Семья: Важная информация

Вашему вниманию предлагается важная информация, касающаяся «нового религиозного движения», известного сегодня под именем «Семьи» («Сообщества независимых миссионерских общин») или «Детей Бога». Целью этой статьи является заполнить пробелы в публичных заявлениях «Семьи» о своей истории и убеждениях с тем, чтобы Вы были полностью осведомлены и могли принять здравое решение о том, стоит ли Вам и Вашим близким поддерживать это движение или участвовать в нем.

Религиозное рвение Семьи объясняется столь скромным количеством ее членов — по всему миру трудятся около 9000 постоянных членов (3000 взрослых и 6000 детей). Кроме того, есть еще не установленное число членов, известных под именем «тиэсеров» [1] (которые платят десятину и поддерживают движение, но живут и работают отдельно от общинных поселений группы). Цель миссионерской деятельности Семьи — привлечь в свои ряды студентов, рабочих среднего достатка и даже молодых людей-христиан, а также заручиться поддержкой, покровительством и юридической помощью бизнесменов, офицеров, юристов и политиков. Семья практикует общинный стиль жизни с жестко организованной пирамидальной структурой руководства, основанной на безоговорочном подчинении основателю и «пророку» Семьи Дэвиду Бергу (известному также под именами Моисей, Давид, Мо, Папа и Дедушка) и его гражданской жене Кэрен Зерби («Мария» или «Мама»). Этот факт, равно как и необычные учения и обычаи Семьи, обеспокоил общественность и прессу, а также должностных лиц во многих странах мира.

Истоки Семьи

Основатель и руководитель движения, Дэвид Берг, родился в Калифорнии в 1919 году. Он вырос в христианской семье, имевшей давнюю традицию служения Богу, поскольку и его дед, и его мать были путешествующими евангелистами. По словам самого Берга, в детстве он подвергся сексуальному развращению взрослыми обоих полов, в возрасте семи лет имел кровосмесительную половую связь с двоюродной сестрой, а став подростком, уже был одержим сексом и мастурбацией — все это противоречило строгой морали, в которой он был воспитан.

В 1944 году Берг женился. У него и его жены Джейн было четверо детей, все они сыграли важную роль в возникновении Семьи. В конце 40-х годов Берг был рукоположен на служителя и в течение двух лет был пастором маленькой церкви. По его словам, его лишили этого служения несправедливо — из-за его сильных проповедей и стремления к объединению. Кое-кто из членов его собственной семьи утверждает, что причиной была его внебрачная связь с прихожанкой. Каковы бы ни были причины решения, Берг впоследствии писал, что этот случай исполнил его ярости, горечи и отвращения к «лицемерной церковной системе» настолько, что он почти стал коммунистом.

В 1950-х годах он, вроде бы, временно нашел себе пристанище в «Лечебнице душ», радикальном миссионерско-проповедническом служении, основанном бывшим служителем-баптистом Фредом Джорданом. Именно оттуда Берг вынес свое полувоенное стремление к личному свидетельству, которое до сих пор остается одной из главных сторон жизни Семьи. Впоследствии Берг рассказал своим последователям, что, несмотря на свое «служение Богу», он ходил к проституткам и имел внебрачные связи, когда находился в разъездах, далеко от жены. Кроме того, он начал приставать к собственным дочерям, Фэйти и Линде.

В середине 60-х годов Берг учил своих детей-подростков свидетельствовать людям и резко осуждал христиан, которые этого не делали. В 1968 году они отправились в Хантингтон-Бич, Калифорния, и начали проповедовать хиппи. Там юные дети Берга обратили многих, приводя людей в кафе, где они слушали проповеди Берга, направленные против церкви и истеблишмента. Молодым людям, многие из которых были еще несовершеннолетними, помогали, отучали их от наркотиков и внушали им изобретенный Бергом вариант христианства: они должны «оставить все» и отказаться от родителей, учебы и работы. Спасаясь от гнева родителей и калифорнийской прессы, отряд «революционеров Иисуса» во главе с Бергом пустился в путь на кавалькадах трейлеров, обретя, в конце концов, в 1970 году пристанище на ранчо близ Турбера, штат Техас, где группа стала умножаться и посылать команды в другие города, чтобы основывать новые поселения и приводить новых членов. Именно в тот период какой-то корреспондент назвал их «Детьми Бога», и это имя прижилось.

