GI-010

Бостонская Церковь Христа

ОСНОВАТЕЛЬ: Кип Мак-Кин.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1979 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: журнал Upside Down (ранее назывался Discipleship).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Жесткая структура, директором и бесспорным лидером которой является Маккин. Под руководством Мак-Кина находится группа старейшин, включая Эла Бэрда (Al Baird) и Боба Джемпеля (Bob Gempel). Под началом старейшин находятся евангелисты, в том числе Гордон Фергюсон (Gordon Ferguson).

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Лидеров церкви называют наставниками; ученик, первые принципы.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Бостонское движение.

ИСТОРИЯ
Почти как и все группы с сомнительной репутацией, возникшие в 1980-х годах, Бостонская Церковь Христа (БЦХ) откололась от более крупного движения. Кэрол Джиамбалво (Carol Giambalvo), сотрудник организации Cult Awareness Network, написала краткий, но точный исторический обзор. Она сообщает: «Это движение называлось «Кроссроудским движением», потому что возникло в Кроссроудской Церкви Хрис-та усилиями Чака Лукаса, проповедника из студенческого городка Университета Флориды. После того, как Чак Лукас был изгнан из Кроссроудской церкви в августе 1985 г. «за повторяющиеся грехи в его жизни», руководство движением взял на себя Кип Мак-Кин. Еще будучи студентом Университета Флориды, Мак-Кин учился у Чака Лукаса принципам ученичества».

«Как Мак-Кин, так и Роджер Лэмб, в апреле 1977 г. были смещены с проповеднического служения среди студентов в г. Чарльстон, штат Иллинойс, решением церкви г. Хьюстон, штат Техас, которая поддерживала их материально. Это произошло в то время, когда в средствах массовой информации стало появляться все больше свидетельств того, что деятельность этого движения носит культовый и манипулятивный характер. Из Чарльстона Мак-Кин перебрался в г. Лексингтон, штат Массачусетс, где, благодаря применению принципов ученичества, церковь стала быстро расти» (Cult Awareness Network News, май 1989, с. 7).

В своем «Отчете за десять лет» Мак-Кин вспоминает об этом быстром росте Бостонского движения. Он пишет: «В моей памяти все еще жива история о том, как 1 июня 1979 г. мы с Еленой выбрались на джемпельское шоссе. Все более ясное понимание истинного новозаветного ученичества позволило Духу привести ко Христу 103 человека уже в первый год! Преумножение продолжилось и в следующем году, когда были крещены 200 человек; 256 - в третьем году; 368 - в четвертом; 457 - в пятом; 679 - в шестом; 735 - в седьмом; 947 - в восьмом; 1424 - в девятом; а в нынешнем, десятом году, во Христа был крещен 1621 человек!» (цит. по книге Джерри Джоунса What Does the Boston Movement Teach?, т. 1, с. 125).

В 1982 г. Бостонское движение начало создавать свои дочерние церкви. Эти церкви расположены в ключевых городах по всему миру. Первые две были созданы в Чикаго и Лондоне. Затем, в 1986 г. вступила в действие программа под названием «Реконструкция». Она подразумевала замену служителей в церквях, принадлежащих к прежнему движению Церквей Христа (Кроссроудс), проповедниками, обученными в Бостонской Церкви Христа (там же, сс. 126-127).

Хотя Бостонское движение возникло под покровительством Кроссроудской Церкви Христа из г. Гейнсвилль, штат Флорида, в 1988 г. эта церковь «официально отделилась» от Бостонской группы (CAN News, май 1989). Движение, начавшееся с 30 членов, выросло во «всемирную империю из 103 общин от Калифорнии до Каира, с общим количеством посещающих воскресные собрания 50 000 человек» (Time, 18 мая 1992, с. 62).

УЧЕНИЕ
«Десять лет назад Север Соединенных Штатов и Европа считались холодными областями, закрытыми для Евангелия Иисуса Христа», - писал Кип Мак-Кин в своем «Отчете о миссиях во всем мире» (What Does the Boston Movement Teach?, p. 124). Неудивительно, что с такими убеждениями он начал проповедовать, будто Бостонская Церковь Христа - «единственная истинная «христианская» религия» (The Cult Observer, сент./окт. 1987, с. 1). Впоследствие, вероучение этой единственной истинной церкви привело к злоупотреблениям в вопросах церковной власти и практики. Такие учения, как небиблейская форма ученичества, безоговорочное подчинение власти руководства и даже еретическое учение о возрождении через крещение в только Бостонской Церкви, в таких группах - обычное дело.

Власть и подчинение
В серии статей, распространявшихся среди членов Бостонской Церкви, старейшина Эл Бэрд писал: «Если бы лидеры действительно могли ожидать от христиан подчинения только прямым указаниям Библии, они не могли бы требовать большего, чем любой другой член».

