Поместная Церковь: Уитнесс Ли умер, но дело его живет

В прошлом году движение, известное окружающим под именем «Поместной Церкви», пережило смерть своего основателя, Уитнесса Ли. Тогда же началось расширение программ евангелизма и ученичества. Этот рост проявляется в заметном улучшении страницы движения в Интернете, развитии периодических изданий, увеличении количества аудио- и видеоматериалов и ежедневных радиопередач, приобретении комплекса административных зданий для сбора и рассылки публикаций издательства «Живой поток», рекламе в консервативных периодических изданиях и в агрессивных программах евангелизма, которые привлекают людей из самых разных христианских церквей.

Смерть основателя

Уитнесс Ли, китаец по происхождению и основатель «Поместной Церкви», скончался 9 июня 1997 года в возрасте 91 года.[1] К этому моменту его семья состояла из жены, 8 детей, 23 внуков и 17 правнуков. [2] Ли родился в Китае в 1905 году и жил там вплоть до коммунистического переворота, когда, спасаясь от преследования властей, он присоединился к прочим китайским беженцам на Тайване.

Сообщение о смерти Ли было практически сразу же опубликовано официальным журналом движения «Поток». Журнал опубликовал мемориальную статью о жизни и служении Уитнесса Ли, которая часто отражала его глубокую привязанность к характерным спорным взглядам, которыми его движение отличалось на протяжении всей своей истории как в Америке, так и за рубежом.

История

Уитнесс Ли вырос в китайской христианской семье и получил образование в англоязычных приходских школах. В молодости — по разным сведениям, в 19 или 21 год — он посвятил себя полновременному христианскому служению. Он стал учеником, а затем и сотрудником китайского христианского мистика Вочмана Ни. В 1934 году Вочман Ни поручил Ли заботу о своей Комнате Евангельской Книги в Шанхае. После того, как в 1952 году Ни был арестован, Уитнесс Ли сменил его на посту руководителя движения, известного под названием «Малое стадо».

Незадолго до коммунистического переворота в Китае Ли, вместе со многими другими последователями Ни, эмигрировал на Тайвань. Там они основали издательство под названием «Тайваньская Комната Евангельской Книги» и цепь церквей, которая, по некоторым сообщениям, уже через пять лет насчитывала свыше 20 000 приходов. После смерти Ни в 1972 году Ли de facto стал руководителем движения во всем мире и Соединенных Штатах. [3]

В 1962 году Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он быстро основал «Церковь в Лос-Анджелесе» и вскоре последователи «Малого стада» с Тайваня перебрались туда. Церковь быстро пополнялась за счет новообращенных американцев, и вскоре стали возникать новые собрания —сначала в Лос-Анджелесе и Орандж Каунти, а затем по всей стране. В 1965 году Ли основал служение «Живой поток», которое стало издательским филиалом движения. [4]

Критика и возражения

Отвергая любые названия, но резко отделяя себя от всех прочих христианских церквей, конфессий и движений, последователи Ли объединялись в поместные церкви, различаемые по названиям местности: «Церковь в Анахейме», «Церковь в Чикаго» и т.д. Причиной значительных разногласий, окружавших движение, был его эксклюзивизм и даже откровенная враждебность к церквям, входившим в какую-либо конфессию или организованных по какому-либо иному принципу, нежели поместный. Своеобразные воззрения Ли относительно того, что считать существенным христианским учением, а также некоторые практические методы Поместных Церквей также вызвали критические высказывания со стороны широкой евангелической общественности.

Хотя Ли и его сторонники уверяли, что он стремится к восстановлению единства внутри Тела Христова,[5] большинство окружающих полагали, что характерное учение Ли о поместности в действительности разделяет Тело Христово, поскольку Ли считал Поместные Церкви единственным подлинным выражением Тела Христова в любой местности. Особенности учения и поклонения в церквях Ли, а также нежелание их членов называть свою церковь иначе чем «Церковь в [название города]»[6] или — применительно к движению в целом —«Господне восстановление» заставили многих христиан задаться вопросом, не является ли Поместная Церковь Уитнесса Ли сектой или культом.

