Адвентисты Седьмого Дня

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Штаб-квартира в Вашингтоне. Организована по принципу представительной демократии. Низшие эшелоны выбирают представителей в высшие органы; при этом формулировка и проведение организационной политики и наблюдение за ортодоксальностью учения осуществляется сверху вниз. Высший уровень власти - президент и исполнительный комитет генеральной конференции. Ниже по административной лестнице стоят генеральная конференция, дивизионы (по континентам), союзные конференции, местные конференции и общины. Адвентисты содержат несколько небольших университетов и колледжей и ряд весьма уважаемых больниц по всему миру. ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: судебное следствие, дух пророчества, церковь остатка.

ИСТОРИЯ

Уильям Миллер, проповедник-баптист из Новой Англии, предсказал, что в 1844 г., при Втором пришествии Христа, наступит конец света. Его последователи называли все церкви того времени отступническими, «Вавилоном» и призывали христиан выйти оттуда. Многие последовали этому призыву - так «зародилось и стало быстро расти адвентистское движение» (Melton, J. Gordon, Encyclopedia of American Religions, vol. 2, pp. 21-22).

В 1844 г. Христос не вернулся. После этого «великого разочарования» одно «малое стадо», по-прежнему настаивавшее, что первоначально предсказанная дата была правильной, решило, что ознаменовавшее 1844 год событие было не Вторым пришествием Христа, а вхождением Христа в Святое Святых небесного святилища, где Он начал «судебное следствие». Елена Уайт приняла и поддержала это учение (там же, p. 680).

С 1844 по 1851 годы группа придерживалась учения о «закрытой двери», основанного на притче Иисуса о десяти девах. Все, кто не принял учение адвентистов к моменту входа Христа в Святое Святых, должны были навсегда остаться за закрытой дверью, как это случилось с пятью глупыми девами. Отделенные от Жениха, они не могли присоединиться к адвентистам и не имели никакой надежды на вечную жизнь. Елена Уайт не только одобряла и проповедовала это учение - благодаря самому первому из полученных ей видений оно было принято и упомянутой группой адвентистов (Brinsmead, Robert D., Judged by the Gospel: A Review of Adventism, pp. 130-133).

К 1846 г. группа позаимствовала у баптистов седьмого дня учение о том, что христиане должны соблюдать субботний день. Это учение, в его существенно более развитом виде, наряду с учением о судебном следствии стало краеугольным камнем адвентизма седьмого дня. В 1850 г. Джеймс и Елена Уайт начали издавать журнал The Review and Herald, имевший своей целью распространение адвентистских и субботнических взглядов. Это помогло многим оставшимся «миллеровцам» объединиться в организацию, которая в 1860 г. приняла название Церкви адвентистов седьмого дня и была формально зарегистрирована в 1863 г., имея приблизительно 3500 членов в 125 общинах (Melton, vol. 2, p. 681).

Елена Уайт никогда не была официальным руководителем церкви, хотя и являлась одним из ее основателей и признанным духовным лидером. С некоторой долей лицемерия она отказывалась именоваться «пророчицей», предпочитая называть себя «посланницей» (Damsteegt, P. G., et. al., Seventh-day Adventists Believe..., p. 224). Однако же она утверждала, что обладает «духом пророчества», и что ее послания даются Самим Богом для руководства и наставления Церкви. С ее ведома и согласия другие называли ее пророчицей и даже «духом пророчества» (Barnett, Maurice, Ellen G. White & Inspiration, p. 5-17). Имея всего три класса образования, многие годы Елена Уайт говорила, что не умеет читать, тем самым подкрепляя версию о том, будто прекрасная проза ее книг была вдохновлена Богом. Однако обнаружилось, что она не только умела читать, но и практически во всех ее писаниях есть заимствования из работ других христианских авторов. Это прискорбное обстоятельство было тщательно и неоспоримо установлено трудами нескольких исследователей (см., Rea, Walter, The White Lie; Brinsmead, pp. 361-383). Елена Уайт умерла в 1915 г. в возрасте 88 лет.

