C-082

Сатана заставил меня сделать это

Ненавидь врагов своих всем сердцем, и, если кто-то дал тебе пощечину по одной щеке, СОКРУШИ обидчика своего в ЕГО другую щеку! Сокруши весь бок его, ибо самосохранение есть высший закон! <...> Останови на пути тех, кто преследует тебя... Да предстанут таковые как тростинки пред циклоном, и да не будет дано им возрадоваться собственному спасению. <...> Прокляты слабые, ибо наследство им — ярмо! <...> Прокляты праведно скромные, и да растоптаны они будут раздвоенными копытами! <...> Прокляты богопочитатели, и да будут стрижены как овцы! <...> Прокляты “агнцы господни”, ибо будут обескровлены они белее снега! <...> “Я — САТАНИСТ! ПРЕКЛОНИТЕСЬ ЖЕ, ИБО Я ЕСТЬ ВЫСОЧАЙШЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ!”

Сатанинская Библия1

Cмертная казнь путем введения смертельной инъекции. Вынесением такого приговора в 1986 году завершился судебный процесс над семнадцатилетним Шоном Селлерзом, самым молодым из заключенных-смертников в тюрьме штата Оклахома. Казалось, это был вполне логичный конец жизни, в которой не было ничего, кроме гнева, горечи, разочарования и ненависти. Шон рос одиноким ребенком, его мать и отчим большую часть времени проводили, мотаясь по всей стране на грузовике, а мальчика оставляли на воспитание по очереди всем своим родственникам в городе Грили, штат Колорадо. Эмоциональный голод привел Шона туда, где сегодня оказываются многие молодые люди, — в мир оккультизма.

Оккультная жизнь Шона началась, когда в возрасте тринадцати лет он присоединился к местной группе ролевиков, игравших в “Драконы и подземелья”. Это было идеальным способом уйти от страданий реального мира. Шон преуспел в этих играх и вскоре стал Хозяином Подземелья. Новое положение лидера заставляло изголодавшегося по вниманию подростка штудировать любую книгу о колдовстве, сатанизме, чародеях и черной магии, какую он только мог найти. Со временем он присоединился к сборищу сатанистов, в котором были и животные жертвоприношения, и культовые ритуалы, и церемонии посвящения:

Лидеры были в черных одеяниях, но новичок был в белом одеянии. Мы стояли перед алтарем, на котором находились черные свечи и серебряная чаша. Они заставляли новичка раздеться, опуститься на колени перед алтарем; затем мы разрезали ему руку и позволяли крови стечь в чашу. Затем мы передавали чашу по кругу, пили кровь и посвящали себя сатане2.

Когда Шон учился в четвертом классе средней школы (1984 год), его семья переехала в Оклахома-Сити, где мальчик попал в новую сатанинскую секту. Его одержимость чернокнижием стала еще сильнее после того, как пятнадцатилетняя колдунья сообщила ему его личное заклинание, которое, по ее словам, было действенной молитвой сатане. Прочитав это заклинание во время обряда у самодельного алтаря, Шон не был разочарован:

Я почувствовал там силу. Температура в комнате понизилась примерно на 10 градусов. У меня произошел выброс адреналина, и я почувствовал, как у меня повышается давление. Появилось эротическое ощущение, ощущение легкости во всем теле. И острые когти — пальцы — коснулись меня. Я открыл глаза и увидел яркие пятна, пляшущие по всей комнате. Там была какая-то дымка, и я увидел летающих демонов. А затем был голос. Шепот. Он сказал: “Я люблю тебя”. Я знал, что Бог не любит меня, но сатана меня любил3.

Вскоре после этих событий Шон создал свой собственный клан — “Клуб ликвидаторов” — построенный по образцу многоступенчатой системы посвящения, принятой в “Драконах и подземельях”. Он совершенно не скрывал ни существования этого клана, ни своей роли главного дьяволопоклонника. Наоборот, Шон лез из кожи вон, чтобы одноклассники считали его эксцентричным. Он отрастил невероятно длинный ноготь на левом мизинце и выкрасил его в черный цвет. Он носил пузырек со своей собственной кровью и пил ее в школьном кафетерии на глазах у перепуганных школьников.

Но, привлекая к себе такое внимание, Шон лишь еще больше отдалился от остальных. Это, в свою очередь, вынудило его с еще большим рвением искать того, кого он считал Царем Отверженных, того, кто должен был стать для него источником силы, — сатану4. Но перед тем как безвозвратно погрузиться в эту жизнь, Шон все же попытался обратиться за помощью. Он признался нескольким взрослым, что сходит с ума, искал совета у священника, учителя и в различных христианских служениях. Он даже попытался подружиться с несколькими христианами из школы. Результат оказался разрушительным для его и без того уже подорванной психики:

Сатана путал мне все карты. Мама постоянно плакала, папа хотел убить меня. Иногда я открывал глаза и думал: “Я хочу делать не это; я хочу быть не таким. Я хочу вырваться из этой гадости”. И я звонил в различные христианские служения, разговаривал с ними, а они ничего мне не сказали. Я пошел к священнику, и он велел маме вернуть мне мои сатанинские книги. Она отобрала их, а он говорит: “Это не ваши книги; это его книги. Верните их ему”. Так из этого ничего и не вышло. Я пришел на собрание молитвенной группы, и они привели мне множество стихов из Писания, но не сказали того, что, как я теперь знаю, мне нужно было услышать: “Тебе не обязательно заниматься оккультизмом, чтобы добиться чего-нибудь в жизни. Ты не должен быть таким...” Христиане из моей школы ничего не сказали о том, как любит меня Иисус; только: “Это — тот парень, что пьет кровь; это — парень, который съел вон там живую лягушку. Не связывайтесь с ним”. Я им говорил: “Здравствуйте”, а они мне: “До свидания”. Однажды мама без стука вошла ко мне в тот момент, когда я звонил по “телефону доверия”, чтобы посоветоваться с христианским проповедником, и ей не понравилось, что я это делал... Родители видят угрозу для себя в том, что их дети ищут помощи, — ведь люди могут подумать, что они не слишком хорошо справляются с родительскими обязанностями... Я помню, как пару раз осторожно намекал [маме]: “Я бы очень хотел поговорить с кем-нибудь... Мне кажется, я схожу с ума”. Но она говорила: “Если ты думаешь, что сходишь с ума, это верный признак обратного”. ...Мне кажется, я действительно пытался до кого-нибудь достучаться, но никого не мог найти... Словно бы рядом со мной никогда никого не было. И я так разозлился, я так разочаровался во всех этих “добрых” людях вокруг меня, что сказал: “Ладно. Забудем. Мне не выбраться отсюда”. Именно так мне всегда и говорили: если ты связался с сатанизмом, оттуда уже никогда не выйдешь. Вот тогда-то я и влип по-настоящему. Я нырнул туда со всем, что имел. Потому что я считал: “Если уж я не могу отсюда выйти, значит я добьюсь всего, чего смогу, здесь”. Вот тогда-то я и прыгнул туда обеими ногами, погрузился с головой и пошел ко дну5.

