Система нетрадиционной религиозности

Классификация нетрадиционной религиозности по структуре

Секты и культы

К первому типу нетрадиционной религиозности относятся секты и культы — организации, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Секты и культы имеют, как правило, религиозную направленность и допускают возможность пожизненного вовлечения человека в свою деятельность с полной или частичной изоляцией его от внешнего мира. Секты отличаются от культов особенностями возникновения. Образование сект предполагает отделение одной религиозной группы (секты) от другой (религии, деноминации, секты, культа). Культы возникают в результате культовой инновации — процесса целенаправленного создания или спонтанной самоорганизации религиозной группы, при полном противопоставлении ее всему окружающему религиозному пространству и без предшествующей структурной зависимости от какой-либо иной религиозной организации.

Секты и культы являются самым высоко структурированным типом нетрадиционной религиозности. Наиболее успешные из них могут позволить себе принимать участие в политике, влиять на формирование общественного мнения, вкладывать миллионы долларов в собственную рекламу, содержать не приносящие пользы и прибыли филиалы, создавать собственные университеты, больницы, заводы, предприятия, телеи радиокомпании, газеты и журналы, а также поддерживать сотни фронтовых организаций. Некоторые имеют несколько тысяч филиалов в более чем сотне стран мира. В отличие от остальных типов нетрадиционной религиозности секты и культы могут иметь тайное учение и систему ритуалов, сопровождающих наиболее значимые моменты жизни человека (рождение, брак, посвящение в группу, смерть и др.). Достаточно часто в их основании стоит харизматический лидер, а организация имеет централизованную структуру. К наиболее известным сектам и культам в мире относятся мормоны, Аум Синрике, саентология, движение объединения, пятидесятники, Свидетели Иеговы, кришнаиты и др.

Клиентурные культы

Ко второму типу нетрадиционной религиозности относятся клиентурные культы — организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Клиентурные культы предлагают ограниченный набор специализированных услуг за определенную плату или компенсацию и изначально не предполагают выстраивания долгих отношений со своими «клиентами». Временная принадлежность к ним, длящаяся от нескольких дней до нескольких лет, заключается в прослушивании лекций, участии в семинарах, тренингах, сеансах исцеления или контактах с высшим разумом, инициациях, составлении гороскопов и т. д.

Клиентурные культы могут иметь помимо чисто религиозной, еще и смешанные ориентации, при которых религиозная составляющая дополняется псевдопсихологической, псевдонаучной, экологической, образовательной и другими компонентами. Они имеют небольшое количество филиалов в разных странах мира, очень редко вмешиваются в политику, обладают гораздо более скромными по сравнению с сектами и культами материальными ресурсами и возможностями. Далеко не всегда клиентурные культы создаются и руководятся харизматическими лидерами.

Если основной акцент в работе сект и культов ставится на удержании уже пришедших к ним людей, то клиентурные культы все свое внимание уделяют регулярному привлечению новых людей, желающих некоторое время поучаствовать в их работе. Для сект и культов важны качественные характеристики людей, их способность без проблем влиться в коллектив и успешно, преданно и энергично работать на осуществление целей и задач организации. В противоположность этому клиентурные культы делают акцент не на «качестве», а на количестве людей проходящих через их семинары, так как оно оказывает непосредственное влияние как на их популярность в обществе, так и на их доходы. Средняя продолжительность существования сект и культов в несколько раз выше, чем у клиентурных культов. Авестийская школа астрологии, центры магии, экстрасенсорного воздействия и колдовства и другие организации относятся к этому типу нетрадиционной религиозности.

Секты, культы и клиентурные культы вместе взятые будут именоваться далее новыми религиозными движениями.

Аудиторные культы

К третьему типу нетрадиционной религиозности относятся аудиторные культы — отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции религиозного или оккультно-мистического знания в массы и с полным отсутствием института членства. Наиболее распространенные формы аудиторных культов включают в себя публичные лекции, выставки, концерты, а также частные практики астрологов, целителей, экстрасенсов, магов, гадалок, колдунов, парапсихологов, ясновидящих, хиромантов, ворожей и др.

Ни к чему не обязывающая «принадлежность» к аудиторным культам подразумевает посещение указанных мероприятий и/или получение индивидуальных консультаций. Оккультно-мистическое и религиозное содержание, распространяемое культами этого типа, поверхностно и не рассчитано на постоянное и систематическое углубление знаний. Нередко руководители аудиторных культов представляются биоэнерготерапевтами, биоэнергокорректорами, тарологами, мастерами фэн-шуй, эниопсихологами, эниоцелителями, докторами нетрадиционной медицины, мастерами биолокации, психосуггестологами и даже выдают себя за обыкновенных докторов и психологов.

Работа большинства аудиторных культов сопровождается так называемой «текущей мифологией». Под ней подразумеваются многочисленные рассказы о загадочной и необъяснимой силе их руководителей, о потомственном характере их дара помогать людям, об их даре предвидения, способности давать мудрые советы, решать неразрешимые проблемы, а также сказания о чудесных исцелениях ими людей, от лечения которых отказалась традиционная медицина. Эта мифология формируется и поддерживается как самими основателями аудиторных культов, так и их клиентами. Аудиторные культы могут активно рекламировать свою работу посредством СМИ, расклеивания листовок на улицах, с помощью социальных сетей, либо исключительно через связи и контакты людей, однажды их уже посетивших. Аудиторные культы также заинтересованы в увеличении количества людей, обращающихся к их услугам.

Культовая среда общества

К четвертому типу нетрадиционной религиозности относится культовая среда общества — вся сфера неинституализированной нетрадиционной религиозности, состоящая из сектантских идей и ритуальных практик, разделяемых и исполняемых людьми в индивидуальном порядке вне контекста какой-либо группы. Приметы и суеверия, вера в НЛО и аномальные зоны, в энергетический вампиризм, в действенность порчи и сглаза, в силу целителей и экстрасенсов, в особое значение сновидений и их толкование, в силу талисманов и оберегов, в гадания и астрологические гороскопы и проч. являются лишь некоторыми наиболее распространенными в современном мире идеями, ее составляющими. В культовой среде общества «нельзя состоять», в ней нет института членства, но к ней можно принадлежать без малейших обязательств и какой-либо фиксации самого факта принадлежности к ней. Можно также являться носителем ее идей и исполнителем ее ритуальных практик. Каждый носитель культовой среды не только является фактором ее сохранения и поддержания на плаву, но он может также внести свой вклад в ее развитие и обогащение новыми сектантскими идеями и практиками. Культовая среда лидирует по сравнению со всеми другими типами в информационном пространстве общества. По своим размерам, а также по степени влияния на окружающее общество, она превышает все структурированные формы сектантства вместе взятые.

В ней находится онтологическое основание самого феномена сектантства в целом. Культовая среда общества является основанием, а все структурированные формы сектантства временными, подвижными надстройками.

