C-075

Был ли среди нас пророк? Критический взгляд на одно из откровений Уильяма Брэнема

Лишь немногие проповедники оказали на развитие пятидесятнического и харизматического движения во второй половине XX века такое влияние, как Уильям Мэррион Брэнем. Даже сегодня, почти через полстолетия после кончины этого человека, его необычные и спорные взгляды продолжают будоражить умы. Для многих своих последователей Брэнем стал “пророком Лаодикийского периода Церкви”, и его слова принимают за прямое руководство к действию.

Вот, к примеру, что пишет немецкий миссионер Эвальд Франк2:

"Виллиам Брангам не выступил с “новыми откровениями”, но его служение однозначно заключалось в том, чтобы вновь придти к оригинал-слову Божию, которое документально шло через пророков и Апостолов. Чрез вверенное ему служение Бог совершил и нечто новое, а также и то, что прежде совершалось. Кто такого, Богом посланного, пророка принимает, получит награду пророка" (Мат. 10, 41) (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 8)3.

Впрочем, вопреки утверждению Франка, Брэнем все же “выступал с новыми откровениями”, которые, как он утверждал, были получены им в видениях от Ангела или даже Самого Иисуса Христа. Внимательное изучение этих откровений заставляет серьезно усомниться как в божественном происхождении видений Брэнема, так и в его пророческом даре. Давайте внимательно изучим на этот предмет одно из таких предсказаний, записанное в книге “Изложение Семи Периодов Церкви” (сс. 271-273).

Семь видений

По словам Брэнема, одним воскресным утром в июне 1933 г. к нему обратился сам Господь Иисус. Это откровение представляло собой серию из “семи важных продолжительных видений”. К сожалению, Брэнем почти не приводит конкретных деталей полученных видений и излагает лишь свое представление о том, как они исполнились. Такой подход, увы, напрочь лишает нас возможности самим судить, насколько данное откровение соответствует реальным историческим событиям, и нам остается только полагаться на объективность и здравый смысл Брэнема. Как бы то ни было, в этом кратком изложении содержание полученных видений представляется следующим:

"Первое видение было о том, как Муссолини захватит Эфиопию и тот народ “падет к его ногам”. Это видение, конечно, произвело резонанс, и некоторые очень рассердились, когда я рассказал его, и не верили этому. Но это случилось именно так. Он захватил ее с помощью современного вооружения. У туземцев не было никаких шансов. Но в видении был также показан ужасный конец Муссолини, как его собственный народ отвернётся от него. Произошло в точности, как это было сказано.

В следующем видении было предсказано, как австриец по имени Адольф Гитлер поднимется в качестве диктатора в Германии и втянет мир в войну. Была показана линия Зигфрида и как тяжело будет нашим войскам ее одолеть. Затем было показано, как Гитлер придет к такому таинственному концу.

Третье видение было в сфере мировой политики, мне было показано три великих ИЗМА — фашизм, нацизм, коммунизм, но первые два были как бы поглощены третьим. Голос увещевал: “СЛЕДИТЕ ЗА РОССИЕЙ, СЛЕДИТЕ ЗА РОССИЕЙ. Держите взор на Царе Северном”.

Четвертое показывало большое продвижение в науке, которое произойдет после второй мировой войны. В видении появилась пластиковая машина с выпуклой крышей, бегущая по прекрасному шоссе с телеуправлением, так что сидящие в машине люди не управляли рулем, а развлекались какой-то игрой.

Пятое видение имело отношение к моральной проблеме нашего века, в основном, что касается женщин. Бог показал мне, как женщины начнут оставлять свое место с предоставлением им избирательного права. Затем начнут стричь свои волосы, что означает, что они уже больше не подвластны мужчине, но настаивают на равных правах, а в большинстве случаев более чем на равных правах. Она переняла мужскую одежду и дошла до раздетого состояния, пока наконец в последнем эпизоде не оказалась голой, если не считать фигового листочка типа фартука. В этом видении я увидел ужасное извращение и плачевное моральное состояние целого мира.

Затем в шестом видении поднялась в Америке прекрасная, но жестокая женщина. Она держала народ в полной власти. Я подумал, что это показан подъем Римской Католической Церкви, хотя я осознавал, что, вполне возможно, это было видение о женщине, получившей власть в Америке благодаря популярному голосованию женщин.

