C-123

Нострадамус: предсказания сбываются?

Мишель Нострадамус — пожалуй, самый известный и самый загадочный астролог всех времен и народов. Его жизнь, начиная с самого детства, окружена множеством «удивительных историй». Говорят, что уже в раннем возрасте Мишель проявлял необыкновенную прозорливость. Однажды, когда ему было всего несколько лет от роду, гуляя в саду вместе с дедом, он неожиданно заявил, что нужно непременно собрать фиги с деревьев, поскольку «потом будет поздно». Фиги немедленно собрали, а на следующий день страшная буря повалила все деревья в саду (Косоруков Ю. Мишель Нострадамус. М., 1998, с. 12).

Из отроческих лет пророка известна другая «удивительная история» — однажды Мишеля вместе с дедом, личным лекарем прованского короля Рене Доброго, пригласили ко двору. Речь зашла о последней научной сенсации, гелиоцентрической теории Коперника. Неожиданно мальчик, который уже тогда прекрасно разбирался в астрономии, заявил, что теория Коперника верна — Земля действительно вращается вокруг Солнца. Мальчика жестоко выпороли, но даже под ударами розог юный пророк упрямо выкрикивал: «Она вертится, вертится, и ровно через сто лет один астроном из Тосканы докажет это!» И действительно, через сто лет, в 1617 году, Галилео Галилей подтвердил правоту юного Мишеля (Там же, с. 17).

Когда Нострадамус стал взрослым, необыкновенные способности помогали ему видеть будущее, несмотря на все козни противников. Рассказывают, что однажды Нострадамус пришел в гости к некоему дворянину, который решил посрамить пророка. Хозяин показал Нострадамусу двух поросят — белого и черного, — а затем предложил предсказать, какой из них будет подан к столу. Нострадамус внимательно посмотрел на поросят и сказал, что подан будет черный поросенок, а белого съест волк. Хозяин ухмыльнулся и приказал повару зажарить белого. Однако повар зазевался — придя на кухню, он с ужасом увидел, что поджаренного поросенка пожирает домашний волчонок хозяина. Тогда он быстро зажарил черного поросенка и подал его к столу. За ужином хозяин, улыбаясь, сообщил пророку, что они едят белого поросенка. Нострадамус упрямо стоял на своем. Позвали повара, и после допроса с пристрастием тот сознался в своем проступке (Хоуг Дж. Нострадамус. Полное собрание пророчеств. М., 1999, с. 12).

Существуют и другие, более «серьезные» легенды. Рассказывают, например, что во время путешествия по Италии Нострадамус встретил группу монахов-францисканцев. Посмотрев на невзрачного монаха по имени Феличе Перетти, пророк упал на колени и сказал, что перед ним будущий Папа Римский. Действительно, впоследствии этот безвестный монах стал знаменитым папой Сикстом V.

Широко известна и другая легенда. Однажды Нострадамуса посетила королевская семья — королева Екатерина Медичи со своими сыновьями и дальним родственником Генрихом Наваррским. Пророк попросил, чтобы воспитатель позволил ему взглянуть на Гениха. На следующее утро, во время церемонии одевания принца, Нострадамуса ввели в комнату. Пророк долго смотрел на юношу, а потом сказал, что Генрих Бурбон будет королем не только Наварры, но и всей Франции. Это предсказание было совершенно неправдоподобным, поскольку шансов унаследовать французский престол у Генриха почти не было — наследниками были сыновья Екатерины Медичи. Однако, вопреки всему, Генрих все-таки стал королем Франции. Предсказание Нострадамуса исполнилось в точности. Говорят, что Генрих Наваррский не раз вспоминал об этом пророчестве и, смеясь, рассказывал, что, пока пророк на него смотрел, он трясся от страха, что его опять собираются выпороть (Берзин Э.О. Нострадамус и его предсказания. М., 1992, с. 24).

Нострадамус не был бы великим астрологом, если бы не предсказал дату собственной смерти. Время от времени появляются утверждения, что где-то обнаружена его заметка относительно 2 июля 1566 года: «Здесь приближается смерть» (Звездный путь астрологии. М., 1993, с. 38). Повторяют и такую загадочную подробность: Нострадамус якобы завещал похоронить себя в вертикальном положении, хотя причины такого желания не совсем понятны. Одна из версий гласит, что он не хотел быть похожим на прочих смертных. Согласно другой версии, он хотел, чтобы хулители не могли поплясать на его могиле — пророк предвидел и такую грустную возможность. Ходят также слухи, что вместе с телом в склеп положили бумагу и перья, чтобы пророк мог продолжить свои астрологические изыскания после смерти (Косоруков, с. 12).

В заключение нельзя не упомянуть еще одну «удивительную историю». Молва приписывает Нострадамусу пророчество, предрекающее гибель тому, кто вскроет его могилу. В 1791 году, в разгар французской революции, некий якобинец поджег церковь францисканцев в Салоне, где был погребен знаменитый астролог. Не успокоившись на этом, вандал вскрыл могилу и разбросал кости пророка — якобы в отместку за то, что Нострадамус предсказал ужасы революции. На следующий день, гласит легенда, якобинца нашли мертвым (Звездный путь астрологии, с. 38).

