Сандей Аделаджа: метафизика успеха

Когда люди проповедуют Божье слово не по истине, а объясняют все по-своему, это и есть ереси
(Сандей Аделаджа) [1].

Деятельность Сандея Аделаджи — плодовитого автора и основателя крупнейшей в Европе харизматической церкви [2] — в последнее время привлекает пристальное внимание самых разных слоев общества, от верующих различных конфессий до политиков и светских средств массовой информации. И этот интерес вовсе не случаен.

Вот, что говорится об Аделадже на официальном сайте его церкви:

Пастор Сандей Аделаджа является основателем и старшим пастором «Посольства благословенного Царства Божьего для всех народов» в городе Киеве, Украина. Пастор — молодой нигериец, наделенный даром апостола для служения в 21 веке [3]. В свои неполные 40 лет он уже доказал, что является одним из самых динамичных деятелей и основателей церквей. Его считают одним из самых молодых и успешных пасторов в нашем поколении. Его признают как одного из самых одаренных учителей Слова Божьего с необычным проявлением даров Духа, особенно в слове знания. Его учение и дары в не малой степени содействуют быстрому росту его паствы [4].

В 2001 году церковь «Посольство Божье» (в то время еще «Слово Веры») посетил д-р Ральф Нейбор, всемирно известный «апостол» [5] движения ячеечных церквей. После знакомства с Аделаджей он с восторгом рассказывал, каких успехов этот 33-летний нигериец добился в Украине при помощи «ячеечного» принципа (т. н. «системы G -12»). В своем заявлении, мгновенно подхваченном христианскими периодическими изданиями всего мира, Нейбор помимо прочего сказал:

Сандея пригласили учиться в CCCР еще до начала Перестройки, в возрасте 19 лет. Он был спасен всего за несколько недель до отъезда в СССР. Он учился на ходу, без всякой связи с Западной культурой — его Библейская церковь «Слово Веры» никоим образом не связана с американским «Движением Веры» [6].

В настоящей статье мы постараемся показать, что идиллическая картина, нарисованная Нейбором, далека от истины, и что на самом деле за экзотическим фасадом служения Аделаджи скрывается все то же богословие позитивного исповедания, которое лежит в основе американского Движения Веры.

ВОПЛОЩЕНИЕ УСПЕХА

Ключевое слово, которое приходит на ум при мысли о деятельности Аделаджи, — успех. Оно постоянно присутствует в проповедях и книгах нигерийского «апостола», да и его собственную жизнь вполне можно назвать зримым воплощением принципов преуспевания. Именно эта, видимая сторона служения Аделаджи притягивает многих «менее успешных» христианских служителей, так не сумевших, несмотря на все усилия, привлечь в свои церкви желаемое количество людей и денег. Призрак видимого «успеха» манит и дразнит их.

Таким разочаровавшимся служителям киевский «апостол» с готовностью предлагает самого себя в качестве решения проблемы [7]. Его лозунг прост: «Посмотри на меня и сделай так же». По сути, Аделаджа уже давно превратился в живую икону преуспевания. Достаточно сказать, что наиболее узнаваемый и постоянный элемент визуальной рекламы «Посольства» — его собственные изображения во всевозможных позах и ракурсах. И это Аделадже явно нравится:

Для кого-то вдохновляющим образом может быть фотография пастора или того, кого вы почитаете. Когда приходят проблемы, посмотрите на нее с верой и скажите: «Господь, пусть Дух, который на нем, сойдет на меня!», и Бог сделает чудо — укрепит вас, даст силы преодолеть трудности [8].

Восхищение внешним «успехом» Аделаджи нередко перетекает в безусловное, слепое принятие всего, что он говорит. Соответственно, любая критика в его адрес автоматически расценивается как нападки на «Божьего помазанника». Вот характерная реплика из Интернет-конференции на официальном сайте «Посольства Божьего»:

Друзья христиане, бойтесь Бога, опасно думать, тем более писать такие нецензурные вещи насчет помазанника Апостола Сандея [9].

Заметьте, что автор этой реплики не просто призывает христиан воздержаться от «нецензурных вещей» — которые, по идее, недопустимы в адрес любого человека, — но предупреждает об опасности подобных высказываний в адрес конкретного «помазанника». Кстати, самого Аделаджу имидж неприкасаемого, по-видимому, вполне устраивает:

Верьте Божьим пророкам, и к вам придет успех. Мы иногда пренебрегаем людьми и воспринимаем их не так, как того хочет Господь. Часто успех не приходит в жизнь людей потому, что они не верят тому пророку, которого наш Создатель поставил среди них. Никогда не пренебрегайте Божьим словом и Божьими служителями, и если о служителе будут говорить негативные вещи, то бегите оттуда, чтобы не потерять благословения. Если же служитель неправ в чем-то, то слово говорит, что он не ваш раб, он Божий раб, и пусть Господь судит его. Этот духовный принцип я использую в своей жизни [10].

Обратите внимание: если верить этим словам, достижение успеха зависит не от воли Божьей и даже не от нашей верности Богу, а от степени нашего доверия к человеку , претендующему на звание пророка! Для тех же, кто не боится «потерять благословение», у Аделаджи есть другой аргумент:

Желание критиковать других людей, проповедников — это не плод Святого Духа. Даже если для критики есть все предпосылки, помните о том, что любовь покрывает все [1].

Трудно не согласиться с тем, что желание критиковать для христианина ненормально. Но если «для критики есть все основания», мы не только можем, но и обязаны, «отвергнув ложь, говорить истину» своим ближним, невзирая на лица, — ведь все мы «члены друг другу», и в глазах Бога между нами нет никакой разницы (Еф. 4:25).

Библия нигде и никогда — даже намеком — не призывает нас жертвовать истиной во имя любви. Напротив, апостол Павел призывает верующих «говорить истину в любви» (Еф. 4:15, Перевод Кассиана), чтобы им уже не быть младенцами, «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения». В христианской жизни любовь и истина неразделимы.

Кроме того, когда речь идет об истине, для христиан не существует непререкаемых человеческих авторитетов. Апостол Павел ясно говорит об этом в Послании к галатам: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека» (2:6). Когда Петр, которого первая Церковь почитала одним из «столпов» (2:9), придя в Антиохию, начал «не прямо поступать по истине Евангельской», Павел «лично противостал» ему и обличил его «при всех» (2:11, 14). Не должны ли мы следовать примеру апостола?

К сожалению, для критики в адрес богословия Аделаджи есть все основания — многие его последователи, завороженные «преуспеванием» и квазибиблейской риторикой своего кумира, просто не замечают, что в красивой и экзотической обертке им преподносят совершенно небиблейские идеи.