К тому времени, когда Шон окончил среднюю школу, его привлекали смерть и убийства, особенно в том виде, как их показывают в фильмах ужасов. Более того, грань между фантазией и реальностью стремительно стиралась. В школьном сочинении он написал: “Я могу убить без угрызений совести и не чувствую ни сожаления, ни печали”6. А тем временем стало сказываться злоупотребление амфетаминами, алкоголем и марихуаной. У Шона начались длительные периоды бессонницы и периодические провалы в памяти.

Как только Шон в 1985 г. перешел в старшие классы школы, он решил, что настало время жертвоприношения. Его первым подношением Люциферу была жизнь продавца из универмага, который отказался продать ему пиво. Вдобавок, этот человек совершил серьезную ошибку, заигрывая с девушкой Шона. Месть совершилась, когда Шон взял у отчима пистолет 44-го калибра, вошел в магазин и в упор застрелил обидчика.

Убийство оставалось нераскрытым шесть месяцев, а жизнь Шона в это время все больше напоминала ад. Теперь он считал, что им овладел демон по имени Изурат. Именно это существо якобы и внушило Шону принести высшую жертву: своих родителей. Ночью 4 марта 1986 г. Шон, облачившись в черное белье и черный плащ, встал на колени перед сатанинским алтарем в своей спальне и попросил демона помочь ему в том, что он собирался сделать. Затем Шон схватил тот самый пистолет 44-го калибра, из которого застрелил продавца, вошел в комнату, где спали его родители, и выстрелил отчиму в голову. Мать вскочила и посмотрела на Шона — он медлил ровно столько, сколько понадобилось, чтобы прицелиться ей в лоб и выстрелить.

Убив своих родителей, я стоял над их телами. Я смотрел, как кровь вытекает из дырки на лице матери, и смеялся...7

Остаток ночи Шон провел у приятеля. На следующий день, вернувшись домой, он притворился “потрясенным и невинным сыном, пришедшим в ужас от жестокой смерти своих родителей”8. Но все улики указывали на Шона, и его арестовали. Сатана предал своего слугу. Жизнь Шона была загублена.

Как это ни удивительно, Шон больше не живет в муках. В тюрьме он нашел спасение, читая Библию. Он узнал, что Бог может простить даже его благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа. Поняв эту чудесную истину, он вскоре стал христианином и даже начал давать советы трудным подросткам, заигрывающим с сатанизмом, пользуясь односторонней телефонной линией в своем тюремном корпусе.

Если что-то и можно сказать по поводу занятий сатанизмом — это “Нет!” Не делай этого. Выходи оттуда. Это не стоит того, потому что погубит твою жизнь. Это все, на что он способен: он загубит твою жизнь. И я — живое доказательство того, что это так9.

Неизвестно, сколько еще времени Шон сможет помогать попавшим в беду молодым людям со всей Америки. К началу 1997 г. его смертный приговор все еще не был отменен, и Шон ожидал рассмотрения своей апелляции о замене смертного приговора пожизненным заключением. Но, что бы ни случилось, Шон знает: за пределами этого мира Царь царей и Господь господствующих ждет его с распростертыми объятьями. Ему больше не придется бояться Князя тьмы, чья власть была разрушена новым господином Шона, Иисусом из Назарета.

КАК ВСЕ ЭТО НАЧАЛОСЬ

История развития сатанизма представляет собой длинную и извилистую дорогу, уходящую вглубь столетий колдовства, предрассудков, религиозного фольклора и древнего язычества. Смешав все эти элементы, люди, пытавшиеся остановить растущее богословское и нравственное влияние христианства (IV-XVI вв. н. э.), положили начало сатанизму, который с тех пор стал воплощением крайней степени неповиновения Богу. Хотя эта богохульная система религиозных взглядов и попадает под определение оккультизма, она во многом уникальна.

Во-первых, сатанизм “не является монолитным, целостным явлением с точки зрения его структуры, вероучений и обрядов”10. Элементы, составляющие сатанизм, так же многообразны, как и занимающиеся им люди. По мнению исследователей сатанизма Боба и Гретхен Пассатино, это объясняется тем, что всем сатанистам присущ эгоцентризм. Таким образом, “сатанизм может иметь столько же толкований, сколько последователей”11.

Во-вторых, у сатанистов нет единого общепринятого представления об объекте их поклонения и служения (т. е. о сатане). Журналист Артур Лайонз в своем исследовании современного американского сатанизма обнаружил, что сатанист — это “всякий, кто искренне называет себя почитателем христианского дьявола, что бы для него ни означало это слово”12. Сатану описывают по-разному: “Сверхъестественная личность, божество, дьявол, сверхъестественная сила, сила природы, врожденная сила человека, или, чаще всего, собственное "Я"”13.

В-третьих, сатанизм — это сознательная противоположность, перевернутое отражение признанной мировой религии: христианства. Все, что проповедует сатанизм, — в буквальном смысле антихристианство. Так, христианские пороки: гордость, жадность и сластолюбие — сатанисты считают добродетелями. Христианские добродетели: смирение, воздержание и жертвенная любовь — представляются сатанистам крайне отвратительными и достойными уничтожения. Даже сатанинские ритуалы во времена их создания задумывались как искаженное — словно в кривом зеркале — отражение христианских ритуалов.

Религиовед Дж. Гордон Мелтон делит всех сатанистов на две основные категории. С одной стороны, существуют “открыто действующие группы, серьезно относящиеся к религии сатанизма и разработавшие четко сформулированные вероучения, во многом не соответствующие тому, что в них обычно ожидают увидеть”14. Члены таких групп — иногда их называют “религиозными сатанистами” — редко совершают оккультные действия, идущие вразрез с законом, и не одобряют тех, кто это делает. Например, основатель Церкви Сатаны Антон Лавэй (1930-1997) утверждает: “Сатанизм не имеет никакого отношения к похищениям людей, наркомании, совращению детей, животным или детским жертвоприношениям и любым другим действиям, которые идиоты, истерички или недоброжелатели хотели бы нам приписать”15.

