Сахаджа Йога

ОСНОВАТЕЛЬ: Шри Матаджи Нирмала Деви (Нирмала Шривастава), (21 марта 1923 г. в Индии., ум. 23 февраля 2011 г.)

ДАТА ОСНОВАНИЯ: май 1970 г.

ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ: Сахаджа Йога или «Вишва Нирмала Дхарма» («Вселенская Чистая религия»).

ИСТОЧНИКИ УЧЕНИЯ: Наставления Шри Матаджи во время пудж, публичных программ, лекций и семинаров (доступны в форме брошюр и записей на DVD). Книги Шри Матаджи Нирмала Деви.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ: Официальный российский веб-сайт Сахаджа Йоги, «Еженедельная Интернет-газета Сахаджа-йогов России и Ближнего Зарубежья».

ЦЕНТРЫ: Сахаджа Йога имеет отделения в 67 странах мира. В России наиболее влиятельными являются сахаджцентры Москвы и Тольятти.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ: Сахаджа Йога появилась в России в 1989 г., зарегистрирована как религиозная организация движения «Вишва Нирмала Дхарма» в Санкт-Петербурге с 1996 г. В декабре 2003 г. был создан Всемирный Совет по распространению Сахаджа Йоги, состоящий из 34 национальных лидеров и возглавляемый Шри Матаджи. В 2006 г. гуру утвердила состав Российского Национального Совета во главе с Д. Коротаевым. В РФ также действует отделение молодежного союза «Нирмал Сангха Юва Шакти» («Чистый Союз Молодых Энергий»). Россия принимает участие в Проекте «1000 лепестков», который «должен принести на российскую землю благословения Божественности, внести вклад в общемировой процесс распространения Сахаджа Йоги и признания великой инкарнации современной эпохи — Шри Ади Шакти Нирмалы Деви» (http://pr1000.sahajayoga.ru). В задачу Проекта входит проведение в 1000 городов России публичных программ самореализации и поддержка «заинтересованных искателей» в этих городах. Филиалы движения регистрируются как общественные или благотворительные организации. Во многих городах постоянно проводятся встречи групп самореализации для начинающих, а также периодические публичные программы. Российские Сахаджа йоги регулярно посещают международные пуджи (поклонения).

ЧИСЛЕННОСТЬ: По статистическим данным «Проекта 1000 лепестков», Сахаджа йоги есть почти в 200 российских городах с населением более 3000 человек, во многих из них действуют Городские Советы по распространению Сахаджа Йоги.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Великая Мать, инкарнация Ади Шакти, самореализация, энергия Кундалини, медитация, состояние безмыслия, вибрационное осознание, метанаука, эволюция сознания, трансформация общества, Эпоха Водолея, Кали Сатья и Кали Юга.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Нирмала Шривастава родилась 21 марта 1923 г. в знатной семье и была крещена по христианскому обряду. В детстве она проводила много времени в ашраме (святилище) Махатмы Ганди, соратника ее отца, а затем принимала активное участие в борьбе за освобождение страны, что помешало ей пройти полный курс медицинского образования. После обретения Индией независимости Нирмала вышла замуж за Чандику Прасада Шриваставу, будущего сэра Си Пи, сделавшего блестящую карьеру дипломата. Воспитав двух дочерей, Нирмала Шривастава начала духовные поиски в традиции индуизма, окунувшись в мир йоги, медитации и общения с гуру.

Нирмалу привлек Ачарья (духовный учитель) Чандра Мохан Джан (более известный под именами Раджниш и Ошо): он проводил групповые медитации, учил о чакрах, энергии Кундалини и шактипат (передаче духовной силы от гуру к ученику взглядом, словом, прикосновением или мысленно для спонтанного пробуждения энергии Кундалини). Шактипат считается началом духовной эволюции человека. Нирмала неоднократно посещала гуру в Бомбее, а в 1970 г. присоединилась к сотням других последователей Ачарьи в лагере близ Наргола. Там она пережила особое ощущение, которое Раджниш назвал просветлением: Нирмала ощутила благодать и увидела Кундалини — изначальную силу внутри человека, которая, по ее словам, есть Дух Святой. Однажды гуру и его ученица остановились в ашраме у Свами Муктананды — представителя школы йоги, которая придает особое значение шактипат и известна под названием Сиддха Йога или Сахаджа Йога. К тому моменту Свами Муктананда уже активно пропагандировал Сиддха Йогу на Западе. По мнению Раджниша, Нирмала не могла смириться с мыслью, что такой «фигляр», как Муктананда, достиг положения великого духовного учителя. И она приняла решение стать гуру.