КОНТЕКСТ

Существует возможность, что знакомство Аделаджи с «богословием позитивного исповедания» началось еще до его приезда в Минск в 1986 году. Во всяком случае, нигерийские пятидесятнические церкви известны своими тесными связями с американским Движением Веры. Вот как описывает ситуацию в этой стране редактор журнала Charisma Дж. Ли Грэйди:

Хотя темпы роста христианства в Нигерии впечатляют по сравнению с Западом, все больше молодых, инициативных церковных лидеров из этой страны говорят, что пробуждение здесь задыхается от проблем. Они говорят, что большинство пятидесятнических церквей погрязло в законничестве. Многие пасторы, прибавляют они, усвоили американскую модель «звездного» христианства, которая отлично прижилась в патриархальном африканском обществе с его традиционным культом героев. Люди идут за своими лидерами, а не за Богом…
«Проблема здесь заключается в том, что христиане-пятидесятники просто ставят пастора на место своих прежних колдунов-пророков. Это извращение», — говорит 44-летний пастор из Лагоса Тони Рапу, один из главных сторонников перемен в нигерийском движении пробуждения. Некоторые критики, включая Рапу, винят в этих проблемах американское Движение Веры… Они говорят, что примитивное «евангелие преуспевания» легко прижилось в Нигерии, и что проповедники используют его для самообогащения. «Это уже превратилось в мошенничество», — говорит один верующий, пожелавший остаться анонимным. — «Я знаю церкви, где за вас не помолятся у алтаря, если вы сначала не дадите им денег. По их словам, чтобы получить какое-либо благословение, сперва нужно посеять семя». «В некоторых случаях преуспевание, которого достигает проповедник, не распространяется на прихожан», — добавляет Мэтью Ашимолово [нигериец, возглавляющий самую большую церковь в Англии]. — «В том, как учение о преуспевании проповедуется в Нигерии, есть некоторые перекосы». Тем не менее, Ашимолово не торопится винить во всем американских проповедников Веры. Он убежден, что книги библейского учителя из Оклахомы Кеннета Хейгина были движущей силой пробуждения в Нигерии с тех самых пор, как они появились там в 1970-х годах. Эти публикации дали нигерийским пасторам возможность изучать богословие в ситуации, когда учебников почти не было, а семинарии были недоступны.
(…) Вне всякого сомнения, Нигерия стала для американского учения Веры плодородной почвой. Проповеди Кеннета Хейгина об исцелении и преуспевании получили в этой стране широкое хождение с 1970-х годов — отчасти благодаря влиянию лидера нигерийской мегацеркви Бенсона Идахосы. У Кеннета Коупланда, Джерри Савелля, Джона Аванзини и многих других проповедников, специализирующихся на богословии процветания, в этой африканской стране есть множество приверженцев [12].

Но если даже, как настаивает Ральф Нейбор, у себя на родине Аделадже посчастливилось избежать влияния богословия Веры, он благополучно восполнил этот пробел в конце 1980-х во время учебы в Минском университете:

Во время учебы в Минске я переписывался с пастором Кеннетом Хейгеном [так в оригинале]. Он сочувствовал мне и ободрял. В одном из писем Хейген предложил мне учиться в его Библейской школе [13].

Учиться в школе «Рема» Аделадже, увы, не довелось — вместо этого он отправился на Украину, — однако свое уважение к богословию и деятельности «отца Движения Веры» он сохраняет и по сей день [14]. В сентябре 2006 года, отвечая на вопросы посетителей официального сайта своей церкви, Аделаджа назвал Хейгина «выдающимся человеком, повлиявшим на его судьбу» [15].

Более того, 3 января 2006 года в интервью Михаилу Колпакову Аделаджа заявил:

Во время встречи с Кеннетом-младшим мне было позволено войти в молитвенную комнату его отца. В этой молитвенной комнате отец Кеннет Хейгин работал до последнего дня своей жизни. Кеннет-младший сказал, что я — первый, кто вошел в эту комнату со времени смерти его отца. Таким образом, произошла символическая передача призвания его отца мне [16].

Но связи киевского «апостола» с Движением Веры не ограничиваются личными отношениями с Хейгином. В книгах и выступлениях Аделаджи встречаются имена и других проповедников Веры — таких, как Пол Крауч, Лестер Самралл, Бенни Хинн, Джойс Майер, Рейнхард Боннке, Дэвид Йонгги Чо, — а на официальном сайте «Посольства» есть сообщения о встречах и совместных мероприятиях Аделаджи с Кеннетом Коуплендом, Крефло Долларом, Билли Джо Доггерти, Мэрилин Хики и Кеннетом Хейгином-младшим.

Таким образом, хотя сочинениям Аделаджи и присущ самобытный стиль, а в некоторых вопросах он проявляет самостоятельность мышления, истоки его богословия, несомненно, следует искать в американском Движении Веры.

СОДЕРЖАНИЕ

Задача изучения взглядов Аделаджи значительно осложняется тем, что он, подобно большинству «коллег по цеху», не считает нужным излагать свое учение в целостном и систематическом виде. Таким образом, исследователю приходится заниматься кропотливым и неблагодарным трудом: самостоятельно отыскивать в многочисленных сочинениях Аделаджи разрозненные элементы учения и приводить их к относительно связному и непротиворечивому виду. Неблагодарным этот труд я назвал потому, что последователи Аделаджи могут с легкостью отмахнуться от его результатов: ведь сам киевский «апостол» никогда в таком систематическом виде свои взгляды не излагает. И все же, если он сам по какой-то непонятной причине не хочет систематизировать свое учение, нам остается лишь сделать эту важную работу за него — но не следует нас винить, если где-то мы доведем до логического завершения мысль, которую сам Аделаджа предпочел оставить подвешенной в воздухе.

Ситуация усугубляется еще и тем, что едва ли не каждую свою книгу Аделаджа начинает, словно с чистого листа. О какой бы теме он ни заговорил, именно она становится для него центральным вопросом взаимоотношений Бога и человека и ключом к решению любых проблем. Соответственно, в каждом новом сочинении Аделаджи смысловые акценты расставляются немного по-другому, и, сопоставляя параллельные утверждения из разных книг, мы не всегда получаем последовательную и связную картину.

Успех

Как уже было сказано, наиболее заметным и привлекательным моментом учения Аделаджи является тезис «все верующие обязаны быть успешными в жизни» [17]. Это утверждение, а вместе с ним и любимый библейский стих Аделаджи — «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом , и будешь только на высоте, а не будешь внизу» (Втор. 28:13) — кочуют из одного его сочинения в другое.

Между тем, христиане, не дожившие до появления на исторической сцене киевского «апостола», даже не подозревали об этой своей «обязанности». Да и в наши дни верные Божьи служители нередко терпят голод, нищету и лишения. Вероятно, им попросту неизвестен «секрет успешной жизни», который открыл Аделаджа:

Секрет успешной жизни заключается в том, чтобы узнать и исполнить Божью волю в своей жизни [18].

Неужели все так просто? Неужели многие поколения христиан, не достигшие земного преуспевания, просто не знали и не исполняли Божью волю? Как ни кощунственно звучит подобный вывод, это чистая правда — во всяком случае, если согласиться с тем, как понимает Божью волю Аделаджа:

[Божья воля] заключается в том, что Бог не заинтересован благословлять вас скудно [19].