С другой стороны, существуют сатанисты, образующие многочисленные “несвязанные между собой группы оккультистов, которые используют культ Сатаны для прикрытия различных сексуальных, садомазохистских, тайных, психопатических и незаконных действий. Эти группы, как правило, грабят могилы, допускают сексуальное насилие и пролитие крови (как животных, так и людей)... [и] характеризуются отсутствием вероучения, неформальностью сборищ, недолговечностью существования, оторванностью от других подобных групп”16. Участников таких групп обычно называют “самодеятельными” сатанистами. Они изобретают свою собственную разновидность сатанизма, основанную на эклектической смеси вероучений и ритуалов, вычитанных в сатанистской литературе, преувеличенных историях о сатанизме, оккультных фильмах, слухах о сатанизме и оккультной музыке.

В своей книге Satan Wants You журналист Артур Лайонз разделяет почитателей сатаны на три отдельные группы: 1) сатанисты-одиночки; 2) “изгои” и 3) неосатанистские церкви17. Он описывает их следующим образом:

Сатанисты-одиночки не принадлежат ни к одному культу и живут по придуманным ими самими правилам, которые обычно заимствуют из книг на эту тему... Эти сатанисты — одинокие подростки, испытывающие сложности в общении, а их ритуалы обычно так или иначе направлены на исполнение желаний, таких как деньги, популярность, любовь или секс. Обряды этих людей часто связаны с употреблением наркотиков и фанатичным увлечением рок-музыкой, в особенности тяжелым металлическим роком, а их сатанистские “ритуалы” редко выходят за рамки “дозы”, свечей и чтения вслух отрывков из “Сатанистской Библии” Антона Лавэя под аккомпанемент записей Оззи Осборна... “Изгои” поклоняются сатане как лукавому из Нового Завета, и эта ориентация отражается в их обрядах. Их больше привлекают наркотики, музыка и вандализм, а не секс. Они обычно молоды (от 15 до 25 лет), необщительны, их удерживает вместе какой-либо харизматический вожак. Их собрания, как правило, нерегулярны, у них нет какого-либо последовательного вероучения; их ритуалы, как и у сатанистов-одиночек, надерганы из фильмов и книг по черной магии... Их ритуалы часто включают в себя антиобщественные, а иногда и хулиганские действия... Также существуют и неосатанистские церкви... Эти группы — составляющие основную массу современных сатанистов — налагают строгие запреты на ритуалы, связанные с нанесением вреда любому живому существу, и запрещают своим членам участвовать в незаконных действиях... Они проповедуют эгоизм, потворство своим желаниям, а также стремление к личной и политической власти, имеют четко сформулированное вероучение и административные структуры и открыто вербуют новых членов... Две такие группы, Церковь Сатаны и Храм Сета, можно найти в “Желтых страницах” Сан-Франциско18.

Эту классификацию можно дополнить категориями “дилетантов” (которых Лайонз относит к “одиночкам”) и так называемых “традиционных” сатанистов (их еще называют “наследственными” сатанистами). К первой группе относятся люди, лишь немного связанные с сатанизмом. Их увлечение обычно не идет дальше самых поверхностных черт, которые роднят всех сатанистов: увлечения сатанистской литературой (например, “Сатанинской Библией”), сатанистскими фильмами и фильмами ужасов, а также ролевыми фэнтази-играми, в которых присутствуют сатанинские элементы, и звучит “тяжелый металл”, слова и символика которого тяготеют к сатанизму.

Большинство “дилетантов” — подростки, переживающие сложный период перехода из детства во взрослую жизнь. В это время многие подростки пытаются отстаивать свою независимость, разрывая отношения с семьей и родителями и намеренно используя все, что подчеркивает их индивидуальность, — например, необычные прически и странную одежду. Некоторые молодые люди тяготеют к сатанистским символам, музыке, фильмам и играм потому, что от всего этого разит нонконформизмом.

“Традиционные” (“наследственные”) сатанисты якобы происходят из семей дьяволопоклонников и продолжают развращенные традиции своих родственников. Их неоднократно обвиняли в ужасающих убийствах, похищении людей, ритуальном насилии над детьми и младенцами. Когда в середине 1980-х годов на свет выплыли сообщения с подробностями этих жутких преступлений, в христианском мире началась чуть ли не паника.

Вскоре появились новые истории, рассказанные “уцелевшими взрослыми”, которых еще в детстве якобы зверски истязали, но которые “забыли” все пережитое, и только некий психотерапевт помог им “восстановить” потерянную память. Почти сразу за этими сообщениями последовала волна голословных заявлений о том, что наследственные сатанисты образовали широко разветвленную сеть верующих-единомышленников, проникших на самые высокие уровни государственной власти, и что через эту сеть было похищено, замучено и принесено в жертву бесчисленное количество младенцев и детей.

К счастью, проведенные полицией и журналистами-христианами расследования убедительно доказали, что все эти жуткие истории не имеют ничего общего с действительностью. Они существуют лишь в умах “уцелевших взрослых” и их сторонников. Очевидно, некоторые психотерапевты неосторожно (а кое-кто утверждает, что и намеренно) внушали своим впечатлительным пациентам “ложные воспоминания о ритуальном сатанистском насилии”. Некоторые “жертвы” этих преступлений почерпнули свои “воспоминания” попросту из сенсационных ток-шоу, из литературы по вопросу ритуального насилия и из разговоров с другими “уцелевшими”, объединенными в различные “группы поддержки”.

По словам психолога Элизабет Лофтус, это вполне возможно, поскольку примерно четверть всех живущих людей “легко можно заставить вспомнить события, которые с ними никогда не происходили — ложные воспоминания, которые кажутся абсолютно реальными”19. Такие “воспоминания” привели к многочисленным скандалам в церквях, судебным процессам, самоубийствам, разрушению семей, убийствам и стали темой для “бесконечного пережевывания на ток-шоу”20. До сих пор ни одно из этих воспоминаний не подтвердилось. А многие из них оказались попросту ложью. Нескольких человек уличили в откровенном мошенничестве, и большая часть тех, кто раньше делился “воспоминаниями” о ритуальном насилии, отказалась от своих слов21.

