрания отдали предпочтение контролируемому развитию — они лично одобрят и откроют 22 филиала Собрания в течение следующих двух месяцев.
Одно новое Воскресное Собрание будет открыто в декабре в Лос-Анджелесе. «У нас будет безбожное собрание в городе ангелов», — смеется 53-летний кинооператор Иэн Додд, один из основателей филиала.
Не считая нескольких юношеских лет, когда он пытался найти «нечто большее», Додд всю жизнь был атеистом, и много лет посещал общину унитариев-универсалистов в Санта-Монике. Какое-то время его это вполне устраивало. Унитарианская церковь построена на идее «радикальной толерантности». Она с уважением относится ко всему. Все хорошо. С одной стороны, это здорово, но в какой-то момент становится слишком размытым. Додд хотел более четкого секуляризма. В январе он услышал о Воскресном Собрании. Через несколько месяцев он уже сидел с Сэндерсоном Джонсом в голливудской пивной, планируя открытие первого Собрания в Лос-Анджелесе.
«Церковная модель очень хорошо работала пару тысяч лет, — рассуждает Додд. — Мы хотим сохранить воду, но выкинуть из нее ребенка, Иисуса».
Организованный атеизм потребует оформления бумаг.
Статья, опубликованная недавно созданной ассоциацией «Воскресные Собрания повсюду» (Sunday Assembly Everywhere, SAE), описывает процесс создания филиалов. Заинтересованные группы должны запросить устав Воскресного Собрания и бланк лицензионного соглашения, «которое даст вам право использовать все материалы, логотипы, позитивные вибрации и благоволение Воскресного Собрания». Следующим шагом должно быть создание организации — возможно, в форме объединения без прав юридического лица, но с банковским счетом. Потом следует обучение, проводимое представителями штаб-квартиры ВС — либо в Великобритании, либо дистанционно по всему миру. Если все пройдет гладко, претендентам предложат подписать «Устав первого этапа SAE». Это предварительная лицензия, которая позволяет запустить Воскресеное Собрание с использованием проверенных форматов и тем. Затем следует перекрестная проверка и оценка другими филиалами ВС. Прошли благополучно? Тогда вы получаете «Устав второго этапа», который дает вам права полного членства в SAE . За образец принята структура частного некоммерческого фонда TED.
В своем пресс-релизе Джонс пишет о сотнях и, если все пойдет по плану, тысячах новых общин ВС.
Со временем, как надеются Джонс и Эванс, их Собрания будут предлагать не только собрания, напоминающие церковные службы, но также воскресную школу, венчания и отпевания. 36-летняя библиотекарша Николь Стивс, которая открывает филиал в Чикаго, рассказала мне, что с тех пор, как она стала матерью, чувствовала, что ей не хватает «лучших сторон церкви»: дружбы, основанной на общих убеждениях, встроенной системы взаимопомощи и т. п. Стюарт Балкхэм, архитектор по образованию, который сейчас занимается организацией музыкальных фестивалей, вместе с женой Анитой создает Воскресное Собрание в Брайтоне. На него сильно повлияло воспитание, полученное в англиканской церкви. «Воскресное Собрание беззастенчиво копирует многие давние христианские традиции, убирая из них все, из-за чего нерелигиозные люди чувствуют себя неудобно».
Но по мере того, как атеистическая церковь начинает все больше напоминать церковь, она, похоже, сознательно приглушает свои атеистические взгляды. Если раньше Собрание откровенно отвергало теизм (на Собрании в апреле Джонс смеялся над распятием), теперь атмосфера более спокойна. «Насколько атеистическим должно быть наше Собрание? — написал недавно Джонс в своем блоге. — Если давать короткий ответ, то не слишком».
«Фраза „атеистическая церковь“ сослужила нам хорошую службу. Она привлекла к нам внимание, — развивает эту мысль Эванс. — Но понятие „атеист“ имеет негативные коннотации. Атеистов часто считают агрессивными, горластыми и врагами любой религии, в то время как для большинства атеистов, во всяком случае, в Великобритании, их неверие — не главное в жизни». На недавнем Собрании Джонс высказал следующее мнение: «Я думаю, что атеизм скучен. Почему мы определяем себя тем, во что мы не верим?»