Кто-то возразит, что речь наверняка идет не о материальных, а о духовных благословениях, и что под «успехом» следует понимать успехи в христианском служении и праведную жизнь. И действительно, Аделаджа признает, что успех «не измеряется количеством накопленного имущества или денег». Однако…

…не стоит отрицать, что он включает в себя и материальное благосостояние. Жизнь, лишенная этого, — трудна. Сам Бог создал материальную сторону жизни, поэтому она очень важна. И только Творец знает, как мы должны жить, и как нужно использовать материальные ценности. Из этого следует вывод: успеха без материальных ценностей не бывает [20].

В других своих книгах Аделаджа высказывается еще прозрачнее:

Быть бедными — это не судьба верующих людей. Ведь Господь заинтересован в благополучии Своего народа [21].

Но вспомните — апостол Павел называет тех, кто думает, что из благочестия можно извлечь материальную выгоду, «людьми поврежденного ума», «чуждыми истины» и призывает нас «удаляться» от подобных людей (1 Тим. 6:5). Взамен апостол увещевает нас быть довольными, «имея одежду и пропитание», и «убегать» от желания обогащаться. Он пишет: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (6:6).

Однако в системе ценностей Аделаджи довольству, т. е. удовлетворению тем, что у тебя уже есть, нет места. Он видит в довольстве лишь залог поражения, корень всех неудач, препятствие для «жизни с избытком»:

Одна из бед людей в этом мире и причина того, что они не могут достичь чего-то значительного в жизни, заключается в том, что эти люди довольствуются тем, что у них уже есть. Обычно они говорят: «Я живу средне, я не бедный, такой как все. Все, что мне нужно в жизни, у меня есть». Имя вашего врага — «быть средним». (…) …вы не можете быть средними. Вы обязаны жить в благословении… [22]

Самого Аделаджу в излишнем смирении упрекнуть трудно — по его словам, христиане обязаны быть не просто преуспевающими, а самыми преуспевающими и могущественными людьми в мире:

Нам, христианам, принадлежат все богатства этого мира. Согласно закону Божьему мы должны быть самыми успешными, самыми богатыми и преуспевающими людьми [23].
Я хочу сказать вам, что если вы ходите в эту церковь, то не можете быть неуспешными! Вы не можете быть никем другим, как только самой могущественной личностью на этой земле! [24]

Более того, неисчислимые богатства должны доставаться верующим без малейших усилий:

Следовательно, теперь вы будете достигать высоких результатов и быстрых успехов во всех сферах своей жизни. То, чего другие добивались десятилетиями упорного труда, вам достанется без особых усилий и за короткое время [25].

Еще мудрый Соломон писал: «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть , тот не останется ненаказанным» (Пр. 28:20). Господь Иисус также предостерегал: «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Аделаджа и его последователи любят поговорить о «неизменных принципах», так вот им поистине неизменный принцип: стремление к легким деньгам никогда и ни для кого не проходит даром. Даже если человек не отпадет от веры, его сердце постепенно исполнится гордыни. Но Аделаджа упорно подталкивает своих последователей к этой опасной черте:

В Библии сказано, что мы есть, в отличие о тех, кто в миру, другой сорт людей, именуемый высшим [26].
Бог уже нашел нас, Он не случайно спас нас, и потому мы лучше всех тех людей, которые не спасены [27].
Не будет предела вашим успехам до тех пор, пока вы живете, верите в себя и стремитесь к новым достижениям [28].
Вера в то, что вы все можете, и что Бог хочет вас использовать, — начало движения к успеху [29].

Стоит ли говорить, что библейские верующие относились к своему «величию» совершенно иначе? Апостол Павел, к примеру, называет себя «первым из грешников» (1 Тим. 1:15) и утверждает, что сокровище Божьего спасения христиане носят «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Вся проповедь апостола проникнута идеей о том, что он ничем не лучше других, и единственное, что дает ему надежду, — это Божья благодать, на которую он смиренно уповает. Когда Павел пишет, что он «все может в укрепляющем его Иисусе Христе» (Фил. 4:13), он имеет в виду не то, что он «все может сделать», а то, что он «все может перенести »! Однажды Господь открыл Павлу, что «сила Его совершается в немощи», и неудивительно, что апостол «гораздо охотнее» хвалится не своими успехами, а «своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9-10).

Аделаджа, напротив, целиком находится во власти идеи, что верующий должен быть «главой, а не хвостом». Этот вырванный из контекста библейских стих стал для киевского «апостола» едва ли не правилом толкования всей Библии. В результате, в системе ценностей Аделаджи смирение легко уступает место «величию», молитва — «исповеданию», упование — «наглости в духе», а доверие Богу — «вере в себя». Качество жизни определяется уже не Божьей безусловной милостью, а нашим правильным отношением к себе:

Никто не может подняться выше своего же мнения о себе. Иначе говоря, если человек думает и говорит о себе как о неудачнике, о том, у которого никогда ничего не получится, то он действительно будет таким [30].

Более того, невольно напрашивается вывод, что во вселенной Аделаджи абсолютно все оценивается по одному-единственному критерию — по степени влияния на земное благополучие человека. Даже добрые дела и плоды Духа в мире Аделаджи имеют конечной целью удовлетворение наших собственных желаний и потребностей:

ЛЮБОВЬ: Иисус учит нас любить всех, и мы должны следовать этому, потому что только таким образом сможем быть в почете [31].
МИЛОСЕРДИЕ: Допустим, вы не всегда можете помочь человеку материально, но есть множество людей с душевными, эмоциональными, интеллектуальными проблемами. Если вы можете обеспечить их ответом на проблему, то непременно станете известным и богатым [32].
СЛУЖЕНИЕ: Служить Богу и людям — это кратчайший путь к успеху. (…) Выберите себе служение. И сделайте это прежде всего для себя [33].
ХВАЛА: Истина хвалы заключается в том, что мы не просто воздаем славу Господу, но и многое получаем при этом [34].
БЛАГОЧЕСТИЕ: Живите по слову Божьему, приближайтесь к Господу , и Он улучшит ваше материальное положение [35].
ДОБРЫЕ ДЕЛА: Дорогой друг, как бы вам тяжело ни было, делайте добро. Это всегда выгодно [36].

Безусловно, в общении с Богом человек получает гораздо больше, чем отдает. Беда Аделаджи в том, что все его учение подчинено этой единственной цели — получить, причем получить сейчас. Учение же Христа, напротив, проникнуто стремлением отдавать, не ожидая немедленной награды: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8), «и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6:35), «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). И хотя Господь действительно обещает благотворителям великую награду (Лк. 6:35), настоящая награда, как правило, — не земная, а небесная (Лк. 12:33).

Легендарный царь Мидас превращал все, к чему прикасался, в золото. С такой же легкостью киевский «пророк и апостол» Аделаджа превращает любое свое учение в гимн человеческому эгоцентризму. Хуже того, он уже начал подгонять под свои стандарты и ценности образ Христа — вместо нищего и гонимого Мессии, Которому негде было преклонить голову (Мф. 8:20), Аделаджа рисует перед нами образ зажиточного и успешного лидера, у которого «никогда не было проблем с самооценкой» [37].