Это, однако, не означает, что все преступления сатанистов — лишь плод чей-то фантазии. Большое число изнасилований, похищений людей и убийств было совершено во имя сатаны. Но в отличие от слухов вокруг потомственных сатанистов, все эти преступления — которые, как правило, совершали “самодеятельные” сатанисты или “изгои” — оставляли много улик и легко раскрывались. Хотя неосатанистские церкви прилагают огромные усилия, чтобы дистанцироваться от подобных действий, сама структура сатанизма, какой бы разношерстной она ни была, способствует нарушению закона и нанесению вреда другим людям. Это очевидно даже при беглом знакомстве с вероучениями, которые разделяет большинство сатанистов.

Обожествление своего "Я"

Общим знаменателем всех форм сатанизма является возвышение себя над окружающими — безграничное потворство своим желаниям. Требования сообразовываться с культурными, социальными и религиозными стандартами, по словам Антона Лавэя, является полной противоположностью сатанизма:

В моем понимании, сатанизм есть единственная разумная альтернатива стадному менталитету и общепринятому мышлению. Это обдуманный свод принципов и ритуалов, созданных для освобождения людей от заразы бездумья, что разрушает все новое22.

Другими словами, твои желания более приоритетны, чем чьи-либо еще. Твои потребности превыше всего. И чем больше ты стараешься идти против структуры общества, тем ты богаче. Нонконформизм — это “сила сатанизма”23. Сатанист “не должен позволять другим программировать себя ...это величайший враг свободы духа, это отрицание самой жизни, данной человеку в качестве чудесного, уникального опыта, а не в качестве имитации бесцветного существования других”24.

Термин “сатанизм” можно запросто заменить словом “эгоцентризм”. Но почему Лавэй назвал свои взгляды сатанизмом? Одна из причин, как он сам говорит, — “потому, что это весело”25. Другая причина — эмоциональная сила, скрытая в слове “сатана”, а также присущая этому слову ассоциация с бунтом, восстанием: “Я назвал свои раздумья "сатанизмом" потому, что это название наиболее интригующе. Самодисциплина и мотивация лучше всего проявляются при возбуждающих условиях. Сатанизм означает "противостояние" и вкратце обобщает в себе все символы нонконформизма”26. Кроме того, Лавэй понимает, что использование термина “сатанизм” придает его мировоззрению характер законной религии с присущими ей обрядами и ритуалами, которые, как он полагают, могут удовлетворить эмоциональные потребности его нечестивой паствы27.

Сатанисты считают свой подход к жизни самое полным выражением жизни, даже если другие считают их действия злом: “"Зло" по-прежнему является словом "жизнь", прочитанным наоборот (в оригинале "evil" и "live" — прим. перев.), и, если в зле суждено нам прожить, проживем же в нем! Жить хорошо — лучшее лекарство от всех напастей. Любите, смейтесь, увлекайтесь, творите, изобретайте, пожинайте и кутите — как сатанисты — в лучшем смысле этих слов. Мир без конца”28. Одержимость сатанистов своим “Я” воплотилась в “Девяти сатанинских заповедях” Церкви Сатаны Лавэя, которые приводятся в “Сатанинской Библии”:

1. Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание!

2. Сатана олицетворяет жизненную суть вместо несбыточных духовных мечтаний.

3. Сатана олицетворяет неоскверненную мудрость вместо лицемерного самообмана!

4. Сатана олицетворяет милость к тем, кто ее заслужил, вместо любви, потраченной на льстецов!

5. Сатана олицетворяет месть, а не подставляет после удара другую щеку!

6. Сатана олицетворяет ответственность для ответственных вместо участия к духовным вампирам.

7. Сатана представляет человека всего лишь еще одним животным, иногда лучшим, чаще даже худшим, чем те, кто ходит на четырех лапах; животным, которое вследствие своего “божественного, духовного и интеллектуального развития” стало самым опасным из всех животных!

8. Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению!

9. Сатана был лучшим другом Церкви во все времена, поддерживая ее дело все эти годы!29

Этот список раскрывает еще одну характерную черту сатанизма: смертельную ненависть к христианству. Сатанисты убеждены, что “мораль, распространяемая христианской церковью и основанная на чувстве вины и самоотрицании, — пустая болтовня”30. Это лишь один из многочисленных выпадов сатанистов в адрес христиан и их веры.

Долой Христа

Сатанисты видят в последователях Иисуса лицемерных, ограниченных, невежественных глупцов. Лавэй пишет: “Христианская доктрина вышла из моды и в нее уже трудно верить, даже самым некрепким умам. Кто-то спросит: “Как же люди могут быть столь тупы и верить всему что говорят попы и проповедники?””31 Сатанисты находят христианство таким отвратительным, потому что христианская церковь, как они считают, исторически не занималась ничем, кроме контроля за народонаселением при помощи устрашающих запретов.

Поскольку сатанисты делают упор на потворство своим желаниям, совершенно естественно, что они считают христианство — религию, которой свойственны добродетель, самоограничение и любовь к другим, — отвратительным вероучением. В ответ, они изо всех сил стараются продемонстрировать вывернутое наизнанку христианство. Например, сатанисты во время своих обрядов читают Молитву Господню задом наперед и используют перевернутый крест как насмешку над распятием Христа32.

Необходимо подчеркнуть, что, отвергая христианство, большинство сатанистов не обязательно клянется в верности личностному духовному существу, которое христиане называют сатаной. По большей части, сатанисты отрицают все формы духовности и придерживаются материалистической и атеистической по своей сути философии. Сатана, которому они “поклоняются”, является всего лишь символом их собственного “Я”. Как говорил Лавэй: “Мы не поклоняемся сатане, мы поклоняемся самим себе, используя метафорическое представление качеств сатаны”33.

Магия

Своей популярностью современное оккультное понимание магии обязано печально знаменитому оккультисту Алистеру Кроули (1875-1947), который утверждал: “Магия — это Наука и Искусство вызывать Изменение в соответствии с Волей”34. И колдуны, и сатанисты принимают это определение магии и пользуются им для изменения ситуаций, которые невозможно изменить при помощи общепринятых методов. Но в отличие от колдунов, которые говорят о “белой” магии (используемой ради благих целей и других людей) и “черной” магии (используемой для достижения эгоистичных целей), сатанисты утверждают, что вся магия одинакова. Лавэй, кстати, очень обижается на “белых” магов за то, что он считает смехотворным разграничением:

Нет разницы между “белой” и “черной” магией кроме чопорного ханжества, закомплексованной праведности и самообмана “белых” магов... Никто на земле еще не изучал оккультные науки... без удовлетворения эго, или с иной целью, нежели достижение личной власти35.