Внутрицерковное сектантство

К пятому типу нетрадиционной религиозности относится внутрицерковное сектантство — всевозможные формы нетрадиционных, языческих, оккультно-мистических верований и практик, существующих в границах традиционных религий мира. Такие народные формы религиозности, редуцирующие и искажающие ортодоксальное вероучение, являются практически неконтролируемыми образованиями и сопровождают жизнь всех без исключения религий[1]. К внутрицерковному сектантству относятся:

  1. культ личности, предполагающий смещение религиозного поклонения с Бога на священнослужителя, сопровождающееся полным подчинением воле последнего;
  2. магическое мышление, полагающее автоматическую действенность таинств и любых религиозных обрядов вне зависимости от наличия или отсутствия у человека, их совершающего, личной веры в Бога и понимания смысла этих обрядов;
  3. апокалиптизм, включающий в себя как нагнетание страха перед окружающей социокультурной средой и достижениями современной науки и техники, так и интерпретацию всех событий в мире в качестве однозначных признаков наступления в самое ближайшее время конца света;
  4. политеизм, состоящий из гипертрофированного почитания святых «на все случаи жизни» при одновременном забвении поклонения Богу;
  5. экстремизм, культивирующий ненависть к отдельным группам людей, которые представляются в качестве главного врага общества и церкви и источника всех их бед и проблем. При этом предполагается необходимость активного сопротивления этим группам, в качестве которых наиболее часто называются масоны, сектанты, тайное мировое правительство, отдельные национальности, а также конкретные, как правило, западные страны;
  6. самовольное внедрение в структуру церкви изначально чуждых ей религиозных практик, систем вероучения, методов работы.

В большинстве случаев руководство религиозной организации осведомлено о деятельности той или иной сектантской группы в ее границах, но не спешит при этом прибегать к анафеме и отлучению. Организация ищет пути возвращения носителей внутрицерковного сектантства в лоно церкви, пытается исправить их и не допустить нового откола и образования сектантской группировки. Церковь дает шанс человеку или группе лиц одуматься, понять чуждость сектантских умонастроений для настоящей духовной жизни. Такая политика в большинстве случаев заканчивается успехом, что положительно влияет на устойчивость и большую степень бесконфликтности традиционных религий. Именно поэтому новые секты образуются чаще не в результате откола от традиционных религий мира, а в результате отделения от других типов религиозных организаций: деноминаций, культов и других сект.

Сектоподобные группы

К шестому типу нетрадиционной религиозности относятся сектоподобные группы — организации, совмещающие в своих границах не имеющие ничего общего с сектантством элементы, с рядом чисто сектантских характеристик. Такое совмещение достигается одним из двух основных способов: а) путем тесного переплетения сектантского и несектантского компонентов на уровне вероучения, структуры, членства или деятельности организации; б) посредством простого соприсутствия обоих компонентов в границах одной и той же организационной структуры. Сектоподобные группы глубоко нестабильны и являются пограничной или переходной формой сектантской организации. Они могут так же легко терять свои сектантские характеристики, как и развивать их, превращаясь в полноценные культы (либо клиентурные культы). Соответственно, их сектантскость является постоянно изменяющейся величиной и лишь в редких случаях организации этого типа могут сохранять status quo на протяжении достаточно долгого времени. Сам факт существования сектоподобных групп является одним из весьма красноречивых свидетельств о тесной, неразрывной взаимосвязи и вписанности нетрадиционной религиозности в культуру, традиции и практики окружающего общества.

Все шесть типов тесно взаимосвязаны между собой. Секты и культы, клиентурные и аудиторные культы формируются под влиянием культовой среды общества, внутрицерковного сектантства и сектоподобных групп. Распадаясь, они растворяются в культовой среде. Аудиторные культы могут эволюционировать до уровня клиентурных культов и потом трансформироваться в культы. Сектоподобные группы могут вполне миновать «промежуточные стадии» и трансформироваться в полноценный культ. Культовая среда оказывает существенное влияние на внутрицерковное сектантство. При этом процесс трансформаций одних типов НРД в другие может протекать в самых разных и порой неожиданных направлениях. Так, например, история Священного ордена Человека являет собой пример трансформации культа во внутрицерковную сектантскую группу[2].

Одна организация может действовать в стране своего создания как секта или культ, в другой стране вынужденно или намеренно принимать форму клиентурного или аудиторного культа, а в третьей ограничиваться лишь идейным влиянием на культовую среду общества. Более того, история сектоведения изобилует примерами, когда одна и та же организация в разных регионах одной и той же страны действовала сразу как культ, клиентурный культ и аудиторный культ одновременно, не говоря уже о наводнении своими идеями культовой среды общества. Так, движение ОШО Раджниша в период создания организацией Раджнишпурама в штате Орегон, США является классическим примером именно такой организации своей работы. Через различных энтузиастов — последователей ОШО, создававших под бдительным вниманием организации клиентурные и аудиторные сообщества, люди могли частично приобщиться к движению ОШО. В то же время, если человек желал развивать свои отношения и углублять свою приверженность идеалам движения ОШО, он мог полностью уйти в организацию, уехав в главную общину организации Раджнишпурам, либо в один из ее полноценных филиалов, также выстроенных по принципу культа. Сектантство Китая XIX в. доносит до нас весьма интересный пример в этом отношении. В 1852 г. в тайваньском регионе на островах Пэнху появилось сектантское течение Луаньтанов (Храмов Феникса)[3]. Луаньтаны, по замечанию Тертицкого, делятся на два типа: а) храмы без института постоянного членства, оказывающие населению набор магических услуг (исцеления, предсказание будущего, поиск потерянных вещей и т. д.) и при этом не проповедующие никакого религиозного учения; б) храмы с институтом постоянного членства, развитым учением и ритуальной практикой. Таким образом, в рамках одной организации сосуществовало два принципиально разных типа нетрадиционной религиозности: культы и аудиторные культы, а «связующее звено» в виде клиентурных культов отсутствовало. Более того, в случае с ОШО от рядовых последователей ожидалось, что они в конечном итоге полностью уйдут в организацию, т. е. присоединятся к движению ОШО в его максимально возможной форме развития в виде культа. В Луаньтанах данная интенция на приобщение к максимально структурированной форме организации изначально отсутствовала.

При оценке деятельности конкретного НРД необходимо учитывать все многообразие принимаемых им форм организации в разных странах мира. При этом представление группы будет сильно меняться в зависимости от того, анализируется ли ее деятельность в целом, либо только в каком-то одном из освоенных ей типов структуры. Тем не менее, в общем и целом такое многообразие типов структуры в рамках одной и той же организации является не столь распространенным явлением, и большинство НРД действует все же в рамках одного, максимум двух типов.

Описание подавляющего большинства проблем теоретического сектоведения невозможно без обращения к специфическим отличиям каждого из приведенных шести типов нетрадиционной религиозности. В каком-то смысле сектоведение в целом является изучением поведения каждого из этих типов в разных контекстах и условиях, а также анализом их взаимодействия друг с другом. Именно поэтому на протяжении всей работы мы будем регулярно возвращаться к ним, давать дополнительные их описания в контексте тех или иных вопросов и проблем, возникающих на пути решения главных задач исследования.

 

Классификация нетрадиционной религиозности по содержанию

Все выделенные выше типы нетрадиционной религиозности тесно переплетены между собой и полностью охватывают всю совокупность нетрадиционной религиозности согласно ее основным структурным характеристикам. Анализ содержания вероучения различных сообществ нетрадиционной религиозности позволяет выделить 17 основных их типов. В конце авторского определения каждого типа будут приводиться ссылки на отечественные и зарубежные исследования ученых, которые также относят сами эти типы или представленные в их границах организации к нетрадиционной религиозности общества. При этом они могут давать им несколько иные определения и выделять иной набор типов в целом. Согласованность всех ключевых пунктов этой авторской классификации с ведущими отечественными и мировыми исследованиями в данной области принципиально важна, так как сама классификация является одновременно одним из критериев отнесения тех или иных организаций к числу НРД.