Как мы уже говорили, первым даром для человечества был Иисус Христос. Он пришел на землю после Иоанна Крестителя, значит, нам не нужно подражать Иоанну Крестителю, а во всем нужно быть похожими на Иисуса. (…) Иоанн ел дикий мед и акриды — вы должны хорошо питаться. Он носил одежду из верблюжьего волоса — вы одевайтесь в натуральные ткани, кожаные и меховые изделия. Он жил в пустыне — вы живите в комфортабельных квартирах и домах. Учитесь представлять себя окружающим вас людям должным образом [38].

Фантазии на тему богатства и преуспевания Христа — старая сказка проповедников Веры. Ведь Господь сказал: «Раб не больше господина своего», — значит, христиане не могут рассчитывать, что у них будет то, чего не было у Христа. Вот и рождаются мифы о «молодом успешном и зажиточном проповеднике», с помощью которых можно оправдать собственное стремление к преуспеванию и успеху. Вот только образ Христа в этих мифах не имеет ничего общего с библейским Христом. Христос хорошо питался? Христос одевался в натуральные ткани и меховые изделия? Христос жил в «комфортабельном» доме? Какая несусветная чушь…

Вспомните пророчество Исаии: «Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:2-5). Не угодно ли последовать примеру такого Мессии?

Что же до умения «представлять себя должным образом», у нас есть прекрасный пример апостола Павла, который писал: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:3-10). Как далек этот смиренный образ от самодовольного и бесстыдного самолюбования, которому предаются последователи богословия успеха:

Я, к примеру, не хочу быть таким как все, потому что призван Богом. (…) Из этого следует, что я буду главою, а не хвостом, тем, кем Создатель желает меня видеть. Наполните свое сердце такими мыслями и мечтами, и пусть они не покидают вас, потому что по-настоящему успешные люди никогда не сравнивают себя с другими [39].
Он хочет поставить вас выше всех народов земли. Вы не обязательно станете президентом или миллионером, но вы попадете в категорию людей, которых почитают на земле. (…) Никто из вас не будет заурядным, не будет бедным. Никто из моей семьи не будет ходить пешком, никто не останется без квартиры. Все мы будем богатыми, довольными, счастливыми, уважаемыми людьми, потому что так сказал Бог [40].

«Четвертое измерение»

В последнее время у писателей-фантастов стала популярной идея некоего «параллельного пространства», доступ в которое позволяет человеку управлять реальным миром. Вспомните хотя бы Сергея Лукьяненко, автора недавнего бестселлера «Ночной дозор», и его три слоя «сумрака», доступ в которые имеют только немногие посвященные. Любопытно, что во вселенной Аделаджи также существует некое «четвертое измерение», доступ в которое открыт лишь для верующих:

Если мы рождены от Божьего Духа, по своей сути мы уже являемся сверхъестественными людьми, так что мы не ограничиваем себя материальными или физическими реальностями, мы имеем доступ в мир духа, в четвертое измерение [41].

Аналогичные представления, кстати сказать, есть и в оккультных учениях, последователи которых любят рассуждать о существовании невидимого «тонкого» или «астрального» мира, окружающего нас и влияющего на нашу судьбу, — конечно, Аделаджа, вероятнее всего, позаимствовал свою идею «четвертного измерения» из одноименной книги Дэвида Йонгги Чо, но ее сходство с «тонким миром» бесспорно.

Пресловутый духовный мир, если верить Аделадже, «влияет на нашу жизнь гораздо больше и реальнее того мира, который доступен нам через физическое осязание и зрение» [42]. Напротив, земная жизнь, которая кажется нам такой «реальной», — не более чем зыбкое отражение происходящего в четвертом измерении:

Все, что происходит в нашей реальной жизни, сначала совершается в духовном мире [43].
…жизнь — понятие сугубо духовное. В окружающем нас видимом мире мы видим не саму жизнь, а лишь ее проявления [44].

Именно поэтому во вселенной Аделаджи для верующих людей, которых он называет людьми «высшего сорта», нет ничего невозможного. Ведь они, получив доступ в «четвертое измерение», способны изменять земную жизнь по собственному желанию — достаточно лишь произвести соответствующие изменения в духовном мире:

Все ситуации, с которыми вы столкнетесь в жизни, будут побеждены вашей верой. Главное, осознайте превосходство реальности духовного мира над физическим [45].

Кто-то возразит, что «духовный мир» — это всего лишь иносказание, под которым следует понимать присутствие Бога. Однако в «четвертом измерении» Аделаджи сам Бог, похоже, является не более чем одним из обитателей — и равноправным партнером «сверхъестественных людей»:

Нужно иметь доступ в духовный мир, нужно войти в четвертое измерение и править оттуда, сидя с Богом в Небесном Парламенте и вместе с Ним решая земные вопросы [46].
Но сколько времени мы с Богом затратили в духовном мире, сколько было сражений и битв, чтобы одержать эту победу и удержать ее! [47]

Несмотря на столь демократическое устройство «духовного мира», верующий способен оказывать на него (а через него, естественно, и на «реальный» мир) определенное воздействие. Средством такого воздействия является, конечно же, молитва:

Через молитву мы контролируем невидимый, но такой реальный мир, который окружает нас… Молитва — это то, что побуждает Бога действовать в нашу пользу [48].

Таким образом, во вселенной Аделаджи молитва превращается из смиренного прошения, обращенного к любящему Богу, в инструмент воздействия на Бога. Но даже такое ограниченное участие Бога вовсе необязательно — Аделаджа утверждает, что молитву можно обращать непосредственно к окружающей действительности (хотя, на мой взгляд, такая молитва мало чем отличается от шаманских заклинаний):

Говорите, что вы ожидаете в этот день. Проговаривайте, посылайте в космос, в духовный мир, в небеса, к начальству и властям и силам злобы поднебесной свои слова… [49]

Главная опасность учения о «четвертом измерении» заключается в том, что оно обещает падшему человеку универсальный и безотказный способ управления окружающей действительностью и низводит Бога до положения номинальной фигуры — похоже, мы нуждаемся в Нем только потому, что любовь к Богу обеспечивает человеку «авторитет в духовном мире» [50]. Очень похожий принцип лежит в основе магии и шаманизма: человек может обрести безграничную власть над миром — ему нужно лишь заручиться поддержкой какого-нибудь авторитетного духа и разобраться в системе «духовных законов».

Законы духовного мира

Если физическая вселенная действует согласно физическим законам, то выдуманная Аделаджей механистическая вселенная «четвертого измерения» подчиняется законам мета физическим. Общеизвестно, что физические законы объективны, т.е. действуют независимо от веры человека, и непреложны, т. е. непреодолимы и действуют в 100% случаев. Например, если подбросить вверх яблоко, оно непременно упадет под действием закона всемирного тяготения. «Духовные законы», которым, по словам Аделаджи, подчиняется «четвертое измерение», действуют точно так же.

