Можно ли считать другие писания равными Библии?

Многие мормоны согласятся с тем, что их церковь верит в существование многочисленных богов, но им категорически не нравится, когда их обвиняют в многобожии. Они говорят, что слово «многобожие» вызывает в сознании образ язычников, поклоняющихся идолам и алтарям странных богов. Как ни странно, многие из тех, кто с отвращением относится к слову «многобожие», не смущаясь, признаются, что верят в многочисленных богов. Однако проблему не решить простой заменой слов.

Библия и современные «пророки»

Одной из наиболее характерных черт нехристианских религий и культов является убеждение, что Библия — не окончательное откровение Бога. Многие культы настаивают на том, что Бог дал их пророкам новые откровения, по своей важности превосходящие Писание. Для того, чтобы дать ответ на подобные заявления, давайте предпримем четыре шага: (1) определим, кто может называться пророком, (2) установим источник полученного откровения, (3) посмотрим, что говорит о «новых» откровениях Библия, (4) убедимся, проповедуют ли современные пророки того Иисуса, о Котором говорит Библия.

Истинный ли это пророк?

Если Библия действительно является Божиим откровением, все, что она говорит о качествах пророка, должно быть истиной (а многие культы считают Библию частью Божьего откровения). Таким образом, мы можем обратиться к Писанию и проверить, отвечает ли пророк той или иной религии библейским требованиям. Если нет, то перед нами — лжепророк, и все, чему он учит, — ложь. Другими словами, если мы сумеем доказать ложность «пророка», о котором идет речь, — будь то Иосиф Смит (у мормонов), Чарльз Тейз Расселл (у Свидетелей Иеговы), Мэри Бэкер Эдди (у Христианской Науки) или кто-то другой — это будет означать, что его «откровения» — тоже ложь. Последователи этих «пророков» были обманом вовлечены в ложную религию.

Во Второзаконии 13:1-5 и 18:20-22 Бог дает конкретные указания, как отличить истинное пророчество от ложного. Бог заповедал сынам Израилевым карать смертью всякого, кто осмелится пророчествовать без Божьего поручения, — даже если его пророчество исполнится. А уж если пророчество — пусть даже произнесенное именем Господа — не исполнится, такого «пророка» безусловно следовало казнить как лжепророка. Даже поверхностное изучение культа Свидетелей Иеговы, мормонов и прочих групп, основанных на пророчествах, выявит длинный список несбывшихся предсказаний. Таким образом, их религиозные писания не могут считаться новыми откровениями от Бога.

Откуда он получил свои откровения?

Многие современные «пророки» прибегают к помощи гадания и магических предметов. Одной из характерных черт современного движения Новой Эры является применение хрустальных шаров, гадальных карт и общение с духовными силами через медиума. Во Второзаконии 18:10-12 Бог ясно говорит, что люди не должны обращаться к прорицателям, гадателям, ворожеям, чародеям или обаятелям, вызывающим духов. Тем не менее, именно этим и занимаются многие современные «пророки». Общеизвестно, например, что Джозеф Смит использовал магический «камень видения» и носил на шее талисман Юпитера [1]. Другие пророки современности также используют хрустальные шары, гороскопы и прибегают к помощи медиумов.

Возможны ли новые откровения?

Сама Библия говорит, что нельзя ничего добавлять к Писанию или отнимать от него. Иными словами, Библия представляет себя как завершенное Божье откровение, а, следовательно, любые другие религиозные книги, претендующие на такой же или еще больший авторитет, что и Писание, — это ложные откровения, они не исходят от Бога. В Откровении 22:18-19 апостол Иоанн завершает Библию предостережением, что всякий, кто «приложит» что-либо к словам этой книги (книги Откровения) или «отнимет что от слов книги пророчества сего», будет проклят. Во Второзаконии 4:2 есть похожее предупреждение: «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте».

Существуют и другие отрывки Писания, из которых следует, что нельзя ничего прибавлять к Библии или отнимать от нее. В Иоанна 10:35 Иисус говорит, что «не может нарушиться Писание». В Матфея 5:18 Он говорит: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Смысл, опять же, ясен: любая «священная» книга, именующая себя дополнительным откровением Писания (например, Книга Мормона) или претендующая на роль духовной истины помимо Библии (например, философии Новой Эры), должна быть отвергнута.

Тот ли Иисус?

