"Диагностика кармы"
Вопрос
Здравствуйте! Нужна ваша помощь. Сестра во Христе говорит, что уверовала после прочтения какой-то книги Лазарева С. Н. (автора книг "Диагностика кармы") Я попыталась объяснить, что он, прикрываясь библейскими понятиями, ведёт "не туда" и не нужно христианам читать его книги и не иметь ничего общего с ним. Но аргументов серьёзных у меня нет. Помогите, пожалуйста, что говорить таким людям?
Ответ
Уважаемая Эльвира,
Я постараюсь Вам помочь, но не уверен, что по на основании столь скромной информации моя помощь будет эффективной. Подобно тому, как трудно или даже невозможно лечить людей на расстоянии, так же трудно помочь с актуальным советом, но я постараюсь.
Для начала у меня к Вам есть целый ряд вопросов о Вашей сестре во Христе. Вы можете ответить их для себя и увидите, как в зависимости от полученных ответов будет меняться и стратегия Вашего с ней общения.
Давно ли она уверовала? Если давно, то, возможно, она переживает т.н. «кризис собственной веры», чаще всего связанный с глубокими личными переживаниями, например, долгое время нерешаемыми проблемами в семье, потерей близкого человека или страданиями, связанными с болезнью. В таких случаях христиане могут искать ответы как бы «на стороне», потому что считают, что Церковь не может удовлетворить их необходимость. Возможно человеку нужна срочная помощь, духовная поддержка, лечение.
Если женщина недавно стала верующей, то это может быть ее мировоззренческое решение, что она решила обратиться к книгам Лазарева, как бы попробовать «и другие источники», что нередко происходит со вновь воцерковленными людьми, когда они продолжают искать ответы на свои вопросы. В этом случае необходимо понять, что именно ее заинтересовало в книгах Лазарева и на что, по ее мнению, христианство не дает ответов.
Может быть и такой вариант, что Ваша сестра во Христе уже долгое время интересовалась иными, нехристианскими ответами на свои жизненные вопросы, тогда это может быть первый и второй случай вместе взятые – и попытка решения личных проблем и смена жизненных интересов. Тогда помощь должна быть и действенной, и интеллектуальной.
Весьма сложный вариант связан с т.н. «усталостью» от той жизненной и духовной ситуации, в которой может находится Ваша подруга. Допустим, что она захотела попробовать что-то новое, заинтересовалась чем-то, чего раньше не знала. Очень может быть, что она и не хочет отказываться от своих прежних убеждений, но считает их неполными, не до конца описывающими реальность, поэтому захотела найти для себя что-то иное, просто ради интереса или саморазвития. Возможно, она просто увлеклась какими-то отдельными мыслями или идеями Сергея Лазарева. Тут я уже с трудом могу дать правильный общий совет, но ее близкие люди или сохранившие с ней контакт подруги, могут предостеречь ее от опасности «сжигать мосты».
Но наиболее сложный вариант может случиться если она имеет какую-то неразрешенную обиду на конкретных людей или общину в которой она находится сейчас и решила действовать самостоятельно, наперекор судьбе и людям, найти свои решения тех вопросов, которые для нее казались неразрешимыми в христианской церкви. Этот случай, как Вы понимаете, имеет очень серьезную эмоциональную основу и не может быть решен без примирения.
Эльвира, как Вы понимаете, мне можно еще продолжать предполагать условия в которых могла произойти подобная ситуация, но я не буду больше гадать, и, если Вам будет это важно, Вы можете прислать уточнения в частном письме на электронную почту нашего Центра.
Общие рекомендации, помимо выбора правильной тактики, о которой я намекнул выше, могут быть следующие.
- Важен взаимный интерес в решении этого вопроса. Если эта женщина отказывается идти на контакт или обсуждать свои вопросы, возможно остается только личная помощь в ее ситуации (как я говорил, она может нуждаться в личной поддержке и в молитве, а не в богословской консультации). С Вашей стороны важно показать, что Вы искренне хотите помочь ей разобраться и сами готовы искать и находить ответы.