Характерным примером метафизического закона является «закон сеяния и жатвы», о котором постоянно твердят проповедники позитивного исповедания. Суть его очень проста: если хочешь получить что-то от Бога, сначала нужно что-то посеять:

Прежде всего нам следует изучить Божий закон — закон процветания. Он называется законом сеяния и жатвы… [51].
Я вижу действие этого духовного принципа в своей жизни: квартира, машина и все, что у меня есть сегодня, — это плоды моего сеяния [52].

К сожалению, из всех возможных версий «закона сеяния и жатвы» Аделаджа придерживается наиболее неприемлемой — той, которую некогда излагал в книге «30, 60, 100 крат» американский проповедник Веры Джон Аванзини [53]:

Если вы хотите, чтобы Бог благословил вас именно деньгами, то, кроме десятин и пожертвований, сейте деньги, если же вы хотите обувь, то сейте обувь. То, что вы сеете, то и пожнете [54].

И Аванзини, и Аделаджа апеллируют к словам апостола Павла: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет…» (Гал. 6:7). Однако у Павла и в мыслях не было учить христиан «сеянию денег» и «сеянию обуви»! На самом деле апостол высказывал простую и вполне здравую мысль: «…сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (6:8).

Однако вернемся к теме «духовных законов». Механистическое понимание взаимоотношений человека и Бога, предлагаемое Аделаджей, порождает целый ряд проблем. Прежде всего, оно приучает нас воспринимать благословения не как милосердные дары Творца и Спасителя, а как «плоды своего сеяния». В результате библейская идея полной зависимости человека от Бога подменяется гораздо более лестной для нашего эго идеей равного партнерства с Богом («…сидя с Богом в Небесном Парламенте и вместе с Ним решая земные вопросы»), и человек скатывается на самый край гибельной пропасти самонадеянности и самодовольства.

Во-вторых, поскольку «духовные законы» регулируют взаимные отношения Бога и человека, они не могут не быть обязательными для обеих сторон — иначе их просто нельзя называть законами. Например, согласно тому же «закону сеяния и жатвы», если человек не может получить желаемое, прежде ничего не посеяв, и непременно получает желаемое, когда посев сделан, то Бог, в Свою очередь, не может ответить на просьбу того, кто ничего не посеял, и обязан исполнить просьбу посеявшего. Как говорит сам Аделаджа, здесь «работает принцип, который вы не сможете изменить» [55]:

И если даже у вас ничего нет, чтобы посеять, сейте веру. Вы должны что-то посеять, чтобы Бог мог благословить посеянное, мог благословить ваше семя [56].
Семя Богу необходимо как точка контакта с человеком [57].

Все это означает, попросту говоря, что Бог несвободен в Своих действиях — Он вынужден бездействовать, если мы еще не «посеяли», и вынужден благословить нас, если мы сделали все, что зависит от нас. Выходит, в определенном смысле мы диктуем Богу свои условия!

В механистической вселенной, которой управляют слепые и неумолимые законы, для всевластия и милосердия Бога просто нет места. Апостол Павел безжалостно точен: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. (…) Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 4:4; 11:6). Как можно называть благодатью то, что Бог вынужден делать под давлением «духовного закона»?

В-третьих, если верить Аделадже, эти законы одинаково непреложны как для верующих, так и для неверующих. Тем самым во вселенной «четвертого измерения» Богу отводится роль безвольного статиста — Он вынужден выполнять любые «законные требования», даже если они исходят от безбожников:

Почему даже некоторые неверующие люди, буддисты, магометане, кришнаиты известны до сих пор? Не зная Живого Бога, они жили по Его принципам, они работали ради людей и все равно стали великими. Это произошло потому, что Бог не меняет своих законов, даже если вы не принадлежите к его церкви и не спасены. Бог не меняет порядок [58].

По сути, учение Аделаджи низводит Бога до роли автомата по раздаче благословений, который не может отклониться от заданной программы и отпускает порцию благодати всякому, кто опустит в щель монету, — лишь бы монета оказалась нужного достоинства. Таким образом, получение благословений от Бога становится чисто технической задачей, успех которой зависит не от веры и праведности человека, а от умения нажимать нужные «кнопки».

В качестве примера того, как действует этот принцип, Аделаджа рассказывает о некоем неверующем бизнесмене:

Эта история так убедила бизнесмена в действенной силе библейской истины о десятине, что он стал на несколько минут заходить в нашу церковь, чтобы принести десятину. И после этого дела его пошли так хорошо, что Он вначале думал, что это срабатывает какая-то магия [59].

На мой взгляд, безымянный бизнесмен был совершенно прав — в «законе сеяния и жатвы» действительно гораздо больше от колдовства и магии, чем от библейского христианства.

Действительно, некоторые благословения по милости Божьей даруются и верующим, и неверующим: «…Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Но Бог делает это Сам, по Своей благой воле — а вовсе не потому, что Его вынуждают к этому какие-то высшие законы: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (6:35-36).

Между тем, учение Аделаджи порождает и другой, гораздо более серьезный вопрос: каким образом неверующие люди могут «жить по Божьим принципам», если Писание однозначно говорит, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Киевского «апостола», судя по всему, такие неувязки не смущают:

Бог всегда справедлив. Если вы живете по Божьим законам, даже не зная Бога , законы Его все равно работают [60].
[Успешные люди] живут порядочно, и это сохраняет их, потому что закон праведности защищает людей, которые, даже не зная Бога, живут праведно [61].

Последнее высказывание вызывает особенное недоумение. Как можно «жить праведно, даже не зная Бога», если Писание говорит, что среди людей «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10), и что вся праведность человеческая — «как запачканная одежда» (Ис. 64:6)?! Более того, в книге «Почему христианство? Почему Христос?» сам Аделаджа отчетливо проповедует библейское учение об оправдании верой [62]. Откуда же взялась эта нелепая идея о праведной жизни неверующих? Хотелось бы надеяться, что Аделаджа попросту слишком увлекся грандиозной идеей объективных «духовных законов», и его, что называется, «занесло на повороте». Однако тот факт, что аналогичные заявления встречаются в нескольких его сочинениях, наводит на мысль, что проблема носит не случайный, а системный характер.

В книге «Успех во всем» Аделаджа объясняет, что именно следует понимать под «жизнью по Божьим законам». Оказывается, ключевым признаком такой жизни является не вера, не следование Божьей воле и даже не соответствие Писанию, а благие намерения человека и его субъективная самооценка:

Даже такие известные личности, как Ленин и Сталин, несмотря на то, что они уничтожали определенные классы людей, делали это ради пролетариата. Они были убеждены , что заботятся о людях. По этой причине сработал принцип Иисуса: они стали всемирно известными… Если вы не знаете законов Божьих, но живете по ним, они все равно будут работать [63].