В последнем седьмом видении я услышал ужасный взрыв. Когда я повернулся, я увидел только развалины, кратеры и дым по всей Америке" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, сс. 271-272).

Эти видения любопытны уже сами по себе, однако, по словам Брэнема, их значение выходит далеко за рамки простого предсказания грядущих событий. Дело в том, что исполнение этих событий должно было знаменовать собой завершение Лаодикийского периода церкви, конец мировых политических и религиозных систем и начало Тысячелетнего Царства. Эта связь была настолько очевидна для Брэнема, что он даже назвал конкретную дату, когда его предсказание сбудется:

"Господь Иисус проговорил ко мне и сказал, что приблизилось пришествие Господа, но перед пришествием Его должны произойти семь важных событий" (Там же, с. 271).

"Основываясь на этих семи видениях, … я предсказываю (это не пророчество), что эти видения произойдут к 1977 году. … Итак, я повторяю, я искренне верю и утверждаю, как изучающий Слово вместе с Божественным вдохновением, что должно быть 1977 год положит конец мировым системам и возвестит эру тысячелетия" (Там же, с. 272).

Давайте же подвергнем это утверждение беспристрастному анализу и посмотрим, действительно ли в лице Уильяма Брэнема среди нас жил пророк Божий.

Чудеса казуистики

Любой мало-мальски знакомый с Писанием человек, прочитав процитированный выше отрывок, непременно вспомнит слова Христа: “О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один…” (Мф. 24:36). Однако на этот случай Уильям Мэррион Брэнем загодя припас аргумент поистине убойной силы. Проявляя недюжинные способности к казуистике (несколько необычное хобби для “мужа Божьего”, не правда ли?), он пишет:

"И хотя многие могут подумать, что это безответственное утверждение с точки зрения того факта, что Иисус сказал, что “никто не знает того дня и того часа”, я все еще поддерживаю это предсказание спустя тридцать лет, потому что Иисус НЕ сказал, что никто не может знать год, месяц или неделю, когда свершится пришествие Его" (Там же, с. 272).

Следует признать, что Брэнем — отнюдь не единственный сторонник столь экзотического толкования. В последующие годы этой же логики придерживались Банг Ик Ха (предсказавший восхищение верующих в октябре 1992 г.), Рон Рииз (предсказавший начало Великой Скорби в 1992-1993 гг. и конец света около 2000 г.) и Эдгар Вайзнант (предсказавший восхищение Церкви в сентябре 1988 г. и с тех пор ежегодно отодвигавший эту дату на год вперед). Вполне возможно, этот список далеко не полон, однако относительная распространенность толкования не делает его справедливым.

Б. Дж. Оропеза в своей книге “99 причин, почему никто не знает времени возвращения Христа” комментирует подобный подход к словам Господа следующим образом:

"Еще важнее то, что контекст 24-й главы Матфея не оставляет никакого основания для каких-либо датировок. В конце концов, какой смысл имели бы слова Христа в Матфея 24:36, если бы мы все же могли вычислить неделю или месяц Его возвращения? … Разве церковь в Сардисе, не знавшая “часа” Христова суда (Отк. 3:3), не могла бы знать день или неделю этого суда, а до тех пор предаваться духовной спячке? Стих Матфея 24:36 явно не означает, что мы можем знать неделю, месяц или год возвращения Христа, хотя нам неизвестны его день и час" (см. Деян. 1:7) (B. J. Oropeza, 99 Reasons Why No One Knows When Christ Will Return, pp. 39-40).

Ту же самую мысль высказывает в своем учебнике систематического богословия д-р Уэйн Грюдем:

"Сказать, что мы не можем знать день или час, но можем знать месяц или год, значит попросту закрыть глаза на силу этих отрывков (Мф. 24:44; 25:13; Мк. 13:32-33). Фактом остается то, что Иисус придет “в который час не думаете” (Мф. 24:44; Лк. 12:40). (Слово hфra в этих стихах предпочтительнее истолковывать в более общем смысле, применительно ко времени, когда произойдет некое событие, а не обязательно в значении шестидесятиминутного отрезка времени.) Смысл этих отрывков состоит в том, что Иисус говорит нам, что мы не можем знать, когда Он вернется. Поскольку Он придет неожиданно, мы должны быть готовы к Его возвращению в любое время" (W.Grudem, Systematic Theology, pp. 1093-1094).