Наконец, мы должны сравнить «новые откровения» об Иисусе с тем, что говорится в Писании. Культы и нехристианские религии изображают Иисуса иначе, нежели Библия. Если бы Бог действительно вдохновил «пророка», разве стал бы Он противоречить Своим собственным словам, записанным в Новом Завете? Библия отлично подтверждает эту мысль: описание Иисуса в Новом Завете в точности совпадает с предсказаниями Ветхого Завета. Яви Иисус Себя и в других книгах, Его описание осталось бы неизменным. Однако «Иисус», о котором говорят все прочие религии, сильно отличается от Иисуса Библии. Все остальные религии не считают Его одним из Лиц Троицы и отрицают Его равенство Отцу и Святому Духу по природе, силе и власти. Апостол Иоанн в своем 1-м Послании предупреждает, что в мире появится много лжепророков (4:1-2), и что мы сможем определить, от Бога эти пророки или нет, на том основании, верят ли они в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (т.е. обладал ли Он плотью). Любой пророк, претендующий на обладание новым откровением от Бога, но проповедующий иного Иисуса, — не от Бога. Апостол Павел пишет в Послании к галатам 1:8, что даже если ангел с неба будет благовествовать иное евангелие, «да будет анафема».

Существуют ли древние рукописи,
не вошедшие в канон Библии?

Второй вопрос, на который я хотел бы ответить, немного сложнее: откуда мы знаем, что Библия состоит лишь из тех книг, которые в нее уже включены? Этот вопрос касается содержания «канона» — 66 книг, официально принятых Церковью как окончательное богодухновенное откровение (39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета). Откуда мы знаем, что книг должно быть именно 66, а, скажем, не 65 или 67?

Канон Ветхого Завета был полностью сформирован около 400 г. до н.э., но Новый Завет был окончательно принят в своем современном виде только через 300 лет после того, как была написана последняя книга (Откровение). Некоторые и по сей день не считают этот вопрос решенным. В 1945 году в районе Наг-Хаммади (верхний Египет) были найдены 49 древних религиозных манускриптов. Многие думают, что эти и другие древние рукописи содержат дополнительные факты и подробности жизни Иисуса.

Подчас христиане настолько увлекаются исследованием объективных доказательств в поисках подтверждений библейских учений, что забывают о вере, которая является неотъемлемой частью христианства, — в этом заключается одна из опасностей апологетики. Мы никогда не должны забывать, что проповедь и защита веры невозможны без Святого Духа. Существует «субъективная» сторона христианства, где истина утверждается никем иным, как Божьим Духом. Даже если бы христиане сегодня располагали всей полнотой объективных доказательств, подтверждающих их представления об истине, достоверность Библии все равно утверждалась бы силой Святого Духа (см. 1 Кор. 2:6-14; Рим. 8:16).

Вопрос о том, какие книги относятся к Писанию, также разрешается верой. В конечном итоге, канон основан не на человеческих рассуждениях, а на Божественном вдохновении (2 Тим. 3:16). Другими словами, Бог определил содержание канона, вдохновив написание определенных книг, а люди силой Святого Духа определили, какие из рукописей канонические, а какие нет.

Тем не менее, я хотел бы отметить, что Святой Дух дал Отцам Церкви ряд объективных «тестов», при помощи которых они смогли определить, какие книги входят в состав Библии, а какие не богодухновенны. Все канонические книги отвечают этим требованиям. В своей книге General Introduction to the Bible Норман Гайслер и Уильям Никс приводят пять принципов, на основании которых Отцы Церкви определяли каноничность книг Нового Завета [2].

1. Была ли эта книга написана Божиим пророком?

Самое весомое доказательство каноничности книг Библии, возможно, заключается в том, что все они были написаны либо пророками (большинство ветхозаветных книг), либо апостолами и их верными спутниками (Новый Завет). Марк был помощником апостола Петра, Лука — Павла. Павла причислил к апостолам Сам Господь (Гал. 1:1). Традиционно считается, что Иаков и Иуда были братьями Иисуса. Автор послания к Евреям говорит, что Евангелие в нем «утвердилось слышавшими от [Христа]» (Евр. 2:3).

Значимость апостольской власти подтверждает и избрание Матфия, заменившего Иуду. Апостолом мог стать лишь человек, который знал Иисуса с самого начала Его служения, когда Он был крещен Иоанном, и был свидетелем Его воскресения (Деян. 1:21-22). Важность апостольской власти в Новом Завете нельзя недооценивать. Если новозаветные книги могли быть написаны только апостолом или человеком, писавшим под руководством апостола, следует признать, что книги, написанные после смерти апостолов, не могут войти в канон. Таким образом, Книга Мормона и другие писания различных культов автоматически попадают в ряд неканонических.

2. Подтвердил ли Бог пророческий статус ее автора?