Иными словами, если человек совершает самые ужасные преступления, но при этом искренне верит, что его действия принесут пользу людям, одного этого достаточно, чтобы он попал в категорию «живущих по Божьим законам» и мог рассчитывать на Божьи благословения. Интересно, почему в одном ряду с Лениным и Сталиным Аделаджа не назвал Гитлера — ведь он тоже, следуя той же логике, «трудился на благо» немецкого народа..? Как ужасно было бы жить в мире, основанном на «духовных законах», выведенных Аделаджей!

Сила веры

Во вселенной Аделаджи верующий может воздействовать на «духовный мир», а через него — на мир «реальный» своими молитвами, однако молитва, как следует из дальнейших пояснений, — это лишь внешняя сторона процесса. Подлинной действенной силой молитвы является наша вера — но только не вера в Бога и Христа, а вера в то, что мы получим просимое. По словам Аделаджи, эта вера способна на все — ведь такой же верой обладает Сам Бог!

Прежде чем вы скажете горе сей «поднимись», прежде чем вы обратитесь к своему обстоятельству, верьте, что вы получите то, что вы скажете. Это — вера Божья. Бог знает, что если он что-то скажет — так будет, потому что Он Бог. Вы должны верить так же [64].
Когда вы молитесь, очень важно, чтобы вы всегда были именно так настроены. Ваша вера должна опережать вашу молитву. Я до сих пор учусь этому. Я хочу себя переделать в этом отношении, и учусь думать так: когда я начинаю молиться — уже получаю. Если помолюсь — буду иметь то, о чем прошу. Я знаю, что получу это, как только начну молиться. Молитва — это всего лишь способ доставить это ко мне. Так действует принцип веры [65].

В отличие от многих западных проповедников Веры, Аделаджа не утверждает, что мы, подобно Богу, можем творить верой физическую реальность. Ему незачем прибегать к столь сомнительной и спорной аргументации — ведь учение о «четвертом измерении» открывает перед ним и без того широкие возможности. Во вселенной Аделаджи нам не нужно ничего «творить» — достаточно «взять» то, что уже приготовлено для нас в духовном мире, и «перенести» в мир физический.

Как же можно получить полную победу? Для того, чтобы получить ее, и чтобы невидимое стало реальностью, необходима вера. Именно она возьмет вашу же победу и перенесет ее из духовного мира в физический [66].
Если говорить иносказательно, вера — это грузовик, загруженный Господом, со всеми ответами на ваши молитвы. Итак, Господь уже загрузил грузовик и готов отправить его, но для этого нужна дорога — исповеданием же своим вы строите эту дорогу [67].

Несмотря на эти мелкие технические отличия учения киевского «апостола» от американского учения Веры, вывод, к которому в конце концов приходит Аделаджа, соответствует всем канонам богословия позитивного исповедания:

Как поверишь, так и будет! Кто верит — не пропустит своего благословения! [68]

Позитивное и негативное исповедание

Еще одно учение, которое роднит взгляды Аделаджи с «классическим» богословием Веры, — это учение о «позитивном исповедании». Подобно своим западным коллегам, киевский «апостол» утверждает, что слова и мысли обладают реальной, едва ли не мистической способностью влиять на нашу жизнь:

В духовном мире все, что происходит в нашей жизни, является следствием того, о чем мы говорили прежде. И мы, зачастую, не понимаем, или не хотим понимать, что наша речь наполняет нашу жизнь, что именно она правит нами [69].
Какие у человека мысли, такой он сам. Это значит, что если его одолевают мысли о неудачах, то он будет неудачником; если мысли о бедности — будет бедным; если у него постоянные мысли о болезнях… то эти мысли станут реальностью его жизни. Если же человек постоянно думает об успехе, благополучии, то у него будет благополучие и успех [70].

Но если Аделаджа прав, человек оказывается в буквальном смысле заложником собственного языка. Вспомните, что писал Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело… язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло…» (4:2-8). Какая страшная мысль — нашей жизнью правит не воля милосердного и любящего Бога, а наш собственный язык, «исполненный смертоносного яда»!

И все-таки Аделаджа уверен, что мы способны подчинить себе язык. Нужно лишь научиться говорить «правильные» вещи и отбрасывать «пораженческие» мысли:

Не забывайте, что есть сила в правильном исповедании [71].
…вы должны забыть прошлое, забыть о неудачах, поражениях и начать новую жизнь; говорить по-новому: произносить слова успеха, процветания; говорить о прорыве в своей жизни [72].

Но для этого необходимо научиться «правильно» смотреть на окружающую действительность:

Настройте себя так, чтобы, глядя на негативное, вы смогли увидеть позитивное [73].
Бог во всем, даже в отрицательном, находит что-то хорошее. Вот так и вы должны делать [74].

Заметьте, что речь в этих цитатах идет вовсе не об оптимизме и не об умении находить положительные стороны в любом несчастье. Аделаджа здесь говорит о том, что в своих словах и поступках мы должны руководствоваться не реальностью, а своим представлением о том, какой она должна быть:

Я говорю это вопреки тому, что существует, вопреки существующей реальности, вопреки обстоятельствам и ситуациям, — все будет так, как я себе представил [75].

И хотя Аделаджа специально оговаривается, что, говоря так, «мы не отрицаем реальность» [76], на практике применение этого принципа выглядят именно как отрицание реальности:

Своими физическими глазами вы видите, что экономика страны приходит в упадок, но посмотрите на это духовными глазами — и вы увидите ее процветание. Держите в руках счета своей фирмы, не думайте о ее банкротстве, а представляйте, как успешно идут ее дела. Вот, что значит смотреть на все глазами Бога [77].
Закройте глаза на всякое бедствие и начните видеть всякую ситуацию глазами Бога. Он не видит бедствия, что бы вы ни говорили! Ну не видит — и все тут! Станьте на место Бога, утверждайте Его Слово, убедите себя и уберите всякие сомнения. Если Бог не видит бедствий — откажитесь их видеть и вы [78].

Если верить Аделадже, научившись смотреть и говорить «правильно», верующий может получить все, что угодно, — от денег и работы до самой жизни:

Провозглашайте, что вскоре вы будете иметь хорошую работу. Затем начните во всем поступать так, как будто она вас уже ждет. Веря Господу таким образом, вы угодите Ему, а это высвободит вашу работу из духовного мира, и вы действительно получите его [79].
Если же в какой-то области вашей жизни началось омертвение, наступила тьма, образовалась пустота, помните: смерть и жизнь только во власти собственного языка. Начав же говорить по-новому, вы вместо смерти получите жизнь, вместо тьмы — свет; и пустоту в своей жизни наполните Божьими благословениями [80].
Вы получите только то, что сможете увидеть [81].

Учение о «позитивном исповедании» полностью искажает суть взаимоотношений человека с Богом. Смиренная молитва, ответ на которую всецело зависит от воли Бога, подменяется «провозглашением», действенность которого определяется только внутренним позитивным настроем человека. Бог попросту исключается из уравнения. Не случайно, объясняя читателям, как работает «позитивное исповедание», Аделаджа вынужден прибегнуть к безличным выражениям: «Веря Господу таким образом, вы угодите Ему, а это высвободит вашу работу из духовного мира…» По сути дела, человек сам отвечает на собственные молитвы. И Аделаджа, ни мало не смущаясь, заявляет об этом прямым текстом:

Своим исповеданием вы осуществите свои ожидания и получите чудо [82].

