Свидетели Иеговы

ОСНОВАТЕЛЬ: Чарльз Тэйз Расселл.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1879 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» выходят два раза в месяц. Кроме того, ежегодно публикуются одна-две книги для изучения тех или иных вопросов учения. (Сейчас в России активно используется «Познание, ведущее к вечной жизни» (1995), «Слушайте Великого Учителя» (1995), «Секрет семейного счастья» (1996), «Библия - Слово Бога или слово человека?» (1998), «Существует ли заботливый Творец?» (1998), «Внимайте пророчеству Даниила» (1999).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: центр находится в Бруклине, г. Нью-Йорк. Во главе Общества стоит президент и группа людей под названием «Руководящая Корпорация». Эта группа контролирует все стороны деятельности организации, в том числе материалы, написанные для журналов и учебников.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: поместное собрание называется «Залом Царства». Иногда Общество именует себя «Теократической организацией» или организацией, управляемой Богом.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: «Свидетели Иеговы». Общество Сторожевой Башни. Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, Inc.; Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc.; International Bible Students Association (IBSA).

ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 20 апреля 2017 г. Верховный суд РФ признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией, ликвидировал и запретил ее деятельность на территории страны.

ИСТОРИЯ

Чарльз Тэйз Расселл родился в 1852 г. В 1879 г. он основал журнал Zion's Watch Tower («Сторожевая Башня Сиона»), а позднее, в 1884 г., зарегистрировал свою группу под названием «Zion's Watch Tower Tract Society» («Общество брошюр Сторожевой Башни Сиона»). Начав с отрицания христианского учения об аде, он отверг почти все остальные учения христианства и заменил их многочисленными учениями собственного изобретения, опасными и физически и духовно. Многие из этих необычных и странных учений можно было найти в его шеститомном труде «Изучение Писаний».

Имея всего несколько последователей, в 1880-х годах Расселл начал распространять свое учение по всему миру. В 1893 г. в Чикаго состоялся первый «национальный конгресс». В нем участвовало «примерно 360» приверженцев учения Расселла. Закрывая этот конгресс, Расселл заявил: «Чикагская баптистская церковь «Голгофа» любезно разрешила нам воспользоваться их баптистерием, и, в общей сложности, 70 человек символизировали свое крещение в смерть Христа погружением в воду» (Jehovah's Witnesses in The Divine Purpose [«Свидетели Иеговы в божественном промысле»], p. 33). Именно из этого первого национального конгресса и берет свое начало современная практика поместных конгрессов.

В 1916 г. Расселл умер, и его сменил второй президент, Джозеф Франклин Ратерфорд. «Процесс замены писаний Расселла работами Ратерфорда начался в 1921 г. публикацией ратерфордовской «Арфы Божией» (Harp of God). С 1921 по 1941 г. Ратерфорд написал двадцать книг и множество брошюр, которые постепенно изменили учение и структуру организации, оставленные ему в наследство Расселлом» (G. Melton, Encyclopedia of American Religions, p. 485).

Одна из книг Ратерфорда, а именно седьмой том «Изучения Писаний», вызвала многочисленные споры. Своими изменениями в организации Ратерфорд нажил себе многочисленных критиков. Часть давнихприверженцев учения Расселла покинула группу и основала собственную организацию. Именно так возникло «Laymen's Home Missionary Movement» («Национальное миссионерское движение рядовых прихожан»), а позднее - «Рассветная ассоциация исследователей Библии» (Dawn Bible Students Association). Поскольку эти и прочие отколовшиеся группы вносили путаницу своими названиями, в 1931 г. название организации было официально изменено на «Watch Tower Bible and Tract Society» («Общество Сторожевой Башни») (Jehovah's Witnesses In the Divine Purpose, pp. 125-127).

Именно в правление Ратерфорда начался феноменальный рост организации. В 1928 г. организация насчитывала 44 000 членов, а к моменту его смерти в 1942 г. количество последователей превысило 115 000. Отчасти, столь стремительный рост объясняется настойчивыми утверждениями Ратерфорда о приближении конца света и о том, что Армагеддон может случиться в любой день.