Более 2000 раз на протяжении Ветхого Завета встречаются фразы: «И было ко мне слово Господне», «Так говорит Господь» и «Господь сказал». Ветхозаветные писатели никогда не присваивали свои писания, признавая, что их ав­тором был Святой Дух. Слова Иисуса звучали с силой и властью: «Истинно говорю...», — и авторы Нового Завета признавали, что записали не свои слова, а слова Бога (см. 1 Кор. 14:37; 2 Пет. 1:21).

Однако мы уже знаем, что пророки, даже говорящие от имени Господа, бывают истинными и ложными. Как мы можем убедиться, что авторы канонических книг действительно были посланы Богом? Господь подтверждал это посредством чудес. Для того, чтобы подтвердить истинность призвания Моисея, Он дал ему чудесные знамения (Исх. 4:1-9). Иисус был «засвидетельствован от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него» (Деян. 2:22). Апостольская же проповедь совершалась «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4). Павел свидетельствовал коринфянам о своем апостольстве такими словами: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12).

Не всякое пророчество подтверждалось конкретными чудесами, а потому были и другие способы определить истинность пророка (см. выше). Если возникали какие-либо сомнения в полномочиях пророка, они снимались при помощи подтверждения от Бога, как это не раз случалось в библейской истории (Исх. 4; Чис. 16-17; 3 Цар. 18; Мк. 2; Деян. 5).

3. Говорит ли эта книга правду о Боге?

Реальная возможность получить сверхъестественное подтверждение истинности пророка была только у его современников. Таким образом, люди, жившие в других странах или в другие времена, должны были полагаться на иные критерии каноничности. Одним из таких критериев является то, говорит ли данная книга о Боге и творении в согласии со знаниями, полученными из более ранних откровений? Бог не может противоречить Себе (2 Кор. 1:17-18) или лгать (Евр. 6:18). Отсюда, ни одна книга, содержащая ложные учения, не может быть Божьим Словом. Именно этот критерий применяли к проповеди Павла верийцы, которые «ежедневно разбирали Писания», проверяя слова апостола (Деян. 17:11).

Библия имеет уникальную внутреннюю целостность. Учения о Боге, спасении, грехе и другие важные вопросы, изложенные в Новом Завете, полностью соответствуют тому, что написано в Ветхом Завете. С другой стороны, многие документы, не вошедшие в канон, противоречат Писанию и содержат явные моральные и доктринальные отклонения, а иногда и лжепророчества.

4. Есть ли в этой книге сила Божия?

Отцы Церкви верили, что Слово Божие «живо и действенно» (Евр. 4:12), и, соответственно, должно изменять жизни людей через назидание (2 Тим. 3:17) и благовестие (1 Пет. 1:23). Если содержание книги не достигает заявленных в ней целей, если она не способна изменять жизни людей, то, очевидно, нет в ней силы Божией. Апостол Павел применял этот принцип к Ветхому Завету, когда писал: «…ты же из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). В общем виде этот критерий был изложен Моисеем во Второзаконии 18:20-22: если пророчество не сбывается, оно — не от Бога.

5. Была ли эта книга принята Божиим народом?

А) Одной из основных причин того, что Библия была полностью канонизирована лишь в четвертом столетии, является географическая разобщенность ранней Церкви и отсутствие надежных и быстрых средств связи. Таким образом, потребовалось почти 300 лет для того, чтобы 66 книг Библии были приняты, а остальные книги отвергнуты Отцами Церкви. Однако все книги Библии были признаны большинством Отцов Церкви задолго до их окончательной официальной канонизации.

Б) Новый Завет подтверждает канон Ветхого Завета. В Евангелии от Луки 24:44 Иисус говорит: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Закон, Пророки и Псалмы — это три части иудейского Ветхого Завета, то есть в этом отрывке Иисус признает весь Ветхий Завет каноническим, полно-правным Писанием, потому что все его части говорят о Нем. Иисус и новозаветные писатели часто цитировали многие книги Ветхого Завета или ссылались на них. Из 22 книг, входивших в иудейский Ветхий Завет (сегодня христиане делят этот же объем текста на 39 книг), 18 были упомянуты в Новом Завете.

В) Аналогично, Иисус и новозаветные писатели подтверждают богодухновенность и каноничность Нового Завета. В Евангелии от Иоанна 14:26 и 16:13 Иисус пророчествует, что Новый Завет будет написан под действием силы Святого Духа. Во 2-м Послании Петра 3:16 апостол подтверждает, что письма Павла являются частью Писания.

Являются ли апокрифические книги частью Библии?

