«Индекс материала: C-091»
Свидетельство мусульманам
Дон Мак-Карри

Непростые отношения между христианами и мусульманами имеют давнюю историю, поэтому христианское свидетельство воспринимается мусульманами весьма враждебно. Истоки этой трагедии восходят ко временам императора Константина, который, якобы увидев во сне крест (313 г.), соединил его с мечом. Один из преемников Константина, христианский император Гераклий (правил в 610-641 гг.), был современником Мухаммеда (правил в 622-632 гг.). На примере Гераклия Мухаммед прекрасно усвоил принципы «священной войны». После смерти Мухаммеда (632 г.) армии мусульман отвоевали у христианской Византии Сирию, Палестину и Египет (636 г.). С тех пор христиане и мусульмане находятся в состоянии войны друг с другом.

Часть первая

Оставив в стороне вопрос о злодеяниях, совершенных мусульманами по отношению к христианам, как на Востоке, так и на Западе, позвольте мне вспомнить причины неприязненного отношения мусульман к западному миру, который они считают христианским. В памяти мусульман навсегда болью отпечатались крестовые походы (ок. 1050-1291 гг.). Колониальный период (ок. 1450-1970 гг.), на протяжении которого западные государства оккупировали почти 90% территории мусульманского мира, оставил в душах мусульман глубокое чувство стыда и унижения, которое требует мести. Но сильнее всего ежедневно терзает мусульман захват Израилем Иерусалима в 1967 г., после более чем тринадцати веков арабского владычества над городом. Вину за все, конечно же, возлагают на «христианский» Запад, способствовавший созданию в 1948 г. государства Израиль, — в этом мусульмане видят величайший грех, когда-либо совершенный против человечества.

Пытаясь благовествовать мусульманам, мы должны помнить о том, что нам приходится действовать в атмосфере, отравленной памятью об этих и других, недавних, несчастьях, обрушившихся на них (например, двукратное вторжение США в Ливан). И только по благодати Божией у нас есть все эти возможности работать в среде последователей ислама. Если мы станем проявлять культурное и религиозное превосходство или сделаем вид, что не замечаем грехов Запада, который мусульмане считают христианским, мы лишь усугубим положение. Кстати говоря, принижение ислама как религии или пренебрежительное отношение к ее основателю, Мухаммеду, не будет воспринято терпимо. Служение в среде мусульман требует исключительно деликатного подхода. Поэтому, хотя ниже речь пойдет о вопросах апологетики, христианам прежде всего необходимо понять кое-что о том, как подойти к мусульманам.

Ортодоксальный ислам полагает, что после смерти Мухаммеда (632 год) Бог не обращался ни к одному человеческому существу. По этой причине Ваше свидетельство о том, как Вы стали христианином, — как Бог открыл Себя Вам,застает мусульманина врасплох. Это вполне библейский подход (1 Ин. 1:3). Кроме того, со свидетельством не поспоришь.

Обычно мусульмане искренне стараются угодить Богу (как они Его понимают). Например, последователей ислама можно похвалить за их обыкновение исповедовать веру в Бога, молиться пять раз в день, давать милостыню бедным, соблюдать месячный пост, совершать паломничество и даже прилагать усилия (джихад) «на путях Божьих». Точки соприкосновения можно также найти в представлениях мусульман о Боге, пророках, святых книгах, ангелах и демонах, Божием повелении и судном дне. Конечно, в каждом из этих вопросов между учением ислама и христианства есть расхождения, но наша цель — найти общую отправную точку.

Оказывается, любой вопрос можно соотнести с учением Господа Иисуса Христа, с учением апостолов и другими отрывками Писания. Коран содержит в себе удивительное свидетельство об Иисусе. Коран подтверждает непорочное зачатие Иисуса; Его способность исцелять и воскрешать мертвых; то, что Он является и словом Бога, и духом Бога; то, что Он — Мессия, абсолютно праведный (безгрешный), принадлежащий к числу самых близких к Богу; то, что Он сейчас жив на небесах и вернется, чтобы судить землю (Сура 3:48, 52; 4:156; 82:191). Зачастую мусульмане убеждаются в превосходстве Иисуса Христа над Мухаммедом, просто читая Коран. Перечисленные выше моменты — прекрасные отправные точки для того, чтобы познакомить мусульман с библейской истиной об Иисусе.