В начале 1970-х годов по всем Соединенным Штатам и Канаде, а также в Лондоне и других главных городах Европы, Австралии и Латинской Америки, по мере того, как Дети Бога выходили на мировую арену, сотни молодых людей и девушек бросали работу, учебу, семьи и все свое имущество, чтобы к ним присоединиться.

С самого начала религиозные и духовные писания Берга были неразделимо переплетены с его убеждениями относительно сексуальной жизни. Еще в 1969 году он взял себе в «жены» несколько молодых женщин из своей группы. В их числе была молодая новообращенная Кэрен Зерби (получившая впоследствии имя «Марии», сегодня члены Семьи называют ее «Мамой»). В одном из «пророчеств» Берг заявил, что Мария — это молодая «новая церковь», которую Бог создает, а Джейн, его жена и мать его детей — «старая церковь», которую Бог упраздняет, как устаревшую и непокорную, поскольку Он творит «новое». Этим Берг положил начало своему методу «освящения» и «оправдания» своих действий при помощи «пророческих» откровений. Вскоре он провозгласил себя «Божьим пророком конца времен», говорящим «Божьи слова для наших дней», используя стихи и примеры из Библии для того, чтобы оправдать свои новые учения, которые ставил на один уровень с Писанием. Под воздействием наставлений и личного примера Берга среди руководителей Детей Бога процветала сексуальная распущенность («свободный секс» и «обмен женами»). Какое-то время это утаивалось от рядовых членов движения.

Открытая связь с оккультизмом возникла, когда Берг обрел «духовного помощника», якобы цыганского царя, жившего в 1200-х годах, по имени «Абрахим», которого, по словам Берга, Бог сделал его ангелом-хранителем и «духовным наставником».

«Освятив» и «оправдав» свои сексуальные извращения, и руководствуясь оккультными силами, Берг дал указание «Детям Бога» начать распространяться по всему миру, сперва, в 1971 году, в Европе, а к середине 1970-х годов на всех континентах. По сути дела за призывом к выходу на международную арену стояли не только ревностные миссионерские устремления, но и необходимость спасаться от преследований против Берга, начатых разгневанными родителями обращенных и официальными органами ряда городов и стран. Его весть «тьмы и проклятия», в которой он провозгласил неизбежную гибель Америки, побудила многих членов движения покинуть США.

Семья в 1970-х и 1980-х годах

В 1973 году, тайно обосновавшись в Лондоне, Берг приказал своим последователям прекратить личное свидетельство на улицах и отдать все силы распространению «Писем Мо», его писаний, посвященных широкому кругу вопросов, и сбору пожертвований. Политические взгляды Берга (антиамериканские, антиизраильские и проарабские) и его стихи на сексуальные темы вызвали гнев общественности и прессы. Когда не сбылось пророчество Берга о великом потрясении, которое должно было состояться в момент появления кометы Кохутек, в рядах Детей Бога по всему миру начались волнения. Пророчество поняли таким образом, что Америке грозит неизбежная гибель, и Берг никак не реагировал на это толкование до тех пор, пока пророчество не провалилось. После этого «пророк» обрушил обвинения на тех, кто «неверно истолковал» его пророческое откровение.

Семья Любви

В 1976 году Берг бросил «бомбу», которая резко отделила движение от всего христианского мира и общества в целом и вызвала к нему отвращение. После года-двух частных экспериментов со своей женой Марией, Берг приказал всем женщинам-членам движения приступить к «флиртовой рыбалке» («эфэфингу»), т.е. использованию секса для того, чтобы приводить в Семью новых членов и завоевывать расположение правительственных чиновников и влиятельных людей в странах всего мира. В серии пространных и сексуально-откровенных посланий, утверждающих, что Бог отныне оправдал внебрачный секс и проституцию постольку, поскольку они «совершаются в любви» и «во славу Бога», он наставлял своих последователей в том, как заниматься «эфэфингом» и как просить о денежных пожертвованиях. Вскоре множество членов Детей Бога стало заниматься откровенной проституцией, что привело к заражению сотен людей венерическими болезнями, такими как герпес (который в некоторых районах достиг почти эпидемических размеров). Совершив эту «революцию», Дети Бога начали называть себя «Семьей Любви».