- Вопрос авторитета. Это очень сложный вопрос у приверженцев эзотерических учений. Во-первых, они считают, что внутри себя имеют особое знание о том, что правильно или неправильно, они говорят, что чувствуют или видят «внутри» себя что-то, что помогает им сделать правильный выбор. И это не критическое восприятие мира или какие-то эзотерические принципы логики, это отказ от них, это именно внутренние переживания, видения, образы, на основе которых они принимают решения. И если Вы не входите в «круг ее авторитета», другими словами, если она продолжает общаться с Вами только из-за уважения к Вам, а не из-за интереса, желания чего-то выяснить или понять, то Ваше общение будет весьма затруднительно в том смысле, что, даже если Вы предложите ей серьезные аргументы, они не будут оценены. Возможно, нужно будет найти того человека в церкви, кто будет способен дать адекватный ответ и является хоть каким-то авторитетом (но не административным!) для нее. Это могут быть кто-то из близких друзей, родственников, возможно какой-то проповедник, кто привел ее к вере…
- Всё-таки важно понять причины, почему она приняла такое решение, эти причины могут помочь с подбором и нужных аргументов.
- Нередко эзотерические учения внутри Церкви выбирают именно те, кто весьма поверхностно понимает христианское богословие. И даже если эта женщина уже долгое время в церкви, очень может быть, что по принципиальным вопросам у нее имеются серьезные пробелы. На этом не нужно заострять внимание в разговоре, но самому помнить об этом и если возникают богословские вопросы, то уделять должное время для правильного их понимания.
- Что касается самой «Диагностики кармы», то, конечно, для разговора об этом придется что-то почитать из материалов Лазарева и посмотреть его видео и при изучении материалов о Лазареве надо помнить, что это постоянно развивающийся процесс. Лазарев в 90-е годы уже далеко не такой, как в конце второго десятилетия 2000-х. Обратите внимание на то, что немало критических материалов о Лазареве весьма тенденциозны и мало обращают внимания на чистоту своей аргументации. На нашем сайте есть материал, посвященный Лазареву, но он, к сожалению, не учитывает последний дополнений. «Диагностика кармы: мировоззрение Лазарева в свете христианства»
- В последнее время особенно Лазарев стал выступать именно, как проповедник «христианства», только в своей версии, и эта версия, для людей незнающих учения, может быть очень похожей на то, что написано в Библии и выглядеть очень разумно. В этом и заключается основной обман. Лазарев проповедует не просто «свою версию» христианской веры, (как какой-нибудь непризнанный богослов), но совершенно точно противоречит христианскому учению, хотя бы в том, что в системе Лазарева Христос не Лицо Троицы и не Спаситель мира (Он лишь пришел, чтобы «научить мир любить Бога», а не спасти от греха и смерти) и т.д.
- Кажется, что Лазарев учит «любви г Богу», «прощению», «принятию» и т.д., но это то, как он понимает эти понятия в свете своего эзотерического мировоззрения. Его утверждения о Библии не выдерживают никакой критики, так как опираются не на систематическое изучение текста, а на личное понимание и личное откровение. Его «авторитетные» заявления поддерживаются только его собственно личностью. Многие его последователи вдохновлены именно его речами и мало знакомы с содержательными исследованиями Писания.
- Еще одна опасность касается его медицинских рекомендаций. Нужно помнить, что чаще всего самолечение приводит в могилу, по крайней мере, во много раз чаще, чем обращение к врачам.
- И помните, что если Вы исходите из самых лучших побуждений, чтобы помочь Вашей сестре, так и она, скорее всего, руководствуясь самыми лучшими мотивами заинтересовалась Лазаревым. Поэтому надо помочь ей лучше понять, что именно проповедует Церковь и как сильно от всего этого отличается учение Лазарева. И самое главное, Лазарев – самозваный пророк, а Христос есть Господь, «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
- И последнее в этом письме, если эта женщина принципиально решила отказаться от Церкви и идти за учением Лазарева, то даже в этом случае, я не переставал бы за нее молиться и надеяться, что придет время, когда она вернется в церковь, поэтому не разрывать с ней отношений. (Но только в том случае, если она попытается проповедовать это учение другим в церкви, тогда такое влияние следует запретить, я думаю)
Надеюсь, что это письмо поможет, хотя бы, в общем взглянуть на перспективы решения Вашей проблемы, но не думаю, что этого будет достаточно для разговора с Вашей сестрой во Христе. Постарайтесь искренне помочь ей разобраться в этом вопросе и молитесь о том, чтобы Господь дал Вам нужные слова и примеры.
Мне будет важно узнать, как будет развиваться Ваша ситуация и надеюсь, Вы сможет рассказать чуть больше в электронном письме на адрес ЦАИ.
Благословений,