Следует отметить и разницу между колдунами и сатанистами в том, как они относятся к силе магии. Сатанинская магия обычно использует естественные внутренние силы, присущие самому человеку, и не полагается на внешние силы или на существ из духовного пространства36. Как следствие, колдуны считают свою магию способом обрести сверхъестественные силы, в то время как сатанисты понимают магию “не как что-то сверхъестественное (т. е. навеки необъяснимое наукой), но лишь как что-то аномальное (т. е. в полной мере еще не понятое наукой, но подлежащее научному объяснению впоследствии)”37.

Магия, которую практикуют и колдуны, и сатанисты, осуществляется при помощи заклинаний и магических формул. Последние нередко включают в себя яркие ассоциативные изображения, бесконечно повторяющие фразы и “слова власти”, с помощью которых призывают сверхъестественные силы (в колдовстве) или внутренние силы самого человека (в сатанизме). Но некоторые “самодеятельные” сатанисты, конечно, полагают, что они и вправду говорят с дьяволом, как его понимают христиане, — т.е. внешним, личностным существом по имени Люцифер.

Encyclopedia of Occultism and Parapsychology дает заклинанию такое определение: “Написанная или произнесенная словесная формула, якобы способная оказывать магическое действие”38. Похоже, что корни теории, лежащей в основе заклинаний, кроются в идее о том, что между словами и теми предметами и людьми, которые они обозначают, есть природная и тесная связь. Считается, что при благоприятных обстоятельствах маг может вызвать некое событие, воспевая или описывая желаемое событие и одновременно описывая участие в этом событии желаемых предметов, людей или духов39. Такое заклинание было найдено в дневнике Шона Селлерза:

О великий покинутый, порождение бездны, враг слабого, пошли свое самое прекрасное благословение и исцели раны одного из твоих детей. Пошли страшные силы тьмы, чтобы мы могли исполнить твою волю. Пошли нам пылающий огонь перемен, чтобы мы могли помочь тебе. Сокруши трусливую ложь запретов ударом сотрясающего землю грома! Яви свое присутствие, ибо ты среди своих самых талантливых. Этой ночью пошли душу смертности своему вновь обретенному ребенку и обними его, как бы ты обнял любовника. Мы объединяемся, чтобы укрепить через истинную силу тьмы оставленного бога, во всей черной славе и богатстве истины. Объедини среди нас могучую силу свободы и через нашу силу поднимись, чтобы когда-нибудь стать свободным. Клясться в верности твоей власти будут, пока вечность вращается, не зная конца40.

Ритуальные жертвоприношения

Жертвоприношения составляют неотъемлемую часть сатанинских ритуалов. Есть четыре основных вида жертвоприношения: себя, боли, частей некогда живых животных или людей и живых животных или людей. Жертвоприношение каждого вида производит свое действие “в соответствии с волей человека”. Как и большинство формальных религиозных ритуалов, сатанинские жертвоприношения помогают “сконцентрировать ум посредством символов и слов и внушенных измененных состояний”41. Принесение в жертву себя — это извращенная аналогия христианской покорности Богу, как ее выразил апостол Павел: “...представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего” (Рим. 12:1). Сатанинские жертвоприношения такого рода часто сопровождаются мастурбацией, половыми сношениями, гомосексуальными актами и оральным сексом. Они символизируют приоритет собственных желаний и самоудовлетворения.

Жертва боли очень напоминает принесение в жертву себя, потому что физиологические и эмоциональные реакции на боль якобы сходны с теми, что связаны с сексуальным экстазом. Профессор Джон Купер из Восточнокентуккийского университета, который специализируется на изучении сатанизма, описывает наиболее распространенные способы принесения жертвы боли:

Сатанисты склонны... наносить себе порезы бритвами или острыми ножами, как правило, в области рук (обычно верхней части предплечья, чтобы не задеть артерию), верхней части бедра и ягодиц. Встречаются неглубокие разрезы на груди или молочных железах, но их наносят осторожно, чтобы не вызвать опасного кровотечения; целью этого обряда является причинение боли, а не пролитие крови. По некоторым сообщениям, сатанисты с уголовным прошлым под воздействием алкоголя и наркотиков отрезали себе суставы пальцев. Сектант начинает с первой фаланги мизинца во время первого обряда, потом, в следующий раз, переходит ко второй фаланге того же пальца. Сатанисты стремятся получить увечья как признак принадлежности к группе, подобно татуировкам в некоторых культурах; но главным в этой ужасной практике является то, что в жертву сатане приносится боль42.

Животные или человеческие части тела довольно часто используются во всех формах сатанизма. Эта практика распространена, поскольку части животных легко достать, либо заказав по почте (в компании, торгующей оккультными аксессуарами), либо отрезав от трупа животного, найденного на дороге. Части человеческого тела законным путем, конечно, получить нельзя. Но некоторые — “самодеятельные” — сатанисты решают эту проблему, раскапывая могилы.

Наконец, есть прискорбные случаи, когда в жертву приносят живых животных или людей. Жертву “убивают в кульминационный момент ритуала, чтобы повысить уровень психической энергии сатаниста... и тем самым повысить шансы сатаниста достичь цели ритуала”43. Чаще всего сатанисты ловят любое животное, которое легче всего поймать. Городские сатанисты часто используют собак и кошек, а деревенские — белок, кроликов и мелких домашних животных. В своей книге Magick in Theory and Practice влиятельный оккультист Алистер Кроули называет лучший вид жертвоприношения: “...Почти для всех целей человеческая жертва подходит лучше всего”44.

...Способ убийства практически однотипен. Животное следует убить ударом в сердце или перерезать ему глотку — в том и другом случае ножом. Все прочие способы убийства менее эффективны; даже в случае распятия жертву в конце концов закалывают45.