Астрологические центры

Астрологические центры — организации, занимающиеся выработкой и распространением «знания» о влиянии небесных тел (звезд, планет, астероидов и т. д.) на жизнь и судьбу человека и общества. К основным видам деятельности астрологических центров можно отнести:

  1. издание и распространение литературы, журналов и газет, посвященных астрологии;
  2. рганизацию образовательных курсов по составлению гороскопов и изучению основ астрологии;
  3. подготовку профессиональных астрологов;
  4. проведение разовых публичных лекций и встреч на различные астрологические темы;
  5. проведение консультаций, тренингов и семинаров по использованию астрологии для разрешения проблем в деловой и личной жизни;
  6. составление индивидуальных и групповых гороскопов и прогнозов на будущее;
  7. оказание иных видов услуг, в основе которых лежит астрология.

Астрологические знания, на которых базируются все оказываемые населению услуги, противоречат как научной картине мира, так и учению традиционных религий мира. Подавляющее большинство астрологических центров относится к типу клиентурных культов. Многие из них регистрируются в качестве общественных объединений.

В Беларуси документально зафиксирована деятельность следующих астрологических организаций: авестийская школа астрологии, русская школа астрологии, центры «Калагия», «Шахревар», «Сириус», подводный клуб и др.

Астрологией и астрологическими культами занимались Адорно[4], Броке[5], Фехер[6], Остманн[7], Коку фон Штукрад[8], Рохберг[9] и др.

Движение нового мышления

Движение нового мышления представлено организациями, объединенными учением о возможности достижения любых идеалов: исцеления болезней, духовного, интеллектуального, морального, физического и психического совершенствования посредством постижения науки или методики правильного мышления. Суть всех проблем человека видится в его неправильном восприятии окружающего мира и самого себя. Зло, боль, болезни, проблемы, несовершенство человека и мира, а также все то, что вызывает беспокойство и страх, объявляется иллюзией, возникающей в результате неправильного мышления. Постулируется возможность бесконечного развития и совершенствования человека. Основатели организаций этого типа разрабатывают различные тренинги и семинары, посвященные изменению самосознания человека, раскрытию его внутреннего потенциала, обучению его основам правильной, уверенной и успешной жизни в обществе. При этом сама концепция позитивного, нового мышления опирается на набор каких-то религиозных либо псевдорелигиозных идей и практик. Значительное число групп этого типа открыто позиционирует себя в качестве религиозных организаций и претендует на статус церкви. Само движение было основано в Америке в 1859 г. Финеасом Квимби. В Беларуси зафиксирована деятельность следующих групп движения нового мышления: клуб «Новое мышление», организации последователей Хосе Сильвы и Луизы Хей.

Среди исследований движения нового мышления можно упомянуть работы Андерсона[10], Брадена[11], Готшалк[12], Мелтона[13], Саттера[14] и др.

Коммерческие культы

Коммерческие культы представлены двумя основными типами организаций. К первому относятся группы многоуровневого маркетинга, получающие прибыль в первую очередь от вербовки новых членов и лишь затем от торговли товаром. В систему их продаж включаются религиозные и/или псевдорелигиозные обоснования необходимости покупки товара. В ряде случаев обещается, что приобретение предметов повседневного обихода и/или принятие решения о сотрудничестве с компанией может принести счастье, здоровье, удовлетворение, карьерный рост, станет судьбоносным и радикально изменит всю жизнь человека к лучшему. В некоторых группах товар может отсутствовать вообще. К организациям этого типа специалисты относят Гербалайф, Астран, АмУэй, ИПСУМ, Супер Банк Систем и др. Ко второму типу относятся группы лотерейного типа, использующие религиозно-символические системы аргументации для пробуждения у людей необоснованной надежды на получение выигрыша при очередном розыгрыше каких-то благ и приводящей к убыточным для них капиталовложениям или покупкам по завышенным ценам низкокачественных товаров. В качестве приманки для участия в такой лотерее могут использоваться искусственно сконструированные образы «великих людей», раскрывающих перед человеком уникальный в его жизни шанс (среди таких образов можно упомянуть Марию Дюваль, «Великую Госпожу», «француза Герен», Доминика Уэбба, «Мадам» и др.).

К культам этого типа, действующим в Беларуси, относятся «Бума ЛЛЦ», «Бел Пост-Шоп». Среди исследований коммерческих культов можно упомянуть работы Гросс[15], Баттерфильд[16], Лонга[17], Нордхаузена[18] и др.

Неоязычники

Неоязычники — группы, пытающиеся реконструировать древние дохристианские, политеистические религиозные верования, обычаи и обряды разных стран мира в их первоначальном виде. В возрождении язычества им видится ключ к разрешению политических, экономических, культурных, социальных и иных проблем современного общества. Дохристианская жизнь представляется идеалом, в соответствии с которым необходимо перестроить современное общество. Среди огромного количества самых разных модификаций языческих воззрений распространяется также ряд концепций расистского характера и ультранационалистического характера. Особое внимание в неоязычестве уделяется вопросам экологии, возвращения к естественному образу жизни, единению с природой. Неоязыческое движение децентрализовано и представлено широким спектром самых разных типов групп и организаций, начиная с объединений романтиков-интеллектуалов, занимающихся популяризацией неоязычества в СМИ, и заканчивая сплоченными сильно политизированными общинами и группами экстремистской направленности. В большинстве случаев представители неоязычества достаточно враждебно относятся к христианству. При этом во всех без исключения случаях в воссоздаваемое язычество осознанно, либо чаще всего неосознанно, привносятся новые компоненты, которые ничего общего с древним язычеством не имеют. Никакой преемственности с последним современные неоязычники не имеют. Группы этого типа часто действуют без регистрации, либо регистрируются в качестве общественных объединений.

К языческим организациям, действующим на территории Беларуси, можно отнести родноверов, Орден Славянский Круг, Всеясветную Грамоту, инглингов и др.

Неоязычеством занимались Шнирельман[19], Бергер[20], Йорк[21], Мелтон[22], Хуттон[23] и др.

НЛО-культы

НЛО-культы разделяются на два основных течения: светское и религиозное. Официальной датой первого наблюдения НЛО в мире считается 24 июля 1947 г. (США). Светские НЛО-культы занимаются любительским изучением НЛО и аномальных явлений и распространением информации о них в СМИ. Группы этого типа не имеют необходимого для научного анализа атмосферных явлений технического оснащения, должного финансирования, профессионального образования их членов, масштабной, оснащенной всем необходимым сети научно-исследовательских обсерваторий для сбора данных и т. д. В результате, имея порой искренний интерес к наблюдаемым явлениям, они чаще всего не могут найти им научного объяснения и останавливаются на популярных, лженаучных концепциях и интерпретациях увиденного. Вполне объяснимые профессиональными учеными явления в среде светских НЛО-культов начинают интерпретироваться как появление НЛО, аномальные зоны, контакт с внеземным разумом. Эта информация, по сути мистифицирующая явления естественного мира, распространяется в СМИ в качестве проверенных свидетельств существования НЛО.

