GI-013

Церковь Объединения

ОСНОВАТЕЛЬ: Сан Мюн Мун.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1954 г.

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Божественный Принцип» (Divine Principle).

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: ежемесячная газета The Unification News, ежемесячные журналы Insight и Today's World. Хотя газета Washington Times и не является официальным изданием Церкви Объединения, Церковь владеет и управляет ей.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: главой международной Церкви Объединения является преподобный Мун.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: последователи Муна иногда говорят о нем как о «Господе Второго Пришествия». Господь второго пришествия - это тот, кто должен исполнить миссию Иисуса Христа. Последователей в просторечии называют мунистами (мунитами).

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства, ВУЗовская ассоциация по изучению Принципа (ВАИП).

ИСТОРИЯ
Мун родился в 1920 году в Северной Корее и 16 лет спустя объявил, что пасхальным утром 1936 года ему было видение Иисуса. В этом видении Иисус то ли повелел Муну «восстановить совершенное царство Божие», то ли предсказал, что тот станет «совершителем спасения человечества, будучи Вторым Пришествием Христа»1. Относительно точного содержания этого видения существуют разные версии. Но какой бы ни была точная формулировка, за этим первым видением последовало общение с «Моисеем, Буддой и прочими»2.

В 1946 году Мун основал свою первую церковь - «Церковь широкого моря». Он также учился у «Пайк Мун Кима, самозванного мессии»3. Некоторые из учений Кима, а также «сильный элемент мессианства, присутствовавший в корейской религии, были позаимствованы Муном, который ссылался на Чун Кам Нок - обрядовый текст XV или XVI века - в подтверждение своих слов о том, что Мессия придет из Кореи»4. В 1954 году церковь стала называться Церковью Объединения. 1959 году Мун перебрался в США, где и основал международную штаб-квартиру движения. В 1965 в жизни Муна году произошло одно из самых интересных событий. Он присутствовал на спиритическом сеансе известного медиума Артура Форда. Во время этого сеанса Мун узнал от Флетчера (духа-наставника Форда), что ему суждено стать духовным лидером. На этой оккультной церемонии присутствовали Форд, Мун, Бо Хи Пак (один их руководителей Церкви Объединения), а также мисс Ким - переводчица Муна.

Когда Форд вошел в транс, Пак спросил: «Говоря о Новой Эре, не могли бы Вы спросить его более конкретно о миссии Нашего Вождя, присутствующего здесь сегодня?» Флетчер ответил: «Он - один из тех, кто будет орудием в лице человека, через которое сможет говорить Учитель Мира... Иисус из Галилеи не вернется, в этом нет надобности. Хрис-тос, явленный через него, есть Вечный, он явится вновь... Но важно помнить то, что Бог, когда он хочет дать откровение, должен избрать орудие в лице человека... Сан Мюн Мун - тот, о ком я говорил. Я обращался к присутствующей здесь группе людей. Похоже, что эта группа находится вокруг него. И сила, которая течет через него, разум, - не одна, это большая группа людей. И все они, похоже, черпают свое вдохновение и свое знание из Единого Источника, а затем они, похоже, символически выливают их в водоем, и каким-то странным символическим образом этот водоем становится Сан Мюн Муном».

Когда Флетчер упомянул об откровении, Пак спросил его: «Вы говорите о Новом Откровении, это значит, что Вы имеете в виду Божественный Принцип, принесенный Сан Мюн Муном?» Флетчер ответил: «Да, это его часть, но даже Сан Мюн Мун не исчерпал возможности Божест-венного Разума. Он является и пока жив останется каналом откровения»5. Вследствие многочисленных контактов Муна с миром духов, его учения крайне враждебны христианству.

В 1972 году Церковь Объединения приобрела «земельный участок близ Территауна, штат Нью-Йорк, стоимостью 85.000 долларов под учебный центр. Дополнительно Церковь приобрела земельный участок стоимостью 620.000 долларов под резиденцию преподобного Муна, который получил вид на жительство»6. Церковь Объединения сегодня является одним из наиболее богатых культов в Америке.