Здоровье

Как и американские проповедники Веры, Аделаджа безапелляционно утверждает, что каждый христианин может и должен быть совершенно здоров, поскольку Христос на Голгофском кресте искупил нас не только от греха, но также и от бедности и болезней.

Помните, Бог хочет, чтобы вы были здоровы. И Божественное исцеление является частью спасения [83].

Как и все во вселенной Аделаджи, болезни подчиняются непреложному духовному закону:

Любая болезнь — временное явление, и для нее существует закон: она должна уйти [84].

Однако «закон здоровья» (равно как и прочие «духовные законы») срабатывает лишь при условии, что мы научились «правильно» мыслить и говорить. Здоровье нашего тела определяется нашим исповеданием. На практике это, опять же, означает, что мы должны «говорить вопреки существующей реальности»:

Если у вас рак, — говорите: «Я не признаю рак и призываю себе здоровье» [85].
Вы слабы? Хорошо! Исповедуйте обратное. Почему? Потому что произведением уст ваших вы насыщаетесь. Но если вы слабы физически и говорите еще: «Я слаб», — таким и останетесь. Если же при всей своей физической слабости говорите: «Я силен», — будете здоровым, ибо «язык мудрых — врачует» [86].

Из всех небиблейских идей Сандея Аделаджи учение о том, что христианин может исцелиться от любой болезни, если твердо будет держаться «правильного исповедания», представляет наиболее реальную и ощутимую опасность. В некоторых случаях — например, когда у человека обнаружена опухоль, — счет идет буквально на дни и недели. Даже небольшое промедление с началом лечения может обернуться трагедией. Но кто же пойдет к врачу, если пастор, «Божий помазанник», требует «не признавать рак и исповедовать здоровье»?

Кроме того, по словам Аделаджи, исцеление нужно не только получить, но еще и сохранить. Следовательно, когда исцеленный человек сомневается в своем исцелении, он тем самым вновь создает у себя болезнь [87]:

И если в это время человек вслух выражает свои сомнения по поводу полученного исцеления, он фактически начинает сомневаться в Боге, чем подтверждает свое согласие с дьяволом. Если человек исповедует болезнь, она обязательно вернется [88].
Этим вы исповедуете болезнь, ваши слова что-то создают в духовном мире, ваши слова уже создали опухоль в духовном мире. Если Бог не придет, если вера не придет, чтобы уничтожить ваше исповедание, вы увидите, что у вас опять появится опухоль [89].

Я очень опасаюсь, что кто-то из последователей Аделаджи, страдающий смертельно опасной болезнью, после сеанса «исцеления» может почувствовать временное облегчение, а когда боль и страдания вернутся с прежней силой, побоится идти к врачу, чтобы не «подтвердить свое согласие с дьяволом». Вам кажется, что я преувеличиваю? Тогда обратите внимание на такое наставление из уст самого Аделаджи:

Например, у вас приступ аппендицита. Говорите: «Во имя Иисуса, я запрещаю аппендицит». …Теперь забудьте об этой проблеме. Боль еще есть , но вы уже помолились, запретили, и болезнь не имеет выбора: уйдет рано или поздно [90].

Буквальное исполнение этих указаний — «боль еще есть, но вы уже помолились, теперь забудьте об этом» — вполне может стоить кому-то жизни. Остается надеяться, что большинству читателей Аделаджи хватит разума вовремя обратиться за медицинской помощью, потому что смерть любого человека, который, поверив Аделадже, вовремя не обратился к врачу за помощью, ляжет на совесть киевского «апостола» тяжким грузом.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Как уже было сказано, приведенное выше систематическое изложение богословия Аделаджи — результат моей попытки сложить в единое непротиворечивое целое разрозненные утверждения, разбросанные по многочисленным книгам. Мне пришлось заняться этим, поскольку сам автор не потрудился проделать столь важную работу. Но я отчетливо понимаю, что большинство последователей Аделаджи едва ли согласится с подобным изложением его взглядов, — и не потому, что я где-то исказил слова их учителя, а потому, что разрозненные кусочки мозаики, если их соединить друг с другом, складываются в совершенно неприемлемую картину. Это не бросается в глаза, если читать сочинения Аделаджи по отдельности, не пытаясь свести их в единое целое: небиблейские мысли как бы растворяются среди множества деталей.

Кто-то наверняка скажет, что в некоторых книгах Аделаджи те или иные учения выглядят совсем иначе. Отчасти это так. В некоторых книгах он действительно излагает свое учение совсем иначе и совсем другим тоном. Но это вовсе не перечеркивает реальность его высказываний, которые я цитировал выше, — во всяком случае, до тех пор, пока Аделаджа публично не отречется от своих слов и не изымет эти книги из продажи. Если же его утверждения в разных книгах плохо сочетаются друг с другом, это означает, что ему давно пора привести свое богословие в порядок.

Мы начали разговор об учении Аделаджи с того, что видимый успех его служения заставляет людей закрывать глаза на очевидные проблемы его учения. Мне много раз приходилось слышать: «Да, я согласен не со всем, что он говорит, но ведь Бог так сильно действует через него!» Мне трудно поверить, что Бог станет использовать человека, который настолько неуважительно относится к Его Слову. Чем же объяснить феноменальный рост «Посольства Божьего»? Честно говоря, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Но я помню слова, которые Господь Иисус Христос некогда сказал книжникам и фарисеям:

Горе вам, книжники и фарисеи, что вы обходите небо и землю, чтобы найти одного человека, а потом делаете его худшим себя (Мф. 23:15).

Количественный рост и финансовое благополучие никогда не были признаком истинной Церкви — достаточно вспомнить мормонов (самый быстрорастущий культ на земле) и мунистов (самый богатый и влиятельный культ на земле). На самом деле, успех Аделаджи не столько радует, сколько пугает, если подумать о том, какое учение вкладывается в голову людям, ищущим спасения в «Посольстве Божьем».