Таким образом, Брэнем напрасно поспешил сбросить со счетов слова Господа в Матфея 24:36. И ничто не свидетельствует о его ошибке более красноречиво, чем тот факт, что его предсказания, равно как и пророчества его незадачливых единомышленников, не сбылись. История беспощадна к лжепророкам — только преждевременная смерть помешала Брэнему убедиться в этой простой истине.

Вызов брошен и принят

Изложив свое понимание полученных в 1933 году откровений, Уильям Брэнем бросил читателям вызов:

"Позвольте мне сказать вот что. Может ли кто-нибудь доказать ошибочность этих видений? Когда они не исполнились? Да, каждое из них исполнилось или же исполняется прямо сейчас" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, с. 272).

Книга “Изложение Семи Периодов Церкви” вышла в свет 4 декабря 1965 г. Если относиться к приведенным выше словам ее автора серьезно, то все семь видений к концу ноября 1965 г. должны были уже исполниться или хотя бы находиться в процессе исполнения, а к началу 1977 года все они должны были сбыться окончательно. Остается лишь установить, так ли все обстояло в действительности.

Конкретных деталей первых трех видений мы не знаем — Брэнем сообщает нам лишь свои выводы об исполнении этих откровений, таким образом доказать ошибочность или справедливость этих предсказаний не представляется возможным.

Четвертое видение знаменовало собой новую ступень в развитии науки и техники. Даже судя по тем скудным подробностям, которые сообщает нам автор, речь идет о полностью автоматизированном автомобильном транспорте. Насколько я могу судить, описанный в этом видении уровень автоматизации не достигнут и по сей день, хотя я, не будучи специалистом в этом вопросе, могу и ошибаться. Существовала ли в конце 40-х или начале 50-х годов машина из пластика (!), без вмешательства человека повторяющая изгибы дороги? Брэнем был в этом уверен:

"Я видел, как одна семья ехала по магистрали в машине, верхняя часть которой была из стекла. Большие, красивые улицы и красивая машина. Они сидели один против другого. Автомобиль ехал самостоятельно, правильно выезжая по кривой. Эту машину уже изобрели" (Проповедь “Лаодикийский период Церкви”, Скиния Брэнема, Джефферсонвилль, 11 декабря 1960, §46).

Может быть, он имел в виду автоматическую коробку передач, созданную в 1939-м? Однако это едва ли укладывается в известные нам детали видения. Но пусть последнее слово останется за специалистами. Интересно другое: почему в качестве символа технического прогресса было выбрано неизвестное (или малоизвестное) изобретение, в то время как в период с 1945 по 1965 г. были изобретены фотоаппарат “Полароид” (1947), транзистор (1948), атомная подводная лодка (1950), солнечная батарея (1954), лазер (1958-1960) и, наконец, первый искусственный спутник Земли (1957)!

Пятое видение, в том виде как его изложил здесь Брэнем, вполне вписывается в рамки эмансипации и сексуальной революции. Однако оно изложено в таких общих выражениях, что доказать или опровергнуть его исполнение к одной из названных автором дат невозможно.

Шестое видение Брэнем толкует здесь несколько неуверенно, но все равно очевидно, что не только к 1965 или 1977 году, но и до сих пор женщина ни разу не стала президентом США, а католическая церковь не смогла “держать народ в полной власти”. Провал этого предсказания еще более очевиден из того, как Брэнем объяснял это же самое видение в своей проповеди “Лаодикийский период Церкви”:

"Но поднимется мощная женщина (все это записано на ленте), помните это: властная, мощная женщина. Она либо будет президентом, либо, как женщина, презентировать (?) католическую церковь. (По моему мнению она будет последней.) В один прекрасный день она возьмет власть в свои руки и будет властвовать над нашей державой" (§ 49).

Зато с седьмым видением все совершенно ясно: Брэнем обещал, что перед пришествием Господа гнев Божий обрушится на США с такой же силой, как в давние времена на Содом и Гоморру. Но этого не произошло. Каковы бы ни были грехи Америки, они, по всей видимости, еще не переполнили чашу Божьего терпения, и предсказание Брэнема оказалось ложным.

Итак, мы приняли вызов Уильяма Брэнема. Он был взвешен на весах истории и “найден очень легким”. Время делать выводы.

