Суббота или воскресенье?
Вопрос
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как с точки зрения христианства, Библии можно ответить адвентистам седьмого дня о "Всемирном воскресном законе", который прозвучал когда-то из уст Е.Уайт. И теперь, когда например в Хорватии принят подобный закон с 01.01.2009 (о не работе в воскресный день при участии Римо-католической церкви), мои друзья - адвентисты мне указывают на это как подтверждении истинности Духа пророчества, знаке зверя, последних дня и закрытии процесса запечатывания Божьего народа. Призывают меня выйти из "Вавилона" и т.п. И что вообще вы об этом думаете. Спасибо вам заранее. Божьих благословений
Ответ
Уважаемая Юлия,
Адвентисты Седьмого Дня чаще всего обвиняют исторические христианские конфессии в том, что мы поклоняемся Богу в воскресный день, а в субботний работаем (или считаем это позволительным), чем якобы нарушаем 4-ю Заповедь, а вместе с ней и весь Закон.
В кратком ответе едва ли можно осветить все нюансы данной темы, поэтому я посоветовал бы Вам обратиться к уже существующим публикациям о субботничестве (например, книгам и статьям Дэйла Рацлаффа или Джерри Ректора — к сожалению, они на английском языке). Я могу лишь помочь Вам задуматься над некоторыми проблемными моментами адвентистского учения о четвертой заповеди. Однако, повторюсь, мой ответ не будет полным или окончательным — есть специалисты и бывшие адвентисты, которые лучше меня разъяснят неправомерность этого учения.
Прежде всего, следует отметить, что некоторые критики адвентизма и сами перегибают палку, говоря, что сегодня Закон уже не имеет никакого отношения к Церкви, и для христиан существует только благодать. Это, конечно же, не так — христиане уважают и чтят Божьи заповеди. Однако при этом нужно всегда помнить, что Бог уже заключил с человеком Новый завет. Эта тема требует отдельного изучения, поэтому я рекомендую Вам ознакомиться с книгой Карла Вальтера «Бог говорит „нет“, и Бог говорит „да“».
Итак, возвращаясь к теме субботы, давайте рассмотрим несколько вопросов.
1. О чем говорит четвертая заповедь? О "священном" седьмом календарном дне или о том, что раз в семь дней человек должен оставлять от своих дел и служить Богу? Ответ очевиден из текста заповеди — "шесть дней работай, а в седьмой отдыхай".
2. Со временем семидневный цикл лег в основу календарной недели. У иудеев неделя начиналась с воскресенья, и суббота таким образом была седьмым днем недели. В России началом недели считается понедельник, а потому седьмой день недели приходится на воскресенье.
Представим себе, что некий адвентист попал в шторм у берегов Японии. Выбравшись на сушу, он не знает, где оказался, потерял счет времени и не знает даже, какой сейчас день недели. Не зная японского языка, он не знает, как местные жители называют дни недели. Однако он видит, что раз в семь дней они приходят в церковь на богослужение. Спрашивается: сможет ли наш герой определить, соблюдают ли местные жители четвертую заповедь, если в их языке ни один день недели не называется шаббатом или субботой?
3. Писание говорит, что Христос — конец закона (Рим. 10:4), и Он искупил нас от клятвы закона (Гал. 3:13). В чем же тогда наше спасение? Если в том, чтобы отдыхать в субботу, а не в воскресенье, то как быть с миллионами христиан, которые умерли прежде, чем основателям адвентизма в 1846 году пришло озарение о субботнем дне (ведь Церковь с самого начала собиралась в день, когда воскрес Спаситель)? Нам придется поверить, что Христос оставил Церковь в заблуждении, и что без помощи Елены Уайт Дух Святой более 1800 лет не мог указать христианам на ошибку. Если поклонение в воскресный день является печатью зверя (как учат адвентисты), то эта печать лежала на всех без исключения Отцах Церкви, которые собирали канон Священного Писания, защищали Церковь от ересей, утверждали Символы Веры и самой своей жизнью свидетельствовали о Христе.
4. Апостол Павел пишет, что человек, желающий оправдаться соблюдением заповедей, берет на себя обязательство исполнить ВЕСЬ Закон, который включает в себя, помимо Десяти Заповедей, и многие другие (Гал. 5:3-6).
Если же адвентисты почему-то считают, что нарушение именно четвертой заповеди является сейчас главной проблемой, нельзя не вспомнить, чем были огорчены Христос и апостолы, говоря о законе:
«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием». (Рим. 2 :17-25)
Формальное исполнение одной заповеди по букве, но не по духу, нельзя считать ее исполнением. Вспомните 12-ю главу Евангелия от Матфея:
«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы».
Итак, Вы можете быть уверены, что христиане, поклоняясь Богу в воскресенье, никак не нарушают четвертую заповедь. Заповедь устанавливала не календарный день недели, а чередование дней работы и отдыха. Календарная суббота совпадает с еврейским шаббатом лишь потому, что христиане переняли у евреев ставший традиционным семидневный цикл.
Дополнительно Вы можете прочитать материалы по теме адвентистов в наших статьях
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иер. 31:31-34)
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять... Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. (Еф.2:4-10; 14-18)
См. также http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=10&id1=30&id2=297.
Вопрос-ответ
Здравствуйте. Есть хорошая книга о свидетелях иеговы - "Свидетели иеговы. Некуда идти".
Здравтвуйте. Друг адвентист дал мне книгу "Великая борьба". Подскажите, в ней верно изл
What is the difference between "Subotniki" and seventh day adventists are they related?