У этой легенды есть и другая, еще более красочная версия. В соответствии с ней могилу пророка якобы вскрыл целый отряд якобинцев. Они плясали вокруг костей, а один, самый наглый, пил из черепа Нострадамуса вино — считалось, что таким образом можно унаследовать пророческий дар. На место событий явился мэр города и стал увещевать негодяев, напоминая им о страшной участи, которую пророк обещал тому, кто осмелится вскрыть его могилу. Солдаты быстро протрезвели, но было уже поздно — на следующий день весь отряд до единого человека полег в окрестностях города, напоровшись на засаду роялистов. Ходят слухи, что вскрывшие могилу нашли на скелете Нострадамуса медную пластину, на которой была выгравирована дата, — пророк точно вычислил, когда будет потревожен его прах (Косоруков, с. 12).

И все же своей славой Нострадамус обязан вовсе не этим «удивительным историям». Они составляют лишь красочную обложку мифа о великом астрологе. Бессмертие Нострадамус обрел благодаря «Центуриям» — сборнику его пророчеств. Как уверял он сам, в этой книге расписаны события мировой истории вплоть до 3797 года. Автор аннотации к одной из современных книг о Нострадамусе оценивает его пророчества таким образом: «Пророчества Мишеля Нострадамуса, отличающиеся бесхитростной точностью, вот уже четыре века продолжают неумолимо сбываться, ошеломляя и завораживая весь мир». Сам же автор книги, Джон Хоуг, утверждает:

Нострадамус предвидел многие из изобретений человечества, в том числе радио, спутники в форме дисков, подводные лодки и кислородные маски. Пророчества Нострадамуса расскажут нам о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, о полете человека на Луну, а также о гибели «Челленджера» и попытке покушения на президента Рейгана. Мы увидим расцвет и закат коммунизма, море огня и ливни ракетных залпов в Персидском заливе.

Кроме того, «Центурии» якобы предсказали изобретение подводной лодки, самолета, ядерного оружия, а также третью Мировую войну, начало Золотого Века, создание двуполых человеческих существ, гибель планеты в 3897 году в результате расширения Солнца и даже строительство поселений землян на планетах в созвездии Рака (Хоуг, с. 8).

Толкованием «Центурий» занимались самые разные люди: невежды и уважаемые философы, мистики и рационалисты, профессора и домохозяйки. На Нострадамуса ссылаются в связи с чуть ли не каждым крупным политическим событием. Так, о нем снова вспомнили после ужасных терактов в Нью-Йорке — его катрены (четверостишия) появились во многих бульварных издания. В газете «Эра Водолея» (декабрь 2001 года, № 24) появилась статья «Мистические аспекты американской трагедии», автор которой цитировал 81-й катрен V центурии:

По градом Солнца королевской птицы
Пророчества ночные прозвучат,
Стена восточная в руины обратится.
Гром, молния... Семь дней враги в воротах простоят.

Трудно понять, какое отношение этот катрен имеет к трагедии в Нью-Йорке. «Восточная стена, обращенная в руины», слабо напоминает рухнувшие башни-близнецы Всемирного Торгового Центра. Раньше этот катрен считали пророчеством о гитлеровцах, которые сумели захватить Париж за семь дней.

Тогда же была также спешно переиздана книга наших доморощенных астрологов, Дмитрия и Надежды Зима, «Расшифрованный Нострадамус» (М., 2001). В качестве эпиграфа к ней были предпосланы строки: «От огня с неба, направленного к королевскому строению, Ангел Войны будет повержен» (катрен 100, центурия IV). Речь в катрене идет, конечно же, о небоскребах, разрушенных террористами, служителями “ангела войны”, объявившими великий джихад современной цивилизации.

Имя Нострадамуса известно всем, но мало кто знает о нем что-либо помимо легенд и слухов. Кто же такой Нострадамус, и действительно ли ему было открыто будущее?

«Нострадамус» — это латинизированный вариант настоящего имени астролога: Мишель де Нотр-Дам. Будущий пророк родился 14 декабря 1503 года во французском городке Сен-Реми в семье еврея-нотариуса. Но такой великий человек не мог быть простым евреем. Апологеты Нострадамуса уверяют, что его отец и мать принадлежали к древнему еврейскому роду, ведущему начало от самого Иссахара, пятого сына Иакова от Лии. Этому роду приписывается какой-то особый пророческий дар. Говорят, что предки Нострадамуса по отцовской линии занимались каббалой и медициной, а предки по материнской линии отличались незаурядными способностями в математике и медицине (Звездный путь астрологии, с. 34). Незадолго до рождения Мишеля его семья под давлением властей была вынуждена принять католичество.