Следующий президент, Натан Хомер Норр, рационализировал структуру организации и положил начало стратегии всемирной проповеди, которая сохранилась до наших дней. В 1943 г. он основал «Библейскую школу Галаад». Она явилась предтечей современных методов обучения Свидетелей Иеговы. В правление Норра увидел свет «Перевод Нового Мира». Этот перевод, изданный шестью томами с 1950 по 1960 г., обосновывает многие учения Свидетелей Иеговы, но игнорирует общепринятые правила перевода. К моменту смерти Норра в 1977 г. Общество Сторожевой Башни насчитывало более 2,2 млн. членов («Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1978 г.», с. 30).

В правление Фредерика У. Франца, четвертого президента Общества, число последователей Сторожевой Башни превысило 4 миллиона человек. После смерти Франца в 1992 г. у руля организации встал нынешний президент Мильтон Дж. Хеншель.

Свидетели Иеговы в России. «Современная история Свидетелей Иеговы в России началась более 100 лет назад. В феврале 1887 г. в главном издании Свидетелей, журнале «Сторожевая башня», было опубликовано письмо, адресованное Ч. Т. Расселлу. В нем сообщалось о посылке экземпляра журнала «по почте в разные места, даже в Россию». В 1891 г. Расселл совершил поездку в Россию, где он встречался с верующими, выступал с проповедями. Наибольшую известность в конце 19 века получила миссионерская деятельность Семиона Козлицкого, возвратившегося в 1891 г. в Россию после интенсивного изучения вероученияСвидетелей Иеговы. После февральской революции 1917 г. в различных частях России возникают группы и собрания Исследователей Библии, налаживается распространение «Сторожевой башни»... В 1949 и 1951 гг. Свидетели Иеговы подвергались в Советском Союзе преследованиям, лишениям свободы, ссылкам... В 1990 году был зарегистрирован «Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР». 11 декабря 1992 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало Свидетелей Иеговы как религиозное объединение. Собрания проходят в Залах Царства - помещениях, построенных или арендуемых Свидетелями Иеговы. Признанными членами собрания считаются принявшие водное крещение. Собрания Свидетелей проходят три раза в неделю. Еженедельно проводятся занятия в школе проповеднического служения. Организуются конгрессы: районные - дважды в год, областные - раз в год...

В России ими распространяются журналы «Сторожевая башня» (650 тыс. экземпляров), «Пробудитесь!» (600 тыс. экземпляров), учебная литература, руководства и наставления. Некоторые издания печатаются на языках народов России» (Религии народов России: Словарь. - М.: Республика, 1999 - сс. 462-463).

Управленческий центр Общества Сторожевой Башни в России находится в пос. Солнечное под Санкт-Петербургом. По официальным данным, на конец 1999 г. в России насчитывалось 102 513 активных Свидетелей, объединенных в 904 поместных собрания («Сторожевая башня», 1 января 2000). Прирост по сравнению с 1998 г. составил почти 10 000 человек.

Свидетели Иеговы в Украине. Управленческий центр находится во Львове. Несмотря на то, что население Украины в 3 раза меньше населения России, по официальным данным («Сторожевая башня», 1 января 2000) по числу активных членов (99 998 чел.) украинские Свидетели почти догнали, а по числу собраний (937) уже обогнали российских единоверцев. Прирост по сравнению с 1998 г. составил почти 10 000 человек.

Отколовшиеся от Свидетелей группы. На территории СНГ существует 4-5 организованных групп, в разное время отколовшихся от Общества Сторожевой Башни. Несмотря на то, что эти группы не могут сравниться с бруклинской организацией ни по размерам, ни по влиянию, они продолжают существовать и расти. Их деятельность особенно интересна тем, что они продолжают издавать и распространять старые публикации Сторожевой Башни на русском и украинском языке (начиная с 1920-х годов).

Помимо этих крупных централизованных объединений, некоторые бывшие Свидетели Иеговы, разочаровавшиеся в политике Общества Сторожевой Башни, но все еще придерживающиеся его основных вероучений, также объединяются в небольшие разрозненные группы.