Церковь Объединения связана с рядом родственных организаций. В это число входят ВУЗовская ассоциация по изучению Принципа (ВАИП), CAUSA USA, Washington Times Corporation, Всемирная ассоциация работников средств массовой информации, Федерация женщин за мир во всем мире, Международный религиозный фонд, Академия профессоров за мир во всем мире, Международный фонд помощи и дружбы, Международный культурный фонд, Ассамблея религий мира, Религиозная молодежная служба, Международная ассоциация деятелей искусств, Альянс чистой любви, Федерация объединенных боевых искусств (ЮМА), а также целый ряд других.

УЧЕНИЕ
ТРОИЦА: Енг Ун Ким, профессор систематического богословия в Богословской семинарии Объединения, утверждал: «Богословие Объединения начинается с факта полярности как главного ключа для понимания сущностной природы Бога. Таким образом, защита учения о Троице из Символов Веры четвертого столетия не предоставляет для него первоочередного интереса»8.

БОГ ОТЕЦ: «Основываясь на вселенском факте полярности, богословие Объединения утверждает, что Бог обладает и мужским, и женским началом... В девятнадцатом столетии вера в Бога Отца-Мать подвергалась значительным нападкам. Когда Энн Ли, основательница шейкеров, и Мэри Бэкер Эдди, основоположница «Христианской науки», проповедовали, что у Бога есть как мужские, так и женские качества, их часто объявляли еретичками».

Дав это пояснение, Ким ссылается на сходство между Богом Отцом в богословии Церкви Объединения и понятием божества в изложении И Цзин, конфуцианства, даосизма и даже приплетает сюда почитание Богини-Матери в индуизме. Далее он пишет: «Таким образом, Бог должен существовать в полярности. То есть, он должен обладать двойственными признаками мужественности и женственности, которые отчетливо выражаются и гармонично сочетаются в Его естестве. Учение о божественной полярности, которое проповедует богословие Объединения, следует рассматривать не как эксцентричное новшество, но, скорее, как новое подтверждение обоснованной богословской позиции»9.

БОГ СЫН: Как и все нехристианские группы, Церковь Объединения отрицает полную божественность Иисуса. «Божественный Принцип» поясняет: «Подобным же образом, Иисус, будучи одним телом с Богом, может быть назван Богом (образом Бога), но Он никоим образом не может быть Самим Богом»1 0. Утверждается, что истинной целью прихода Иисуса на землю было установление царства Божия. Он должен был выполнить эту задачу, женившись на совершенной женщине и произведя на свет совершенных детей. Однако, Христос по ошибке был распят до того, как он успел это сделать. Таким образом, он может дать лишь частичное спасение. Полное спасение будет дано вторым Адамом, Господом Второго Пришествия.

Эти идеи подробно объясняются в книге Outline of The Principle: Level 4, где говорится: «Смерть на кресте не была той миссией, которую Бог изначально уготовал Иисусу, своему Сыну... Рассматривая вопрос о спасении в таком свете, мы можем видеть, что распятие Иисуса было вторичным путем спасения и обеспечило лишь духовное спасение... Никто не был очищен от первородного греха. Именно по этой причине Мессия должен вновь появиться на земле, чтобы полностью уничтожить наши грехи и установить Царство Небесное на земле во исполнение Божьей цели творения»1 1.

БОГ СВЯТОЙ ДУХ: По словам Кима, «главным положением богословия Объединения является то, что Святой Дух - не отдельное существо, отличное от Бога Отца. Понятие Святой Дух просто относится к искупительной деятельности Бога». Далее, Святой Дух «...представляется женским, мужским и безличным... Как и Сам Бог, Дух невидим и бесплотен - яркий свет или поле магнитной энергии»1 2.

УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА: В соответствии с богословием Муна, высшее предназначение человека заключается в том, чтобы жениться и создать совершенную семью. В настоящее время это невозможно выполнить, поскольку Иисус не сумел принести полное спасение. Однако, как отмечает Бьорнстад, «в 1960 г. наступила Новая Эра: «В тот момент состоялся брак агнца, предсказанный в 19-й главе Откровения. Таким образом, Господь Второго Пришествия и Его Невеста стали Истинными Родителями человечества». (Похоже, что именно в 1960 г. преподобный Мун женился на Хак-Джа Хан.) Этот мессия положит основание совершенной семьи, чего так и не смог сделать Иисус. Будут созданы другие совершенные семьи, они образуют совершенное общество, которое распространится по всему миру»1 3.

Частично это предназначение выполняется путем массовых церемоний бракосочетания, которые проводит преподобный Мун. Объявления об этих браках публиковались в изданиях, подобных Wall Street Journal, благодаря одному их размаху. «Более 25.000 пар из 120 стран завтра будут соединены священными узами брака преподобным Сан Мюн Муном, основателем Церкви Объединения. Эта свадьба побьет прежний рекорд, также принадлежащий преподобному Муну и установленный в 1988 году, когда 6.516 пар из 83 стран вступили в брак в помещении принадлежащего Церкви завода по розливу ячменной колы близ Сеула»1 4.

ДРУГИЕ УЧЕНИЯ
1) Недавно Мун объявил себя Господом Второго Пришествия. «Накануне вечером Отец объявил участникам международного всемирного праздненства о том, что они с Матерью есть «Спаситель, Господь Второго Пришествия, Мессия»1 5.

2) «Божественный Принцип» является главным богословским трудом Церкви Объединения. Даже в нем, однако, содержится не вся истина. «Божественный Принцип, открытый в этой книге, - только часть новой истины... с течением времени постоянно будут раскрываться все более глубокие пласты истины»1 6.

3) В молодые годы преподобный Мун сидел в тюрьме за «супружескую неверность и беспорядочные сексуальные связи». Это может быть следствием учения о спасении через секс, которое он, по некоторым данным, проповедует. Преподобный Вон Ии Чи, пресвитерианский пастор из Сеула, утверждал: «Если верить тем, кто был в этой группе и покинул ее, они говорят, что человек должен принять кровь Сан Мюн Муна, чтобы получить спасение. Эту кровь обычно получают во время трех фаз полового контакта»1 7.

МУНИСТЫ - РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
В 1989-1990 гг. Сан Мюн Мун приглашал в США группы советских общественных и политических деятелей и журналистов. Официальная же деятельность мунистов в России началась с того, что 11 апреля 1990 г. Мун с супругой посетил Москву, где был тепло принят в Кремле М.С.Горбачевым. 21 мая 1991 года Церковь Объединения была зарегистрирована в СССР, а 9 декабря 1991 г. в Петербурге.

В ноябре 1992 г. в СНГ и странах Балтии было учреждено отделение Федерации женщин за мир во всем мире. В июне 1994 г.было зарегистрировано российское отделение Федерации.

В 1992 г. в издателстве «Известия» тиражом 10.000 экз. вышла книга «Бог и мы», представляющая собой адаптированное изложение «Принципа Объединения». В 1993 г. двумя изданиями на русском языке вышел «Принцип Объединения в основных чертах». В 1995 г. в москов-ском издательстве «Республика» вышел русский перевод фундаментального издания «Мировые писания: сравнительная антология священных текстов».

Первая российская группа «фандрейзеров» (сборщиков пожертвований) была создана в 1993 году в Санкт-Петербурге. К 1994 году в состав этой группы входило уже около ста человек. По некоторым данным в Петербурге к этому моменту уже было до 1.000 мунистов, а в России в целом это число достигало 10.000.

