«Основы Библии» христадельфиан

В последнее время многие христиане познакомились с учебным пособием «Основы Библии», изданным в 1992 году так называемой «Церковью кристадельфиан». На первый взгляд может показаться, что эта книга, как и другие учебные пособия кристадельфиан, содержит в себе учения исторического христианства и помогает лучше узнать Библию. Что собой представляет это движение, и стоит ли читать их книги?

Немного истории

Движение кристадельфиан было образовано Джоном Томасом, который родился в Англии в 1805 году. В 1832 году Томас эмигрировал в Америку. По пути в Нью-Йорк корабль, на котором находился Джон Томас, попал в сильнейший шторм, грозивший кораблекрушением и смертью. Томас дал обет Богу, что, если он останется жив, то посвятит свою жизнь изучению Библии и религии. По прибытии в Америку он сдержал свое обещание и примкнул к группе последователей Александра Кэмпбелла. Томас усердно занимался самообразованием и вскоре обнаружил, что расходится во взглядах с кэмпбеллитами. В 1844 году, вследствие несогласия с некоторыми вопросами учения, Томас отделился от этой религиозной группы, начав издавать ежемесячный журнал The Herald of the Future Age («Глашатай будущего века»). На основании новых взглядов Джона Томаса стали возникать самостоятельные общины («экклесии», от греч. ecclesia — церковь), члены которых называли себя «истинными христианами» или «кристадельфианами», т. е. «братьями во Христе». «Экклесии» организованы по конгрегационному принципу. Каждая церковь избирает поместных руководителей и служащих братьев. К числу последних относятся управляющие и руководящие братья. Первые ведут светские (церковные) дела, а вторые проповедуют, учат и занимаются пасторской работой. Группы «экклесий» собираются на братские собрания, которые не имеют законодательной власти. Кристадельфиане не принимают участия в политике, не голосуют, отрицательно относятся к обязательной воинской службе, не занимают государственных должностей.

Учение

Почти все современные культы в один голос заявляют, что имеют главным авторитетом Библию и только на ней строят свое учение. На самом деле эти лжеучители искажают Писание настолько, что их учение нельзя назвать христианским. Община кристадельфиан не является исключением. Они однозначно заявляют о своем полном согласии с Писанием (одна из обзорных брошюр кристадельфиан называется «Знакомство с общиной, основывающейся на Библии»), однако искажают почти все библейские учения о Боге и спасении, человеке и Царстве Божием. Постараемся выяснить, какое «основывающееся на Библии» учение излагает данная община в своей литературе, в частности в учебном пособии «Основы Библии», изданном недавно на русском языке и рассылаемом бесплатно всем желающим. Автором «Основ Библии» и многочисленных библейских уроков является 32-х-летний англичанин Данкан Хистер, живущий ныне в Литве. Сравнивая учение кристадельфиан с Библией, легко убедиться в его явном противоречии учению исторического христианства. Нижеследующие цитаты из «Основ Библии» подтверждают это.

Бог

«Бог — это реальная, осязаемая личность с телом, подобным нашему по внешнему виду» [не имеется в виду Иисус Христос, — прим. ред.] (с. 14). «Бог имеет такой же вид, как и Ангелы, то есть, физически в виде человека» (с. 16). (Доктрина схожа с учением мормонов: Бог имеет плоть и кости.)

Библия: Бог есть Дух (Ин. 4:24; 2 Кор. 3:17). Бог невидим (1 Тим. 1:17). Бог един в трех лицах (1Ин. 5:7; 2 Кор. 13:13).

«Божий Дух есть Его сила или дыхание» (с. 29). «Очевидной и большой ошибкой (что Дух есть личность) является вера большинства «христиан» в доктрину «триединства» («троицу»)... Есть основательная причина верить, что «триединство» было языческой идеей, перенесенной в христианство» (с. 75). (Так же объясняют учение о Троице Свидетели Иеговы.)

Библия: Святой Дух — самостоятельная Ипостась Божественной Троицы и Бог (Ин. 14:26). Бог триедин (Мф. 28:19; Лк. 3:21, 22; 1Ин. 5:7).

«...Его (Иисуса) назвали «Эммануилом», что значит «Бог с нами», хотя лично он не был Богом» (с. 35, 248). «Божий Сын не существовал до Своего рождения» (с. 247, 265). «У Него была человеческая природа, и также, как и мы Он имел все наши грешные склонности» (с. 275). «Иисус должен был прилагать сознательное усилие, чтобы быть праведным» (с. 281). «Никоим образом Христос не мог быть «истинным и вечным Богом с двумя природами... Божества и человечества» (с. 283). Иисус был распят на шесте (с. 311) — сходство со Свидетелями Иеговы.