УЧЕНИЕ

ТРОИЦА: Джозеф Ратерфорд недвусмысленно подтвердил, что Свидетели Иеговы не верят в библейское учение о Троице. Он утверждал: «Истоки учения о Троице восходят к древним вавилонянам, египтянам и прочим древним мифологам. Иудеи и христиане не оспаривают того, что эти древние народы поклонялись бесовским богам, и что Израиль, образцовый Божий народ, был предупрежден не смешиваться с ними из-за этого. В таком случае получается, что Бог не был автором этого учения. Таким образом, очевиден вывод о том, что родоначальником учения о Троице является сатана.

Тем не менее, люди, искренне желающие знать истинного Бога и служить ему, находят для себя несколько затруднительным любить сложного, странно выглядящего, трехголового Бога и поклоняться ему. Священники, внедряющие такие мысли, тут же, следующими своими словами, опровергнут себя, утверждая, что Бог создал человека по своему образу; ибо никто никогда еще не видел трехголовое человеческое существо» (Let God Be True [«Да будет Бог истинным»], 2d edition, pp. 101-102).

БОГ ОТЕЦ: Сторожевая Башня называет Его Иеговой и считает единственным истинным вечным Богом, Всемогущим. Свидетели Иеговы пишут: «Следовательно, было время, когда Иегова был совершенно один в просторах Вселенной» (Let God Be True, p. 25). И первым творением одинокого Иеговы был Его Сын.

БОГ СЫН: Сторожевая Башня последовательно отрицала божественность Христа. В правление Норра Сторожевая Башня утверждала: «Так, например, Библия демонстрирует, что есть только один Бог, Всевышний и Всемогущий. И что Сын, как Первородный, Единородный и «творение Божье», имел начало» (From Paradise Lost To Paradise Regained [«От рая утерянного к раю обретенному»], p. 164).

Далее говорилось: «Это доказывает, что Архангел Михаил - никто иной, как единородный Сын Бога, ныне Иисус Христос. Само имя Михаил означает «кто подобен Богу?» и указывает на то, что Богу Иегове нет подобных или равных, и что его Архангел Михаил является егозащитником и поборником» (New Heavens and New Earth [«Новые небеса и новая земля»], pp. З0-З1).

БОГ СВЯТОЙ ДУХ: Как и многие другие культы, Свидетели Иеговы отрицают божественность Святого Духа. Они писали: «Но у святого духа нет личного имени. Дело в том, что святой дух не является разумным существом. Он - безличная, невидимая действующая сила, источник и резервуар которой находится в Боге Иегове, и которую Он использует для исполнения Своей воли даже на огромных расстояниях, измеряемых световыми годами пространства» (Let Your Name be Sanctified [«Да святится имя Твое»], p. 269).

УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА: В соответствии с учением Свидетелей Иеговы, человека ожидает одна из трех возможных участей. Помазанники (144 000) попадут на небеса, где будут править с Богом Иеговой. Остальные верные Свидетели Иеговы (не принадлежащие к числу 144 000) будут вечно жить в раю на Земле. Принадлежность к этим двум группам во многом определяется членством в Обществе и хождением по домам с проповедью учения Сторожевой Башни. Те, кто не является членом организации, будут уничтожены Богом Иеговой и перестанут существовать. В богословии Сторожевой Башни не существует понятия вечного воздаяния или ада (Let God Be True, pp. 90-95, 289).

ДРУГИЕ ДОКТРИНЫ

1. C момента своего возникновения Сторожевая Башня снова и снова ложно предсказывала конец света. Высказанные в той или иной форме предсказания конца света в 1914-м, 1918-м, 1925-м, 1975-м году обеспечивали организации устойчивый численный рост.

2. Запрещая своим членам делать прививки, трансплантацию органов и переливание крови, Сторожевая Башня обрекла на смерть многих людей. Интересно, что сейчас Сторожевая Башня считает вакцинацию и пересадку органов допустимыми, вопреки своим прежним взглядам по этому вопросу.