К белорусским светским НЛО-культам относятся центр «Теллур», клуб «Фенид», Комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе и др.

В основе религиозных НЛО-культов лежит учение об инопланетянах и их ключевой роли в прошлом, настоящем или будущем всего человечества (например, о божественной природе инопланетян, о происхождении человека от них, о спасении ими человечества в случае глобальной экологической катастрофы и т. д.). Часто постулируется необходимость религиозного поклонения пришельцам из космоса. Важнейшим фактором возникновения и развития религиозных НЛО-культов является широкомасштабное распространение светскими НЛО-культами информации об НЛО и аномальных явлениях.

К религиозным НЛО-культам относятся: небесные врата, Радар 777, общество Этериуса, раэлиты и др.

Этому типу НРД посвящены работы Льюиса[24], Платова[25], Саган[26], Фишингер[27], Шварц[28] и других исследователей.

НРД восточной ориентации

НРД восточной ориентации — религиозные организации, отколовшиеся от какой-либо из традиционных религий Востока или воспроизводящие с различными искажениями их вероучение и культовую практику. Большинство групп этого типа позиционирует себя в качестве легитимных представителей и преемников этих религий. В то же время они существенно адаптируют для западного человека учение и практику восточных религий. Процесс адаптации, как правило, сопровождается как потерей или видоизменением традиционных для них элементов учения и религиозной практики, так и привнесением изначально чуждых им компонентов. При этом многие НРД этого типа исходят из не артикулируемого допущения о том, что культура и религия Востока глубже, полезнее и интереснее, чем культура и религия Запада. Наиболее активно НРД восточной ориентации начинают распространяться на территории Европы и Америки с конца XIX в.

В зависимости от конкретной религиозной традиции, являющейся источником вероучения конкретной группы, действующие в Беларуси организации можно отнести к: буддийским НРД — центр Карма Кагью, центр дзен-буддизма; даосским НРД: центр «Целительное Дао», Чжун Юань Цигун; зороастрийским НРД: Община Возрожденного Храма Солнца, Священного Духа Зороастра; индуистским НРД: Общество Сознания Кришны, Сатья Саи, «Свет Кайласы», искусство жизни и др.; мусульманским НРД: ахмадия, нурджулар, ваххабиты; сикхийским НРД: Сант Тхакар Сингх, последователи Бабаджи; синтоистским НРД: оомото; и иным сектам и культам.

Данному типу НРД посвящены работы Балагушкина[29], Кони[30], Ткачёвой[31], Фингера[32], Шинна[33] и других исследователей.

Оккультно-мистические

НРД Оккультно-мистические НРД — религиозные организации, претендующие на преемственное или приобретенное право хранения, воспроизведения и распространения элементов вероучения и ритуальной практики одной из оккультно-мистических, эзотерических традиций мира (герметической, гностической, каббалистической, розенкрейцеровской, теософской, и др.). Учение групп этого типа может быть частично либо полностью засекречено от посторонних. Оно отличается высоким уровнем сложности, что является естественным препятствием для его распространения среди широких слоев населения. Правильное и точное эзотерическое знание считается наивысшей ценностью, а его носители рассматриваются в качестве элиты, посвященной в сокровенные тайны бытия. Особым образом подчеркивается аутентичность и древность учения организации. К числу наиболее ярких носителей этого учения причисляются всемирно известные реальные и вымышленные личности (Гермес, Орфей, Моисей, Пифагор, Платон, Парацельс, Агриппа, Сен-Жермен и др.), включая основателей и вдохновителей всех мировых религий (Кришна, Будда, Лао-цзы, Зороастр, Мухаммед, Иисус Христос). Последние рассматриваются в качестве великих посвященных людей, наиболее полно владевших мудростью и тайным, эзотерическим знанием.

Оккультно-мистические НРД, за редкими исключениями, не ведут активной пропаганды своих взглядов.

К группам этого типа относятся все разновидности розенкрейцеров, последователи учения Рерихов, теософии, антропософии, школы Арканов, школы четвертого пути и др.

Годвин[34], Кэмпбэлл[35], Лампрехт[36], Ханеграаф[37], Фэвр[38] и другие ученые занимались изучением данного типа НРД.

Политические культы

Политические культы — экстремистские, националистические, террористические и иные группировки, обосновывающие свою программу политических действий с помощью какого-либо религиозного или псевдорелигиозного учения. Достаточно часто в основу политических культов ложится учение какой-либо традиционной религии мира. При этом согласие уполномоченных представителей этой религии не спрашивается, и организация действует без их ведома и разрешения. Культы этого типа сильно различаются по степени радикальности методов своей работы. Наименее радикальные пытаются участвовать на общих основаниях в политических процессах своей страны. Наиболее радикальные пытаются дестабилизировать ситуацию в стране, осуществляют террористические акты, участвуют в революциях и свержении существующего государственного строя. Религиозное учение полагается ими главным залогом успеха всех их будущих политических начинаний и предприятий. Соответственно, приход к власти неизменно связывается с последующим повсеместным распространением этого учения среди населения страны. Принадлежность к культу предполагает как согласие с его политической программой, так и принятие его вероучения.

Среди политических культов Беларуси можно выделить Белорусский христианский союз, Движение христианских революционеров, Тад тад, Армию сопротивления Бога и др.

О политических культах писали Дайм[39], Доррадж[40], О’Тул[41], Прибыловский[42], Путинцев[43] и другие ученые.

Псевдонаучные культы

Псевдонаучные культы — организации, основывающиеся на математических, физических, химических или иных разработках, которые, во-первых, содержат, с научной точки зрения, грубые ошибки, и, во-вторых, являются отправной точкой в разработке нового религиозного учения либо псевдорелигиозной системы взглядов на человека, природу и общество[44]. Инициаторами культов этого типа могут быть как академические ученые, так и люди, никогда никакого отношения к науке не имевшие. В первом случае делается достаточно успешная попытка использовать ученые звания и степени, а также прежние заслуги перед наукой в качестве прикрытия для легитимации и продвижения новых псевдонаучных идей и концепций. Во втором случае имеется лишь поверхностное знакомство с наукой, а идеи группы облекаются в наукообразную форму. Под свои разработки многие псевдонаучные культы пытаются найти государственное финансирование. В их наименованиях можно встретить слова «академия», «институт», «научно-исследовательское объединение» и т. п. Своим членам они могут присваивать звания академиков, членов-корреспондентов, докторов и кандидатов наук. Никакого признания со стороны научного мира ни разработки псевдонаучных культов, ни раздаваемые ими звания и степени, ни сами эти организации не имеют. Нередко результатом их работы является создание какого-либо чудодейственного прибора, который якобы может исцелять человека от болезней, благоприятно влиять на окружающую среду, либо решать какие-то иные вопросы и проблемы. Эти приборы продаются за большие деньги, но реально не оказывают никакого влияния. В некоторых случаях псевдонаучные разработки могут также использоваться для «научного обоснования» учения традиционных религий. При этом инициатива таких обоснований исходит не от самих религий, но от их авторов.

Последователи Акимова, Казначеева, Вейника, Международная академия информатизации, Международная академия информационных технологий и т. д. являются представителями данного типа НРД.

Бауэр[45], Кругляков[46], Тупин[47], Шемер[48] и другие ученые занимались данным типом НРД.