Действительно, желая подвести мусульман к изучению Библии, мы обретаем неожиданного союзника в лице книги Мухаммеда, Корана. Внимательно изучая соответствующие отрывки Корана (Сура 3:78; 5:50-51, 72; 6:34; 10:38, 94; 46:11), мы находим, что Мухаммед исповедовал свою веру в откровения, данные Моисею и Иисусу. Он говорил, что Бог утверждает и охраняет все ранее данные писания, что христиане должны твердо придерживаться своих книг Закона и Евангелия, и что никто не может изменить Слово Божие. Наконец, Коран говорит мусульманину, что, если он сомневается, ему следует расспросить иудеев и христиан, которые читали Святые Книги еще до его рождения.

Если (или когда) мусульманин начнет изучать Писание, он непременно столкнется с подозрительностью своей семьи и друзей. Ему потребуется крепкая поддержка и ободрение от друга-христианина. Эта поддержка приобретает еще большее значение во время обращения, крещения и болезненного периода, следующего за крещением. Мы должны быть готовы умереть вместе со своим учеником (Ин. 15:13).

Но еще до того, как произойдет все вышеупомянутое, христианскому служителю стоит найти способ послужить нуждам людей, окружающих его ученика. Это служение может проявляться в виде личной помощи, медицинской помощи, обучении, гуманитарной помощи во время бедствий и различных программ развития, нацеленных на улучшение качества жизни (Мф. 25:31-46).

Наконец, мы должны осознать, что этот труд — не просто упражнение для интеллекта; он требует сверхъестественного вмешательства Святого Духа. Всецело находясь в зависимости от Него, мы получаем наставления и идеи, которые захватывают сердце нашего друга-мусульманина. Подобным же образом, Дух Святой действует и в нем, давая ему понимание, мудрость и открытость к благой вести Иисуса Христа. Такое упование на действие Святого Духа христианским служителям следует развивать через молитву и веру.

Часть вторая

В исламе существует столько же течений и сект, сколько и в христианстве. Две основные ветви — это сунниты и шииты. Они разделились из-за вопроса об апостольской преемственности. Основатель ислама Мухаммед неожиданно скончался в 632 г., не оставив завещания о своем преемнике. Его последователи разделились на два лагеря. Сунниты полагали, что нового вождя следует выбрать демократическим путем из числа ближайших последователей Мухаммеда, а шииты считали, что вожди должны состоять в кровном родстве с пророком. Примерно 85-90% всех мусульман причислили бы себя к суннитам. В этой части мы поговорим о том, как благовествовать суннитам, а в заключительной части обратимся к шиитам.

Слово «суннит» происходит от арабского «сунна», что означает «протоптанный путь» или «традиция». В контексте ислама это понятие обозначает человека, который следует достойному подражания примеру поведения, установленному Мухаммедом, который считается образцом для всего человечества.

Поскольку Мухаммед был всего лишь человеком, жившим в Аравии на протяжении части VII столетия, он не мог предвидеть тех проблем, которые поставит перед исламом его стремительное проникновение в другие страны. Последователям Мухаммеда, заразившимся от него пристрастием к закону, приходилось создавать новые законы. При этом они исходили из своих представлений о том, как поступил бы Мухаммед, будь он среди них. Этот процесс продолжался почти два столетия и привел к формированию исламского законодательства, или шариата.

Таким образом, суннит — это человек, который верит, что истинный путь жизни состоит том, чтобы пытаться исполнить законы ислама (шариат), данные в Коране и других сборниках высказываний Мухаммеда. В глазах такого человека рай — награда для тех, чьи добрые дела в судный день перевесят злые. К благовестию таким верующим-мусульманам можно подойти с двух сторон: показать, что идея спасения через исполнение закона тщетна, и показать, что жизнь Мухаммеда не может служить образцом для всего человечества. Оба подхода, в конце концов, приведут к разговору о личности и делах Иисуса Христа.

В своем стремлении понять и исполнить волю Бога Мухаммед положил начало движению, которое привело к бесконечному умножению законов, пытающихся регламентировать каждый аспект жизни. Позаимствовав у египтян идею о том, что в судный день Бог положит на одну чашу весов добрые, а на другую — злые дела человека, основатель мусульманства обнаружил свое непонимание функции закона. Закон не спасает, он осуждает.