Д-р Уолтер Мартин, основатель Христианского исследовательского института, так описывал трудности, с которыми встречается попытка классифицировать Поместную Церковь как историческое христианство или, наоборот, отнести ее к числу культов:

Прежде всего следует отметить, что Поместная Церковь, руководимая Уитнессом Ли, отличается от других групп и движений, описанных в этой книге, и, по большей части, состоит из христиан, запутавшихся в основных учениях христианства. Таким образом, следует четко разделять небиблейские учения и проявления, существующие в этой группе, и принадлежащих к ней людей, которых можно назвать сбившимися с пути христианами. Поместную Церковь нельзя назвать культом в классическом смысле этого слова, однако в некоторых областях богословия и практики это движение имеет явно культистские черты. [7]

После Церкви Саентологии, Поместная Церковь, наверное, является самой сутяжнической религиозной группой, поскольку она без промедления подает в суд на своих критиков. Уже многие годы она прибегает к угрозам судебных преследований, чтобы убедить исследователей и издателей воздержаться от публикации любой критики в адрес Уитнесса Ли или литературы «Живого потока».

Известной христианской организации из Беркли под названием Spiritual Counterfeits Project, занимающейся апологетикой и исследованием культов, пришлось реорганизоваться после вынужденного объявления о своем банкротстве, поскольку необходимость защищаться в бесконечных судебных процессах истощила ее финансы. Многие другие христианские авторы и издатели либо отказались от критики учений и деятельности Поместной Церкви, либо существенно изменили свои аргументы, сведя до минимума положения, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства.

Поместные Церкви объясняют свои судебные иски в адрес других христиан и церквей тем, что они попросту отстаивают свою репутацию в глазах общества, христианских и светских кругов и своих собственных членов. Кроме того, Поместные Церкви сообщили о своем отношении к критическим материалам многим христианским книготорговцам, и теперь некоторые из них опасаются серьезных последствий, если не уберут критическую литературу со своих прилавков.

Припертые к стенке критики, в свою очередь, апеллируют к своему праву на свободу слова, которая подразумевает право письменно или устно публично критиковать общественную деятельность других религиозных проповедников. В агрессивных контратаках Поместных Церквей они видят попытку ущемления своего права на свободу слова в вопросах религии, подразумевающего право человека называть чьи-либо доктринальные убеждения «еретическими» или неистинными в свете его понимания Писаний.

Доктринальные особенности[8]

Несомненно, одним из наиболее спорных доктринальных отличий Поместной Церкви являются воззрения Ли относительно учения о Троице. Язык, метафоры и иллюстрации, которые он использовал применительно к Троице, наводят на мысль о смешении Лиц Троицы и о том, что существо Бога на протяжении времени менялось от одного Лица к другому. В истории подобные взгляды известны под именем модалистического монархианства или просто модализма. В наше время модалистских взглядов придерживается Объединенная Пятидесятническая церковь. Тем не менее, обвинения в том, что Ли или современные Поместные Церкви проповедуют модализм, категорически отрицаются «Живым потоком».