Псевдопсихологические культы

Псевдопсихологические культы — организации, оказывающие населению психологические услуги, но, во-первых, не имеющие при этом необходимой профессиональной подготовки и аккредитации; во-вторых, пользующиеся альтернативными, не признаваемыми традиционной наукой методами и практиками; и, в-третьих, смешивающими свои методы работы с псевдорелигиозными учениями и концепциями. Как и группы движения нового мышления, псевдопсихологические НРД говорят о возможности достижения любых идеалов: исцеления болезней, духовного, интеллектуального, морального, физического и психического совершенствования, карьерного роста и т. д. В качестве основного пути их достижения полагается участие в ряде тренингов и семинаров, выстроенных по авторской методике основателя культа. Однако эти методики не опираются на концепцию движения нового мышления и являются своеобразной смесью в самых разных пропорциях оккультизма, современных психотерапевтических методик, а также религиозных прозрений и псевдонаучных изысканий их авторов. Группы этого типа делают акцент на инициировании у своих клиентов набора сильных эмоциональных переживаний, ярких впечатлений, и в ряде случаев опыта измененных состояний сознания. В некоторых группах особое место занимают сексуально ориентированные практики.

К псевдопсихологическим культам относятся академия Золотова, фонд «Весна Жизни», Институт самовосстановления человека, Академия трансперсональных технологий и др.

Работы Хаака[49], Хеммингера[50], Эллиса[51] и других исследователей посвящены этому типу НРД.

Псевдохристианские НРД

Псевдохристианские НРД — религиозные организации, имеющие в основе христианское вероучение, сильно видоизмененное под влиянием новых откровений или учений, введенных основателями организации. Наиболее существенные искажения христианства касаются, как правило, учения о Боге (например, отрицание Троицы либо, наоборот, введение четвертой ипостаси). НРД этого типа признают Библию, но могут иметь и дополнительные, не менее, а порой и более, авторитетные, с их точки зрения, священные писания. Нередко текст Библии может корректироваться и подстраиваться под учение организации. В случае сравнения Библии с творениями или откровениями основателей НРД, предпочтение чаще всего отдается последним. В ряде случаев Библия выступает в качестве абсолютного авторитета, но интерпретировать ее разрешается только в свете писаний основателей и руководителей НРД. Большинство групп этого типа для повышения собственной значимости и авторитета представляет себя в качестве христианских организаций. Многие псевдохристианские НРД вводят новые ритуалы и практики, не известные как традиционным христианским церквям, так и христианским сектам. Группы этого типа регистрируются в качестве религиозных организаций.

К псевдохристианским организациям в Беларуси можно отнести мормонов, христадельфиан, поместную церковь, богородичный центр, новоапостольскую церковь, Свидетелей Иеговы и др.

Анализом групп этого типа НРД занимались Биглер[52], Дэвис[53], Пентон[54], Обст[55] и др. исследователи.

Сатанизм

Выделяется два основных направления сатанизма: молодежный и рационалистический. Первый практикуется подростками и молодыми людьми от 13 до 25 лет и понимается как символ восстания против любого типа власти. Вера в дьявола и поклонение ему сопровождается богатой и вызывающей внешней символикой. Именно молодежный сатанизм ответствен за поджоги церквей, осквернения кладбищ, убийства животных и людей. Важнейшим фактором успешного развития молодежного сатанизма в обществе являются статьи в СМИ, направленные на критику сатанизма. В ряде случаев идеология сатанизма используется лишь в качестве удобного оправдания садистских наклонностей. В рационалистическом сатанизме полностью отсутствует характерная символика и какие-либо формы поклонения сатане. Бог рационального сатанизма — сам сатанист, не признающий никаких иных авторитетов, кроме самого себя. Группы сатанистов, за редкими исключениями, никак не регистрируются и действуют в глубоком подполье.

В Беларуси наибольшее распространение имеет молодежный сатанизм.

Исследованиями этого типа занимались Кристиансен[56], Ричардсон[57], Эллис[58], Дворак[59] и другие ученые.

Синкретические культы

Синкретические культы — религиозные организации, смешивающие в самых различных вариантах и комбинациях элементы вероучения и ритуальной практики нескольких сильно отличающихся друг от друга религиозных организаций в единую религиозно-символическую систему. Известные из истории религий разных народов мира примеры синкретизма существенно отличаются от синкретических НРД. В первом случае процессы взаимного влияния, приводящие к формированию новой синкретической религиозной системы, протекают на протяжении жизни нескольких поколений, не подконтрольны одному человеку, охватывают огромные географические ареалы и обусловлены глобальными политическими, экономическими или культурными процессами. В противовес этому появление синкретических НРД является результатом творения одного или нескольких человек, которые в краткие сроки в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями искусственно соединяют несколько разных религиозных учений в единую систему и пытаются собрать вокруг своего творения группу последователей. При этом, если в первом случае новая религиозная синкретическая традиция формируется под прямым влиянием двух и более религиозных традиций мира, то синкретические НРД только претендуют на такое преемство, но в действительности его не имеют. Часто культы этого типа заявляют, что переняли у разных религий мира самые лучшие, важные и «истинные» их компоненты, отбросив при этом все второстепенное и наносное. Группы этого типа могут регистрироваться как в качестве религиозных, так и в качестве общественных объединений.

К синкретическим культам можно отнести движение объединения (христианство, даосизм, корейские народные верования), великое белое братство (христианство, буддизм, индуизм, теософия), церковь последнего завета (индуизм, православие, язычество, рерихианство) и др.

Силлер[60], Стюарт[61], Тертицкий[62], Цеханская[63] и др. ученые занимались данным типом НРД.

Спиритические культы

Спиритические культы — организации, основанные на псевдорелигиозной практике, состоящей в установлении контакта человека с «миром духов», и/или в его использовании в качестве канала связи с потусторонним миром, из которого может «поступать» разнородная информация преимущественно религиозного содержания. Источником информации может быть все, чему возможно приписать степень разумности (духи умерших предков и знаменитых людей, ангелы, гномы, демоны, античные боги, растения и даже геометрические фигуры и т. д.). Существует две основные разновидности спиритических культов. К первой относятся частные практики контактеров, «выходящих на связь» с духами умерших по заказу их здравствующих друзей, родственников и знакомых. Информация, «получаемая» ими из потустороннего мира, не структурирована в какое-либо связное учение и касается различных вопросов преимущественно личного характера. Ко второй относятся организации, которые формируются вокруг контактеров, «получающих» из мира духов информацию в виде цельного учения, охватывающего самые разные сферы бытия человека, мира и космоса одновременно. Во время получения информации сам контактер может впадать в трансовые состояния, либо находится в состоянии полного осознания происходящего. В некоторых случаях сверхъестественные сущности могут напрямую говорить через контактера с аудиторией, что может сопровождаться некоторыми изменениями в голосе, мимике лица и положении тела. При этом сам процесс может быть им инициирован, в том числе с помощью каких-то особых техник или психотропных веществ, либо начинаться внезапно, вне зависимости от его воли и желания. Послания и откровения из потустороннего мира могут приходить в рамках самых разных религиозных организаций. В той или иной форме они присутствуют в большинстве типов нетрадиционной религиозности. Однако только в спиритических культах они занимают центральное место в общем контексте жизни группы, являются главным источником, определяющим вероучение, ритуальную практику, структуру и прочие составляющие жизни группы. В той или иной форме спиритизм существовал на протяжении всей истории человечества, однако массовое распространение среди всех слоев населения он получает после «контактов с духами умерших» сестер Фокс в Америке в 1848 г.