 

ССЫЛКИ

1 Те, которые Христовы, с. 21. [Назад]

2 http://www.pastorsunday.com/about.php [Назад]

3 Интересно, что в Интеренет-конференции на официальном сайте своей церкви, отвечая на вопрос одной читательницы (вопрос от 21.07.07, ник « Vanessa »), Аделаджа писал: «По поводу „апостола“ — я не ношу это звание» (http://www.godembassy.org/ru/cnf_old_2.php). [Назад]

4 http://www.godembassy.org/ru/church_/pastorsunday.php [Назад]

5 На сайте http://www.touchfamily.com можно найти текст письма Нейбора, адресованного членам его служения в Хьюстоне (A Letter to the Touch Family), которое начинается словами: «Ральф, апостол (основатель церквей) Христа Иисуса по воле Божьей, святым и верным братьям и сестрам в Хьюстоне: благодать вам и милость от Бога Отца нашего». [Назад]

6 DAWN Fridayfax 2001 #14, URL: http://www.jesus.org.uk/dawn/2001/dawn14.html [Назад]

7 «Из-за того, что люди не знают, что вы можете им помочь, вы должны поступать так, как Иисус. Ходите и предлагайте себя как решение проблем» (Дорога к твоему величию, с. 24). [Назад]

8 Лидер в действии, с. 115. [Назад]

9 Вопрос-ответ, 15.06.06. URL: http://www.godembassy.org/ru/cnf_old_2.php [Назад]

10 Божья засада, с. 36. [Назад]

11 Лидер в действии, с. 60. [Назад]

12 J. Lee Grady. «Nigeria's Miracle» // Charisma, May, 2002. URL: http://www.charismamag.com/display.php?id=5792 [Назад]

13 Слава Богу, я страдал, с. 81. [Назад]

14 Любопытно, что до 2002 года церковь Аделаджи называлась «Слово Веры» — так же, как ежемесячный бесплатный журнал, который издавал Кеннет Хейгин. [Назад]

15 Вопрос-ответ, 15.09.2006. URL: http://www.godembassy.org/ru/cnf.php [Назад]

16 URL: http://www.godembassy.org/en/news/news_publ.php?showdetail=356 [Назад]

17 Успех во всем, с. 4 (курсив добавлен). [Назад]

18 Дорога к твоему величию, с. 16. [Назад]

19 Непознанная сила радости, с. 12 . [Назад]

20 Дорога к твоему величию, с. 14. Справедливости ради, следует добавить, что в других книгах Аделаджа все-таки осуждает любовь к материальным ценностям (Всепобеждающая любовь, с. 9-10). [Назад]

21 Финансовая победа, с. 24. [Назад]

22 Успех, с. 30. Курсив добавлен. [Назад]

23 Мудрость, с. 33. [Назад]

24 Запечатанные знания, 18. [Назад]

25 Божья армия, 14. В другой книге Аделаджа сам косвенно признает, что не все так просто: «Друзья, начните созидать свою судьбу. Возьмите ее в свои руки и не будьте бездейственны. Если для этого нужно работать двадцать часов в сутки, идите и работайте двадцать часов. Нужно работать без выходных, делайте это. Делайте все необходимое для того, чтобы стать успешным. Примите решение состояться любой ценой , потому что жизнь — это борьба» (Дорога к твоему величию, с. 42. Курсив добавлен). [Назад]

26 Жизнь и смерть, с. 34 (курсив добавлен). [Назад]

27 Успех во всем, с. 16 (курсив добавлен). [Назад]

28 Дорога к твоему величию, с. 7 (курсив добавлен). [Назад]

29 Лидер в действии, с. 108 (курсив добавлен). [Назад]

30 Дорога к твоему величию, с. 44. [Назад]

31 Дорога к твоему величию, с. 49 (курсив добавлен). [Назад]

32 Дорога к твоему величию, с. 23 (курсив добавлен). [Назад]

33 Твой враг, 29, 31 (курсив добавлен). [Назад]

34 Божья засада, с. 3 (курсив добавлен). [Назад]

35 Победа в твоих руках, с. 76 (курсив добавлен). [Назад]

36 Всепобеждающая любовь, с. 114 (курсив добавлен). [Назад]

37 Дорога к твоему величию, с. 44. [Назад]

38 ы и твой пастор, с. 26-27. [Назад]

39 Дорога к твоему величию, с. 8. [Назад]

40 Успех, 8-9. [Назад]

41 Личность Святого Духа, 87. [Назад]

42 Могущественный воин, с. 101. [Назад]

43 Мудрость, с. 182. [Назад]

44 Сокрытые сокровища, с. 95. [Назад]

45 Иисус, 27. [Назад]

46 Могущественный воин, с. 101. [Назад]

47 Человек, которого будет использовать Бог, с. 109. [Назад]

48 Могущественный воин, с. 4. [Назад]

49 Жизни и смерть — во власти языка, с. 29. [Назад]

50 Всепобеждающая любовь, с. 104. [Назад]

51 Финансовая победа, с. 49. [Назад]

52 Лидер в действии, с. 192. [Назад]

53 Аванзини Джон. 30, 60, 100 крат (СПб: Слово Жизни, 1994), с. 35-42. [Назад]

54 Финансовая победа, с. 38. [Назад]

55 Дорога к твоему величию, с. 10. [Назад]

56 Финансовая победа, с. 35. [Назад]

57 Финансовая проблема, с. 19. [Назад]

58 Твой враг, 32. [Назад]

59 Финансовая победа, с. 77. [Назад]

60 Твой враг, 32 (курсив добавлен). [Назад]

61 Мудрость, с. 171 (курсив добавлен). [Назад]

62 Почему христианство? Почему Христос? с. 10-11. [Назад]

63 Успех во всем, с. 36 (курсив добавлен). Естественно, Аделаджа не считает, что за свой альтруизм Ленин и Сталин были спасены Богом, однако их «всемирную известность» он явно расценивает как плод «жизни по Божьим законам». [Назад]

64 Могущественный воин, с. 38. [Назад]

65 Человек, которого…, с. 121. [Назад]

66 Дух льва, 30. [Назад]

67 Жизнь и смерть, с. 40. [Назад]

68 Проповедь на служении-помазании 08.01.2006 года. URL: http://www.godembassy.org/ru/news/news_publ.php?showdetail=373 [Назад]

69 Жизнь и смерть, с. 12. [Назад]

70 Победа над греховными мыслями и чувствами, с. 13. [Назад]

71 Лидер в действии, с. 78 (курсив добавлен). [Назад]

72 Жизнь и смерть, с. 15. [Назад]

73 Дух льва, с. 28. [Назад]

74 Жизнь и смерть, с. 19. [Назад]

75 Жизнь и смерть, с. 113. [Назад]

76 Жизнь и смерть, с. 19. [Назад]

77 Жизнь и смерть, с. 27. [Назад]

78 Истина об освобождении, с. 182. [Назад]

79 Дух льва, 14. [Назад]

80 Жизнь и смерть, с. 16. [Назад]

81 Истина об освобождении, с. 182. [Назад]]

82 Жизнь и смерть, с. 40. [Назад]

83 Запечатанные знания, 27. [Назад]

84 Дорога к твоему величию, с. 39. [Назад]

85 Жизнь и смерть, с. 111. [Назад]

86 Жизнь и смерть, с. 21. [Назад]

87 Надо признать, это очень умный ход со стороны проповедников исцеления (Аделаджа — не единственный, кто пользуется таким приемом). Этим они полностью страхуют себя от возможных упреков в том, что исцеление «не работает». Если «исцеленный» человек пошел к врачу и узнал, что болезнь никуда не делась, всегда можно обвинить в этой неудаче самого человека, который якобы «сам вновь создал болезнь в духовном мире», усомнившись в Боге. [Назад]

88 Истина об освобождении, с. 152. [Назад]

89 Те, которые Христовы, с. 75. [Назад]

90 Могущественный воин, с. 39. [Назад]