Учение об «изменяющемся Боге» можно увидеть в словах Ли (с которыми и по сей день согласен «Живой поток») о том, что «Бог во Христе прошел через длинный процесс — процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из 1-й главы Бытия прошел такой процесс… Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим… Этот Христос, после Своего приготовления, теперь является животворящим Духом».[9] Рассуждая на эту же тему в процессе изучения 8-й главы Послания к римлянам, Ли добавляет: «В Римлянам 8 говорится о процессе — процессе, посредством которого Триединый Бог стал животворящим Духом, обитающим в нашем духе… Таким образом, в этой главе у нас есть четыре процесса, через которые прошел Триединый Бог: воплощение, распятие, воскресение и вознесение».[10] Хотя «Живой поток» и не видит модализма в учениях Ли, его обыкновение приписывать события из жизни Сына Троице очень напоминает идеи модалистов ранней Церкви, которых также именовали «патрипассианами», поскольку они учили, что Отец пострадал на кресте, как Сын.[1] Непонимание Уитнессом Ли Лиц Троицы очевидно проявляется в его объяснении того, как Троица лично обитает в каждом верующем как Святой Дух — точка зрения, которую большинство христианских церквей сочтет нетрадиционной: «Как животворящий Дух, приготовленный Триединый Бог обитает в нас, чтобы раздавать нам жизнь тремя путями… Здесь Христос — это сам Триединый Бог, ставший обитающим в нас Духом… По этой причине мы можем сказать, что, согласно Римлянам 8, Триединый Бог раздается в трехчастного человека и дает жизнь духу, душе и телу человека».[11]

Что касается вызывающего много споров учения Поместной Церкви о том, что христиане «обожествляются» и становятся «богами», это, как поясняет Уитнесс Ли, происходит через возрождение: «Возрождение происходит через воскресение Христа, чтобы Он мог дать погибшим грешникам божественную жизнь как власть быть детьми Божьими, рожденными от Бога по роду Его» (курсив наш — Р. и Г. П.).[12] Во второй части этого поучения Ли объяснил, что возрождение «приводит нас в божественное существо и делает нас божественными личностями».[13]

В другом случае Уитнесс Ли замечает:

Деяния —это распространение, рост и увеличение этого чудесного Лица [Иисуса Христа]. Это чудесное Лицо было ограничено и ограничено маленьким человеком Иисусом, но в Деяниях Он был воспроизведен, взращен и увеличен. Он возрос, распространившись в Петра, Иакова, Иоанна, Стефана и даже Павла из Тарса. Он распространился в десятки тысяч, даже сотни тысяч Своих верующих, сделав их всех частью Себя. Говоря в целом, все эти верующие вкупе с Ним стали совокупным Христом.[14]

Еще одно необычное учение, сначала изложенное Ли, а сегодня утверждаемое Поместными Церквями, состоит в том, что грехопадение Адама подразумевало его смешение с сатаной. Ли говорил: «Хотя человек был сотворен хорошим, развращенная природа сатаны вошла в его тело, когда он вкусил от плода дерева познания. Дерево познания обозначало сатану, лукавого, который имеет власть смерти. Таким образом, когда человек вкусил от плода дерева познания, сатана вошел в его тело… Сатана в нашей плоти ненавидит Бога, обманывает человека и прилагает все усилия к тому, чтобы нанести вред человечеству и разрушить его».[15]

Большинству христиан покажется странной привычка Ли буквально истолковывать библейские фигуральные выражения. Например, объясняя фразу «живая вода», произнесенную Иисусом в 4-й главе Иоанна, Ли писал: «Всякий раз, когда мы поклоняемся Богу в нашем духе, это значит, что мы пьем Бога, как живую воду. Когда вы восхваляете Бога своим духом, вы немедленно делаете глоток. Сказав: «Слава Богу! О Отец, я поклоняюсь Тебе», — от своего духа, вы выпьете живой воды. Соединяться с Богом духом в нашем духе значит пить живую воду, а пить живую воду значит воздавать Богу настоящее поклонение».[16]

Многие, посетившие собрание Поместной Церкви, столкнулись там с практикой, именуемой «молитвочтение» и неизвестной другим церквям. Во время собраний это выглядит как чтение библейского текста нараспев. Уитнесс Ли описывал «молитвочтение» так: «Просто молитвенно читайте Слово. Молитесь словами Библии в точности так, как они звучат. В конце концов, вы увидите, что вся Библия — это молитвенник! Вы можете открыть Библию на любой странице и начать молиться с любой части Слова… Хотя вы, возможно, не поймете какой-то отрывок, вы все же питаетесь, молитвенно читая его, поскольку нечто от Бога реально присутствует в Его Слове; Слово Бога —это само Его дыхание [Дух]».[17]