Предсказание или пророчество?

Брэнем как-то поделился со своими прихожанами:

"Существует один шанс из тысячи, что человек предскажет, что произойдет то и то, и это произойдет. Но потом, если он укажет, где это произойдет, это снижает его шансы где-то на один из десяти тысяч. Если он говорит, в какой день это произойдет, это снижает шансы, примерно, до одного из миллиона. А с кем это произойдет, снижает до миллиарда шансов" (Проповедь “События, проясненные пророчеством”, Скиния Брэнема, Джефферсонвилль, 11 декабря 1960, § 25).

Исходя их этих расчетов, шансы Брэнема были мизерны. Стоит ли говорить, что в ни 1977 году, ни за минувшие с тех пор два десятка лет конец мировых систем не наступил, и Тысячелетнее Царство не началось. Предсказание Брэнема с треском провалилось. И здесь вполне уместно будет отослать читателя к Слову Божьему: “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его” (Втор. 18:22).

Казалось бы, все совершенно ясно. Но в своих пояснениях Брэнем вновь ударяется в казуистику и настаивает на том, что его слова следует воспринимать не как пророчество, а как предсказание. Хотя разница между этими двумя понятиями едва осязаема, Брэнем, по-видимому, пытался таким образом сказать, что данное толкование видений, полученных им в 1933 году, не богодухновенно, а являет собой плод его собственных размышлений.

Однако такое объяснение лишь порождает дополнительные проблемы. Если принять объяснения Брэнема, получается, что наш герой взялся своим человеческим умом истолковывать данное Богом откровение:

"Если вы простите мне личную нотку, я хочу основать свое предсказание на семи важных продолжительных видениях, которые были явлены мне в одно воскресное утро в июне 1933 года. Господь Иисус проговорил ко мне и сказал, что должны произойти семь важных событий. Я их все записал, и в то утро я объявил откровение Господа" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, с. 271).

Однако именно от подобного отношения к откровению Божьему предостерегал в своем Втором соборном послании апостол Петр: “…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою” (2 Пет. 2:20). Апостол Павел учил коринфян такому же отношению: “Это, братия, приложил я к себе и к Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим” (1 Кор. 4:6). Те люди, которые дерзко покушались по своему разумению и произволу толковать полученные откровения, в Писании именуются лжеучителями. А такие произвольные толкования назывались ересями.

Таким образом, последователи Брэнема оказываются перед жестоким, но неизбежным выводом: либо Уильям Мэрион Брэнем произнес пророчество, которое не сбылось, т.е. его с полным правом можно назвать лжепророком, либо (если верить его собственным словам) он неудачно пытался истолковать своим умом Божественное откровение, и в таком случае подпадает под определение лжеучителя.

Одного лишь выбора приверженцы Брэнема лишены: его слова не могли быть внушены Святым Духом, поскольку любое богодухновенное утверждение, назовете ли вы его пророчеством или предсказанием, не может не сбыться!

Автора! Автора!

Некоторые верные последователи Брэнема понимают, что проблемы с исполнением предсказания, записанного в “Семи периодах”, наносят серьезный удар по репутации их кумира. Естественно, они пытаются найти какое-то объяснение. Вот, например, какой выход из создавшегося положения предлагает Эвальд Франк:

"Несправедливым и необоснованным образом приписывают Виллиаму Брангаму многое, что (которое) он вовсе не сказал. Брангаму приписано изречение, которое в своем изложении, в сущности, происходит от доктора “Lee Vayle”. Названный автор составил брошюру с заглавием “The Laodicean Church Age”, что значит “Лаодикийский период церкви”, в которой на стр. 7 написано: “So I repeat, I sincerely believe and maintain as a private student of the Word, along with divine inspiration that 1977 ought to terminate the word systems and usher in the millenium” — на русском языке это звучит так: “Поэтому я повторяю и искренне верю как личное понятие слова инспирации Божией, что время сократится и в 1977 году закончатся все мирские системы и тысячелетнее царство ведется”. Точно такой же текст находится в книге Виллиама Брангама “An Exposition of the Seven Church Ages” на стр. 322: “Изложение семи периодов церкви”. Эту книгу отредактировал д-р “Lee Vayle”. К сожалению, это записано во всех переводах на различные языки. Совсем неверно будет то, если кто-либо на основании этой цитаты будет утверждать, что Виллиам Брангам предсказал конец мировых систем в 1977 г. и начало Тысячелетнего Царства, и оно не сбылось. Так Виллиам Брангам никогда не говорил. Эта человеческая “осечка” совершенно однозначно (определенно) идет на счет д-ра “Lee Vayle”" (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 18).