Необходимо отметить, что все животные или человеческие жертвоприношения в Америке были совершены либо “самодеятельными” сатанистами-одиночками, либо группами “самодеятельных” сатанистов. Религиозные сатанисты, такие как Антон Лавэй, осуждают подобные действия в самых резких выражениях. В одной из публикаций Церкви Сатаны говорится: “Церковь Сатаны не имеет никакого отношения к этим презренным преступникам, которые называют себя членами этой церкви, чтобы совершать свои грязные дела. Церковь Сатаны твердо стоит за закон и порядок и крайне отрицательно относится к ритуальным убийствам,... животным жертвоприношениям и т. п.”46. Сам Лавэй пишет: “Ни при каких обстоятельствах сатанист не приносит в жертву животное или ребенка!”47

Но в то же время Лавэй оставляет опасную лазейку: “Сатанист приносит человеческую жертву только тогда, когда она может послужить двум целям сразу: для освобождения волшебника от зла в форме проклятия и, что более важно, для избавления от весьма отвратительного и заслуживающего того индивидуала”48. Он также заявил: “Сатанист, будучи волшебником, должен быть в силах решить сам, что справедливо, а затем приложить силы волшебства для достижения своей цели”49. Именно этой лазейкой и воспользовались многие, особенно подростки, стремясь достичь состояния, в котором они смогли бы вызвать перемены по своей воле.

Например, в мае 1996 г. жители городка Сан-Луис-Обиспо в Калифорнии были потрясены, когда семнадцатилетнего Ройса Кейзи, шестнадцатилетнего Джейкоба Делашмутта и пятнадцатилетнего Джозефа Фиореллу арестовали по обвинению в похищении, изнасиловании, истязании и убийстве пятнадцатилетней Элайзы Палер. Полиция утверждает, что эти трое юношей одурманили Палер наркотиками, чтобы ослабить ее сопротивление, изнасиловали ее и затянули на ее шее ремень, чтобы им было легче ее заколоть”50. Перед убийством мальчики организовали рок-группу, чтобы “прославлять сатану”. Это привело к спорам о том, нужно ли им принести в жертву человека, чтобы увеличить свои способности поклоняться сатане в музыке. Результатом споров стала смерть Элайзы Палер, которая, по словам родных и друзей, имела талант к живописи, актерству, музыке и танцам.

По словам помощника окружного прокурора Дэна Бушара, мальчики “выбрали и выследили ее, полагая, что белокурая голубоглазая девочка была девственницей, и что, принеся ее в жертву, они заработают себе "билет в ад"”51. Исчезновение Палер, произошедшее 22 июня, могло так и остаться нераскрытым, если бы не угрызения совести Ройса Кейзи. Через восемь месяцев после убийства Кейзи привел полицейских к разложившемуся телу Палер.

В интервью телекомпании Кей-Эн-Би-Си (Лос-Анджелес) мать Палер описывала свое горе так: “У вас что-то оторвали, кусок вашего сердца... Боль, она так сильна, так же сильна, как и любая физическая боль, какую только можно представить... Ужаснее всего думать о пытках”52. Если троих сатанистов будут судить как совершеннолетних и признают виновными, им грозит максимальное наказание: пожизненное заключение без возможности досрочного освобождения на поруки.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

Безнравственная, почти социопатическая философия, пропагандируемая сатанизмом, резко контрастирует с четко определенными Господом нормами праведности. Если сатанизм оправдывает ложь, обман, воровство, гомосексуализм, осквернение, прелюбодеяние, пьянство, наркотики, хулиганство, убийство, изнасилование и кровосмешение как приемлемые формы удовлетворения своих желаний, то Писание учит, что все, поступающие так, в день суда будут осуждены на вечность в аду (1 Кор. 6:9-10; Гал. 5:19-21; Евр. 13:14). Но самой очевидной отрицательной стороной сатанизма является отрицание каждого положения христианского богословия.

 

Библия

Сатанизм

"Почему [непристойность пропущена] писатели не думали того, что говорили, и не говорили того, что думали, когда они писали эту дурацкую книгу сказок, Библию"53.

"Если кто-либо верит в теологическое утверждение, что Дьявол олицетворяет лживость, тогда, несомненно, он должен согласиться и с тем, что это ОН, ДЬЯВОЛ, А НЕ БОГ, ОСНОВАЛ ВСЕ ДУХОВНЫЕ РЕЛИГИИ И НАПИСАЛ ВСЕ СВЯТЫЕ БИБЛИИ!"54

Писание

"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12).

"Я передал им слово Твое, ... Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина" (Ин. 17:17).

Бог

Сатанизм

"Нет Бога, ... нет верховного всемогущего божества на небе, которое заботится о жизни человеческих существ. Там наверху нет никого, кто [непристойность пропущена]. Человек - единственный бог. Человека необходимо научить отвечать перед собой и перед другими людьми за свои поступки"55.

"Весьма популярным заблуждением является представление о том, что Сатанист не верит в Бога. Концепции Бога в толковании человека менялись на протяжении столетий столь сильно, что Сатанист просто принимает ту, которая ему подходит больше. Ведь это человек всегда создавал богов, а не они ЕГО. Бог милостив для одних, ужасен для других. Для Сатаниста же, "Бог", каким бы именем он ни был назван, или даже не назван вообще, - видится неким уравновешивающим природу фактором и не имеет отношения к страданию. Эта могущественная сила, пронизывающая и поддерживающая равновесие всей Вселенной, слишком обезличена, чтобы заботиться о счастье или беде существ из плоти и крови, живущих на шарике из грязи, что является нашим домом"56.

Писание

"Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела..." (Пс. 14:1).

"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим. 1:18-20).

"Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: "я, и другой подобной мне нет"... Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: "никто не видит меня". Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути, и ты говорила в сердце твоем: "я, и никто кроме меня". И придет на тебя бедствие; ты не узнаешь, откуда оно поднимется..." (Ис. 47:8).

Иисус Христос

Сатанизм

"Я думаю, вкратце, что Христос потерпел полное поражение во всех своих занятиях и как спаситель, и как божество"57.

"Я погружаю свой указующий перст в водянистую кровь твоего бессильного сумасшедшего Спасителя и пишу на его иссеченном черном теле: Вот ИСТИННЫЙ принц зла - царь рабов! <...> Скажи сердцу своему: "Я - сам себе повелитель!" [в англ. ориг. "искупитель"]"58

Писание

"Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия" (2 Пет.1:16).

"Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2:10-11).

Сатана

Сатанизм

"[Дьявол] - это темные силы природы, которые человеческие существа только начинают постигать"59.

"Сатана, следовательно, есть продолжение психической или волевой сущности человека"60.

