Вера Бахаи

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1844 г., Иран.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: Всероссийский бюллетень «Экспресс Бахаи», более 30 книг и брошюр, выпущенных центральным издательством «Единение» (С.-Петербург).

СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ: Более 100 томов, написанных Бабом, Баха-Уллой, Абдул-Бахой и Шоги Эффенди. Наиболее значимые из них:Откровения Баба - «Байан» («Речения»); Китаб-и-Акдас («Наисвященнейшая книга» - центральная в учении Бахаи), «Скрижали Баха-Уллы, явленные после Китаб-и-Акдас», «Избранные писания Баба», «Ответы на некоторые вопросы», «Молитвы Бахаи», «Крупицы из Писаний Баха-Уллы», «Скрижаль мудрости», «Скрижаль мира», «Скрижаль доказательства».

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Новый мировой порядок; новый уровень цивилизации; единство человечества и религий; Всеобщий мир; Явители Бога; «Тот, кого явит Бог», Административный Порядок, Праздники девятнадцатого дня.

ЧИСЛЕННОСТЬ: Это одна из самых быстрорастущих самостоятельных религий мира, занимающая второе место после христианства по географической распространенности на Земле (более 230 стран). Сегодня последователей Веры Бахаи около 6 миллионов человек. На территории России насчитывается более 40 общин Бахаи с Местными Духовными Собраниями и несколько десятков организованных групп.

ИСТОРИЯ

Своими корнями Вера Бахаи восходит к шиитскому течению в исламе, которое по очереди возглавляли 12 имамов, потомков Али, зятя Мухаммеда. Двенадцатый имам еще ребенком удалился от людей, чтобы не быть убитым, - неминуемая участь двенадцати его предшественников. Он должен был сообщаться с истинно верными посредством «ворот» - людей, через которых он должен был возвещать свое учение.

В 1844 году Сейид Али Мухаммад (1819 - 1850) объявил себя такими «воротами» («баб»). Он утверждал, что он не просто «ворота», но «ворота Бога», великий Явитель Бога, равный пророку Мухаммеду. В течение шести лет он собирал вокруг себя верных последователей, проповедовал новое откровение и грядущее пришествие последнего Посланника в этом цикле истории человечества. После ряда вооруженных столкновений с мусульманскими властями в 1850 году Баб был казнен, а его последователи рассеялись.

Перед смертью Баб назначил Мирзу Яхья, отпрыска благородной семьи, своим преемником. Другой преданный последователь Баба, сводный брат Яхья Мирза Хусейн Али, объявил себя «Тем, Кого откроет Бог», великим Посланником Бога, появление которого предсказывал Баб. Он также сменил имя на Баха-Улла («Божья Слава») и заявил, что Баб был его предвестником. Мирза Яхья энергично выступил против него, и обе стороны, похоже, оказались втянутыми в заговоры с целью убийства.

Изначальные последователи Баба, проявившие лояльность по отношению к Баха-Улле, стали известны как бахаи. Баха-Улла, яркая личность с большой силой воли, написал более 100 томов бахаистских писаний, заслужил восхищение власть имущих и вел обширную переписку, хотя несколько десятилетий находился, по существу, под домашним арестом.

После смерти Баха-Уллы в 1892 году начался трудный переходный период. Баха-Улла назначил преемником своего старшего сына Абдул-Баха («Раб Бахи»). Брат Абдул-Баха, Мирза Мухаммад Али, стал противиться его власти. Абдул-Баха отомстил практически всем своим ближайшим родственникам, изгнав их и лишив дохода от поместий Баха-Уллы.

Под руководством Абдул-Баха и после его миссионерских поездок на Запад, Вера Бахаи распространилась по всему свету. Однако после смерти Абдул-Баха в 1921 году последовал новый болезненный переход власти. Шоги Эффенди, внук Абдул-Баха, был назначен преемником, Первым Хранителем Веры. При таком положении «...его решения были абсолютны и окончательны, а его слова непререкаемы» (The Baha'i Faith: Its History and Teaching, p. 251). Это вызвало конфликт между Шоги Эффенди и другими членами семьи, и вскоре он изгнал всех живых родственников, включая своих собственных родителей. Под влиянием административных талантов Шоги Эффенди Вера Бахаи продолжала расти вплоть до его смерти в 1957 году. Он не назначил себе официального преемника, и в настоящее время Вера Бахаи находится под управлением Всемирного Дома Справедливости, группы из 9 человек, которые избираются демократическим путем и заботятся о судьбах Дела во всем мире.