К спиритическим группам можно отнести Эказон-ДС, Иоганнскую церковь, Центр здравия и чести и др.

Этому типу посвящены работы Барроу[64], Кэррол[65], Хазельгрува[66], Сватоса[67] и других ученых.

Утопические культы

Утопические культы — религиозные либо светские организации, стремящиеся к построению идеального общества на Земле посредством создания общежительных общин, находящихся на полном материальном самообеспечении. В основу учения утопических культов может ложиться как вероучение традиционных религий (без их ведома и согласия), так и учение любого из существующих типов НРД. Однако вне зависимости от первоначальной вероучительной платформы ее содержание будет полностью модифицировано с целью обоснования необходимости создания общины, ее поддержания на плаву и всестороннего развития. При этом элементы учения о самой общине займут центральное место. Организации этого типа создают уникальную систему морально-этических и др. норм и правил поведения. Последние регулируют не только трудовые и межличностные отношения, но порой могут переструктурировать системы родства, в деталях определять личную, в том числе интимную, жизнь человека, его свободное время, допустимые развлечения, вопросы гигиены, одежды, приема пищи и т. д. и т. п. Многие утопические культы не ведут никакой миссионерской работы, а для желающих вступить в их ряды устраивают серьезные испытания. При этом незнание учения организации, но лояльность группе, способность гармонично вписаться в существующую систему межличностных отношений являются определяющими при принятии новых членов. В зависимости от места поселения общины, утопии разделяются на городские и сельские. Особенностью многих современных утопических культов является их экологическая направленность.

К группам этого типа можно отнести инициативы создания родовых поместий последователями Анастасии, Щербовское братство, Общину Онеиды и др.

Этим типом НРД занимались Заблоки[68], Кантер[69], Нордквист[70], Холлоуэй[71] и др.[72].

Христианские секты

Христианские секты— религиозные организации, сохраняющие в своем вероучении основные положения традиционных христианских церквей, но претендующие на восстановление первоначального христианства I–III вв. н. э. и не учитывающие при этом весь позитивный и негативный опыт его двухтысячелетнего развития. Большинство всех сект этого типа признает в качестве авторитетного источника своего вероучения только Библию и одновременно отвергает все священное предание (творения авторитетных богословов, отцов и учителей Церкви). В то же время они создают свое собственное, альтернативное предание как в виде многочисленных работ пасторов и миссионеров их же организаций, так и в форме новых, не объяснимых только с точки зрения Библии религиозных норм и практик. Для повышения собственного статуса, авторитета и значимости практически все христианские секты пытаются представить себя в качестве протестантов. Однако по времени своего возникновения, по вероучению и ритуальной практике, по формам и методам своей работы, по авторитетам богословской мысли, а также по многим иным параметрам христианские секты сильно отличаются от всех основных протестантских церквей мира: лютеран, англикан, пресвитериан, реформатов, конгрегационалистов, епископалов, методистов, меннонитов и др.

К христианским сектам можно отнести пятидесятников, церковь Христа (бостонское движение), мессианских евреев, миссию благих вестей, центр «Ковчег» и др.

Этим типом НРД занимались Андерсен[73], Дьяченко[74], Холленвеггер[75] и др. ученые.

Центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства

Центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства — организации, занимающиеся разработкой, распространением и практическим применением знаний в сфере нетрадиционных, паранормальных и псевдорелигиозных методов воздействия на человека и его окружение. К основным видам деятельности центров этого типа можно отнести:

  1. издание и распространение литературы, журналов и газет, посвященных экстрасенсорике, магии, целительству, колдовству и т. д.;
  2. организацию курсов по подготовке профессиональных целителей, экстрасенсов, эниопсихологов, биоэнерготерапевтов, колдунов и др.;
  3. оказание услуг населению по снятию и наведению порчи и сглаза, заговорам, гаданиям, в т. ч. на картах Таро, чистке кармы, ясновидению, коррекции биополя, экстрасенсорному воздействию, убийству на расстоянии с помощью магических средств, целительству, диагностике и «исцелению» болезней разными магическими и иными не признаваемыми традиционной медициной способами, снятию «родового проклятия» и «венца безбрачия», защите от «энергетических вампиров», предсказаниям по фотографии, ауродиагностике и т. д. и т. п.;
  4. проведение конференций, конгрессов и иных мероприятий, направленных на популяризацию магии и экстрасенсорики в обществе, а также на обмен знаниями и опытом работы в этой области;
  5. оказание иных видов услуг, в основе которых лежат псевдорелигиозные, магические и иные не признаваемые современной наукой и традиционными религиями мира практики.

Группы этого типа регистрируются чаще всего в качестве общественных объединений. Среди них можно упомянуть центр «Мир магии», Международную академию целительства, магистрат позитивного мышления, ассоциацию экстрасенсов, агентство «Тибет» и др.

Этим типом НРД занимались Вернер[76], Какар[77], Минько[78], Лебедев[79], Христофорова[80] и др. исследователи.

Представленные классификации охватывают всю совокупность разновидностей нетрадиционной религиозности Беларуси, передают все ключевые ее составляющие и полагают собой критерии, на основании которых производится идентификация по структурным и содержательным характеристикам тех или иных групп, организаций и общностей в качестве сект, культов, клиентурных и аудиторных культов. Сам факт отнесения какой-либо группы к одному из типов нетрадиционной религиозности не несет на себе никаких оценочных характеристик. В работе не выносятся никакие суждения о степени опасности или безопасности анализируемых групп для личности, общества и государства.

 

Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1 / В. А. Мартинович ; предисл. Л. И. Григорьевой. — Минск : Минская духовная академия, 2015. с. 91-121

 

Сноски

[1] См. некоторые работы, посвященные анализу внутрицерковного сектантства в католичестве и Православной Церкви: Искушения наших дней. В защиту церковного единства / сост. А. Добросоцких. — М. : Даниловский благовестник, 2003. — 320 с.; Свобода и послушание. Духовничество истинное и ложное / сост. Г. Г. Дублинский. — М. : Русский Хронограф, 2002. — 320 с.; Чудеса истинные и ложные / сост. А. В. Московский [и др.].— М. : Даниловский благовестник, 2007.— 623 с.; “Katholischer” Fundamentalismus. Häretische Gruppen in der Kirche? Hrsg. von Wolfgang Beinert. — Regensburg : Friedrich Pustet Verl., 1991. — 176 s.

[2] Lucas, P. C. The Odyssey of A New Religion. The Holy Order of MANS from New Age to Orthodoxy / P. C. Lucas. — Bloomington : Indiana University Press, 1995. — 312 p.

[3] С. 88–89. Тертицкий, К. М. Китайские синкретические религии в ХХ веке / К. М. Тертицкий. — М. : «Восточная литература» РАН, 2000. — 415 с.

[4] Adorno, T. W. The Stars Down to Earth: The Los Angeles Times Astrology Column / T. W. Adorno // Telos. — 1974. — Vol. 19. — P. 13–90.

[5] Broecke, S.V. The Limits of Influence. Pico, Louvain, and Crisis of Renaissance Astrology / S. V. Broecke. — Leiden & Boston : Brill, 2003. — 316 p.