Писание

"Он [диавол] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин. 8:44).

"А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков" (Отк. 20:10).

Грех и спасение

Сатанизм

"Взгляните на распятие - что символизирует оно? Мертвенно бледная немощность, висящая на куске дерева. <...> Нет ни небес в сиянии славном, ни ада, где жарятся грешники. Здесь и сейчас день наших вечных мук! Здесь и сейчас наш день наслаждения! Здесь и сейчас наш шанс! Выбери же этот день, ибо спасителя нет!"61.

Писание

"Потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3:23-24).

"...Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, ...от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 19-21).

 

В ЧЕМ ЖЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ?

Сатанизм привлекателен, главным образом, своими обещаниями абсолютной власти — и это может быть особенно заманчивым для подростков, как ясно следует из откровений Шона Селлерза и двух других юных сатанистов, Джеймса и Фила:

Ключевые слова — “власть” и “контроль”. Все сатанисты хотят управлять своей жизнью, и все они хотят власти... Считают ли они сатану силой природы или падшим ангелом, все они пытаются вымолить у “Князя тьмы” власти в своей жизни62.

Что мне нравится в сатанизме, так это власть, которую он мне дает... Люди в школе знают, что я занимаюсь этим, и не связываются со мной... Он также дает мне ощущение, что я могу делать все, что захочу... Зачем мне любить кого-то еще? Все, чего хотят люди, — получить как можно больше. Такова жизнь. Сатанизм объяснил мне жизнь. Это помогает расти63.

Если вы что-то знаете о сатанизме, то вы знаете, что его суть заключается в одном — во власти. Власть над собой, власть над другими, власть над вашим окружением64.

Еще один аспектом сатанизма, который делает его столь привлекательным для некоторых людей, — крайне эгоцентрический подход к жизни. Угождая каждой человеческой похоти, сатанизм позволяет своим адептам наслаждаться жизнью в полном потворстве своим прихотям и греховном разврате, часто за счет других. Вслушайтесь в советы Антона Лавэя:

Паразит не чувствует ответственности в том, что касается вас, однако ожидает ее с вашей стороны. Перебейте его: “Мне кое-куда нужно — тотчас вернусь”. Покиньте его и не возвращайтесь. Другими словами, солгите. Ваша совесть не должна вас побеспокоить65.

Если Неправда сходит кому-то с рук, а кто-то другой повторяет ее, и ему это также сходит с рук, рождается Правда. Неправда становится все правдивее каждый раз, когда она побеждает. <...> Нет такого понятия, как “моральное” Право... Мораль — чисто человеческое изобретение, сделанное в угоду интересам людей с недоразвитой чувствительностью ... я применяю мое собственное правило — “Правил нет”66.

Наконец, сатанизм пропитан циничным реализмом. Лавэй говорил: “Да, мир — это не просто сцена, но мир Барнума и Бэйли также не может не быть фальшивым”67. Обычно сатанисты говорят обо всем так, как они это видят, кто бы их ни слушал, кого бы это ни задевало, и нимало не беспокоясь о том, правы ли они вообще. Это часто выливается в сильные преувеличения и несправедливые обобщения. Но изредка сатанисты делают глубокомысленные замечания, благодаря которым могут показаться более честными и проницательными, чем окружающие.

Для того, чтобы успешно благовествовать сатанисту, христианин должен уметь показать, что последователи Иисуса Христа имеют логичную, разумную веру, которая приносит большее удовлетворение, нежели безбожное мировоззрение сатанистов. Кроме того, христиане должны со спокойствием переносить богохульства и насмешки, с которыми они непременно столкнутся в разговоре с сатанистами. Если сатанист готов слушать и хочет поговорить с христианином, верующий должен сохранять терпение, кротость и любовь (Гал. 5:22-23; 2 Тим. 2:24-26). Только так можно доказать, что эти качества сильнее насмешек, ненависти, гнева и других сатанинских “добродетелей”.

Можно также указать на логические противоречия внутри самого сатанизма, чтобы объяснить, почему эта философия несостоятельна. Например, Антон Лавэй говорит, что сатанист может удовлетворять свои желания без ограничений. Каждый человек решает для себя, что он хочет делать, а затем делает это. И все же Лавэй предлагает свой собственный кодекс “моральных” норм, в том числе и запрет вандализма и бессмысленного разрушения68.

Лавэй всего-навсего создает свой собственный стандарт праведности, которому сатанисты должны следовать, если хотят быть “истинными” сатанистами. Но зачем нужны эти правила? Что дает Лавэю право судить, что можно делать, а чего — нельзя? Есть ли причина оставить в живых последнюю оставшуюся в живых большую панду, если представится возможность принести ее в жертву? Почему сатанист не должен заниматься вандализмом и наносить вред животным и людям, если именно это доставляет ему наибольшее удовлетворение? В конце концов, ведь главное в сатанизме — удовлетворение своих желаний. В результате, данные Лавэем обещания полного удовлетворения всех своих желаний через сатанизм “пропадают в хаосе псевдоаморального позерства. Один свод правил морали и законов всего лишь заменяется другим”69.

Христиане могут указать на то, что сатанисты — по крайней мере, “религиозные” сатанисты, разделяющие философию Лавэя, — попросту посвятили себя религии, созданной человеком, который имел на то не больше прав, чем любой другой. За этим аргументом может последовать объяснение, что христианство отличается от любой другой мировой религии, поскольку в его основании лежит реальная жизнь, смерть и воскресение самой любящей личности, когда-либо жившей на нашей планете — Иисуса Христа, Бога в человеческом облике.

Молитва — вот самый важный аспект благовестия сатанистам. Те, кто верит в сатанистский образ жизни, в особенности молодежь, могут быть опасны. Благовествуя всякому, кто угрожает физическим насилием, не следует забывать про осторожность, рассудительность и здравый смысл. С другой стороны, необходимо помнить, что мы ведем борьбу не против крови и плоти, но против духов поднебесной злобы. Следовательно, христиане должны быть “сильны Господом”, облекшись во всеоружие праведности, чтобы “твердо стать против козней диавольских” (Еф. 6:10-17).

 

Переведено и используется с разрешения автора. Richard Abanes. Cults, New Religious Movements, and Your Family (Weaton, IL: Crossway Books, 1998), chapter 3.