Как и многие его предки-евреи, Нострадамус избрал профессию медика и фармацевта. Сначала Нострадамус учился в Авиньоне, а потом поступил в университет Монпелье. В 1525 году он получил степень бакалавра и вскоре отличился во время эпидемии чумы, разразившейся на юге Франции. Потом он некоторое время провел в странствиях, в 1529 году защитил докторскую диссертацию, а в 1534 году по приглашению известного гуманиста Скалигера прибыл в городок Ажен, где женился и произвел на свет двух детей.
Потом Нострадамуса стали преследовать несчастья. Эпидемия неизвестной болезни унесла жизни его жены и детей, что подорвало его репутацию талантливого врача. Потом у него вышла ссора со Скалигером, а в довершение всего он получил повестку от инквизитора Тулузы. В 1538 году ему пришлось спешно покинуть Францию. Нострадамус отправился странствовать по Европе — Лотарингии, Нидерландам и Италии. Но когда в 1544 году на юге Франции опять вспыхнула эпидемия чумы, он вернулся на родину и принял активное участие в борьбе с болезнью. В 1546 году его вновь приглашают в Прованс для борьбы с еще одной эпидемией чумы, и он отличился еще раз, проявив недюжинные хладнокровие и трудолюбие. Парламент Прованса даже назначил ему пожизненную пенсию. После этого Нострадамус поселился в провинциальном городке Салоне, где вторично женился. Именно здесь он стал выпускать свои астрологические альманахи, а впо­следствии написал знаменитые «Центурии» (Берзин, с.11).

Интересы Нострадамуса не ограничивались лишь медициной и астрологией, он увлекался широким кругом гуманитарных наук, включая философию, религию и оккультные науки, и вообще был очень образованным человеком. Он дружил не только с выдающимся гуманистом Скалигером, но и с писателем Франсуа Рабле, вместе с которым, по некоторым слухам, путешествовал по Италии. Успех сопутствовал ему и на врачебном поприще, хотя своими достижениями в борьбе с эпидемиями он был обязан не сомнительным пилюлям из лекарственных трав, а, скорее, правилам гигиены, которые активно внедрял. Нострадамус занимался и парфюмерией, очень прибыльным делом по тем временам, и посвятил этому вопросу целый трактат. Умер Нострадамус довольно состоятельным человеком.

В предисловии к «Центуриям», обращаясь к своему сыну Цезарю, Нострадамус пишет о постигшем его разочаровании в оккультных науках. Он пишет, что все подобные книги «предал Вулкану» — то есть, сжег, — оставив лишь астрологические трактаты. Трудно сказать, чем было вызвано это решение. Может быть, он так поступил и письменно заявил о своем поступке лишь из страха перед инквизицией. Как бы то ни было, Нострадамус осуждает в этом тексте оккультные науки, почему-то делая исключение лишь для астрологии.

Второе, дополненное издание «Центурий» вышло в 1558 году. Нострадамус послал один экземпляр книги французскому королю Генриху II, но у публики его творение не вызвало особого интереса. Книга обрела невиданную популярность лишь через год — после рыцарского поединка между королем и командующим королевской гвардией графом Габриелем де Монтгомери по случаю бракосочетания принцессы Елизаветы с королем Испании Филиппом II. По несчастливой случайности обломок копья поразил короля в правый глаз. Многие увидели предсказание этого события в 35-м катрене I центурии:

Молодой лев одолеет старого
На поле битвы в одиночной дуэли.
Он выколет ему глаза в золотой клетке.
Два флота (или два перелома) — одно, потом умрет жестокой смертью.

Непонятно, однако, при чем тут «золотая клетка»? Некоторые полагают, что речь идет о шлеме. Кроме того, в катрене говорится о выколотых глазах — между тем, Генриху II копье выбило лишь один глаз. Такая ситуация типична для катренов Нострадамуса — отдельные совпадения вроде бы имеют место, но каждый раз они уравновешиваются другими, несбывшимися деталями, которые любители Нострадамуса попросту игнорируют. Как бы то ни было, приведенный выше катрен принес Нострадамусу известность и сделал его «Центурии» бестселлером. С тех пор катрены Нострадамуса вспоминают по любому поводу.

О катренах Нострадамуса можно рассказать множество самых занимательных историй. Но прежде следует сказать несколько слов о самих «Центуриях». Вышедшее в 1567 году посмертное издание включало в себя 10 центурий, каждая из которых состояла из 100 катренов — за исключением IX центурии, в которой было лишь 42 катрена. Первые три центурии были опубликованы в 1555 году, следующие четыре — к 1557 году, последние три — с 1557 по 1558 год. Первой центурии предпослано предисловие, адресованное сыну Нострадамуса Цезарю, а седьмой — вступительный катрен на латыни. Кроме того, эта центурия завершается Эпистолой — посланием, адресованным французскому королю Генриху II. Это жутковатое апокалиптическое сочинение, отчасти повторяющее содержание «Центурий», иногда называют Большим Апокалипсисом Нострадамуса. Кроме того, существуют отрывки незаконченных центурий — одиннадцатой и двенадцатой, — написанных в 1560 году (Хоуг, с. 14).

Защитники Нострадамуса уверяют, что в своих «Центуриях» он предсказал множество отдаленных исторических событий. Плохо осведомленным читателям некоторые книги с толкованиями катренов Нострадамуса и в самом деле могут показаться очень убедительными — даже закоренелые скептики иногда поражаются некоторым «удивительным совпадениям». В пророчества Нострадамуса верили и некоторые очень умные и образованные люди — например, известный философ и математик Готфрид Лейбниц, написавший трактат с длинным названием «Удивительная и необычайная судьба, выпавшая на долю британской короны, возвещенная величайшим в мире пророком Мишелем Нострадамусом, почившим в 1556 году, изложенная на основании его пророчеств и других собранных свидетельств и документов». В отличие от множества других сочинений Лейбница, этот трактат очень скучен и глуп. Едва ли стоит сразу соглашаться с Лейбницем и другими, менее известными последователями Нострадамуса.