Для того, чтобы исключить неправильное понимание смысла слова «подчинение», Бэрд пояснил: «Давайте начнем наш разговор о подчинении с того, чем оно не является. (1) Подчинение - это не согласие. Когда человек согласен с решением, которому он должен подчиниться, ему попросту незачем подчиняться. Подчиниться, по определению, значит сделать то, о чем тебя просят, и что ты сам никогда бы не стал делать, будь на то твоя воля. (2) Подчинение - это не просто внешнее послушание. Оно включает и этот элемент, но подразумевает еще и послушание от всего сердца. Это чистосердечный отказ от своих желаний. (3) Подчинение не зависит от обстоятельств. Мы подчиняемся власти не потому, что имеющий власть ее достоин, но потому, что власть исходит от Бога, а следовательно, на самом деле мы подчиняемся Богу».

Далее, в той же серии статей, Бэрд утверждает: «Когда над нами есть власть, мы должны подчиняться нашим лидерам и слушаться их, даже если они не очень похожи на Христа. Тем не менее, у Бога есть требования к Своим лидерам, и они ответят перед Богом за пренебрежение этими требованиями» (Authority and Submission, части III, V и VII. Цит. по книге What Does the Boston Movement Teach?, с. 59-63).

Попросту говоря, Бэрд, которого Мак-Кин сравнивал с Моисеем и Иисусом Навином, объяснял членам церкви, что они должны подчиняться всем указаниям лидеров, даже если эти указания будут «не по Христу»! (Там же, с. 104.)

Такой контроль распространяется не только на духовную сферу, но и на повседневные житейские дела и даже на вопросы семейной жизни. Многие, ушедшие из Бостонской Церкви, «жалуются, что советы, которым должны следовать члены церкви, могут затрагивать такие детали, как: где жить, с кем и когда ходить на свидания, какие предметы изучать в школе и даже как часто заниматься сексом с мужем или женой» (Time, 18 мая 1992, с. 62). Д-р Рон Энрот продолжает этот список и пишет, что от членов движения порой требовалось «получить разрешение, чтобы позвонить друг другу и назначать свидание. Глубина контроля, осуществляемого над жизнью [человека], простиралась на вопросы совершенно личного свойства. Члены церкви бросали хорошую работу, чтобы все время находиться «в служении». Это было признаком их преданности Богу. Наставники указывали супружеским парам, когда и как заниматься сексом» (Churches That Abuse, с. 113).

В среде, подобной Бостонской Церкви, прекрасно действует старый принцип: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Говоря о «старейшинах» Бостонской Церкви, «Мак-Кин говорит, что эти руководители осуществляют управление на основе взаимного согласия, но добавляет: «Я даю им указания». Вот что говорит Эл Бэрд, ветеран в рядах бостонских старейшин: «Это не диктатура. Это теократия, на вершине которой находится Бог» (Time, 18 мая 1992, с. 62). И, конечно, никто иной, как Бэрд заявил: «Что касается духовных лидеров, которые злоупотребляют своей властью, не может быть и речи о том, чтобы восстать против их власти» (What Does the Boston Movement Teach?, с. 7).

Возрождение через крещение
В кратком изложении «Бостонская Церковь Христа учит, что ответом человека на первоначальное принятие Иисуса Христа должны быть вера, покаяние, исповедь и водное крещение. Она учит, что без водного крещения грехи человека не получают прощения» (Е. Баурлэнд, П. Оуэн и П.Рейд, The Issue of Water Baptism and the Boston Church of Christ, с. 1).

Человек должен быть не только крещен, но еще и крещен именно в Бостонской Церкви Христа. Если человек был членом какой-либо другой церкви до присоединения к Бостонской Церкви, его необходимо крестить заново, поскольку его первоначальное крещение было совершено в ложной церкви и основывалось на наборе ложных предпосылок.

Гордон Фергюсон, проповедник-евангелист Бостонской Церкви, разъясняет это в серии статей под названием «Постепенное откровение: крещение ученика». Он пишет: «Петру были обещаны «ключи» (условия входа) от Царства Божьего. Условия входа, на проповедь которых его вдохновил Дух, включали и крещение». Далее Фергюсон объясняет, как поэтапно заново открывалась истина о крещении и его связи со спасением.

Он утверждает: «Второй шаг был ознаменован открытием, что крещение предназначалось для прощения грехов к спасению. Любопытно, что лидеры Возрождения, сделавшие это открытие, изначально полагали, что осознания «задним числом» достаточно. Мы, в Бостонской Церкви, не верим, что осознания «задним числом» достаточно. Третий шаг поставил акцент на необходимость крещения с убеждением, что оно действительно необходимо для спасения. Таким образом, всякого крещенного с верой в то, что он уже спасен, убеждали вновь подвергнуться погружению по истинным причинам (то есть, чтобы получить прощение и спастись)» (цит. по книге What Does the Boston Movement Teach?, с. 75).