Считается, что Нирмала Шривастава пришла к удивительному открытию, как сделать самореализацию доступной для широкой публики, 5 мая 1970 г. Свое учение она предположительно выстроила по книге Васанта Реле «Таинственная Кундалини», изданной в 1927 г. Она соотнесла энергетические центры (чакры) с нервными сплетениями автономной нервной системы, энергетические каналы (ида и пингала нади) — с симпатической нервной системой, центральный канал (сушумну) — с парасимпатической нервной системой, а муладхару, где покоится в свернутом состоянии сила Кундалини, — с крестцовой косточкой. Нирмала Шривастава начала миссию по спасению человечества с лечения внушением, а в 1979 г. объявила своим последователям, что она — богиня, воплотившаяся на Земле, чтобы придать смысл творению. Именно она, Великая Мать, пришла освободить человечество и установить Царство Небесное.

ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ САХАДЖА ЙОГИ

Сахаджа Йога — культ, характеризующийся смешением элементов вольно истолкованных индуистских верований и христианского учения, тантризма и философии Новой Эры. Самореализация, медитативная практика и духовное развитие: Пословам Шри Матаджи, «Сахаджа-йога означает, что искатель истины (садхака) имеет от рождения право получить самореализацию… спонтанно… Это тонкая энергия, которая выполняет всю живую работу, и которую нельзя почувствовать на уровне человеческого осознания. Это последний прорыв, который предстоит сделать человеку, и для этого у него в спинном и головном мозгу имеется совершенный живой механизм… Когда Кундалини поднимается, то в осознании человека начинается новый жизненный процесс, ведущий к духовному росту. Это развитие духовной жизни представляет новое состояние, в котором человек начинает расти в его врожденной Божественности. Это просветляет физическое, психическое, эмоциональное и духовное существо человека» («Сахаджа-йога», 1992, с. 3-4). Сахаджа йоги должны постоянно быть в соединении с всепроникающей энергией (Брахма Чайтаньей) и ощущать течение божественных вибраций с помощью центральной нервной системы.

Превосходство Сахаджа Йоги над другими религиями: Официально Сахаджа Йога определяет себя как мировоззрение, признающее божественную суть происхождения Вселенной. Нередко о ней пишут как о научной философии, метанауке, созданной Шри Матаджи и дающей новые знания в обход современной науки (Братья Шанти, 2006).

Однако Великая Мать утверждает, что Сахаджа Йога является «принципом» или «квинтэссенцией всех религий» и соединяет в себе лучшее из них. «Религии сейчас располагают лишь частичными знаниями, которые необходимо дополнить и доказать их подлинность с помощью Сахаджа-йоги» («Сахаджа-йога», 1992, с. 11-12, 24).

Трансформация общества и начало Золотого Века: Член Всемирного Совета по распространению Сахаджа Йоги и активный проповедник учения Грегуар де Калберматтен утверждает, что в Эпоху Водолея каждый должен понять смысл жизни и достичь эволюции сознания. «Вибрационное осознание» Сахаджа йогов (состояние просветления нервной системы с помощью энергии Кундалини) ощущает всеобщий упадок не как конец света, а как начало Кали Юги, Золотого века. По его мнению, аскетические техники затворников, медитирующих вдали от мирской суеты, неэффективны. Шри Матаджи дарует подлинное, изначальное знание о Всевышнем Боге, Божественных инкарнациях и силе Кундалини. Одним лишь движением руки или прикосновением она открывает Царство Божье и дарует истинное освобождение посредством самореализации (The Advent, 2002).

Шри Матаджи Нирмала Деви: Воплощение силы всемогущего Бога, в индуизме — всего пантеона индийских божеств, включая Брахму, Вишну, Шиву, их жен и Ганешу; в иудаизме — Иеговы, Авраама, Моисея, в христианстве — Христа, Святого Духа, Девы Марии; в буддизме — Будды; в исламе — Мохаммеда, Хасана и Хусейна, Хазрата Али и Фатимы. Все божества, пророки, святые подчиняются Шри Матаджи, ибо она их сотворила и находится с ними в постоянном общении.