Распространение трудов Ли

Толкования и учения Ли сохранились в опубликованных книгах, пособиях по изучению Библии, в его собственном «Восстановительном» переводе Библии, в статьях, брошюрах, аудио- и видеокассетах, а также в виде файлов на странице в Интернете. Эти публикации весьма многочисленны и, похоже, составляют абсолютное большинство источников учения для членов Поместных Церквей. В статье, опубликованной в «Потоке» после смерти Ли, говорилось:

Он продолжил издавать труды Вочмана Ни на английском языке и начал публиковать свои собственные работы. Он оставляет после себя изобильное представление истины в Библии… Его главный труд, «Жизнеизучение Библии», представляет собой 25 000 страниц толкований на каждую книгу Библии… Многочисленные проведенные им конференции [в записи]… составляют более 400 названий. Большое их число было переведено по меньшей мере на четырнадцать языков… Под руководством Уитнесса Ли вся Библия была переведена на английский язык под названием «Восстановительный перевод», и он сам был главным редактором нового перевода Нового Завета на китайский язык.[18]

Служение «Живой поток» использует возможности электроники и Интернета, чтобы распространить уникальные учения Уитнесса Ли и Поместной Церкви еще дальше. Посетители страницы служения в Интернете могут скачать себе каталоги распространяемых книг и кассет, а сделать заказ можно, позвонив по телефону в офис «Живого потока» в Анахейме.[19]

Посетители Веб-страницы могут бесплатно подписаться на ежедневное электронное издание eManna, в котором всегда содержится «разъяснение», то есть толкование и применение какого-либо отрывка из Библии. Разъяснения берутся из работ Ли в большей степени, нежели из всех прочих источников, вместе взятых.[20]

Журнал «Поток», издаваемый как на бумаге, так и в электронном виде, и распространяемый по почте или через Интернет, «посвящен публикации работ Вочмана Ни и Уитнесса Ли».[21]

«Жизнеизучение Библии» Уитнесса Ли —это 30-минутная ежедневная радиопередача, которая, по словам «Живого потока», «посвящена наслаждению божественной жизнью, открытой в Писаниях».[22] Передача транслируется более чем тридцатью радиостанциями в США и Центральной Америке.

Что ожидает Поместную Церковь в будущем?

Хотя «брат Ли» уже умер, движение, похоже, без особых проблем пережило его уход. Распространение трудов Уитнесса Ли продолжается с не меньшей энергией. Значительные шаги к сближению Поместной Церкви с историческим христианством уже заметны в рекламе[23] движения и в его электронных и печатных изданиях, а также в недавно возникшем богословском журнале Affirmation and Critique[24], который пытается подвести историческое и библейское основание под характерные особенности Поместной Церкви, при этом не оставляя сомнительных учений Уитнесса Ли.

По некоторым сообщениям, служение «Живой поток», отвечающее за публикацию работ Уитнесса Ли и Поместных Церквей, приобрело большой офисный комплекс в Анахейме, штат Калифорния, за 30 млн. долларов. Это позволило перевести под одну крышу все основные службы с возможностью дальнейшего значительного расширения. Новая собственность площадью более 11 га «по некоторым данным, может предоставить 1600 парковочных мест и удобно устроить 7000 святых». [25]

Возможно, Уитнесс Ли и «получил свою награду», однако земные «награды» основанного им движения, по-видимому, не убывают. Его учения порождают проблемы в учении и жизни, и на этот факт ссылаются многие бывшие члены Поместных Церквей, призывающие писателей и издателей отстаивать свое право публично критиковать идеи, с которыми они не согласны. Между тем, новообращенные по обыкновению принимают взгляды Ли за «восстановление» библейского учения, которое не найти ни в одной другой церкви.