Сексуальные излишества неизбежно привели к развращению детей. Верный своему жизненному опыту, Берг теперь утверждал, что допустимы кровосмешение и педофилия. Вскоре появились случаи, когда матери и отцы вступали в интимную связь со своими сыновьями и дочерьми, а дети имели близость с другими детьми или взрослыми членами движения. Несмотря на то, что многие люди, бывшие членами движения в то время, были свидетелями случаев половой связи взрослых с детьми или сами становились жертвами этих извращений, сегодня Семья решительно отрицает любое поощрение подобной практике с ее стороны, утверждая, что подобные случаи были единичными.

Перемешивая свои сексуальные убеждения с оккультной практикой, Берг утверждал, что имел половую близость с целым пантеоном языческих богинь, которых он называл по именам и ярко описывал в своих писаниях, обращенных к членам движения. Увлечение Берга оккультизмом привело его к поощрению спиритизма, медиумизма, астрологии и общения с мертвыми. Он писал своим последователям, что у них у всех есть «духовные помощники» (так называемые умершие христианские святые) и призывал членов Семьи узнавать их имена.

В это же время началось и еще одно отклонение от исторического христианства: на основании безграмотного истолкования Луки 1:28 (в переводе Короля Якова) Берг заявил, что рождение Иисуса было результатом половой связи Марии и ангела Гавриила (это учение стало известно под именем «доктрины Гавриила»). Тем самым, он, фактически, отрекся от учения о непорочном зачатии. Официальные лица Семьи утверждают, что это учение не было твердо принято и нигде не проповедовалось. Однако бывший редактор «Писем Мо» засвидетельствовал, что в свое время он был сурово осужден за то, что усомнился в этой доктрине.

В довершение к сексуальному и оккультному аспекту писаний Берга, он страдал все усиливающимся алкоголизмом(однажды он написал, что лучше пророчествует, находясь в состоянии опьянения). В конце 70-х — 80-х годах не раз раздавались призывы молиться за его здоровье, ухудшавшееся под воздействием алкоголя.

К концу 1970-х годов, когда пресса всего мира стала негативно отзываться о Детях Бога и «эфэфинге», а трагедия в Джонстауне привлекла к культам всеобщее внимание, Берг дал своим последователям указание говорить людям, что группа распалась. Однако вместо того, чтобы распасться, движение лишь еще больше засекретило места своего расположения и стало уклоняться от прямых контактов с общественностью, изображая свое «исчезновение». В то же время Берг сменил большую часть руководства по всему миру, что даже привело к закрытию нескольких общинных домов. В глазах жителей Северной Америки, группа практически исчезла. Однако она не распалась и на всем протяжении 80-х годов оставалась сплоченной и хорошо организованной группировкой, ее высшее руководство и убеждения остались неизменными. Пытаясь сделать вид, что они не имеют отношения к печально знаменитым Детям Бога/Семье Любви, они выступали под различными псевдонимами и продолжали вербовать новообращенных, сконцентрировав свои усилия в странах Третьего Мира, которые были дверью в Восточный Блок и Советский Союз, где о них в то время еще не знали.

От «Революции» к «Режиму»

Во второй половине 80-х годов, когда здоровье Берга стало ухудшаться, «Мария» (или «Мама») начала брать бразды правления в свои руки, контролируя пирамидальную структуру руководства Семьи и политические решения. Именно она дала толчок к избавлению группы от наиболее откровенных сексуальных излишеств, запретив кровосмешения и занятия сексом с детьми и подростками, чтобы удержать движение от распада изнутри. По словам бывших членов Семьи, эти указания вышли в 1986 году в виде директивы, которую следовало по прочтении уничтожить. «Эфэфингу» был положен официальный конец в середине 80-х годов из-за страха перед СПИДом но это случилось не раньше, чем одна женщина-член движения скончалась в Японии от воспаления легких — побочного результата заболевания СПИДом. Как утверждалось, эти изменения были внесены ради собственной безопасности Семьи. Основная структура убеждений Семьи осталась неизменной, как ясно показывает внутренняя директива от 1993 года.