Исторически евангелические христиане затруднялись сформулировать свое отношение к АСД и однозначно классифицировать это движение. Многое в учении АСД соответствует Библии. В этой группе есть много истинных христиан, а некоторые даже занимают видные посты. Не раз на протяжении своей истории - в особенности на Генеральной конференции 1888 г. - церковь АСД была потрясена библейской Благой Вестью. В 1970-е годы столкновения резко усилились (Paxton, Geoffrey J., The Shaking of Adventism). К сожалению, это привело к расколу. Руководители церкви в целом стали еще тверже следовать неортодоксальным взглядам традиционного адвентизма, а некоторые пасторы и даже целые общины вышли или были вынуждены уйти из церкви АСД (Кеннет Сэмплс «От противоречий к кризису», статья ЦАИ С-042). В своих официальных публикациях церковь АСД продолжает защищать легенду Елены Уайт, утверждает, что ее вдохновение ничем не отличалось от вдохновения библейских авторов (Review & Herald, 4/10/1928, p. 11; «Source of Final Appeal», Adventist Review, 3/6/1971, pp. 4-6; Irwin, G. A., Mark of the Beast, p. 1; «The Inspiration and Authority of the Ellen G. White Writings», Adventist Review, 15/7/1982, p. 3; Ministry, 10/1981, p. 8; см. тж. Brinsmead, p. 125-130), и проповедует ряд учений, явно несовместимых с библейским Евангелием (см. раздел «Учение»). Пока это не прекратится, евангелические христиане не могут считать вопрос о месте церковной организации АСД в христианстве решенным, особенно с учетом ее претензий на роль единственной истинной Божьей «церкви остатка» последних времен.

ИСТОРИЯ АСД В РОССИИ. Первые общины АСД возникли в России в 1886 году в Крыму и Поволжье. К 1900 г. в России было уже 20 общин и четыре группы адвентистов общей численностью 1037 членов.

«С 1922 начали выходить журналы «Голос истины», «Благая весть» и «Уроки воскресной школы». В это время церковь АСД состояла из 11 500 членов. В 1931-1938 годах церковь пережила сильные гонения со стороны властей, более 3 000 было репрессировано. Но уже в 1946 г. церковь насчитывала 13 300 человек, объединенных в 300 общин. Начиная с 1975 г. представители АСД из Советского Союза регулярно принимают участие во всемирных съездах адвентистской организации. В 1990 г. на всемирном 55-м съезде Генеральной Конференции в Индианаполисе с участием 35 делегатов из Советского Союза за церковью в этой стране был признан статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной церкви АСД. Первым президентом этого отделения стал М.П. Кулаков.

За 1985-1992 церковь АСД в России создала такие учреждения, как Заокская семинария АСД и издательство «Источник жизни», радиоцентр «Голос надежды» (Тула), Институт перевода Библии (в 2000 выпустил «Новый Завет в современном русском переводе), Московский центр здоровья, ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и др. городах. В июле 1994 г. в России были созданы два союза (униона) церкви АСД - Восточно-Российский и Западно-Российский. Всего в Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 400 церквей с общим количеством членов около 40 000 человек». (Цитата по «Религии народов современной России»: Словарь. - М.: Республика, 1999)

Российские АСД издают журналы «Адвентистский вестник», «Станем друзьями» (Москва), «Альфа и Омега» (Москва), «Знамения времени» (Киев) и газету «Вестник мира» (Киев). Популярная Веб-страница «ИНТЕРНЕТ-ЦЕРКОВЬ» также проповедует учение АСД.

УЧЕНИЕ

Наиболее явно противоречат Евангелию и христианской ортодоксии следующие учения АСД: требование водного крещения как условия спасения; учение о важности соблюдения субботы в последние времена для определения истинно верующих; учение о судебном следствии.

Крещение. «...Христос ясно показал, что от тех, кто желает стать частью Его церкви, Его духовного царства, Он требует крещения». «В крещении верующие делаются причастниками страданий нашего Господа». «Крещение также знаменует вступление человека в духовное царство Христа, ... оно соединяет нового верующего со Христом... Путем крещения Господь вводит новых учеников в лоно верующих - в Свое тело, Церковь... и тогда они становятся членами семьи Бога» (SDA's Believe..., pp. 182, 184, 187).