Отсюда, по учению Бостонской церкви, следует, что спасение зависит не только от смерти Иисуса на кресте, но и от крещения. Более того, не просто от крещения, но от крещения, совершенного тем, кто наделен должными полномочиями, в Бостонской Церкви Христа. Исключительность именно своего крещения они подтверждают тем, что только в Бос-тонской Церкви крестят в ученика.

Прочие учения
В учебном пособии «Первые принципы», Занятие 6 (Свет и тьма), в пункте: «Опровержение ложных доктрин» написано: «Первородный грех: Иезекииль 18:20 учит, что нет первородного греха; каждый человек отвечает за свои собственные поступки и будет судим в соответствии с ними. Поэтому, дети рождаются безгрешными и будут спасены, если они умрут».

Бостонская Церковь постоянно провозглашает свою исключительность на фоне остальных церквей, не считая их христианскими по Духу. «Первые принципы», Занятие 7 (Церковь): «Библия учит, что церковь - одна. ... Деноминация - «группа имени». Противоречит Писанию в соответствии 1-е Коринфянам 1:10-13. Примеры: Лютеранская, Методист-ская, Пресвитерианская, Мормоны, Католическая и Православная. ... Церковь - единственна. Как она называется в Библии? ... Церкви Христовы».

Например, выступая в Москве в 1997 году на «6-ой ежегодной конференции учеников», Кип Мак-Кин сказал следующее: «Спасённый = Хрис-тианин = Ученик». Я составил такое противоречивое уравнение для того, чтобы помочь людям с деноминационным прошлым понять, что они не были настоящими христианами».

Среди разных видов деятельности Бостонской Церкви наибольшую тревогу вызывает вербовка новых членов в университетах по всему миру. В книге Cultism on Campus Роберт Торнберг (Robert Thornburg) поясняет: «Студенты и администрация Бостонского университета и других университетов Большого Бостона в последнее время очень обеспокоены агрессивным и навязчивым прозелитизмом Бостонской Церкви Христа (БЦХ). По словам преподобного Роберта Уоттса Торнберга, декана часовни Бостонского университета, это отразилось на оценках многих студентов, втянутых в упомянутую организацию. Он также утверждает, что запоследние пять лет более 150-ти студентов университетов этого региона бросили учебу, чтобы продолжать вербовку новых членов для Бостонской Церкви, хотя некоторым из них была уготована блестящая карьера» (The American Family Foundation Newsletter, октябрь 1987, с. 1).

Как сообщает газета Dallas Morning News, Бостонская Церковь ищет «новообращенных в студенческих союзах и общежитиях» по всей стране (20 декабря 1992, с. 2-А). Членство в Церкви не только отрицательно сказывается на оценках и будущей карьере студентов, но и может сказаться на их финансовом положении. «На воскресных службах церковь собирает со своих членов, одна треть из которых - студенты, около 45000 долларов» (The Cult Observer, сент./окт. 1987, с. 13).

Методы навязчивого контроля сознания, используемые Бостонской Церковью Христа, во многих случаях отрицательно сказались на здоровье людей, которым для выздоровления потребовалась психологическая и психиатрическая помощь. Многие университеты были вынуждены пойти на беспрецедентный шаг и запретить это движение на территории студенческих городков. В числе учебных заведений, изгнавших со своей территории Бостонскую Церковь Христа, был Бостонский университет, Университет Маркетта, Университет Южной Калифорнии, Северо-Восточный университет и Университет Вандербильта (Miami Herald, 25 марта 1992, с. 1А, 15А).

Наконец, деспотичное учение о подчинении, которое непременно включает в себя труд ради Царства Божьего и финансовые обязательства перед Бостонской Церковью, привязано к учению о грехе. Как объясняет Гордон Фергюсон: «Грех - это неделание добра. Если мы не делаем то, что заповедано ученикам, мы не спасены» (What Does the Boston Church Teach?, с. 75). Помните - именно наставники, подобны они Христу или нет, контролируют жизнь членов организации. Как часть этого контроля каждому члену группы ежедневно даются наставления, указания относительно правильного поведения и напоминания о том, что он не имеет права идти против лидеров, наделенных властью. Эта небиблейская форма ученичества уменьшает роль Христа как единственного посредника между Богом и человеком (1 Тим. 2:5). Помимо того, что Бостонская Церковь считает свои принципы единственно правильными, ее учение о спасении уводит последователей от окончательного искупления, совершенного Господом на кресте, единственного лекарства от греха и единственного источника спасения.