Некоторые «удивительные совпадения» объясняются существованием подложных катренов, написанных современниками тех или иных событий. Слава Нострадамуса как великого пророка отчасти основывается именно на таких катренах. Так, в 1649 году, в разгар Фронды (оппозиционного движения французского дворянства), на свет появилось дополненная версия «Центурий», в которую были включены катрены, разоблачавшие кардинала Мазарини (Берзин, с.28).

Однако подобных случаев откровенной фальсификации все-таки не слишком много. Гораздо чаще «удивительные совпадения» являются результатом неквалифицированного и искаженного перевода катренов. Адекватно перевести маловразумительный текст на другой язык — непростая задача. В результате переведенный текст приобретает смысл, который совершенно отсутствовал в оригинале. Примером неудачного перевода катренов на русский язык может служить труд В. Завалишина, который умудрился изложить четверостишия Нострадамуса в рифмованном виде, а потому заботился скорее о поэтике, чем о сохранении первоначального смысла.

Книжный рынок наполнен откровенной макулатурой, посвященной Нострадамусу. Достойным образчиком подобных опусов служит книга «Катастрофы в предсказаниях и пророчествах. От Мишеля Нострадамуса до наших дней» Елены Высоцкой и Натальи Макаровой (Минск: 1997). Одну треть данного сочинения составляет препарированный текст книги историка Эдуарда Берзина «Нострадамус и его предсказания» (М.: 1992). Подчас дословно воспроизводя чужой текст, дамы, однако, не сочли нужным упомянуть, откуда он взят. Более того, в единственном случае, когда Высоцкая и Макарова упоминают имя Берзина, они представляют этого историка-скептика своим единомышленником — приписывают ему утверждение, что Нострадамус предвидел изобретение самолета.

Высоцкая и Макарова последовательно опускают высказывания Берзина о неточности и сомнительности предсказаний Нострадамуса, оставляя от заимствованного текста лишь то, что можно истолковать в пользу астролога. Замалчиваются некоторые нелицеприятные факты, о которых упоминает Берзин, — например, о провале некоторых документально подтвержденных пророчеств Нострадамуса.

Известно, в частности, что в 1566 году город Салон посетил 14-летний король Карл IX в сопровождении своей матери, Екатерины Медичи. Нострадамус предсказал, что юноша вступит в брак с Елизаветой Английской, и... ошибся. В другой раз он предсказал, что 1566 год будет годом всеобщего мира, и… опять ошибся. В 1561 году он прибыл в Ниццу ко двору Карла-Эммануила, герцога Савойского, где предсказал наследнику герцога славу великого полководца и, как оказалось позднее, …ошибся очень сильно (Берзин, с. 19).

Высоцкая и Макарова опускают и комментарии Берзина по поводу пророчества о будущем Генриха Наваррского, о котором мы упоминали выше. Генрих действительно пережил трех последних королей династии Валуа и в конце концов занял французский престол. Впоследствии оказалось, что это поразительно точное «пророчество Нострадамуса» было записано лишь в 1718 году, то есть через мно­го лет после предсказанных событий, и наверняка является позд­нейшей выдумкой. Сын Нострадамуса Цезарь в своих воспоминаниях ни словом не упоминает об этом пророчестве, хотя он писал свои ме­муары уже при Генрихе IV и едва ли прошел бы мимо такой впечатляющей истории (Там же, с. 25).

Подобных опусов, составленных приверженцами Нострадамуса, множество. Ни одно слово их авторов не стоит принимать на веру — если есть время и желание, нужно проверять абсолютно каждое утверждение.

Помимо сомнительных переводов, иллюзию исполнения пророчеств создает невнятность и не­однозначность оригинальных текстов Нострадамуса. «Центурии» написаны на старофранцузском языке с вкраплениями латинских, итальянских, древнееврейских, арабских и древнегреческих слов. Некоторые толкователи, обладающие богатой фантазией, убеждены, что Нострадамус зашифровал истинный смысл своих пророчеств, пропуская, меняя местами или вставляя определенные слова, слоги или буквы (Хоуг, с. 17). Следуя такой логике, из текста «Центурий» можно извлечь немало любопытных сведений. Например, в трех катренах упоминается загадочное имя «Гистер». Если убрать букву «с», а после «т» вставить «л», получится «Гитлер», а поскольку катрены, в которых присутствует это имя, как обычно, маловразумительны, их можно без особого труда выдать за пророчество о приходе нацистов к власти в Германии.

Некоторые искали смысл в сочетании смысла катрена и его порядкового номера, учитывая и номер центурии. Словом, существует бесконечное множество вариантов подобной каббалистики. Время от времени очередной исследователь торжественно объявляет, что ему удалось расшифровать писания Нострадамуса. Например, в 1991 году два американских автора опубликовали сенсационную работу именно такого рода. Количество «удивительных совпадений» было столь значительно, что авторы отважились сделать ряд рискованных предсказаний. В частности, они назвали день и час, когда штат Калифорния будет затоплен водами Тихого океана (Там же, с. 25).