Потому что в этом смысл атеизма?
Очевидно, что Эванс и Джонсу нужно идти вперед осмотрительно. Суть их идеи не в том, чтобы отвращать людей от религии, или поносить верующих, или обвинять религиозных людей в глупости. И их модель «радикальной инклюзивности» всегда будет привлекательна для более осторожных родичей атеизма: гуманизма, унитарианства и агностицизма.
Но я беспокоюсь, как бы Собрание не утратило своей уникальности, если оно и далее будет отказываться от своего мощного неверия. Оно может превратиться в «Мак-Атеизм», в диетическую версию самого себя. Мне кажется, что для Воскресного Собрания отказываться от ярлыка «атеистов» — все равно, что для феминистского журнала отказываться от термина «феминизм».
Однако момент действительно удачный. Все больше людей начинают относиться к религии не как к дихотомии, а как к целому спектру мнений, и все больше людей симпатизируют организованному неверию. Возьмите, к примеру, очень успешное Гуманистическое общество при Гарвардском университете. Или первый публичный памятник атеизму во Флориде. Или попытки ввести в армию атеистических капелланов.
Книга Роналда Дворкина «Религия без Бога» (Religion Without God), которая вскоре выйдет в свет (после смерти автора), обещает быть разносторонним описанием этого тренда. «Привычное деление людей на религиозных и нерелигиозных слишком примитивно», — писал Дворкин в отрывке из этой работы, опубликованном в «Нью-Йоркском книжном обозрении». Дворкин высказывается в пользу более религиозной нерелигиозности, «религиозного атеизма». При этом он цитирует известного атеиста Альберта Энштейна:
Знать, что нечто недоступное для нас действительно существует и проявляется в виде высочайшей мудрости и ослепительной красоты, которую наши глухие органы чувств могут воспринимать лишь в самых примитивных формах, — это знание, это чувство находится в центре истинной религиозности. В этом, и только в этом смысле я принадлежу к рядам глубоко религиозных людей.
Есть много причин, по которым это начинание может пойти прахом. Для начала, оно может не понравиться атеистам. «Один из вопросов, на сегодняшний день возникших в ходе обсуждения феномена атеистических церквей, — объясняет исполнительный директор Американской гуманистической ассоциации, — заключается в том, что его сторонники обычно закрывают глаза на тот факт, что большинство вовлеченных в него атеистов и гуманистов не испытывают никакой тяги к атмосфере церковного прихода».
Может статься, что даже сторонников этой идеи модель Атеистической Церкви устраивает постольку, поскольку она централизована и носит подчеркнуто местный характер. Интересно, не объясняется ли привлекательность первого Собрания отчасти его атмосферой новизны: ошибками, дурачеством, искренностью и типичностью для Восточного Лондона.
Есть много возможностей реализовать эту идею весело. Представьте, что Воскресное Собрание Повсюду действительно ждет оглушительный успех. Станет ли Лондон ответом секуляристов Ватикану? Может, Атеистическая Церковь разделится на ортодоксальную, консервативную и реформатскую версии безбожия? Произойдет ли в атеизме собственный Великий Раскол? Или, возможно, Воскресное Собрание пойдет путем американской мегацеркви: переместится из молодых городских агломераций на главные улицы застроенных панельными домами пригородов?
Так или иначе, Сэндерсон Джонс уверен, что модель будет востребована. «У нас есть совершенно естественная человеческая потребность в том, — настаивает он, — организовываться вокруг значимых институтов». Я склонен согласиться с тем, что «Живи лучше, помогай чаще и удивляйся больше» — хороший девиз, вокруг которого можно сплотиться.
А как быть с недоброжелателями? «Я не ожидаю больших возражений со стороны религиозных общин. Они рады, что мы используем их церковную модель, — рассуждает Джонс. — Думаю, что проблемы с ней будут у более агрессивных атеистов».