3. Сторожевая Башня издавна запрещает своим членам любого рода участие в политике и службу в армии.

4. Сторожевая Башня утверждает, что многие семейные традиции имеют языческие корни, и считает предосудительным празднование дней рождения, Рождества, Пасхи и большинства других праздников.

БИБЛИЯ МАКАРИЯ

В 1996 г. на русском языке была издана так называемая «Библия Макария», в которую вошли Новый Завет в Синодальном переводе 1863 г. и синкретический (составленный из нескольких переводов) текст Ветхого Завета. «Она представлена как воспроизведение издания «Православного обозрения». Это не совсем так. Перевод книг Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Руфь дан по изданию Восьмикнижия РБО. Мотив отхода издателей от перевода архим. Макария в данном случае представляется вполне прозрачным - это как раз те книги, в которых у о. Макария форма «Иегова» не встречается, так как переводчик пользовался именем-заменой «Господь». В книгах Бытие, Исход, Судей, где в переводе везде стоит «Иегова», издатели следуют «Православному обозрению» с той особенностью, что личные библейские имена ими даются в традиционной славянской транскрипции (в отличие от о. Макария), и это характерная черта всего издания. В последнем выбор также понятен - нет никакого смысла менять привычное прочтение там, где это впрямую не связано с особенностями доктрины.

Так, при ближайшем рассмотрении издание «Свидетелей» оказывается во многом несоответствующим работе архим. Макария. Остается лишь посетовать, что имя о. Макария оказалось связанным с сомнительными «упражнениями» недобросовестных издателей» (Тихомиров Б. А. Предисловие//«Пятикнижие Моисея» в переводе архимандрита Макария. - СПб: РБО, 2000. - с. XXXV).

Еще одной особенностью этого издания являются «Темы для библейских разговоров», расположенные в конце Библии Макария. Эти темы составлены на основании учения Свидетелей и противоречат библейскому христианству.

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

1. Свидетели Иеговы полагают, что есть только один истинный Бог, однако они отрицают библейское понятие Троицы, которое состоит в том, что Отец - Бог, Сын - Бог, и Святой Дух - Бог. Бог один: Ис. 43:10; 44:6-8; 45:5-6, 18, 22; 1 Кор. 8:4. Отец - Бог: 2 Пет. 1:17; Фил. 2:11. Сын - Бог: Ин. 1:1; 8:58; Рим. 9:5; Фил. 2:6-9; Евр. 1:8. Святой Дух - Бог: Деян. 5:3-4.

2. Вопреки учению Сторожевой Башни, Иисус - не творение и не ангел, а Творец. Ин. 1:2-3; Кол. 1:16; Евр. 1:6; Откр. 22:8-9.

3. По Библии, Святой Дух - не только Бог, но и несомненно является Личностью. Ин. 16:13-14; Деян. 8:29; 13:2.

4. Человек не может заслужить Божью благосклонность своей принадлежностью к Свидетелям Иеговы и проповедью по домам. Спасение за-висит от наших взаимоотношений с Иисусом Христом. Ин. 3:3, 16-20; Деян. 4:12; Рим. 3:24-26; 1 Ин. 1:7-10.

5. Библия ясно говорит, что всякий человек будет существовать вечно - либо в месте, именуемом небесами, либо в месте вечных мучений. Небеса: Ин. 14:1-3; Откр. 6:9. Ад: Мф. 23:33; 25:41, 45; Откр. 20:14.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боа, Кеннет и Литтл, Пол. Лабиринты веры и путь к истине. - Slavic Gospel Press, 1992. - 316с.

2. Керн, Герберт. Как противостоять «Свидетелям Иеговы». - СПб: «Андреев и согласие», 1995. - 54с.

3. Кунда, Тадеуш. Священное Писание противоречит науке Свидетелей Иеговы. - Армавир, 1996. - 48с.

4. Кураев (Андрей, дьякон). Если Бог есть любовь... - Москва: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. - 122с.

5. Мартин, Уолтер. Царство культов. - СПб: «Логос», 1992. - 351с.