Шри Матаджи — всеведущая богиня, она всегда права, только от нее исходят благословения. Ее слово — закон, ее взгляд несет радость благословения или горечь проклятия. Беды и несчастья людей как на индивидуальном, так и на коллективном уровне — результат воздействия «отрицательных сил» или, в конечном итоге, неверия в ее сущность. Все природные катаклизмы возникают в результате неодобрительного отношения Шри Матаджи к чему-либо. Все, к чему она прикасается, священно (Sahaja Yoga: Facts and Warnings from Exmembers). Богиня — источник веры людей; она отвечает на молитвы верующих в нее.

Освобождение от перерождений: Дар, который передается от духовного учителя к человеку и требует последующего поклонения гуру.

Представления о человеке: Собственный дух человека (Атма) является отражением Бога Всемогущего (Парамешвары). Благодаря самореализации Сахаджа йоги обретают праведность и религиозность, становятся просветленными и гармоничными личностями.

Жизнь после смерти: На Сахаджа йогов распространяется закон кармы, и после смерти следует цикл перерождений. В отличие от представлений традиционного индуизма, преданные Сахаджа йоги могут обрести вечную жизнь посредством самореализации и управлять душой после смерти, т.е. контролировать реинкарнацию.

САХАДЖА ЙОГА О ХРИСТЕ И ЦЕРКВИ

«Когда дело касается религии», — недоумевает Шри Матаджи, — «то почему-то все хотят следовать только Христу, только Мухаммаду Саибу или только Будде. В Сахаджа Йоге мы имеем всех их, и они превосходным образом активизируют Кундалини» («Сахаджа-йога», с. 13). Святые прошлых времен помогают Сахаджа йогам в «благородной миссии»установления Сатья Юги (Там же, с. 9).

Иисусу Христу отводится особая роль открывателя Агия-чакры, шестой чакры на пути Кундалини, расположенной в центре лба; иногда о ней говорят как о «третьем глазе». Там обитает Христос, достигший просвещения и ставший Буддой. Ключ к ней — «абсолютная и спонтанная непосредственность ребенка, исходящая из чакры на уровне сердца (анахаты), мира Шивы, о котором говорил Господь Иисус: „Истинно говорю вам. Кто не примет Царства Божия, как дитя малое, тот не войдет в него“ (Лука 18.17)» (The Advent, 2002, с. 25). Шри Матаджи учит, что Агия-чакра — врата рая, и все Сахаджа йоги должны пройти через них. Она дает свое толкование миссии Христа: «Для него все эти мучения были ничем, потому что целью Его жизни, Его пришествия, Его Инкарнации было открытие Агии-чакры» (Пасхальная Пуджа, 19 апреля 1998, Стамбул, Турция).

Она говорит,что Христос пришел на Землю, чтобы возвыситься над обыденным сознанием. «...И это стало возможно только лишь благодаря воскресению Христа. Он воскресил Самого Себя, потому что был Божественной Личностью. Но и мы воскрешены благодаря тому, что благословлены Божественностью» (Пасхальная Пуджа, 25 апреля 1999, Стамбул, Турция).

Шри Матаджи отождествляет Христа с Ганешей (божеством с головой слона). Кроме того, согласно учению Шри Матаджи, Махавишну (то есть Христос, или девятое воплощение бога Вишну) помогает богу Яме, ответственному за смерть людей, решить, куда им пойти — в ад или рай. Их работа заключается в том, чтобы «вывести из тела дух и поместить его в надлежащее место» (Пуджа Шри Вишну, 13 июля 1994, Париж, Франция).

Выказывая уважительное отношение к божественным воплощениям и святым реализованным душам, Сахаджа Йога очень холодно относится как к христианам, видя в них только отрицательные качества, так и к самому институту Церкви. Апостол Павел — «первый антисемит христианского мира», «женоненавистник», «редактировавший Библию» на свой лад, — стал для культа воплощением «системы». Именно он внушил Церкви отвращение к ее мистическому наследию, предал замысел Иисуса, пойдя против остальных апостолов-иудеев, а также подавил гностиков, постигших учение Христа («Метасовременная эпоха»; The Third Advent, 2003).

РИТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В САХАДЖА ЙОГЕ

Сахаджа йоги почитают Шри Матаджи Нирмалу Деви (Уважаемую Великую Мать Чистую Богиню) как инкарнацию Святого Духа или Ади Шакти («Изначальную Силу Бога» — Его верховную женскую ипостась). Она пришла спасти человечество в эпоху тьмы — Кали Сатью. Сведения о том, «кто она есть на самом деле», открываются неофитам постепенно, чтобы не шокировать их информацией о том, что Шри Матаджи является воплощением всех божеств и основателей мировых религий: «…необходимо, чтобы вы почитали меня. И это поклонение неизменно, это условие неизменно» (Семинар, Коули Манор, 31 июля 1982 г.).