Другим феноменом, который возник в конце 80-х и просуществовал до начала 90-х годов, были так называемые «лагеря победителей» или «программы для победителей». Был выделен ряд общинных домов, и началась разработка методов для решения «трудных случаев». Эта практика имела своим объектом молодежь и старших детей членов группы, но потом распространилась и на взрослых. Используя такие методы, как содержание взаперти, чтение целых списков соответствующих «Писем Мо», «изгнания бесов», физические наказания, тяжелый труд, письменные признания и публичное унижение, подростков и взрослых держали под наблюдением в течение разных периодов времени (неделями и даже месяцами), пока они не «побеждали» или не оставляли группу. Крайние проявления этого подхода были документально зафиксированы бывшими членами движения, взрослыми и подростками, и вызвали большое беспокойство у властей и широкой общественности. Семья не отказалась от этой практики, разве что лишь прекратила ее применять. Жесткий контроль за мыслями членов группы продолжает осуществляться путем «чистосердечных рассказов», которые каждый член должен регулярно писать.

Семья в 1990-х годах

Сейчас Давиду Бергу за 70, и его здоровье оставляет желать лучшего. Все его писания и учения, в том числе богини, духовные помощники, «Доктрина Гавриила» и т.д., остаются неприкосновенными. Вопреки тому, что сотни членов Семьи заражены такими заболеваниями, как герпес, они продолжают одобрять внебрачные связи между «согласными» взрослыми людьми. Даже связи с детьми, хотя уже и не одобряемые, все-таки не были запрещены.

За последние несколько лет в рамках больших общественных или правительственных кампаний было проведено несколько расследований против Семьи в самых разных странах. Наиболее сокрушительными для Семьи в последнее время были расследования в Испании (1990), Австралии (1992), Франции (1993) и Аргентине (1994), где власти устраивали рейды по Семейным Домам и забирали под временный арест с целью защиты сотни детей по подозрению в совершении против них сексуального, интеллектуального и физического насилия. Из-за технических неурядиц или неподсудности этих действий, расследования так и не привели ни к одному обвинительному заключению.

По мере того, как перед группой закрываются двери многих государств, ее члены в огромных количествах возвращаются в свои родные североамериканские и западноевропейские страны, где Семья развернула широкую кампанию с целью убедить общественность в том, что они «изменились». С возникновением открытости к религии в Советском Союзе и странах Восточного блока, Семья наводнила и эти страны, создавая постоянные общины, обращая новых членов и пытаясь завоевать расположение христианских руководителей.

От режима к респектабельности?

По причине усилившихся гонений, Семья пересмотрела свою старую осторожную тактику и начала агрессивные попытки защититься, нанимая адвокатов и издавая пресс-релизы. Огромная организация Саентологии поделилась с ними своим опытом в отношении закона и отношений с общественностью. Именно в 1992 году, поняв, что больше невозможно скрываться под псевдонимами, и увидев, что ложность утверждений о распаде Детей Бога стала явной, движение официально назвало себя «Семьей». В середине 1990-х годов они отчаянно старались придать себе респектабельный вид. Хитро задуманная кампания Семьи обходит молчанием излишества «революции» и крайности «режима». Руководство и идеология движения остаются прежними, не повторится ли старая история еще раз? Некоторые социологи, ничего не знающие об истории группы, дали о Семье восхищенные отзывы, основанные на посещении ими одного-двух образцовых домов — едва ли это можно назвать подлинно научным подходом.