На каком же основании г-н Франк позволяет себе столь безапелляционное заявление? На том, что “в течение 10 лет” он близко общался, ел за одним столом и ездил в одной машине с Брэнемом в США и Европе (там же, с. 7). Правда, на официальной веб-странице служения Франка, Freie Folksmission, эта история изложена несколько скромнее: “В 1955 году Эвальд Франк участвовал во встречах, которые в течение одной недели проводил в Карлсруэ, Германия, преп. Уильям М. Брэнем. … В 1958 году преп. Э. Франк принял участие в конвенции “Глас исцеления”, которую организовал преп. Гордон Линдсей в Далласе, Техас, США. … К концу 1959 года брат Франк начал переводить проповеди Уильяма Брэнема, произнесенные в США” (http://privat.schlund.de/v/volksmission/e.html).

С другой стороны, пресловутый “доктор Ли Вэйл”, которого Франк, фактически, обвинил в подлоге, — вовсе не какой-то злоумышленный чужак, незнакомый с жизнью и идеями Брэнема, как может показаться из приведенной цитаты. Этот человек проповедовал в “Скинии Брэнема” в Джефферсонвилле, и Брэнем высоко отзывался о его проповедях и о нем самом:

"…я хочу попросить моего хорошего друга, сотрудника, доктора Ли Вэйла, чтобы он встал и вел нас в словах молитвы, когда мы открываем Слово" (Проповедь “Как Я был с Моисеем, так Я буду с тобой”, Скиния Брэнема, Джефферсонвилль, 11 сентября 1960, §12).

Смею заметить, что в проповедях Брэнема имя “брата Вэйла” встречается несравненно чаще имени г-на Франка. Почему же слово Эвальда Франка должно иметь больше веса, чем слово Ли Вэйла?

Однако следует признать, что, описывая роль Ли Вэйла в создании книги “Изложение семи периодов Церкви”, Франк еще поскромничал. Наиболее радикальные последователи Брэнема утверждают, что д-р Вэйл вообще написал эту книгу сам, а Брэнем всего лишь помогал ему в процессе работы (Пол Мак-Арой, служение Star of David Ministries, http://www.geocities.com:80/~apostle_paul/1i-end12.html).

Смущает то, что на обложке моего издания “Изложения Семи Периодов Церкви” имя автора значится как “Уилльям Маррион Бранхам”, а имени Ли Вэйла я не нашел в нем вообще. Поскольку данная книга издана компанией Voice of God Recordings и распространяется Евангельской ассоциацией Уильяма Брэнема, на объективность этих сведений вполне можно положиться. Более того, в аннотации издатели сообщают нам, что

"Брат Уильям Маррион Бранхам проповедовал серию посланий с 4 по 11 декабря 1960 года. Это послужило вдохновением для Послания, написанного им в этой книге, затем он (!) много раз (!) в течение пяти лет (!) лично (!) редактировал эту книгу, прежде чем 4 декабря 1965 года она вышла в свет."

Вдобавок, и сам Брэнем в своей проповеди “Помазанные в конце времени” (Скиния Брэнема, Джефферсонвилль, 25 июля 1965) довольно ясно высказался о степени участия Ли Вэйла в работе над своей книгой:

"А [для] тех, кого здесь нет, кто слушает по телефону, вот здесь сидит Доктор Ли Вэйл. Он корректирует грамматику этой книги — Семь Периодов Церкви" (§ 196).

Стоит ли говорить, что приведенные цитаты напрочь разбивают все доводы Франка и его единомышленников. Мало того, что нам предлагается предпочесть мнение г-на Франка мнению Евангелической ассоциации Уильяма Брэнема и его самого, так мы еще и должны поверить, что за пять лет тщательной редакции Брэнем не заметил, что его слова извращены самым грубым образом!