Останутся учения и принципы Поместной Церкви в рамках наследства Уитнесса Ли или нет, очевидно, что попытки этого движения сблизиться с историческим христианством еще не скоро убедят скептиков в его библейской ортодоксальности.

Сноски

  1. In Memoriam: Witness Lee, a Bond-slave of Jesus Christ, The Stream (электронный вариант), 27.04.98. [Назад]
  2. Witness Lee: Christian Teacher (1905-1997), различные периодические издания, в т.ч. The Wall Street Journal, 12-15 июня 1997 г. [Назад]
  3. Эту историческую информацию можно найти во многих публикациях, в т.ч. In Memoriam. [Назад]
  4. Уитнесс Ли основал служение «Живой поток» в 1965 году как некоммерческую организацию в Анахейме, штат Калифорния, которая официально представляет служение его и Вочмана Ни (The Stream, электронный вариант, 11.05.98). [Назад]
  5. См., например, следующую цитату: «Уитнесс Ли был непреклонен в своем убеждении, что целью Бога является не узкое сектантство, а Тело Христово… [Поместные Церкви] решили не выделяться в особую деноминацию, но встречаться просто как церковь в своей местности» (The Stream, электронный вариант, 11.05.98). [Назад]
  6. Название «Поместная Церковь» дали движению его критики — сами руководители движения им не пользуются, предпочитая именоваться «Церковью в Анахейме» и т.д. или «Господним восстановлением». [Назад]
  7. Уолтер Мартин, ред., The New Cults (Ventura, CA: Gospel Light Publications — Vision House imprint, 1980), p. 379. [Назад]
  8. Несмотря на внешне ортодоксальное исповедание веры (1978) и академические статьи в принадлежащем ей журнале Affirmation and Critique, Поместная Церковь всегда считала труды Уитнесса Ли истинным библейским богословием. [Назад]
  9. Уитнесс Ли, Life-Study of Romans (Anaheim, Living Stream Ministry, 1984), pp. 172-173, 177. [Назад]
  10. Tам же, p. 696. [Назад]
  11. Там же, p. 697. [Назад]
  12. Уитнесс Ли, The Secret of God’s Organic Salvation, часть 1, The Stream, сентябрь 1997, pp. 6-10. [Назад]
  13. Там же. Часть 2, The Stream, декабрь 1997, p. 3. [Назад]
  14. Там же, pp. 9-10. [Назад]
  15. Там же, pp. 159-60. [Назад]
  16. Уитнесс Ли, Life-Study of John (Anaheim: Living Stream Ministry, 1985), pp. 147-148. [Назад]
  17. Уитнесс Ли, Pray-Reading the Word (Anaheim: Living Stream Ministry), pp. 8-12. [Назад]
  18. The Stream (электронный вариант), 11.05.98. [Назад]
  19. См. http://www.lsm.org/books.htm [Назад]
  20. См., например, Tribulation Producing Approvedness, 4.04.98, где авторство «разъяснения» приписывается Уитнессу Ли. [Назад]
  21. См., http://www.lsm.org/estream/welcome.htm [Назад]
  22. Страница радиопрограмм «Живого потока» в Интернете http://www.lsm.org/radio/rad_welc.htm [Назад]
  23. Включая рекламу в консервативных евангелических журналах, например Church History. [Назад]
  24. Гл. редактор Рон Кангас, издается 1 раз в квартал редакторским отделом служения «Живой поток» (P.O.Box 2032, Anaheim, CA 92814-0032). [Назад]
  25. Local Church Seeks New Property to Expand Ministry! на Web-странице служения Light of Truth (http://ftp.mcs.com/~jimmoran/announ6/html). См. тж. издание служения «Живой поток» Ministry Update, 2.03.98. [Назад]