Используя подобные приемы, члены Семьи занимаются сбором средств, продавая свои видео и аудиокассеты людям на улице и на работе и даже церквям и христианским книжным магазинам. Как правило, у них нет разрешения на сбор средств и на благотворительную деятельность, и они не платят налоги. В большинстве случаев, на вопрос об их принадлежности к Детям Бога или Семье Любви, члены движения ответят, что этих групп больше не существует, и что «некоторые» из бывших членов этих организаций объединились в новую группу под названием «Семья». Эта тактика направлена на создание у людей впечатления, что с крайностями, излишествами и отклонениями прошлого покончено. Создается впечатление, что «эфэфинг» (проституция) и развращение детей были осуждены группой и исчезли. Однако в своих изданиях для внутреннего пользования Семья утверждает, что эти два проявления вовсе не так уж аморальны, и что движение от них не отреклось, но лишь прекратило их практиковать под давлением извне, в целях самосохранения. «Пророк» и основатель группы Давид Берг по-прежнему изображается неповинным в сексуальных проявлениях в отношении детей, которые имели место среди членов движения, вопреки тому факту, что Берг прославлял подобные «выражения свободы» и одобрял издания, их проповедующие.

В действительности, сегодняшняя Семья построена на тех же учениях, имеет ту же жесткую авторитарную структуру и возглавляется теми же людьми, что и Дети Бога 70-х годов и Семья Любви 80-х. «Письмо Мо» от 1993 года под названием «Идите в церкви» указывает членам Семьи приводить новообращенных в церкви для дальнейшего обучения и призывать церкви к тому, чтобы «свидетельствовать» и «гореть духом». По требованию, они могут представить свой Символ Веры, который напоминает подобные документы других евангелических организаций. Правда, в нем не говорится, что Семья понимает под «Святым Духом» сексапильную мать, и что, по сути дела, есть множество «святых духов», покойных «святых» древности, которые общаются с членами группы и наставляют их. Там не говорится, что Иисус, как Сын Божий, был зачат от связи Марии с ангелом Гавриилом. Не говорится в этом документе и о твердой вере Давида Берга в то, что Иисус был в половой близости с Марией Магдалиной и даже перенес венерическую болезнь. Говорение на языках объясняется тем, что «покойный духовный помощник» говорит через человека на древнем языке. Вряд ли они с радостью расскажут вам и о том, что они верят и практикуют внебрачный секс среди «согласных» взрослых членов группы.

Поскольку члены группы говорят об Иисусе и спасении и занимаются изучением Библии, потенциальный новообращенный может решить, что еще никогда он не встречал столь искренних христиан, которые бы так хорошо знали Библию. Но стоит человеку соблазниться и примкнуть к ним, его проведут через интенсивную программу обучения, в ходе которой ему внушат проповедуемое Бергом понимание Библии. Этот процесс индоктринации настолько действенен, что может годами удерживать в организации однажды вступившего в нее человека, пока тот, наконец, не захочет уйти.

Как относиться к Семье? Многие члены Семьи — искренние христиане, любящие Иисуса. У них есть серьезные и давние сомнения относительно Берга и его учений. Они разочарованы его многочисленными лжепророчествами и досыта наглотались интеллектуального давления и контроля. Они хотели бы уйти, но страх, вызванный годами чтения «Писем Мо» не дает им это сделать. Таким образом, члены Семьи борются со своими сомнениями, но продолжают проповедовать учения Берга и приводить в группу новых людей. Если кто-то подошел к вам на улице, на работе, в школе или в церкви, посмотрите, нет ли у него в руках красочных плакатов с адресом: R.Czerwinski, Skr. Poczt. 287, WARSZAWA-1, POLSKA.

Возможно, среди ваших собеседников будут хорошо обученные подростки и обезоруживающе привлекательные дети.

Христиане, которые встречаются с членами Семьи могут с любовью указать на те небиблейские учения, о которых идет речь в этой статье. Членов Семьи учат с уважением относиться к Божьему Слову. Умелое использование Писания для того, чтобы смиренно и с любовью указать на ошибки, может помочь вам в разговоре с ними.

Сноски

  1. «Тиэсеры» — (англ. «TSers») — это слово происходит от англ. аббревиатуры TS, «tithe and sup-port» («десятина и поддержка»).