Суббота. «...божественный институт Cубботы должен быть восстановлен... Эта весть ускорит начало конфликта, в который будет вовлечен весь мир. Главным вопросом будет подчинение Божьему закону и соблюдение Субботы. Отвергнувшие это в конце концов получат метку зверя» (там же, pp. 262-263).

В одной из своих наиболее известных работ Елена Уайт писала, что соблюдение субботы будет «четким разграничением» в «великом испытании», которое отделит Божьих людей последнего времени, «избравших знамение верности Божественной власти» и спасающихся, от «принявших знак покорности земным властям» («Великая борьба между Христом и сатаной», с. 605).

Описывая видение, якобы полученное ею от Самого Бога, Елена Уайт писала: «Я видела, что Святая Суббота есть и будет разделительной стеной между истинным Израилем Божьим и неверующими» (Early Writings, p. 33; выделено автором). Она также писала о некоторых адвентистах, которые не понимали, что «соблюдение субботы было достаточно важно, чтобы провести границу между Божьим народом и неверующими» (там же, p. 87).

Судебное следствие. «В 1844 г... [Христос] вступил во вторую и по-следнюю фазу Своего искупительного служения. Это судебное следствие, которое является частью окончательного избавления от всех грехов... Оно также показывает, кто из живущих пребывает во Христе, придерживаясь Божьих заповедей и веры в Иисуса, а следовательно, готов перейти в Его вечное царство. Это следствие доказывает справедливость Бога в спасении верующих в Иисуса. Оно объявляет, что тот, кто остался верным Богу, обретет Царство» (SDA's Believe... p. 312).

«В сопровождении святых ангелов наш Великий Первосвященник входит во Святое Святых [в 1844 году] и там предстает перед Богом, чтобы завершить Свое посредническое служение за людей, то есть произвести судебное следствие и искупить всех тех, кто окажется достой ным благословения... Поступки каждого человека рассматриваются Господом и обозначаются как верные или неверные... Закон Божий является тем мерилом, которым будут проверены люди на суде... Когда на суде открываются книги, тогда жизнь всех верующих в Иисуса также открывается перед Богом... Кого-то примут, кого-то отвергнут... став причастниками праведности Христа и выполняя требования закона Божьего, эти люди заслужили, чтобы их грехи были вычеркнуты, а они найдены достойными вечной жизни... Иисус не оправдывает их грехов, но указывает на их веру и право получить прощение, простирает Свои пронзенные руки к Отцу... Грехи, которые люди не изжили, в которых не раскаялись, не будут прощены и останутся в книгах, чтобы свидетельствовать против грешника... [Христос] хранил верность заповедям Отца Своего, и в Нем не было греха... В таком же состоянии должны пребывать все, кто хочет устоять во время скорби» («Великая борьба», сс. 346-354, 450).

Как утверждает Елена Уайт, нужно верить в это учение, чтобы спастись. «Те, кто разделит вместе со Христом радости Неба, неукоснительно выполняют свой долг, «совершая святыню в страхе Божьем»... Истины о святилище и следственном суде народ Божий должен понимать очень ясно. Всем следует отчетливо представлять себе, что же делает для нас Верховный Первосвященник. В противном случае у людей не будет необходимой веры, они не смогут занять место, предназначенное для них Богом. Каждый человек обладает душой, которая должна быть спасена или же обречена на смерть. Жизнь каждого из нас взвешивается... Все, кто получил свет об этих великих истинах, должны и с другими делиться тем, что доверил им Бог. Небесное святилище - центр служения Христа ради человека... Поэтому чрезвычайно важно, чтобы все вдумчиво изучили эти вопросы... Ходатайство Христа за человека в небесном святилище - такая же неотъемлемая часть плана спасения, как и Его смерть на кресте. Своей смертью Он и начал эту работу, для завершения которой после воскресения Он вознесся на Небо» (там же, с. 352;).

