Существование души
Вопрос
Здравствуйте,Павел!У меня вопрос про душу и психологию.Как мы можем доказать что душа существует?Мы не можем ее измерить ни в момент рождения,ни в момент ухода,ни в момент жизни человека! Особенно сейчас,когда все чувства и мысли человека,в том числе раздражения,ярость,влечение к противоположному полу и даже сама любовь объясняются,выбросом гормонов и процессами психики человека?И как мы в таком случае можем сказать,что человек похотлив или зол,и как следствие грешен,ведь не он сам это контролирует? К тому же,что с теми людьми у кого психика не в порядке?В состоянии ли они спастись,если не могут раскаяться или даже понять самой простой и рутинной жизни,не то что христианской? Спасибо!Я думаю этот вопрос будет интересен многим на вашем замечательном сайте=)
Ответ
Приветствую, уважаемый Игорь!
Вопрос о существовании души должен определяться тем, как мы представляем, что такое душа. Другими словами, мы должны понимать, что собираемся «искать». Если мы хотим найти, что-то материальное, то будем использовать соответствующие инструменты и приборы, если мы думаем, что душа нематериальна, то нам придется опираться на что-то другое, например, на наш опыт, общечеловеческий опыт, авторитет великих людей, религиозный опыт, религиозные откровения и т.д.
Если же мы хотим с помощью весов определить сколько весит нематериальная душа, то мы сознательно ставим перед собой невыполнимую задачу, которую не сможем решить никогда. Тоже самое происходит и с тем, когда нам кажется, что, описав явление, мы понимаем его суть. Описание помогает нам понять суть, но далеко не всегда его открывает. Например, мы знаем, как работает закон всемирного тяготения, но до сих пор не понимаем, что такое гравитация. Так же и с душой. Психологи или физиологи могут рассказать нам, как и где именно в головном мозге формируются наши чувства, но они не могут ответить ни что такое чувства, ни тем более, есть ли у человека душа.
Атеисты считают, что ничего нематериального не может существовать (в том смысле, как они определяют, что такое материя), поэтому они считают, что души существовать не может, поскольку она нематериальна со слов верующих. То есть они подходят к душе из своего представления о том, что такое материальное существование.
Религиозные люди подходят к этому вопросу несколько иначе, как бы с другой стороны. Мы не пытаемся определить, что существует, а что нет, что материя, а что есть дух. Мы интуитивно понимаем, что эти разделения и границы существуют, Библия открывает нам это, но сами мы не в силах их точно определить. Поэтому мы подходим к существованию души с онтологической точки зрения. Мы не знаем ее настоящий «состав», но верим авторитету Писания и тому как Библия говорит о душе.
Первый аргумент, который позволяет нам думать, что что-то личностное и вечное существует в нас самих, потому что мы сами чувствуем в себе это. Переживая горе, мы говорим, что наша душа болит, даже когда тело не переживает недуга, или наша душа может радоваться, даже когда наше тело страдает. Мы чувствуем, что наша душа нечто большее, чем тело, потому что нам кажется, что душа способна преодолеть смерть. Кто-то называет это самосознанием, кто-то душой, но сейчас это не принципиально. Все равно мы понимаем, что в нас есть нечто такое, что не равно телу и даже больше его по значению. А поскольку мы знаем, что в нашем теле нет другого материального тела, то предполагаем, что то, что есть в нас, что мы называем душой, носит какой-то нематериальный характер.
Второе. Мы рассуждаем о существовании души у других людей на основании т.н. «телеолического аргумента» (См. книгу Арли Хувера, «Дорогой Агнос» - Телеологический аргумент). Мы верим в существование души у других людей подобно тому, как мы верим в существование другого разума, помимо своего. Телеологический аргумент, например, помогает нам интерпретировать существование древних цивилизаций по найденным археологическим остаткам и т.д. Задумайтесь, ведь на самом деле логически достаточно сложно или даже невозможно доказать существование не только другой души, но даже другого разума. Кстати, на этом основывается такое философское направление, как солипсизм. Поэтому видя ограниченность логики, как абсолютного инструмента в доказательстве существования других душ, мы можем остановиться только на том, что нам остается. А именно – рассуждение по аналогии. Мы верим, что у других есть душа, потому что у нас есть душа.
Третий аргумент заключается в том, что Библия говорит о существовании души, а если мы доверяем Библии, то можем верить и тому, что она говорит об этом. Есть, однако, люди, кто даже на основании Библии отвергает отдельное существование души у человека, например, Адвентисты Седьмого Дня и Свидетели Иеговы, но это уже другой, богословский вопрос.
Возражения: Но далеко не все религии верят в существование души, как мы привыкли об этом слышать, например, буддисты не считают, что душа, как бессмертная часть, «атман», существует. Их учение об анатма-ваде как раз говорит об этом, хотя А.Е.Торчинов отмечает, что они скорее отрицали существование изменяемой «дживы», но не будем долго об этом. Для нас важно понять, что отрицание существования бессмертной души у буддистов носит скорее характер богословского решения, чем религиозного откровения. Там же, где религиозные тексты основываются на откровении мы встречаем учение о существовании души, например, в брахманических религиях в противовес буддизму и тем более в христианстве.
Итак, наши личные наблюдения, телеологический аргумент и откровение Божие говорят нам о наличии души у нас и окружающих нас людей.
Как вы видите, у нас нет точного инструмента для взвешивания души или единого религиозного опыта, говорящего о ее существовании. Я как христианин доверяю Библии и верю своим чувствам, когда утверждаю существование души. Не спорю, это недостаточно сильная позиция. Но те, кто отвергает ее, как мне кажется, находятся в еще менее выгодном положении. Если они отрицают ее, то должны делать это с тем, что сами не могут определить, а если и определяют, то делать это так, чтобы потом можно было легко это отвергнуть. В теории логики это называется «борьба с соломенным чучелом» (Подмена тезиса, лат. ignoratio elenchi). Они сначала делают «чучело» из души, а потом с успехом с ним борются.
Если кратко отвечать на ваш вопрос, то я верю в существование такой души, как она описана в Библии, что подтверждается моим опытом. А также я верю, что все другие люди сотворены с вечной, даже если они это отрицают.
С уважением,