Но если, презрев доводы рассудка, мы все же поверим г-ну Франку, это будет иметь катастрофические последствия для судьбы учения Брэнема. Во-первых, нам придется поверить, что на 50-м году жизни разум Уильяма Мэрриона Брэнема катастрофически ослаб. Можно ли тогда доверять хоть одной его проповеди, произнесенной после 1960 года? Во-вторых, Евангельскую ассоциацию Уильяма Брэнема следует разогнать, а компанию Voice of God Recordings лишить прав на издание его работ, поскольку они публикуют и распространяют под именем Брэнема чужой труд, вдобавок грубо искажающий смысл пророчества. В-третьих, большинство опубликованных проповедей Уильяма Брэнема можно сдать в макулатуру, поскольку они изданы и распространяются вышеупомянутыми организациями, а следовательно их текст в высшей степени сомнителен.

Так был ли среди нас пророк?

А что, если последователи Брэнема каким-то невероятным чудом все-таки сумеют убедить окружающих, что его предсказание сбылось? Следует ли нам в этом случае признать за Брэнемом пророческий авторитет? Давайте посмотрим на критерий истинности пророка, который предлагает Эвальд Франк:

"По праву можно спросить, как же можно знать, истинен ли пророк, или является он лжепророком, ибо многие “выдают” себя посланниками Божиими. … Кто выступает, как пророк и пророчица, тот должен покориться всему Священному Писанию; и его учения, откровения и действия во всем должны соответствовать всему Священному Писанию. Малейшее отклонение, добавление, убавление, изменение оригиналслова Божия дисквалифицирует тут же того человека, кто это делает" (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 8).

В данном случае мнение Франка вполне согласуется с ясным и недвусмысленным учением Библии:

"Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 9-11).

"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим. 16:17).

"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Титу 3:10-11).

Уже по одному этому критерию Уильям Брэнем не мог быть истинным Божьим пророком, поскольку его учения радикально расходились с Писанием: он отрицал Троицу и проповедовал модализм; он говорил о том, что Сын имел начало; он учил, что Каин был зачат Евой от сатаны; он выступал против крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа; он считал Зодиак и египетские пирамиды разновидностью Божьего Слова.

В ответ на эти доводы приверженцы Брэнема могут сказать, что его божественное призвание было удостоверено необычайными чудесами и знамениями. Однако в Писании по этому поводу есть суровое предостережение:

"Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей" (Втор. 13:1-3).

"…и тогда откроется беззаконник, … которого пришествие, по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фесс. 2:8-10).

А если кто-то вознамерится оправдать служение Брэнема тем, что ему постоянно являлись ангелы, а на фотографиях над его головой регулярно видели “Это” в виде сгустка света, следует прислушаться к словам апостола Павла:

"…сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:14-15).

Заключение

На основании критериев, предъявляемых к истинному пророку как Писанием, так и современными приверженцами взглядов Брэнема, мы должны признать этого человека ложным пророком и лжеучителем. И этот факт тем более печален, что многие наши современники видят в нем своего духовного отца. Таким людям необходимо напомнить, что “проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа” (Иер. 17:5).

А тем, кто создает церкви и организации, следующие учению Брэнема, будет не лишним прислушаться к ясно выраженной воле того, кого они считают своим пророком и учителем:

"Я никогда не проповедовал для того, чтобы люди следовали за мной или примыкали к моей церкви или создавали какое-нибудь общество или организацию. Я никогда не делал и не буду делать этого" (“Изложение Семи Периодов Церкви”, с. 324).

ССЫЛКИ

1 В разных переводах имя Уильяма Брэнема пишется по разному: Виллиам Брангам, Уиллиам Бранхам и т.п. — в этой статье использован вариант, который наиболее соответствует по звучанию английскому произношению.

2 В понятие “пророк” Франк вкладывает совершенно конкретный смысл: “Понятие “пророк” выражает то, что не человек, но Сам Бог говорит чрез человека. Мужи Божии, пророки были устами Божиими на земле; они являлись “трубой” Божией; эти посланники Божии действительно говорили во имя Господне: “Так говорит Господь”. … Бог давал им видения в духе и вдохновлял их Духом Святым, и таким образом открытое Богом высказывалось и записывалось, как слово Божие” (“Виллиам Брангам, посланный Богом пророк”, с. 7).

3 Стиль, пунктуация, грамматика и орфография цитат, взятых из публикаций на русском языке, сохранены без изменений.