Так почему же Нострадамус изложил свои пророчества в столь неудобопонятной форме? В преди­словии к «Центуриям», обращаясь к своему сыну Цезарю, он писал:

Не желая причинить вреда не только настоящему, но и в особенности будущему, я решил молчать и не записывать свои предсказания. Ибо царства, секты и религии претерпят столь полное изменение, что воистину станут своей противоположностью, и если я открою, что произойдет в будущем, сильные мира сего, этих царств, сект, религий и вер, найдут это будущее столь мало сообразным с тем, как они его себе представляют, что они проклянут то, что будущие поколения увидят и поймут (цит. по Берзин, с. 300).

Возможно, астролог также не хотел помешать исполнению предсказанных событий. Отсюда, кстати, возникает любопытная проблема: осуществится ли предсказанное событие, если мы заранее предупреждены о нем и активно пы­таемся его избежать? Нострадамус уклоняется от обсуждения этого увлекательного вопроса. Свои объяснения он заканчивает высокомерной ссылкой на слова Спасителя о том, что не следует бросать жемчуг перед свиньями. В посвящении, адресованном королю Генриху II, Нострадамус дает дополнительные разъяснения:

Опасность времен, достойнейший король, требует, чтобы такие тайны открывались только в загадочных выражениях, имея, однако, при этом только один смысл и значение и ничего двусмысленного (Там же, с. 11).

Возможно, Нострадамус намекал на свое нежелание вновь иметь дело с инквизицией, которая с нехорошим интересом присматривалась к астрологам и другим предсказателям — особенно если их предсказания сбывались. Как бы то ни было, записанные пророчества крайне невнятны, загадочны и очень страшны.

О многозначности и туманности катренов Нострадамуса можно судить на примере такого исторического казуса: однажды Магда Геббельс, супруга Йозефа Геббельса, министра пропаганды Третьего Рейха, любившая почитать перед сном оккультную литературу, взяла в руки сочинения Нострадамуса. Содержание книги так ее потрясло, что она разбудила мужа. Тот отнесся к открытию жены серьезно и прагматично, поручив штатному астрологу министерства Карлу Крафту подготовить на основе «Центурий» пропагандистский материал (Берзин, с. 5).

В 1940 году немецкие самолеты стали сбрасывать на позиции союзников листовки, начинавшиеся словами «Нострадамус предсказал» и предвещавшие победу войскам Третьего Рейха. Англичане не растерялись и выпустили свои листовки, в которых — опять же на основании катренов Нострадамуса — обещали победу союзникам. Самое забавное, что астролог Луи де Воль, который занимался этой проблемой с английской стороны, был хорошо знаком со своим немецким оппонентом Карлом Крафтом — когда-то они вместе работали в одном немецком оккультном заведении, и лишь после победы нацистов де Воль бежал из Германии (Косоруков, с. 136).

Ради объективности и полноты картины стоит упомянуть, что с историей Третьего Рейха связана и другая яркая легенда. Говорят, что в 94-м катрене V центурии Нострадамус предсказал гибель нацистской Германии:

Он включит в Великую Германию
Барбант и Фландрию, Гент, Брюгге и Булонь.
Обманное перемирие.
Великий герцог Армении атакует Вену и Кельн.

Этот текст действительно весьма интересен. Дело в том, что к моменту написания катрена все перечисленные города и страны входили в состав Священной Римской Империи. Кроме того, выражение «Великая Германия» тогда еще не вошло в обиход. Под «герцогом Армении», конечно же, понимают Иосифа Сталина. Нострадамус назвал его армянином, а не грузином якобы потому, что Арменией в те времена называли весь Кавказ. Однако есть в этом толковании и очевидная неувязка — Кельн захватил не Сталин, а союзники.
В трех катренах — II:24; IV:68; V:29 — упоминается некий «Гистер», которого, как уже было сказано, нередко отождествляют с Гитлером. Более того, похоже, что и сам Гитлер придерживался того же мнения. По некоторым сведениям, его очень беспокоил первый из названных катренов:

Звери, свирепые от голода, поплывут чрез реки.
Большая часть земли будет против Гистера.
Великие велят тащить его в железной клетке,
Когда дитя Германии не будут соблюдать никаких законов.

Говорят, Гитлера мучил страх, что союзники захватят его живьем, посадят в клетку и будут возить по Европе, словно медведя по ярмаркам (Берзин, с. 179).

Однако Нострадамуса никто не считал бы великим провидцем, если бы его предсказания состояли сплошь из туманных высказываний и таинственных символов. Хороший «провидец» балансирует между невразумительными образами и конкретными деталями, которые придают его предсказаниям убедительность. Из приведенных выше примеров видно, что в катренах Нострадамуса такие яркие детали присутствуют.