Следует уделить некоторое внимание и апокрифическим книгам. К этому числу относят ряд документов, написанных между 200 годом до н.э. и 100 годом н.э. (после установления канона Ветхого Завета и до установления канона Нового Завета). Новозаветные и часть ветхозаветных апокрифов не признает ни одна христианская церковь, поэтому ниже речь пойдет, главным образом, об остальных 11-12 ветхозаветных документах, которые сегодня принято называть неканоническими или «второканоническими» книгами. Римская католическая церковь причисляет эти книги к канону наравне с остальными, а русская православная церковь считает полезными и назидательными, но стоящими на втором месте в смысле вероучения. Протестанты же не включают их в Библию совсем на основании изложенных выше пяти критериев.

Несколько дополнительных замечаний помогут лучше понять, почему протестанты не принимают неканонические книги как Писание. Это изложение не претендует на полноту, и мы рассмотрим лишь некоторые важные факторы:

А) Апокрифические, и в том числе второканонические, книги не были частью иудейской Библии, а потому большинство самых влиятельных Отцов Церкви (в частности, Афанасий Великий) высказывались против их причисления к Писанию. Даже блаженный Иероним, создатель «Вульгаты» — латинского перевода Библии IV-V вв. по Р.Х., не включил их в свой перевод.

Б) Католики не считали их частью богодухновенного Слова Божьего вплоть до Трентского Собора 1546 года. Да и тогда эти книги были приняты явно лишь ради полемики с Реформаторами, которые утверждали, что некоторые учения Католической церкви (например, молитвы за умерших, сверхдолжные заслуги, чистилище и т.д.) не находят подтверждения в Ветхом Завете [3].

В) Несмотря на то, что в середине XVII века три поместных собора признали (впервые в истории) каноничность этих документов, Восточная церковь до сих пор относится к ним неоднозначно. Так, например, в начале XIX века, митрополит Филарет (Дроздов) — один из создателей Синодального перевода Библии — в своем «Пространном христианском катехизисе» (1839) отделил второканонические книги от остального Писания, и эту его позицию сегодня разделяет почти вся Русская Православная церковь.

Г) В Новом Завете есть аллюзии на неканонические книги, но нет ни одной очевидной прямой цитаты из них. Да, Иуда цитирует Книгу Еноха (ст. 14-15) и книгу Вознесение Моисея, но эти апокрифы не признает истинными ни одна христианская церковь. Тот факт, что Библия цитирует неканоническую книгу, не делает источник цитаты «богодухновенным». В Новом Завете есть цитаты из произведений языческих поэтов и философов (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Титу 1:12), но это не значит, что поэты и философы говорили от имени Бога.

Д) Хотя неканонические произведения содержат в себе некоторую ценную историческую информацию, в них также присутствуют вымысел. Есть в них и фактические (исторические, хронологические) ошибки, что противоречит непогрешимости канонического Писания.

Таким образом, мы можем заключить, что сегодня Церковь располагает полным, завершенным откровением Бога. Невероятно, что мы найдем некую «утерянную» древнюю книгу, входящую в состав Библии, поскольку Писание не может быть окончательным откровением Бога, если существуют какие-то утраченные книги. Нет у нас и причин полагать, что «новые откровения» должны быть признаны Писанием. Бог уже дал нам записанное откровение и с его помощью вел Церковь на протяжении 2000 лет — зачем Он стал бы давать новые «истины», противоречащие предыдущему откровению? А «откровения» Свидетелей Иеговы, мормонов и других религий и культов явно противоречат Писанию. Наш Бог — Бог истины, а не беспорядка (1 Kop. 14:33).

 

ССЫЛКИ

1 Geisler, Norman L. Christian Apologetics. — Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987. — P. 374. [Назад]

2 Geisler, Norman L., Nix, William E. A. General Introduction to the Bible. — Chicago, IL: Moody Press, 1986. — Pp. 222-231. [Назад]

3 Gaisler, Norman L., MacKenzie, Ralph E. Roman Catholics and Evangelicals: Agreements and Differences. — Grand Rapids, MI: Baker Books, 1995. — P. 164. [Назад]

Более подробную информацию о библейском каноне вы можете найти в следующих источниках:

1 Мецгер Брюс М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. — М.: ББИ св. апостола Андрея, 1998.

2 Канон Священного Писания: Сборник. — СПб.: Армия Спасения, «Библия для всех», 1993.

3 Как возникла Библия… — CLV, 1992. — сс. 103-122.

4 Ла Сор У. С. С., Хаббард Д. А., Буш Ф. У. Обзор Ветхого Завета. — «Богомыслие», «Библия для всех», 1998.— сс. 16-37. — (Серия «Библейская кафедра»).

5 Гатри Дональд. Введение в Новый Завет. — «Богомыслие», «Библия для всех», 1996. — сс. 762-772, 781-793. — (Серия «Библейская кафедра»).