Основными ритуальными практиками Сахаджа йогов являются поклонение Шри Матаджи (по фотографии или персонально во время пудж) как воплощению всех ликов Всевышнего Бога и медитация. С фотографией Матери следует бережно обращаться, желательно обрамлять в серебро. Снимок помещают на алтарь, перед ним ставят цветы и сладости, зажигают свечу; на стекле на лбу Шри Матаджи рисуют тилаку (красную точку) и свастику на ногах (символ созидания и разрушения — противоположных сил, придающих устойчивость миру). Сахаджа йоги ежедневно читают молитвы перед алтарем, т.е., в сущности, совершают повседневный индуистский ритуал. Утром и вечером перед портретом Шри Матаджи проводятся медитации с использованием специальных техник очищения чакр.

Коллективное поклонение и медитация происходят в центрах Сахаджа Йоги или ашрамах и обычно сопровождаются просмотром видеозаписей с выступлениями или лекциями Шри Матаджи. На массовые пуджи, организуемые по всему миру, допускаются Сахаджа йоги, утвержденные На циональным Советом.

ОТВЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИБЛИИ

Бог — Творец всего (Быт. 1; Пс. 32:6-9; Деян. 17:24, 25), Он — живой Бог (Пс. 41:3), Бог богов и Владыка владык (Втор. 10:17).

Иисус Христос — Сын Божий, единосущный Отцу (Кол. 1:12-17; Ин. 10:30). Он — Спаситель мира и его Судья (1 Ин. 4:14; Деян. 17:31).

Бог сотворил человека по образу и подобию Своему; человек не тождественен Богу (Быт. 1-2; Еф. 2:10).

Бог пробуждает веру в человеке (Ин. 6:44; Рим. 10:17). Верующего человека направляет Святой Дух (Ин. 14:26; Еф. 1:17; Рим. 8:14).

Человек грешен и не способен сделать что-либо для своего спасения (Деян. 10:43) — искупления и вечной жизни с Богом (1 Кор. 15:51-54; Отк. 21:3). Праведность человеку вменяется по вере во Христа (Рим. 4:23-25).

Человеку положено один раз умереть, а затем — суд (Евр. 9:27). Праведники унаследуют Царство Небесное, а грешники будут осуждены на вечные муки (Мф. 25:31-37).

Познание истины и духовный рост достигаются посредством веры, молитвы, изучения Священного Писания и исполнения заповедей (Ин. 5:24; Иис. Н. 1:8; 2 Тим. 3:14-17; Кол. 4:2; Втор. 11:18-21; Мф. 22:37-40; Гал. 5:22, 23).

Бог призывает христиан к упованию на Бога, познанию воли Божьей и разумному служению (Фил. 4:4-9; 1 Ин. 5:20; Рим. 12:1, 2).

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Братья Шанти. Метод духовного развития и трансформации человека. СПб., 2006.
  2. Ее Святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви. Метасовременная эпоха. URL: http://sahajanews.com/index.php?newsid=11 (загружено 03 мая 2008 г.)
  3. Обращение к Сахаджа йогам России. URL: http://www.pr1000.sahajayoga.ru/statist1.php (загружено 09 апреля 2008 г.)
  4. Сахаджа йога — официальный российский сайт. URL: http://www.sahajayoga.ru/
  5. Семинар, Коули Манор, 31 июля 1982 г. URL: http://www.freewebtown.com/sahajayoga/index1.htm (загружено 20 марта 2008 г.)
  6. Цитаты из лекций Шри Матаджи. URL: http://www.sahajayoga.ru/quoties.htm (загружено 03 мая 2008 г.)
  7. Шри Матаджи Нирмала Деви. Сахаджа-йога. М.: ИВФ Антал, 1992.
  8. Kakar S. Shamans, Mystics and Doctors: A Psychological Inquiry into India and It's Healing Traditions. Chicago, IL: University оf Chicago Press, 1991.
  9. Kalbermatten G. de. The Advent. Daisyamerica LLC, 2002.
  10. Kalbermatten G. de. The Third Advent. Daisyamerica LLC, 2003.
  11. Sahaja Yoga: Facts and Warnings from Exmembers. URL: http://www.sahajayoga.org/(загружено 05 мая 2008 г.)

Материал подготовлен в 2008 году.