Некоторые моменты предсказаний Нострадамуса совпадают с реальными историческими событиями, однако, как уже отмечалось, они всегда перемежаются с деталями, не имеющими исторических аналогий. Однако психология человека, желающего верить в чудеса Нострадамуса, устроена так, что он упорно игнорирует любые детали, нарушающие стройную общую картину «исполнившегося» пророчества. Этот феномен можно проиллюстрировать на примере 96-го катрена IV центурии:

Старшая сестра Британского острова
Родится на пятнадцать лет раньше своего брата,
Когда ее обещания исполнятся,
Она унаследует королевство Весов

Подходящая под это описание ситуация, как отмечает Эдуард Берзин, складывалась в истории Британии дважды. В 1558 году на английский престол взошла Елизавета I Тюдор, старшая сестра короля Эдуарда VI. В 1689 году, после свержения короля Якова II Стюарта, престол унаследовала его дочь Мария II. Брат Марии, которого сторонники провозгласили королем Яковом III, так и не смог получить корону. Однако ни один, ни другой случай не соответствуют всем деталям предсказания: Елизавета I была старше брата на четыре года, а Мария II была старше брата на двадцать шесть лет (Берзин, с. 153).

Философ и математик Готфрид Лейбниц пытался отстоять правоту Нострадамуса в этом случае. Лейбниц пришел к выводу, что Нострадамус все-таки имел в виду Марию II — просто он плохо расслышал слова своего «духа»! (Звездный путь астрологии, с. 88).

Кроме того, история человечества настолько богата событиями, что более-менее конкретные детали предсказаний Нострадамуса при желании можно увидеть в целом ряде исторических моментов. Совпадения просто неизбежны. Тем не менее, у нас есть абсолютно надежный способ проверить, насколько хорошим пророком был Нострадамус. Дело в том, что в некоторых его катренах присутствуют даты: двенадцать абсолютных, приходящихся на период между 1580 и 1999 годами, и где-то полтора десятка относительных, которые можно вычислить на основании деталей текста. Здесь я приведу лишь три примера. 1607 год упоминается в двух катренах. Один из них — 57-й катрен VI центурии — звучит так:

На рассвете при втором крике петуха,
Люди Туниса, Феца и Бужи.
Арабами захвачен царь Марокко,
Год 1607, литургии.

Это предсказание не исполнилось. Другой катрен посвящен 1609 году:

В 1609, римский клир,
В начале года у тебя состоятся выборы:
Серого и черного из Кампании родом
Такого вредного не было никогда.

С 1605 по 1621 год папский престол занимал Павел V. На основании слов Нострадамуса некоторые ожидали, что папа умрет в 1609 году, но этого не случилось (Берзин, с. 291).
Но самое знаменитое четверостишие с абсолютной датой — это 79-й катрен X центурии:

Год 1999, седьмой месяц,
С неба придет Великий царь террора,
Чтобы вернуть к жизни великого царя Анголмуас,
До (и) после — Марс правит удачей.

Пугающее пророчество. Но какое отношение оно имеет к реальной истории? Слова Нострадамуса уже пытались увязать с трагедией 11 сентября в Нью-Йорке, но дата явно не совпадает. Некоторые утверждают, что три девятки указывают на сентябрь, 9-й месяц, но подобные рассуждения выглядят притянутыми за уши (Шлионская И. «Мистические аспекты американской трагедии». Эра Водолея, 2001, № 24). Если не считать солнечного затмения, в 1999 году вообще ничего ужасного не произошло.

Наконец, стоит упомянуть еще одно несбывшееся конкретное предсказание. В послании к сыну Нострадамус пишет:

С момента, когда я пишу эти строки, прежде чем минет 177 лет 3 месяца и 11 дней, от эпидемий, долгого голода, войн и особенно от наводнений население Земли так уменьшится, что нельзя будет найти желающего работать на полях, которые станут свободными (Берзин, с. 305).

Верил ли сам Нострадамус в свою способность предвидеть будущее? Полагаю, да. Едва ли стоит считать его шутником, забавы ради устроившим грандиозную мистификацию. Слишком уж много страшного в его пророчествах. В его словах чувствуется искренний энтузиазм. Сам Нострадамус приписывал свои способности сочетанию точных астрологических расчетов и вдохновения, посылаемого ему Богом:

Божественное и сверхъестественное вдохновение в сочетании с астрономическими вычислениями позволяет точно называть место и время события... По нескольку раз в неделю меня охватывает экстаз, и тогда в часы ночных бдений, путем долгих расчетов я составляю книги пророчеств... Мои точные пророческие расчеты построены скорее на натуральном инстинкте, чем по строгим правилам поэзии (Там же, с. 12, 301, 303).

Скорее всего, он и впрямь считал себя великим пророком. Похоже, у него даже бывали какие-то видения. К его предсказаниям можно относиться по-разному: считать их плодом фантазии Нострадамуса или допускать, что ему действительно что-то нашептывали духовные существа — ведь христианство не отрицает, что духовный мир существует. Однако и в том, и в другом случае мы вынуждены считать Нострадамуса ложным пророком — уже хотя бы потому, что истинный пророк никогда не ошибается.