[6] Feher, S. Who Looks to the Stars? Astrology and its Constituency / S. Feher // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1992. — Vol. 31. — № 1. — P. 88–93.

[7] Horoscopes and Public Spheres. Essays on the History of Astrology. Ed. By Günther Oestmann & Darrel Rutkin & Kocku von Stuckrad. — Berlin & New York : Walter de Gruyter, 2005. — 290 p.

[8] Stuckrad, K. Das Ringen um die Astrologie. Jüdische und christliche Beiträge zum antiken Zeitverständnis / K. Stuckrad. — Berlin & New York : Walter de Gruyter, 2000. — 912 s.

[9] Rochberg, F. The Heavenly Writing. Divination, Horoscopy, and Astronomy in Mesopotamian Culture / F. Rochberg. — Cambridge : Cambridge University Press, 2004. — 331 p.

[10] Anderson, A. C. Healing Hypotheses. Horatio W. Dresser and the Philosophy of New Thought / A. C. Anderson. — New York, London : Garlan Publishing, 1993. — 476 p.

[11] Braden, C. S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Thought / C. S. Braden. — Dallas : Southern Methodist University Press, 1963. — 571 p.

[12] Gottschalk, S. The Emergence of Christian Science in American Religious Life / S.Gottschalk.— Berkeley & Los Angeles & London : University of California Press, 1974.— 305 p.

[13] Melton, J. G. New Thought and the New Age / J. G. Melton // Perspectives on the New Age. Ed. by James R. Lewis, J. Gordon Melton. — New York : State University of New York Press, 1992. — P. 15–29.

[14] Satter, B. Each Mind a Kindom. American Women, Sexual Purity, and the New Thougth Movement, 1875–1920 / B. Satter. — Berkeley & Los Angeles & London : University of California Press, 2001. — 382 p.

[15] Gross, C. Multi-Level-Marketing. Identität und Ideologie im Network-Marketing / C. Gross. — Wiesbaden : VS Verlag, 2008. — 291 s.

[16] Butterfield, S. Amway. The cult of free enterprise / S. Butterfield. — Boston : South End Press, 1985. — 187 p.

[17] Long, C. M. Spiritual merchants: religion, magic, and commerce / C. M. Long. — Knoxville : The University of Tennessee Press, 2001. — 314 p.

[18] Nordhausen, F. Psycho-Sekten. Die Praktiken der Seelenfänger / F. Nordhausen. — Frankfurt am Main : Fischer Verlag, 1999. — 607 s.

[19] Шнирельман, В. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России / В. Шнирельман. — М. : ББИ, 2012. — 302 с.

[20] Berger, H.A. A Community of Witches. Contemporary Neo-Paganism and Witchcraft in the United States / H.A. Berger.— South Carolina : University of South Carolina Press, 1999.— 148 p.

[21] York, M. The Emerging Network. A Sociology of the New Age and Neo-Pagan Movements / M. York. — Boston : Rowman & Littlefield, 1995. — 372 p.

[22] Magic, Witchcraft, and paganism in America. A Bibliography / Ed. by J. G. Melton. — New York & London : Garland Publishing, 1982. — 230 p.

[23] Hutton, R. The Triumph of the Moon. A History of Modern Pagan Witchcraft / R. Hutton. — Oxford : Oxford University Press, 2001. — 486 p.

[24] Lewis, J. R. UFOs and Popular Culture. An Encyclopedia of Contemporary Myth / J. R. Lewis. — Santa Barbara & Denver & Oxford : ABC–CLIO, 2000. — 393 p.; The Gods Have Landed. New Religions from Other Worlds. Ed. by James R. Lewis. — New York : State University of New York Press, 1995. — 343 p.

[25] Платов, Ю. В. Изучение неопознанных летающих объектов в СССР / Ю. В. Платов, Б. А. Соколов // Вестник Российской Академии Наук. — 2000. — № 6. — С. 507–515.

[26] UFOs — A Scientific Debate. Ed. by Carl Sagan and Thornton Page. — London : Cornell University Press, 1973. — 310 p.

[27] Fischinger, L. A. UFO-Sekten / L. A. Fischinger, R. M. Horn. — Rastatt : Moewig, 1999. — 364 s.

[28] Schwarz, B. E. UFO-Dynamics. Psychiatric and Psychic Aspects of the UFO Syndrome / B. E. Schwarz. — Moore Haven : Rainbow Books, 1988. — 560 p.

[29] Балагушкин, Е. Г. Неоориентализм: религиозно-мистические культы и идейные искания Запада / Е. Г. Балагушкин // Вопросы научного атеизма. — Вып. 32. — М. : Мысль, 1985. — С. 103–125.

[30] Coney, J. Sahaja Yoga. Socializing Processes in a South Asian New Religious Movement / J. Coney. — Richmond : Curzon, 1999. — 269 p.

[31] Ткачева, А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур / А. А. Ткачева. — М. : Наука, 1989. — 139 с.; Ткачева, А. А. «Новые религии» Востока / А. А. Ткачева. — М. : Наука, 1991. — 216 с.

[32] Finger, J. Gurus, Ashrams und der Westen. Eine religionswissenschaftliche Untersuchung zu den Hintergründen der Internationalisierung des Hinduismus / J. Finger. — Frankfurt am Main, Bern, New York, Paris : Peter Lang Verlag, 1987. — 536 s.

[33] Krishna Consciousness in the West / Ed. by D. G. Bromley and L. D. Shinn. — London & Toronto : Bucknell University Press, 1989. — 295 p.

[34] Godwin, J. The Theosophical Enlightenment / J. Godwin. — New York : State University of New York Press, 1994. — 448 p.

[35] Campbell, B. F. Ancient Wisdom Revived. A History of the Theosophical Movement / B. F. Campbell. — Berkeley : University of California Press, 1980. — 249 p.

[36] Lamprecht, H. Neue Rosenkreuzer. Ein Handbuch / H. Lamprecht. — Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 2004. — 350 s.

[37] Hanegraaff, W. J. New Age Religion and Western Culture. Esoterism in the Mirror of Secular Thought / W. J. Hanegraaff. — Leiden & New York & Köln : Brill, 1996. — 580 p.

[38] 3 Faivre, A. Access to Western Esoterism / A. Faivre. — New York : State University of New York, 1994. — 369 p.

[39] Daim, W. Der Mann, der Hitler die Ideen gab. Die sektiererischen Grundlagen des Nationalsozialismus / W. Daim. — Wien : Hermann Böhlaus, 1985. — 316 s.

[40] Dorraj, M. The political sociology of sect and sectarianism in Iranian politics: 1960–1979 / M. Dorraj // Journal of Third World Studies. — 2006. — Vol. 23. — № 2. — Р. 95–117.

[41] O’Toole, R. «Underground» Traditions in the Study of Sectarianism: Non-Religious Uses of the Concept «Sect» / R. O’Toole // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1976. — Vol. 15, № 2. — P. 145–156.

[42] Прибыловский, В. Русское неоязычество — квазирелигия национализма и ксенофобии / В. Прибыловский // Диа-Логос : Религия и общество 1998–1999. Альманах. — М. : «Истина и Жизнь», 1999. — С. 137–159.

[43] Путинцев, Ф. М. Политическая роль и тактика сект / Ф. М. Путинцев. — М. : Государственное антирелигиозное издательство, 1935. — 480 с.