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

К числу других характерных для АСД учений относятся вегетарианство и прочие вопросы «здоровья», а также учение о «сне души» (неправильное название представления о том, что в промежутке между смертью и воскресением человек, по сути, не существует нигде, кроме как в Божьей памяти). Это положение явно расходится с Библией, но не противоречит Евангелию. Многие из воззрений АСД насчет здоровья могут даже принести пользу. Но когда духовные пороки, как нередко бывает, связываются с несоблюдением таких правил, это компрометирует Евангелие (Гал. 2:11-16).

Крещение. Рим. 3:21-26, 28; 4:4-6, 23-24; 5:1; Гал. 2:16; 3:26; 5:1-6; Еф. 2:4-10; Кол. 1:13-14; 2:13-14. Эти места ясно показывают, что спасение человеку дается единственно Божьей милостью, вне зависимости от каких-либо дел, и принимается одной только верой. Читатель заметит, что крещение упомянуто в некоторых из этих цитат в связи со спасением. Это не должно Вас смущать, поскольку слово «крещение» в Новом Завете используется по-разному. То «одно крещение» (Еф. 4:4-5), которое имеет значение, - это крещение Святым Духом. Если в цитате крещение признается важным для спасения, речь идет о крещении Духом, иначе она противоречила бы другим Писаниям, которые ясно говорят, что спасение не зависит от каких-либо действий человека.

Суббота. Процитированные утверждения, особенно принадлежащие Елене Уайт, предельно ясны. Разделительной чертой между спасенными и погибшими в последние времена будет соблюдение субботы, а не одна лишь вера во Христа. Это определенно противоречит Благой Вести, сформулированной в приведенных выше отрывках. Прочтите также Рим. 14:5-6 и Кол. 2:16-17. Ветхозаветная суббота никогда не была более чем тенью новозаветной субботы, которой, по свидетельству Павла и автора Послания к евреям, является Сам Христос и отдых от трудов, который обретает человек, обращаясь к Богу (Евр. 4:1-10).

Судебное следствие. Концепция Судебного следствия полностью противоречит Евангелию. Иисус не ждал 1844 года, чтобы войти в Святое Святых на небесах (Евр. 1:3; 6:19-20; 8:1; 9:6-12, 24; 12:2). И Он не совершает сейчас искупление на небесах (Евр. 9:25-26; 10:11-14). Судебное следствие должно «доказать справедливость Бога в спасении верующих в Иисуса», подтвердив, что они «преданно», «смиренно» и «верно» исполняли заповеди. Однако справедливость Божья в спасении грешников доказана крестной смертью Христа (Рим. 3:24-26).

Даже говоря о спасении праведностью Христа, адвентисты, как правило, имеют в виду вложенную праведность и лишь изредка - библейское понятие вмененной праведности. Называть это «праведностью Христовой», одновременно настаивая на нравственном совершенствовании верующих как условии спасения, - в худшем случае тонко завуалированное спасение по делам, а в лучшем - попытка смешать благодать и дела, что Библия называет невозможным (Рим. 11:6). Слова Елены Уайт предельно ясны: человек не будет прощен, пока его жизнь не будет очищена от всех грехов, и его нравственный облик не станет совершенным. Точно такую же ересь (в ряду прочих) можно найти и у мормонов. Это не спасение только по одной лишь благодати через одну лишь веру, которое проповедует Библия.

Заблуждение усугубляется учением о том, что вера в события 1844 года необходима для спасения. Если Иисус сказал: «Свершилось!» - т. е. закончено, оплачено, 18 с лишним столетий спустя не могло произойти еще одно спасительное событие, столь же важное для спасения, как и смерть Христа на кресте, в которое необходимо верить, чтобы спастись. Это явно «иное благовествование» (Гал. 1:6-9).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мак-Дауэлл, Джош и Стюарт, Дон. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. -Москва: «Протестант», 1993. - 224с.

2. Истина или заблуждение? - COV-Verlag, Germany. - 50с.