Что же в действительности описывал Нострадамус в своих катренах? Бессмысленно спорить о том, предвидел ли он атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, изобретение подводной лодки и переселение человечества в созвездие Рака. Реальный интерес представляют его предсказания относительно ближайших к нему во времени событий. Каким он видел будущее Франции, Испании и Англии — проблема, которая очень занимала его? Это увлекательная историческая головоломка, разобраться в которой могут, к сожалению, только профессиональные историки. Одной из попыток разгадки является книга Эдуарда Берзина, который попытался понять, что на самом деле имел в виду Нострадамус. Если верить историческим выкладкам Берзина, Нострадамус неоднократно ошибался.

Возьмем, к примеру, катрены, посвященные Швейцарии. Теоретически, Нострадамус мог познакомиться с Кальвином во время своих заграничных путешествий — например, в Страсбурге, где изгнанный из Женевы Кальвин жил с 1538 по 1541 год. Но это всего лишь предположение. Тем не менее, «швейцарские» катрены дышат ненавистью в адрес Кальвина — похоже, ненависть астролога к женевскому реформатору носила личный характер. Однако это ненависть не католика к протестанту, а, скорее, гуманиста к верующему.

Причиной ненависти Нострадамуса могло быть то, что кальвинисты очень не любили астрологов и писали в их адрес разоблачающие памфлеты. Некоторые памфлеты, возможно, были написаны еще при жизни астролога и содержали оскорбления в его адрес.

Так или иначе, Женева и Кальвин занимают видное место в пророчествах Нострадамуса. Швейцарии в «Центуриях» посвящено целых 26 катренов, а Женеве — 19. Любопытно, что некоторые предсказания Нострадамуса по этому поводу противоречат друг другу. Так, в 47-м катрене центурии I выражается надежда-предсказание, что женевцы опомнятся и отрекутся от кальвинизма:

Проповеди с Женевского озера раздражают людей.
Они будут тянуться днями, потом неделями,
Потом месяцами, потом годами, потом все рухнет.
Магистраты осудят свои вздорные законы.

Однако в 61-м катрене центурии I Нострадамус предсказывает совершенно иное: Женева будет захвачена католиками.

Бегите, бегите из Женевы все до одного.
Сатурн из золотого превратится в железного.
Райпоз [Рипоз] истребит всех, кто против него.
Прежде чем это настанет, на небе появятся знаки.

Эдуард Берзин видит в этом катрене очевидный намек на захват города испанским королем Филиппом II. Дело в том, что «Рипоз» — это анаграмма имени Зопир, вассала персидского царя Дария, который во время осады Вавилона персами отрезал себе нос и уши и перебежал к вавилонянам, выдав себя за жертву Дария, после чего, втершись в доверие к вавилонянам, обманом впустил персов в город. На гербе Филиппа II был изображен разрезанный гранат и надпись — «Только Зопиры». В нескольких других катренах Нострадамуса нападение католической армии на протестантскую Женеву предсказано еще более прозрачно.

Есть у Нострадамуса еще один, совершенно жуткий катрен, который почему-то нередко относят к Кальвину, — речь в нем идет о еретике, упавшем в обморок и похороненном заживо.

Погребенного не мертвым, а после апоплексического удара,
Найдут с объеденными руками,
Когда город осудит еретика
За то, что он переменил закон.

Таким образом, граждане Женевы опомнятся и отрекутся от ереси Кальвина, но когда они вскроют могилу, чтобы предать его прах сожжению, окажется, что злодей уже жестоко наказан Богом — он очнулся в гробу и еще долго мучился под землей, обгладывая от голода собственные руки (Там же, с. 297).

Другая действительно интересная сторона предсказаний Нострадамуса — это макроистория, зашифрованная в текстах катренов. Будущее представлялось астрологу как череда катастроф. Не случайно его обращение к Генриху II — Эпистолу — комментаторы называют Большим Апокалипсисом Нострадамуса. И текст посвящения, и текст самих «Центурий» полны всевозможных ужасов: войн, катаклизмов, эпидемий. Интересно обратить внимание на частоту употребления некоторых слов: в «Центуриях» Нострадамуса слово «смерть» встречается 139 раз, «битва» — 111 раз, «кровь» — 89 раз, «огонь» — 78 раз, «война» — 45 раз, «чума» — 42 раза, «голод» — 38 раз, «меч» — 36 раз (Там же, с. 243).

Хотя Нострадамус предупреждает об ужасах и глобальных катастрофах, поджидающих нас впереди, его философия истории весьма далека от христианства — в своих «Центуриях» он пытается совместить язычество и христианство, что вообще было характерно для гуманистов Эпохи Возрождения. В его представлении человечество ожидает упадок и воцарение антихриста, но история не закончится торжеством Церкви — послушная вращению Колеса Фортуны история будет повторяться снова и снова, без конца. Берзин излагает смысл философии истории Нострадамуса так: «Колеса Фортуны будут вращаться вечно. И вечно будет повторяться все тот же цикл бедствий, войн, эпидемий, природных катаклизмов» (Берзин, с. 244).

Отголоски этой идеи о цикличности истории можно найти в различных катренах, которые предвещают восстановление Римской империи и язычества, новый крестовый поход, новую Столетнюю войну, новый Арабских халифат — и все это еще до конца света. Благодаря этой цикличности в катренах Нострадамуса есть не один, а целых трех антихриста, что в очередной раз доказывает уязвимость макроистории, построенной Нострадамусом — в мировой истории не было и нет ничего подобного этим трем антихристам.