Сначала христиане могут похвалить мусульман за то, что те ревностно стараются исполнять закон Бога, как они его понимают, но потом мы должны пойти дальше и объяснить, что конечная цель закона — показать нам наши ошибки. Как писал апостол Павел: «Буква [закон] убивает, а Дух животворит» (1 Кор. 3:6). Наших друзей-мусульман необходимо также вывести из заблуждения, что 51% добрых дел достаточно, чтобы обрести спасение. Покажите ему слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Сюда же можно добавить слова Павла из Послания к римлянам 3:20: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех», — и из Послания к галатам 3:24: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Это выльется в разговор о Христе, в ходе которого Вы можете опираться как на Коран, так и на Библию.

В Суре 7:156 Мухаммед пригласил людей следовать за Ним. В другом отрывке Мухаммед свидетельствует, что Иисус принадлежал к числу наиболее приближенных к Богу и пребывает в чести и в этом мире, и в будущем (Сура 3:40). Мусульмане понимают эти слова как свидетельство безгрешности и абсолютной праведности Иисуса — однако ранние мусульмане никогда не приписывали подобных качеств Мухаммеду. Действительно, в некоторых отрывках Корана (Сура 16:63; 40:53; 42:3, 24; 47:21; 48:1-2) мы читаем, что Мухаммед должен был искать прощения своих грехов; что никто на земле не остался бы в живых, если бы Бог наказывал каждого за его грехи; и что одна из военных побед Мухаммеда была свидетельством прощения его грехов, прошлых и будущих. Мусульманам нет смысла отстаивать безгрешность своего пророка или как-то сравнивать его с Иисусом, Которого они считают безгрешным и ныне живущим на небесах, рядом с Богом. Контраст можно еще больше усилить, отметив, что могила Мухаммеда сегодня находится в Медине, тогда как Христос живет с Богом на небесах.

В Коране (Сура 2:254; 3:40-43; 4:156, 169; 5:50; 19:32; 89:23) упоминается о том, что Иисуса называли Мессией; Он был рожден от девы; Он был в числе праведников, приближенных к Богу; Он принял силу от Святого Духа; мог возвращать зрение слепым, исцелять прокаженных и воскрешать мертвых; Он предсказал Свою смерть и воскресение; Его называли Словом от Бога и Духом от Бога; и, наконец, Он вновь грядет с тысячами ангелов, чтобы судить мир. Все это добавляет новые штрихи к величественному образу Христа, Который был больше чем пророком, и Который — судя по одному лишь Корану — превосходит Мухаммеда.

Начиная с этого момента, задача христианского свидетельства состоит в том, чтобы побудить мусульманина изучить библейские свидетельства о личности и природе Христа. Можно начать с Иоанна 1:1-14, где Иисус изображен вечным Словом Бога, поскольку мусульмане косвенно принимают эту идею. Потом объясните, с какой целью Иисус стал человеком: чтобы исполнить волю Бога и дать спасение потерянному человечеству, которое не мог спасти никакой закон — ни исламский, ни Моисеев.

 

Часть третья

В предыдущих частях этой статьи мы отметили, что ислам разделен на множество сект, крупнейшими из которых являются сунниты и шииты. Первоначально раскол между этими двумя группами произошел из-за разногласий по поводу того, кто должен был сменить Мухаммеда на посту вождя общины. Шииты считали, что лидер должен происходить из числа родственников Мухаммеда; сунниты полагали, что преемником должен стать особенно набожный человек, избранный ближайшими сподвижниками пророка из своей среды. Суннитам удалось поставить первых трех лидеров, а потом власть захватили шииты (партия Али). Но Али и двое его сыновей были убиты.

На протяжении последующих столетий шииты, как правило, проигрывали в борьбе за власть. В результате, это мусульманское течение приобрело вид движения протеста против коррумпированных суннитских вождей. Естественно, чтобы оправдать свою идеологию отделенного меньшинства, шииты разработали собственное богословие, радикально отличающееся от суннитского, по крайней мере, в двух главных моментах: идее мученичества и идее о божественном свете, пребывающем в шиитских лидерах. Оба этих догмата позволяют христианам свидетельствовать шиитам о Христе таким образом, который неприменим к суннитам.

Память о мученичестве ради блага людей в шиитском календаре воплощена в лунном месяце мухаррам. Мы уже упоминали трех мучеников — Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его сыновей Хасана и Хусейна (внуков Мухаммеда). Мученичество Хусейна памятуется ежегодно. Первые десять дней месяца мухаррам посвящены «страстным сценкам», в которых пересказывается история о том, как Хусейн был предан и мужественно претерпел чудовищные издевательства со стороны правящей династии Мекки (Омейядов). В десятый день по традиции проходят шествия мужчин, которые избивают себя до крови, плача о том, что люди не встали на защиту своего возлюбленного вождя.