Библия: Иисус Христос есть всемогущий Бог. Он имел божественную природу и славу предвечно (Ин. 8:58; Рим. 9:4, 5; Кол. 2:9,10). Иисус — Богочеловек, безгрешный и праведный (Ис. 53:9; Ин. 1:14; 14:30; 1 Петра 3:18; 2 Кор. 5:21). Сын Божий был распят на кресте (Ин. 19:16-19; Кол. 2:13, 14).

«Ангелы могут в действительности называться Богом (с. 22). Творение «Богом» мира фактически производилось Ангелами. Ангелы создали нас по своему образу (с. 23). Они разделяют с Богом одну и ту же природу (с.23, 24). Ангелы безгрешны, потому что они имеют природу Бога» (с. 24).

Библия: ангелы сотворены Богом и поклоняются Ему (Пс. 32:6; Кол. 1:16; Откр. 7:11).

Бог и смерть

Смерть есть состояние забвения, бессознательности и полного прекращения существования, как это и было до рождения (с. 139-140). Ад — это могила, куда отправляются как хорошие, так и плохие люди (с. 153, 155). «В Библии не говорится о существовании в любом виде отдельно от телесной формы — это относится одинаково к Богу, Христу, Ангелам и людям» (с.141). «Наградой за праведность будет телесная форма» (с. 142). Нечестивые в новом Царствии Божием будут перевоспитываться, пока не научатся повиновению Богу. «Когда они поймут волю Бога и покорятся ей, на землю придут мир и справедливость среди людей («Кто такие кристадельфиане?», с. 11, 13). Нет «вечной жизни на небе» («Основы Евангелия», с. 148). «В соответствии с Библией человек подобен животным, без какого-либо присущего ему бессмертия» (с. 149). «Невозможно, чтобы грешные подвергались наказанию вечного сознательного мучения и страдания» (с. 155). «Христиане-отступники часто ассоциируют «ад» с идеей огня и мучений» (с. 156).

Библия: Душа человека бессмертна и вечна (Мф. 17:3; 22:32; Лк. 9:30, 31; 13:28). Смерть отделяет душу от тела (Еккл. 12:7). После смерти наступает суд (Ин. 5:25, 29). Праведники унаследуют жизнь вечную (Ин. 5:29; 6:24; 1 Ин. 5:13), а грешники — вечную смерть, огонь и муки (Мф. 25:41, 46; Лк. 16:23)

Бог и грех

«Бог вносит «зло» в жизнь людей и в этот мир. Таким образом, Бог есть источник зла» (с. 197). «Сам Бог может быть для нас сатаной, ибо Он вносит в нашу жизнь испытания» (с.202). «Мы не верим в существование дьявола или сатаны как личности или чудовища... и бесов (демонов), которые, как считают в народе, являются слугами дьявола» (с.207). «Зло появилось по велению Бога. Следовательно, сопротивляться злу, значит бороться против Бога» (с.351).

Библия: Бог праведен и безгрешен (2 Кор. 5:21). Дьявол породил грех и вместе с падшими ангелами (демонами) является виновником нашего падения и искушения (1 Ин. 3:8, 9; Отк. 12:9).

Отношение к христианству

Название «церковь» «не должно смешивать с какой-либо одной из современных церквей, давно переставших быть истинными верующими во Христа. Истинные верующие есть те, кто верит в истинные доктрины Библии» [т.е. кристадельфиане, — прим. ред.] (с.81). Признавая, что их «понимание учения Библии отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях» («Кто такие кристадельфиане?», с. 2), кристадельфиане осуждают учения всех христианских деноминаций и признают только себя «истинной церковью» («Основы Евангелия», с. 81).

Заключение

Сравнив учение кристадельфиан с Библией, мы выяснили, что почти все ортодоксальные библейские учения вывернуты «братьями во Христе» наизнанку. Их вера больше похожа на учение Свидетелей Иеговы и мормонов. Отрицание триединства Бога, Божественности Иисуса Христа и Святого Духа, отрицание вечности души, ада и вечных мучений для грешников — вот лишь некоторые аспекты веры кристадельфиан, выраженные в их литературе, согласно которым их с уверенностью можно отнести к антихристианским культам. Как и многие другие культы, претендующие на абсолютную истинность, учителя «Братьев во Христе» создали свою собственную интерпретацию Библии, которая крайне разнится с учением исторического христианства. Пророчески правдиво написал о таких «учителях» и слушающих их людях апостол Павел в послании к Тимофею:

В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников (1 Тим. 4:1-2).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что учебное пособие «Основы Библии» и другая литература кристадельфиан не может быть рекомендована для чтения.

Статья была напечатана в «Вестнике» № 10.