Увидеть последовательную и ясную картину происхождения бахаизма весьма затруднительно. Историки и лидеры бахаи скрывали и очерняли самые ранние письменные источники и заново переписывали историю первых лет Веры. Один из самых ранних и самый важный источник того времени, Nuktatu'l-Kaf, был написан Баби, Мирзой Джани. Джани лично знал Баба и умер за веру в его учение в 1852 году. Таким образом, его история была закончена в промежутке между мученической смертью Баба и его собственной смертью. Из этого документа ясно следует, что Баб объявил своим преемником Мирзу Яхья, Баха-Улла тоже занял высокое положение, но был поставлен в подчинение своему брату. С тех самых времен бахаи тщательно скрывали этот факт, распространяя более устраивающие их исторические версии. Приведенная здесь история, возможно, и отличается от официальной бахаистской версии, но согласуется с оригинальными историческими документами. Если история Веры Бахаи о чем-то и свидетельствует, так это о том, что этические нормы любви и терпимости редко использовались в высших кругах бахаизма. Горечь, злоба, коварные убийства и отсутствие прощения среди самих основателей этой веры не свидетельствуют в пользу действенности ее нравственного учения.

Несмотря на это, за какие-то 150 лет Вера Бахаи распространилась по всему миру и сейчас насчитывает около 6 млн. приверженцев в 233 странах, имеет 1700 Духовных Собраний только на территории США. Прирост последователей сегодня составляет 5,5% в год по всему миру. Для сравнения, христианство распространяется со скоростью 2,3% в год. Писания Баха-Уллы переведены на 802 языка.

УЧЕНИЕ

Богословие Веры Бахаи, как и её историю, очень трудно изложить в сжатом виде. Хотя эта вера сравнительно молода, ее писания насчитывают сотни томов. Учение часто излагается в символической форме, и толкование многих положений постоянно меняется. Однако в учении бахаизма можно выделить несколько общих моментов:

БОГ: Природа Бога абсолютно непостижима. Он трансцендентен до полной недосягаемости. Баха-Улла говорил о Боге как о «...непостижимой сущности, ...бесконечно высоко превознесенной над всеми человеческими качествами... Он есть и всегда был, сокрыт в древней тайне Своего существа и останется в Своей реальности вечно сокрытым от людских глаз» (Gleanings from The Writings of Baha'u'llah, p. 46-47).

Бог столь трансцендентен, что, будучи творцом всего, Он не является причиной всего. Он просто вечно излучает все сущее. Бог по определению статичен, неизменен, навсегда отделен от созданного Им порядка.

ЯВИТЕЛИ БОГА: личность Явителя Бога - несомненно наиважнейшая фигура и ключевое понятие Веры Бахаи. Великий 500.000-летний цикл истории человечества, начавшийся с Адама, был ознаменован девятью Явителями, о которых нам известно из истории. Это Авраам, Кришна, Моисей, Зороастра, Будда, Христос, Мухаммед, Баб и Баха-Улла. Истинных Явителей можно узнать по ряду признаков, наиболее важные из которых таковы: сама их личность представляет собой самоподтверждающуюся истину, они безгрешны, через них открылось Писание («Книга») и т.д. Баха-Улла - высший среди Посланников, а все прочие были пророками, подготовившими его приход. Таким образом, он является главным Явителем для этого цикла истории человечества. Придут и другие Явители, но они будут руководствоваться откровением Баха-Уллы.

Как учил Баха-Улла, Бог настолько трансцендентен, что никогда не мог бы воплотиться. Скорее, Его Явители выступают в роли чистых зеркал, отражающих качества Бога в этом временном существовании. Первоначальная Воля, вечная эманация, исходящая от Бога, представляет собой трансцендентную жизненную силу, движущую всеми пророками. Эти «отражения» Бога так чисты и совершенны, что «если бы любой из этих всеобъемлющих Явителей Бога объявил: «Я есть Бог», поистине, он сказал бы правду...» (Gleanings from The Writings of Baha'u'llah, p. 54).

Хотя считается, что каждый Явитель в совершенстве отражает одни и те же божественные качества, каждый последующий Явитель более совершенен, чем все предыдущие. Следовательно, он вправе упразднять учения предыдущих пророков, которые подверглись искажению. Таким образом, в богословии бахаи заложен принцип «относительности истины»; учения каждого Явителя являются «абсолютными» только применительно к его собственному поколению.

Явители, по существу, выступают в роли учителей, а не Спасителей в христианском смысле. Вера Бахаи считает человеческую душу изначально добродетельной. Невежество затмило душу и отделило человека от Бога. Бог хочет, чтобы человеческая душа достигла совершенства своей человечности, - для этого каждый должен прийти под «сень Истинного Наставника (Явителя) и получить правильное обучение...» (Some Answered Questions, p. 236). Не имеющие должного образования могут измениться в следующей жизни путем молитв и покаяния.

ИИСУС ХРИСТОС: Баха-Улла говорил: «Знай твердо, что Невидимый никоим образом не может воплотить Свою сущность и открыть ее людям» (Gleanings from The Writings of Baha'u'llah, p. 54). Таким образом, Иисус не может быть настоящим воплощением Бога. И все-таки будет справедливо сказать, что Иисус Христос есть Бог, - но не что Бог есть Иисус Христос. Он - один из многих Посланников, посланных Богом, чтобы помочь человечеству в его духовной эволюции.