В течение 1992-1995 гг. более 3.000 студентов были приглашены мунистской ВУЗовской ассоциацией по изучению Принципа в США, чтобы ближе познакомиться с идеями Объединения. В ноябре 1992 г. отделы народного образования 60 российских городов послали свои делегации на конференцию, организованную Церковью Объединения. Кроме того, были проведены сотни семидневных семинаров для учителей, на которых побывало в общей сложности более 60 тысяч преподавателей средней и высшей школы. Результатом этой работы стало то, что в 1993 г. в более чем 2000 школ России было введено преподавание разработанного мунистами курса для старшеклассников «Мой мир и я». В 1994 г. вышла в свет вторая часть учебника «Мой мир и я». В 1995-1996 гг. началась работа над учебниками для других возрастных групп.

26-29 марта 1994 г. в Сеуле прошла Вторая Всемирная конференция за мир во всем мире, спонсируемая мунистами. В числе гостей были бывший президент СССР М.Горбачев, бывший прездент Белоруссии Шушкевич, бывший мэр Москвы Гавриил Попов и премьер-министр Кыргызстана Апаз Тумагулов.

23-27 апреля 1994 г. при содействии правительства Калмыкии в Элис-те состоялась конференция женщин, в которой Движение Объединения принимало активное участие. На конференции присутствовали 250 женщин из разных стран СНГ. Б.Ельцин направил для участия в конференции своего личного советника по делам женщин Е.Ляхову. После конференции К.Илюмжинов назначил Надежду Касьяненко из службы Церкви Объединения по связям с общественностью своим советником по вопросам семьи.

В октябре 1994 года в подмосковном санатории по инициативе генерала Никиты Чалдимова прошла конференция мунистов совместно с представителями Высшей гуманитарной академии Вооруженных сил России. На конференции было принято решение о начале работы над учебником для военнослужащих под названием «Внутренний мир солдата», координатором проекта стал член Церкви Объединения Маркус Пэйн.

В 1995 г. Сан Мюн Муну был вручен диплом почетного доктора Международного технического университета и Киевского национального технического университета.

Спортсмены из ЮМА участвовали в охране первых Игр доброй воли в Петербурге (Журнал «Родник надежды». Газеты Family Ties, «Камин» (СПб), «Мир Семьи»).

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА
1) Троица - библейское учение, оно не возникло в четвертом столетии. Один Бог (Ис. 44:6-8; 45:22; 1 Кор. 8:4). Бог Отец (Фил. 2:11). Бог Сын (Ин. 1:1; 10:32; Отк. 1:8). Святой Дух - Бог и личность (Ин. 16:13-14; Деян. 5:3-4; 13: 2).

2) Иисус не потерпел неудачу в Своей миссии. Распятие не было ошибкой (Ин. 17:4; 18:37; 19:30; Евр. 12:2).

3) Спасение - только в Иисусе, и ни в каком другом мессии или «Господе Второго Пришествия» (Мф. 7:15; Мк. 13:22; Дея. 4:12; 1 Ин. 5:11-12).

ССЫЛКИ
1. James Bjornstad. Sun Myung Moon and The Unification Church, p. 9.
2. The Perennial Dictionary of the World Religions, p. 775.
3. Melton Gordon. Encyclopedia of American Religions, vol. 2, p. 226.
4. The Perennial Dictionary of the World Religions, p. 776.
5. Unknown But Known, pp. 131-139.
6. Encyclopedia of American Religions, vol. 2, p. 226.
8. Unification Theology, p. 53.
9. Там же, p. 55.
10. Там же, p. 211.
11. Там же, pp. 81, 83.
12. Там же, pp. 201-202.
13. The Moon Is Not The Son, pp.62-63.
14. Wall Street Journal, 24 августа 1992, p. А-1.
15. Today's World, сентябрь 1992, pp. 20-21.
16. Divine Principle, p. 16.
17. Sun Myung Moon and the Unification Church, p. 11.