[44] Весьма интересным примером псевдонаучных культов является сирийский культ последователей Абу Мухаммада Дервиша Аль Коса. Последний провозгласил себя в конце 1960-х гг. Мессией, спасителем мира, а в качестве средства всеобщего спасения предложил новые технологии вообще и чудодейственный прибор по неограниченному производству новой энергии в частности (документы из архива автора).

[45] Bauer, H. H. Science or Pseudoscience. Magnetic Healing, Psychic Phenomena, and Other Heterodoxies / H. H. Bauer. — Chicago : University of Illinois, 2001. — 275 p.

[46] В защиту науки / под. ред. Э. П. Круглякова. — Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. — М. : Наука, 2008. — 229 с.

[47] 2 Turpin, R. Characteristics of Pseudoscience / R. Turpin // The Scientific Review of Alternative Medicine. — 2002. — Vol. 6:2. — P. 102–105.

[48] The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience / Ed. by M. Shermer. — Santa Barbara : ABC Clio, 2002. — 903 p.

[49] Haack, F.-W. “Therapie” als Religions-Erzatz. Die Otto-Muehl-Bewegung / Haack, F.-W., Dürholt B., Künzel-Böhmer J., Rцder W. — München : Arbeitsgemeinschaft für Religionsund Weltanschauungsfragen, 1990. — 180 s.

[50] Hemminger, H. Das therapeutische Reich des Dr. Ammon. Eine Untersuchung zur Psychologie totalitärer Kulte / H. Hemminger. — Stuttgart : Quell Verlag, 1989. — 184 s.; Hemminger, H. VPM. Der “Verein zur Förderung der psychologischen Menschenkenntnis” und Friedrich Lieblings “Zürcher Schule” / H. Hemminger. — München : Münchener Reihe, 1994. — 101 s.

[51] Ellis, A. Why Some Therapies Don’t Work. The Dangers of Transpersonal Psychology / A. Ellis. — New York : Prometheus Books, 1989. — 189 p. [52] Bigler, D. L. Forgotten Kingdom: The Mormon Theocracy in the American West, 1847–1896 / D. L. Bigler. — Logan : Utah State University, 1998. — 411 p.

[53] Davis, D. The Children of God. The Inside Story / Deborah Davis, Bill Davis. — Grand Rapids : Zondervan Books, 1984. — 244 p.

[54] Penton, M. J. Apocalypse Delayed. The Story of Jehovahґs Witnesses / M. J. Penton. — Toronto & Buffalo & London : University of Toronto Press, 1999. — 444 p.

[55] Obst, H. Neuapostolische Kirche — die exklusive Endzeitkirche? / H. Obst. — Neukirchen — Vluyn : Friedrich Bahn Verlag, 1996. — 208 s.

[56] Brennpunkt Esoterik. Okkultismus. Satanismus. Rechtsradikalismus / Hrsg. von I. Christiansen, R. Fromm, H. Zinser. — Hamburg : Behörde für Inneres, 2006. — 236 s.

[57] The Satanism Scare / Ed. by J. T. Richardson, J. Best, D. G. Bromley. — New York : Aldine de Gruyter, 1991. — 320 p.

[58] Ellis, B. Raising the Devil. Satanism, New Religions, and the Media / B. Ellis. — Lexington : University Press of Kentucky, 2000. — 332 p.

[59] Dvorak, J. Satanismus. Geschichte und Gegenwart / J. Dvorak. — Frankfurt am Main : Eichborn, 1989. — 328 s.

[60] Suchbewegungen. Synkretismus — Kulturelle Identität und kirchliches Bekenntnis. Hrsg. von H. P. Siller. — Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1991. — 211 s.

[61] Syncretism / Anti-Syncretism. The Politics of Religious Synthesis. Ed. by C. Stewart & R. Shaw. — London & New York : Routledge, 1994. — 225 p.

[62] Тертицкий К. М. Китайские синкретические религии в XX веке. — М. : Восточная литература, 2000. —415 с.

[63] Цеханская, К. В. Нативистские синкретические религии индейцев Северной Америки / К. В. Цеханская // Локальные и синкретические культы. — М. : Наука, 1991. — С. 289–315.

[64] Barrow, L. Independent Spirits. Spiritualism and English Plebeians, 1850–1910 / L. Barrow. — London & New York : Routledge & Kegan Paul, 1986. — 338 p.

[65] Carroll, B. E. Spiritualism in Antebellum America / B. E. Carroll. — Bloomington & Indianapolis : Indiana University Press, 1997. — 227 p.

[66] Hazelgrove, J. Spiritualism and British Society Between the Wars / J. Hazelgrove. — Manchester : Manchester University Press, 2000. — 294 p.

[67] Swatos, W. H.Icelandic Spiritualism. Mediumship and Modernity in Iceland / W. H. Swatos & L. R. Gissurarson. — New Brunswick : Transaction Publishers, 1997. — 269 p.

[68] Zablocki, B. Alienation and Charisma. A Study of Contemporary American Communes / B. Zablocki. — New York & London : The Free Press & Collier Macmillan Publ., 1980. — 455 p.

[69] Kanter, R. M. Commitment and Community. Communes and Utopias in Sociological Perspective / R. M. Kanter. — Cambridge : Harvard University Press, 1972. — 303 p.

[70] 5 Nordquist, T. A. Ananda Cooperative Village: A Study in the Beliefs, Values, and Attitudes of a New Age Religious Community / T. A. Nordquist. — Uppsala : Borgströms Tryckeri, 1978. — 177 p.

[71] Holloway, M. Heavens on Earth. Utopian Communities in America 1680–1880 / M. Holloway. — London : Turnstile Press, 1951. — 240 p.

[72] Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. — М. : Прогресс, 1991. — 405 с

[73] Pentecostals after a Century. Global Perspectives on a Movement in Transition / Ed. by A. H. Anderson, W. J. Hollenweger. — Sheffield : Sheffield Academic Press, 1999. — 226 p.

[74] Дьяченко, О. В. Пятидесятничество в Беларуси : монография / О. В. Дьяченко. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. — 188 с.

[75] Hollenweger, W. J. Pentecostalism. Origins and Developments Worldwide / W. J. Hollenweger. — Peabody : Hendrickson Publ., 1997. — 495 s.

[76] Werner, R. Transcultural Healing. The Whole Human. Healing Systems under the Influence of Abrahamic Religions, Eastern Religions and Beliefs, Paganism, New Religions and Mixed Religious Forms / R. Werner. — Kuala Lumpur : University of Malaya Press, 1993. — 430 p.

[77] Kakar, S. Shamans, Mystics and Doctors. A Psychological Inquiry into India and Its Healing Traditions / S. Kakar. — London : Unwin Paperbacks, 1984. — 306 p.

[78] Минько, Л. И. Знахарство: истоки, сущность, причины бытования / Л. И. Минько. — Минск : Наука и техника, 1971. — 120 с.

[79] Лебедев, В. П. Экстрасенсорное восприятие — новая наука или старый миф? / В. П. Лебедев // Вопросы научного атеизма: Вып. 32. — М. : Мысль, 1985. — С. 140–163.

[80] Христофорова, О. Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России / О. Б. Христофорова. — М. : ОГИ, РГГУ, 2010. — 432 с.