Гробница Христа толкуется символически, как «гробница неверия». Фома, видевший воскресшего Христа (Ин. 20:28), в действительности видел только «верующих, готовых страдать за Христа» (Preparing for a Baha'i/Christian Dialog: Understanding Christian Beliefs, p. 142). По словам Абдул-Баха, воскресение представляет собой «...духовный и божест-венный факт, а не материальный...» (Some Answered Questions, p. 104). «Воскресение тела Христова» в действительности было возвращением учения Христа к жизни в его учениках, возрождением их веры. Это представление очень важно для бахаизма, поскольку физическое воскресение вознесло бы Иисуса над всеми другими Явителями благодаря Его победе над смертью.

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

БОГ: Если все сущее является вечной эманацией Бога, то материальная вселенная так же вечна, как и Бог, и логически доказать ее отдельность от Бога невозможно. Богословы бахаизма признавались в склонности к монизму («все едино»). Писания Веры Бахаи, утверждающие отделенность Бога от творения, не решают проблему, но лишь свидетельствуют о внутренней противоречивости учения бахаи. Библия ясно изображает Бога отличным от Своего творения. Будучи неизменным и вечным, Он может творить пространство и время, не затрагивая Свою сущность (Быт. 1:1; Пс. 99:3; Ис. 40:28; 42:5, 44:24; Кол. 1:15-17; Евр. 1:2).

Если Бог абсолютно непознаваем и непостижим, подлинным знанием о Нем не может обладать никто (даже Его пророки и Явители). Напротив, Бог Библии открывает Себя (Евр. 1:1-2), хочет, чтобы Его познали (Ис. 45:22-25, Ос. 11:1-11) и приглашает к общению с Ним (Ин. 14:23, Отк. 3:20). Кроме того, Бог Библии считает ложное учение о Боге достаточным признаком лжепророка, подлежащего наказанию (Второзаконие 13:1-5).

ЯВИТЕЛИ БОГА: Абдул-Баха, Совершенный Образец учения бахаи и Средоточие Откровения, говорил, что Конфуций был пророком (Promulgation of Universal Peace, p. 346). Столь же непогрешимый Хранитель Веры Бахаи Шогги Эффенди, напротив, утверждал: «Конфуций не был Пророком (Явителем)» (Lights of Guidance, p. 349). Они не могут быть правы оба. Столь же несостоятельно с точки зрения логики и безапелляционное заявление Баха-Уллы о том, что истина относительна. Это утверждение противоречит само себе, т.е. бессмысленно. Вера Бахаи провозглашает всех пророков безгрешными. Но Мухаммеду в Коране сказано, что его грех будет прощен Аллахом (Сура 48:1-2). Богословие бахаи нигде должным образом не раскрывает вопрос ни о природе и безнадежности греха, ни о необходимости справедливого воздаяния за грех. Вера Бахаи пытается трансформировать нравственность человека путем обучения и признания Посланников. Она пытается сделать плохих людей хорошими. Христианство же добивается того, чтобы мертвые ожили (Ин. 10:10, Еф. 2:1-6).

Шоги Эффенди пишет: «...великие мировые религии божественны по происхождению... они отличаются лишь в несущественных аспектах своего учения» (The Call to the Nations, p. xi). В таком случае, взгляды основателей всех религий по такому основополагающем вопросу, как учение о Боге, должны совпадать. Но это не так. Либо Явители противоречат друг другу (в таком случае невозможно отличить истинных Явителей от ложных), либо Бог противоречит Сам Себе (полный абсурд), либо Вера Бахаи ложна.

ИИСУС ХРИСТОС: Бахаисты считают учение Баха-Уллы о том, что «Бог не может воплотиться», истинным «откровением» просто потому, что Баха-Улла так сказал. Однако подобные рассуждения неприемлемы с точки зрения логики, их нельзя ни доказать, ни опровергнуть, а следовательно они не имеют никакой ценности.

Библия называет Христа сиянием славы Божьей, Его образом, а не просто отражением (Евр. 1:3). Христос существовал как Бог, прежде чем воплотился в человека и пришел на землю (Ин. 1:1-3, 14). Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 1:14-6). Его истина и спасение предназначались не только для Его времени, но и для людей всех времен (Мф. 28:18-20; Деян. 4:12; 1 Тим. 2:5; Фил. 2:6-11; Иуды 3). Иисус воскрес физически (Ин. 20:17-20, 27; Лк. 24:15, 39-43), как и обещал (Ин. 2:19-21). Апостолы свидетельствовали о физическом воскресении Спасителя (Деян. 2:24-32; 4:10; 17:31; Рим. 1:4; 1 Кор. 15:3-4). Нужно полностью отказаться от буквального понимания библейского текста, чтобы найти в нем какой-либо иной смысл.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мартин, Уолтер. Царство культов. - СПб: «Логос», 1992. - 351с.

Список исследовательской литературы на ресурсе Бахаи: http://www.bahaiarc.org/collections/research