Руководствуясь не только катренами, но и апокалиптическим Посланием к Генриху II, Берзин попытался вычислить время появления антихристов. Судя по всему, Нострадамус полагал, что мир просуществует лишь семь тысяч лет — по числу дней творения — вернее, столько продлится один цикл. Правда, он, похоже, не был уверен в дате сотворения мира — в одном абзаце Послания к Генриху II это событие датируется 4758 годом до н. э., в другом абзаце — 4174 годом до н. э. С расчетами Берзина, конечно, можно спорить, но его выкладки представляются мне убедительными.

Из текста предсказаний следует, что первый антихрист родится где-то в Испании около 1605 г. н. э. Вероятно, он даже будет потомком Филиппа II, которого Нострадамус очень не любил. Этот антихрист создаст новую империю на месте царства Аттилы, как сообщает Нострадамус в Послании к королю Генриху II. Царствие этого антихриста будет сопровождаться многочисленными войнами и катаклизмами, а его падение приведет к реставрации христианства.

Второй антихрист придет к власти в период раздоров в Южной Европе — опять начнутся катаклизмы и гонения на Церковь. Но и этот антихрист падет — судя по некоторым деталям, упомянутым в катренах Нострадамуса, где-то в 1826 году. Затем начнется Золотой Век и на короткое время установится всеобщий мир. Потом «аквилонские цари», соединившись с восточными правителями, вновь развяжут войну и гонения на Церковь. Европу поразят голод и чума. В конце концов, некий «третий король Аквилона» вроде бы раскается и восстановит Церковь.

Последний, кошмарный третий антихрист, судя по уже процитированному 79-му катрену X центурии, воцарится в 1999 году. Наступят сильные холода, произойдет реставрация культа Зевса-Юпитера (Там же, с. 296). Затем, согласно 77-му катрену VIII центурии, последует двадцать семь кровавых лет, после чего третий антихрист, надо полагать, тоже падет. Он будет брошен в глубокую пропасть на тысячу лет, а потом вновь выйдет на свободу, и... все начнется с начала — небесные тела возвратятся в исходное положение.

Помимо идеи о цикличности истории феномен Нострадамуса имеет множество других интересных сторон. Но не стоит ломать голову над тем, предвидел ли Нострадамус теракт в Нью-Йорке. Подобные вопросы можно было бы обсуждать всерьез лишь в том случае, если бы «Центурии» были внятными текстами, которые можно было бы проверить.
Джон Хоуг справедливо заметил:

Неважно, как вы относитесь к Нострадамусу, восхищаетесь ли им или считаете мошенником, но согласитесь — ни один исторический персонаж всерьез не волновал человечество четыреста сорок лет. И кем бы вы ни считали Нострадамуса, нет сомнения в том, что имя его навсегда останется с нами (Хоуг, с. 7).

Действительно, помимо «Центурий» и Библии трудно найти другую книгу, которая бы на протяжении четырех столетий столь регулярно издавалась бы на самых различных языках. Возможно, в 3797 году — если человечество доживет до столь почтенного возраста — люди по-прежнему будут вчитываться в катрены Нострадамуса.

С другой стороны, «Центурии» — наглядный пример того, как один человек способен заморочить головы многим поколениям людей. Как грустно сознавать, что замечательные поэты Эпохи Возрождения давно уже стали экспонатами в музее истории литературы, а маловразумительные и страшные катрены Нострадамуса до сих пор вызывают у публики живейший интерес. Прискорбно, что человек, посвятивший свою жизнь бессмысленному занятию, оказался в центре внимания людей.

Феномен Нострадамуса может служить примером того, как люди сами создают миф о провидце, способном видеть будущее на столетия вперед, — пародия на подлинных пророков Бога. Хотя при близком знакомстве с «Центуриями» Нострадамуса его репутация пророка превращается в дым, люди сочинили множество чудесных историй о пророке из Салона. Не стоит думать, что подобные легенды всегда являются результатом тщательно продуманной фальсификации. К сожалению, люди готовы изобретать самые диковинные мифы, а потом искренне в них верить и жить в призрачном мире, ими же самими выдуманном. История Нострадамуса — пример того, как в обществе приживается миф, не имеющий никакого отношения к реальности.

Сочинения Нострадамуса должны послужить нам предостережением и иного рода. К сожалению, некоторые люди испытывают к пророческим книгам Библии не вполне здоровый интерес — они пытаются вычислить точную дату конца света или обнаружить в них указания на современные политические события. Делать поспешные, поверхностные выводы из сложных, насыщенных образами и символами пророческих книг опасно — нередко такие толкователи попросту подгоняют пророческие текста под те или иные события, игнорируя очевидные неувязки. Например, видя в именах Рош, Мешех и Фувал указание на Русь Московскую и Тобольскую (!), мы уподобляемся идейным последователям Нострадамуса. Не лучше ли искать в Библии более жизненные и духовные вещи, чем заниматься такого сорта сомнительными толкованиями?