Здесь мы подходим к ключевому моменту: шииты верят в то, что пролитая кровь убиенного Хусейна искупает их грехи. Они принимают идею искупления, совершенно неприемлемую для суннитов. Я видел разные способы, при помощи которых христиане благовествовали шиитам, но наиболее эффективным оказался показ фильмов, изображающих распятие Иисуса Христа. (Кстати, в отличие от суннитов, шииты принимают формы искусства, в которых присутствует изображение человека, и признают театральное искусство). Я видел, как шииты горько плакали, смотря такие фильмы. По окончании сеанса с ними очень просто говорить о глубоком духовном значении страданий и смерти Иисуса Христа.

Но даже без показа фильма, просто попросив шиита рассказать о мученической смерти Хусейна, христианин обеспечит себе благоприятную возможность, чтобы потом перевести разговор на искупительную крестную смерть Иисуса. В разговоре стоит обратить особое внимание на страшные испытания, перенесенные Иисусом во время ареста и суда; на важность пролитой Христом крови для искупления грехов человечества; на победу Христа над смертью и на вечную жизнь, которую Он обещал верующим в Него.

Вторая главная точка соприкосновения — учение о «божественном свете», пребывавшем в Мухаммеде, Али, Хусейне и древних «имамах», а ныне — во всех аятоллах, кем бы они ни были. Прежде чем продолжить, позвольте мне пояснить эти два понятия. В суннитском исламе «имам» — это руководитель молитвы в мечети. Им может стать любой человек. В шиитском исламе «имам» — очень важное понятие. Оно обозначает династию духовных лидеров общины. В зависимости от того, о какой ветви шиитского ислама идет речь, эта династическая линия обрывается либо на пятом, либо на седьмом, либо на двенадцатом имаме. Эти династии оборвались столетия назад. В каждой из них якобы присутствовал божественный свет, который впоследствии перешел к меньшему рангу духовенства, именуемому «аятолла». Это слово означает «Знамение или Чудо Бога». Покойный аятолла Хомейни (умер в 1989 году) был самым известным аятоллой современности. В настоящий момент его преемником является Али Хаменеи.

Учение о божественном свете может помочь христианину-благовестнику найти общий язык с шиитами. Иисус первым сказал: «Я есть свет миру» (Ин. 8:12). За этими словами стоит идея чистого света, приходящим через безгрешного служителя Бога. Проблема шиитов состоит в том, что их собственные предубеждения вынуждают их приписывать безгрешность нынешним аятоллам. Но даже Мухаммед не претендовал на безгрешность.

Коран увещевает Мухаммеда (и других) искать прощения своих грехов (Сура 40:57; 42:8; 47:21). В Суре 16:63 упоминается, что грех — проблема всех людей. Коран также утверждает, что любое несчастье случается с мусульманином из-за его грехов (42:29). Даже победа дается для того, чтобы Бог мог простить грехи человека (48:1, 2). На основании этих стихов можно доказать, что никто не безгрешен, и никто не способен быть «Светом миру». Единственным исключением, конечно же, является Иисус. Даже в Коране мы читаем, что Он — «один из праведников», т. е. безгрешный (3:41).

Оттолкнувшись от этих отрывков из Корана, христианин получит возможность показать мусульманину, что Иисус — «святой Сын Божий» (Мф. 1:20, 21; Лк. 1:32), что Он поистине безгрешен (2 Кор. 5:21); что в Иисусе есть истинная духовная жизнь, и эта жизнь есть истинный «свет человеков» (Ин. 1:4); и, наконец, что Сам Иисус называл Себя светом миру (Ин. 8:12), и что только в Его свете мы можем увидеть свет (Ин. 1:9).

 

ССЫЛКИ

 1 Ссылки приводятся по переводу Г. С. Саблукова (3-е изд., Казань, 1907).


© 2019 Центр Апологетических Исследований

Важное замечание: Мы оставляем за собой право не соглашаться во всех деталях с авторами публикуемых статей и материалов.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

Центр Апологетических Исследований · 194044 Санкт-Петербург · а/я 954 · Россия · Russia@Apologetika.ru