Вера в Троицу, не многобожие ли это?
Вопрос
Скажите как трактовать слова из Символа Веры "и сидящий одесную Отца" не значит ли это , что имеются как минимум Две фигуры ( два человека, два Бога)? А это не многобожие ли?
Ответ
Уважаемый Михаил,
Вопрос о том, во сколько Богов верят христиане и сколько Лиц у Бога всегда вызывал смущение и трудности. Сначала я должен объяснить, почему такие трудности возникают.
Подумайте о том, как вы описываете себе Бога. Какой Он? Большой? Или самый великий? Очень умный или всезнающий? Долгоживущий или пребывающий в вечности? Не убиваемый — «Immortal», как в видеоиграх или имеющий жизнь в Самом Себе? Имеющий какое-то тело или нематериальный в нашем понимании? Как мы можем описать Бога?
Перед нами серьезная проблема и мы понимаем, что Бога можно описать только в превосходных категориях, которые даже выходят за пределы нашего мира и понимания. А если так, то какие законы, правила и логика действуют за пределами нашего мира и понимания? Те же самые, что и в нашем «ньютоновском мире»? Вряд ли. На примере квантовой физики мы видим, что даже для описания микромира кварков нам необходимы не только новый язык, новые законы, но и новая логика. То, что кажется невозможным в макромире, является основным принципом микромира. Как, например, можно рационально объяснить «Принцип неопределенности» Гейзенберга?
Поэтому, когда мы читаем Писание, то не пытаемся своей логикой постичь Бога или вписать Его в наш мир, но стараемся объяснить Его существование и действие исходя из текста Библии. Например, Библия совершенно точно утверждает, что Бог един, и мы должны исповедовать это и не опровергать. С другой стороны, Бог Отец есть Бог, Иисус Христос есть Бог и Святой Дух есть Бог. Получается многобожие? Нет, если мы не вспомним первое утверждение, что все эти три Лица есть единый Бог. Как это объяснить «на пальцах»? Невозможно, согласен, да и не стоит этого делать. Оттого, что какое-то явление имеет непростое объяснение, это не значит, что такого явления не существует (по крайней мере для спрашивающего). Например, попробуйте объяснить принцип суперсимметрии или что такое комплексное число ученику 6 или 7-го класса средней школы. Это может получится, но только после объяснения новых понятий и новых принципов математической логики и физики, (например, что квадрат мнимой единицы равен минус единице – в математике 6-7 классов – это ошибка).
Для библейского примера, обратите внимание на использование множественного числа в Быт. 1:26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Как можно согласовать единственное число «Бог» и множественное «Нашему» (и не только в этом месте)? Или, Библия говорит, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), но любовь не может существовать у одной личности, любовь подразумевает обращение к другой личности. Следовательно, получается, если в Боге только одна Личность, то Он обладает совершенной иной любовью, что есть у нас, но если это так, то наставление Павла: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». (2 Фесс. 3:5) не имеет смысла, потому что мы по определению не сможем иметь вечную «любовь божию», а только временную «человеческую». Этот парадокс прекрасно решается тем, что в Боге Три Лица единой сущности, но не три Бога, а один. Любовь объясняет взаимоотношение Личностей внутри Троицы и эта любовь доступна человеку, поэтому-то апостол и призывает нас к этому совершенствую во Христе.
Математики описывают математическую реальность исходя из свойств, которые проявляют числа и законы их комбинации. И даже если им что не нравится, не понятно, или что-то пугает, они не считают свои личные предпочтения выше новых математических законов или свойств, если они получают свое подтверждение. Так же и в богословии. Мы исследуем свойства и качества Бога, как они открываются нам в Библии и даже если эти свойства кажутся нам противоречивыми или нежелательными (например, Божья справедливость и любовь), мы все равно не имеем права закрывать на них глаза или заменять своими понятиями.
Примеров Бога мы не находим в повседневной жизни, Богу нет никого равного в мире, поэтому и невозможно Его с чем-то сравнивать, но только познавать Его из Его же Откровения. «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны»? (Ис. 46:5)
Как я уже говорил, мы должны не только внимательно и очень аккуратно относится к тексту Библии и следовать ему, а не нашим представлениям, но еще исходить из того, что Библия несет в себе единое откровение (это учение успешно доказывается отдельно), поэтому мы ищем не противоречия, а то, как соединить в одно учение то, что сказано в ней о Боге. Самой краткой и успешной формулировкой был Афанасьевский Символ Веры (есть в сети Интернет). Он дает правильное представление и терминологическое описание, того, как представлять Единого Бога в трех Лицах.
Если отвечать конкретно на ваш вопрос о том, как можно описывать Христа, сидящего одесную Отца, то это прямо следует из текстов Нового Завета. Например,:
- «Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». (Мар. 12:36)
- «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». (Мар. 14:62)
- «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Дн. 7:55)
- «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы». (1 Пет. 3:22)
Поэтому и мы вторим Писанию, говорим, что Христос восседает на престоле божьей славы одесную Бога Отца. В данном случае, мы никак не можем вывести положение Христа из своей логики, но только верить написанному в Библии. Небеса для нас закрыты до времени, но понимание пути спасения открыто полностью и обновлено благодатью Христа, на Него, Бога и Спасителя мы и надеемся в нашей сегодняшней и грядущей жизни.
У нас на сайте есть небольшой буклет на тему: «Троица» (http://apologetika.ru/231/4f5509af7d7c2132cc1c37f462fdd24848c729be) или, если вы поищите в разделе «Вопрос-ответ» материалы на тему «Троица», то это может помочь вам найти дополнительные ответы на ваш вопрос.
С уважением,
Вопрос-ответ
У логики есть три закона, которым всё подчиняется: А не есть не А; либо А, либо не А; А есть А Ка
Сейчас в христианстве есть два мнения по вопросу того кем были сыны Божии в 6 главе книги Бытия.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, актуален ли сейчас ветхозаветный закон о десятине? Десятина в в