Алексей Громский: Тоталитарные секты уходят в социальные сети
Недавно в городе Подольске Московской области прошел Первый международный молодежный антисектантский форум.
Его участниками стал представители и организаций и неформальных общественных движений, которые занимаются проблемой деструктивных культов и сект. Основным организатором выступил Российская ассоциация центров исследования религий и сект во главе с его руководителем - пожалуй самым известным российским исследователем сект - доктором философии Александром Дворкиным.
Алексей Громский |
Делегация Новгородской области составляла шесть человек. Все они поддерживают новгородский антисектантский проект «Гнев», руководителем которого является кандидат исторических наук Александр Чаусов. Активный сторонником проекта «Гнев» является и новгородский политтехнолог Алексей Громский.
В беседе с ним «53 новости» обсудили целый ряд тем, касающихся современных сект и угроз, которые они несут обществу.
Какие новые методы сегодня используют активисты антисектантских организаций?
Методы привязаны к методам самих сект, поэтому стоит, прежде всего, говорить о них. Если раньше на улицах что Москвы, что Великого Новгорода мы могли видеть большое число вербовщиков от мормонов, от сайентологов, от иных деструктивных культов, то в настоящее время ощутимая часть их работы переместилась в интернет, в социальные сети. То есть - если макулатуры от сектантов в ящиках становится меньше, то это не значит что они стали менее активны.
Следовательно, антисектанскими организациями постоянно разрабатываются новые методы работы в соцсетях.
Также существует деятельность связанная не с информированием, а с работой с жертвами сект, с их родственниками.
Есть, кроме того, отдельное направление, связанное с экспертизой литературы, распространяемой сектами и анализом в целом их деятельности.
Конечно, наблюдаются изменения. Если в начале девяностых кришнаитов в оранжевых балахонах все встречали с интересом – они раздавали книжки с красивыми картинками, ритуальную еду - то сейчас, люди больше ориентированы на личностный рост, а не на внешнюю атрибутику. В связи с этим разрослась доля влияния психокультов.
Например, сайентологии?
Да. Мне было очень интересно пообщаться с канадским гостем форума, господином Джерри Армстронгом, который был некоторое время правой рукой Рона Хаббарда. Сейчас Армстронг, кстати, является невъездным в США.
Официальная позиция властей – Джерри Армстронг нанес своими действиями урон интересам известной организации, разгласив закрытую организацию. Было очень сложно доставить этого господина в Россию, так как прямые авиарейсы из Канады неудобны и редки. Армстронг рассказал участникам форума много интересного о внутренней кухне сайентологии.
Секты множатся с большой скоростью. Вот одно из последних полукурьезных сообщений – в Челябинской области появилась Церковь Чебаркульского метеорита. Ее глава требует передать ему обломок природного объекта. Дескать, на нем записаны законы, по которым должны жить все люди. Какие локальные особенности имеют секты в Новгородской области?
Неоязычество. Оно, может, не столь популярно у нас, но общероссийская тенденция есть. Так в Рязанской области возник культ поклонения «местному Перуну». Ранее в Валдайском районе выявлялись культы того же направления, даже издавалась родноверческая газета «Синяя сварга». Место же в историческом плане известное – там достаточно много языческих захоронений, курганов.
Насколько высок уровень осознания властью опасности неоязычества? Нет ли заигрывания с ним под соусом – «мы вам лояльность, вы нам – приток туристов, желающих посмотреть, а то и поучаствовать, в ритуалах»?
Не надо путать народную культуру и историческую реконструкцию с тоталитарными сектами – это явления совершенно разные. Цель сект - завлечь человека в свои ряды и контролировать его жизнь, завладеть его деньгами. Завладеть ими, а не привлечь средства, простите за иронию, в бюджет Новгородской области.
Впрочем, есть одна проблема – некоторые гостиницы, организации, владеющие площадками для проведения массовых мероприятий, по незнанию, или соблазняясь деньгами, предоставляют помещения для сект. Что ж – это, в конце концов, оборачивается большими репутационными издержками для таких коммерческих структур. Туристы не потянутся туда, где проводятся мероприятия тоталитарных сект.
А не эволюционируют ли какие-либо секты в позитивном направлении? Вроде те же кришнаиты как-то более близки к традиционному индуизму…
Это ошибочное мнение. «Общество сознания Кришны» не имеет отношения к традиционным кришнаитам, которых мы можем видеть в Индии. Они просто не пускают американских кришнаитов в свои храмы. Впрочем, правительство Индии выступило в защиту американских кришнаитов, когда у них возник конфликт с властями США…
Пастафарианство – вера в Летающего макаронного монстра – имеет признаки тоталитарной секты, или же это просто пародийная религия?
Любая религия в отличие от секты несет духовность, проповедует то, что может сделать людей лучше. Любая религия имеет культурный компонент. Не нужно заблуждаться и говорить о том, что секта сможет переродиться в религию. Для сект разговор о Боге является прикрытием.
Конечно, никто всерьез не верит в Летающего макаронного монстра – это общественный проект. До того времени, пока его не начнут продавать за большие деньги.
Та же сайентология это, прежде всего, транснациональная корпорация с большими финансовыми оборотами. Ну и своеобразная образовательная система в одном флаконе с крупной разведывательной службой, собирающей информацию по всему миру. Когда у Армстронга спросили – почему такие прекрасные актеры как Том Круз и Джон Траволта остаются в секте сайентологов и фактически являются ее лицом, то канадский эксперт ответил: «На них, видимо, что-то есть».