 

ССЫЛКИ

1 Лавэй, Антон Шандор. Сатанинская Библия <http://dominus.hut.ru/magic/laway/satan_bible> Книга Сатаны 3:7; 4:4; 5:1, 3, 7, 9. Книга Люцифера, глава “Твой Бог может быть тобой”.

2 Sean Sellers. Цит. по Jerry Johnson, The Edge of Evil (Dallas: Word, 1989), p. 18.

3 Sellers, там же.

4 Arthur Lyons, Satan Wants You (New York: Mysterious Press, 1988), p. 11.

5 Sellers. Цит. по Johnson, pp. 20-21. Порядок, в котором приводятся слова Селлерза, слегка изменен для ясности, но сами цитаты совершенно точны.

6 Там же, p. 18.

7 Sean Sellers. Цит. по John Trott, “About the Devil's Business”, Cornerstone, vol.19, No. 93, p. 10.

8 Bob & Gretchen Passantino, When the Devil Dares Your Kids (Ann Arbor, MI: Servant Publications, 1991), p. 159.

9 Sellers. Цит. по Johnson, p. 19.

10 Craig Hawkins, “The Many Faces of Satanism”, Forward, Fall 1986, p. 17.

11 Bob & Gretchen Passantino, Satanism (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1995), p. 7.

12 Lyons, p. 9.

13 Passantino, When the Devil, p. 34.

14 J. Gordon Melton, Encyclopedia of American Religions (Detroit: Gale Research, Inc., 1996), p. 165.

15Лавэй. Записная книжка Дьявола, глава 28. <http://dominus.hut.ru/magic/laway/devil_notebook>

16 Melton, p. 165.

17 Lyons, p. 9.

18 Там же, pp. 9-11.

19 Jill Neimark, “It's Magical, It's Malleable, It's Memory”, Psychology Today, Jan./Feb. 1995, p. 45.

20 Там же.

21Данному вопросу был посвящен целый ряд статей, как христианских, так и светских авторов. Статьи, написанные авторами-христианами: Bob Passantino and Gretchen Passantino, “The Hard Facts About Satanic Ritual Abuse”, Christian Research Journal, Winter 1992, pp. 21-23, 32-34; Gretchen Passantino, Bob Passantino, and John Trott, “Satan's Sideshow”, Cornerstone, vol. 18, issue 90, pp. 24-28; Gretchen Passantino, “Innocence Lost in Landmark Daycare Case”, Cornerstone, vol. 23, issue 104, pp. 14, 16-17; Mark Pendergrast, “Sorcerer's Apprentice: A Christian Therapist Renounces Memory Repression”, Cornerstone, vol. 24, issue 107, pp. 34-37,42; Daniel Brailey, “The Prosecution of a False Memory: An Update on the Paul Ingram Case”, Cornerstone, vol. 25, issue 109, pp. 23-24. Статьи, написанные светскими исследователями: Eric Felton, “Ritual Child Sex Abuse: Much Ado About Nothing”, Insight on the News, October 7,1991, pp. 27-29; Debbie Nathan, “The Ritual Sex Abuse Hoax”, Village Voice, June 12, 1990, pp. 36-44; Martin Gardner, “The Tragedies of False Memories”, Skeptical Inquirer, vol. 18, no. 5 (Fall 1994), pp. 464-470; Dr. John Hochman, “Recovered Memory Therapy and False Memory Syndrome”, Skeptic, vol. 2, no. 3 (1994), pp. 58-61; Laura Pasley, “Misplaced Trust”, Skeptic, vol. 2, no. 3 (1994), pp. 62-67; Margaret Carlson, “The Sex-Crime Capital”, Time, November 13, 1995. Среди книг, посвященных проблеме ритуального насилия в сатанизме, следует отметить Mark Pendergrast, Victims of Memory (Hinesburg, VT: Upper Access, Inc., 1995) и Debbie Nathan & Michael Snedeker, Satan's Silence (New York: Basic Books, 1995).

22 Лавэй. Предисловие к “Записной книжке Дьявола”.

23 Там же, глава 18.

24 Там же.

25 Там же, Предисловие.

26 Там же.

27 Лавэй. Сатанинская Библия. Книга Люцифера, глава “Некоторые признаки сатанинской эры”.

28 Лавэй. Записная книжка Дьявола, глава 5.

29 Лавэй, Сатанинская Библия. <http://dominus.hut.ru/magic/laway/satan_bible/2.html>

30 Simon Dwyer, “The Plague Yard”, Rapid Eye, vol. 2, ed. Simon Dwyer (London: Creation Books, 1992, 1995 edition), p. 170.

31 Лавэй. Записная книжка Дьявола, глава 4.

32 Passantino, When the Devil, p. 42.

33 Anton LaVey. Цит. по Blanche Barton, The Secret Life of a Satanist (Los Angeles: Feral House, 1990), p. 205.

34 Aleister Crowley, Magick in Theory and Practice (New York: Dover Publications, 1976), p. 12.

35 Лавэй. Сатанинская Библия. Книга Белиала, глава “Теория и практика сатанинской магии”.

36 Marcello Truzzi, “The Occult Revival As Popular Culture: Some Observations on the Old and the Nouveau Witch”, Sociological Quarterly, vol. 13 (Winter 1972). Перепеч. в Arthur C. Lehmann & James E. Myers, eds., Magic, Witchcraft, and Religion (Mountain View, CA: Mayfield Publishing, 1993), p. 404.

37 Truzzi, p. 404.

38 Leslie A. Shepard, ed., Encyclopedia of Occultism and Parapsychology, vol. 2 (Detroit: Gale Research, Inc., 1991), p. 1569.

39 Там же.

40Vicki L. Dawkins & Nina Downey Higgins, Devil Child (New York: St. Martin's Press, 1989), p. 58. Цит. по Passantino, When the Devil, pp. 44-45.

41 Dwyer, p. 169.

42 John Cooper, The Black Mask: Satanism in America Today (Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell, 1990), pp. 107-108.

43 Hawkins, p. 20.

44 Crowley, p. 96.

45 Там же, p. 98.

46 Robert J. Jamra, The Church of Satan (Los Angeles: Church of Satan, n.d.), p. 3. Цит. по Lawrence C. Trostle, The Stoners: Drugs, Demons, and Delinquency (New York: Garland Publishing, 1992), p. 64.

47 Лавэй. Сатанинская Библия. Книга Люцифера, глава “К вопросу о человеческом жертвоприношении”.

48 Там же.

49 Лавэй. Сатанинская Библия. К